Команда Приокчане школы № 174 города Нижнего Новгорода Нижегородской области/Сетевой проект Святой витязь земли русской

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
("Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»))
("Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»))
Строка 41: Строка 41:
  
 
== "Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)==
 
== "Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)==
|}
+
 
 
'''1)Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?'''
 
'''1)Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?'''
 +
 
С 1257 г. мы можем считать полное установление татарской власти над русской землей. Но прежде чем была организована целая система золотоордынского властвования, между Русью и Золотой Ордой непосредственно вслед за покорением устанавливались отношения господства и подчинения, хотя и не успевшие вылиться в законченные формы. Под 1243 годом в летописи читаем запись: "Великий князь Ярослав (брат Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и его преемник на Владимирском столе) поеха в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла к Kaнови. Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: "Ярославе! буди ты старен всем князем в Русском языце". Ярослав же возвратился в свою землю с великою честью".
 
С 1257 г. мы можем считать полное установление татарской власти над русской землей. Но прежде чем была организована целая система золотоордынского властвования, между Русью и Золотой Ордой непосредственно вслед за покорением устанавливались отношения господства и подчинения, хотя и не успевшие вылиться в законченные формы. Под 1243 годом в летописи читаем запись: "Великий князь Ярослав (брат Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и его преемник на Владимирском столе) поеха в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла к Kaнови. Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: "Ярославе! буди ты старен всем князем в Русском языце". Ярослав же возвратился в свою землю с великою честью".
 
Существуют 2 точки зрения про союз Руси с монголо-татарским игом. Первая точка зрения- как считают евразийцы- военнополитический союз Орды с русскими землями против католической Литвы; ханы получали доходы от Руси, давая ей защиту от крестоносцев. Вторая- русская школа- иго приостановило распад Руси.
 
Существуют 2 точки зрения про союз Руси с монголо-татарским игом. Первая точка зрения- как считают евразийцы- военнополитический союз Орды с русскими землями против католической Литвы; ханы получали доходы от Руси, давая ей защиту от крестоносцев. Вторая- русская школа- иго приостановило распад Руси.
Строка 49: Строка 50:
  
 
'''2)Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?'''
 
'''2)Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?'''
 +
 
Батыево нашествие нанесло огромный ущерб кочевым и оседлым народам Восточной Европы. Вторжение татар в половецкие земли, в Венгрию и Польшу были ничуть не менее опустошительными, чем их набег на Русь. Влияние монгольского погрома на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцкое, Турово-Пинское и отчасти Смоленское княжества, изьежала татарщины. Поход Батыя многими чертами напоминал позднейшие татарские набеги. Монголы прошли Суздальскую землю за три месяца. Некоторые небольшие города и сельские поселения были сметены с лица земли. Подавляющая часть суздальского населения обитала в крохотных  деревнях, затерявшихся среди лесов, болот. Зимние облавы монголов не затронули и не могли затронуть основную массу сельского населения. Деревне татары причинили ущерб, сопоставимый с ущербом от внутренних войн и усобиц, продолжавшихся десятилетиями.
 
Батыево нашествие нанесло огромный ущерб кочевым и оседлым народам Восточной Европы. Вторжение татар в половецкие земли, в Венгрию и Польшу были ничуть не менее опустошительными, чем их набег на Русь. Влияние монгольского погрома на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцкое, Турово-Пинское и отчасти Смоленское княжества, изьежала татарщины. Поход Батыя многими чертами напоминал позднейшие татарские набеги. Монголы прошли Суздальскую землю за три месяца. Некоторые небольшие города и сельские поселения были сметены с лица земли. Подавляющая часть суздальского населения обитала в крохотных  деревнях, затерявшихся среди лесов, болот. Зимние облавы монголов не затронули и не могли затронуть основную массу сельского населения. Деревне татары причинили ущерб, сопоставимый с ущербом от внутренних войн и усобиц, продолжавшихся десятилетиями.
 
В городах жила незначительная часть населения Руси. Но города были центрами ремесла и культуры. Разрушения городов было самым тяжелым из последствий нашествия.
 
В городах жила незначительная часть населения Руси. Но города были центрами ремесла и культуры. Разрушения городов было самым тяжелым из последствий нашествия.
 
Орде не удалось распространить на Русь порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Но осуществленные ордынцами меры заложили фундамент баскаческой системы, более приспособленной к русским условиям. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники – баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Главный баскак держал ставку во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспечивал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию.
 
Орде не удалось распространить на Русь порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Но осуществленные ордынцами меры заложили фундамент баскаческой системы, более приспособленной к русским условиям. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники – баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Главный баскак держал ставку во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспечивал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию.
  
'''3)Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?
+
'''3)Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?'''
 +
 
 
Не всегда принимается во внимание, что Киевская Русь за 100 лет до появления монголов - в 12 веке распалась на 8 суверенных княжеств и была ослаблена междоусобицами. Многие ли знают, что одна только битва новгородцев с суздальцами ( при Липице, 1216 года) имела своим результатом более 10000 убитых? Последующие столкновения с монголами такого количества жертв не давали.
 
Не всегда принимается во внимание, что Киевская Русь за 100 лет до появления монголов - в 12 веке распалась на 8 суверенных княжеств и была ослаблена междоусобицами. Многие ли знают, что одна только битва новгородцев с суздальцами ( при Липице, 1216 года) имела своим результатом более 10000 убитых? Последующие столкновения с монголами такого количества жертв не давали.
 
Тактика монголов, позволявшее им держать Русь в политической зависимости, как раз и опиралась на взаимную рознь отдельных княжеств, на межкняжеские противоречия. А русские князья, как это не кажется парадоксальным, часто прибегали к помощи татарских ратей для того, чтобы свести счёты со своими противниками - соседними князьями. Если про суммировать все монголо- татарские набеги самого тяжелого для Руси 13 века, то получится, что каждая третья военная компания монголов осуществлялось при участии русских войск. Вообще треть всех кочевнических набегов была организована по инициативе русских князей, стремящихся с помощью монголов укрепить свою власть и получить определённые преимущества.
 
Тактика монголов, позволявшее им держать Русь в политической зависимости, как раз и опиралась на взаимную рознь отдельных княжеств, на межкняжеские противоречия. А русские князья, как это не кажется парадоксальным, часто прибегали к помощи татарских ратей для того, чтобы свести счёты со своими противниками - соседними князьями. Если про суммировать все монголо- татарские набеги самого тяжелого для Руси 13 века, то получится, что каждая третья военная компания монголов осуществлялось при участии русских войск. Вообще треть всех кочевнических набегов была организована по инициативе русских князей, стремящихся с помощью монголов укрепить свою власть и получить определённые преимущества.
Строка 62: Строка 65:
  
 
'''4)В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIII в. и какова роль Невского в нем?'''
 
'''4)В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIII в. и какова роль Невского в нем?'''
 +
 
Со времени Любечского съезда, с начала XII в., судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество, и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же XII в. владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который по словам певца «Слова о полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти». Одновременно с внешним усилением Суздальского княжества мы наблюдаем внутри самого княжества следы созидающего процесса, здесь слагается иной, чем на юге, общественный строй. В XI и даже в XII в. в Суздальской Руси, как на юге, мы видим развитие городских общин (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом. Новые же города в этой стране возникают с иным типом. «Разница между старыми и новыми городами та, - говорит Соловьев, — что старые города, считая себя старее князей, смотрели на них как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение». В самом деле, на севере князь часто первый занимал местность и искусственно привлекал в нее новых посельников, ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцем в известном городе был князь, исконным же владельцем городской земли вече; теперь на севере пришельцем сказывалось население, а  первым владельцем земли — князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками — хозяевами данного места. В лице князя произошло соединение двух категорий прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. С этим новым явлением не могли примириться старые вечевые города. Между ними и князем произошла борьба; руководителями городов в этой борьбе  
 
Со времени Любечского съезда, с начала XII в., судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество, и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же XII в. владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который по словам певца «Слова о полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти». Одновременно с внешним усилением Суздальского княжества мы наблюдаем внутри самого княжества следы созидающего процесса, здесь слагается иной, чем на юге, общественный строй. В XI и даже в XII в. в Суздальской Руси, как на юге, мы видим развитие городских общин (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом. Новые же города в этой стране возникают с иным типом. «Разница между старыми и новыми городами та, - говорит Соловьев, — что старые города, считая себя старее князей, смотрели на них как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение». В самом деле, на севере князь часто первый занимал местность и искусственно привлекал в нее новых посельников, ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцем в известном городе был князь, исконным же владельцем городской земли вече; теперь на севере пришельцем сказывалось население, а  первым владельцем земли — князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками — хозяевами данного места. В лице князя произошло соединение двух категорий прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. С этим новым явлением не могли примириться старые вечевые города. Между ними и князем произошла борьба; руководителями городов в этой борьбе  
 
были, по мнению Беляева и Корсакова, «земские бояре». И в южной Руси, по «Русской Правде» и летописи, мелькают следы земской аристократии, которая состояла из земских, а не княжеских бояр — градских старцев. На севере в городах должна была быть такая же аристократия с земледельческим характером. В самом деле, можно допустить, что «бояре» новгородские, колонизуя восток, скупали себе в Ростовской и Суздальской земле владения, вызывали туда на свои земли работников и составляли собою класс более или менее крупных землевладельцев. В их руках, независимо от князя, сосредоточивалось влияние на вече, и вот с этой-то землевладельческой аристократией, с этой силой, сидевшей в старых городах, приходилось бороться князьям; в новых, построенных князьями городах такой аристократии, понятно, не было. Борьба князей со старыми городами влечет за собою неминуемо и борьбу новых городов со старыми. Эта борьба оканчивается победой князей, которые подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Полнота власти князя становится признанным фактом. Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, «вотчинник». На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием «удельного порядка» и весьма несходные с порядком Киевской Руси.
 
были, по мнению Беляева и Корсакова, «земские бояре». И в южной Руси, по «Русской Правде» и летописи, мелькают следы земской аристократии, которая состояла из земских, а не княжеских бояр — градских старцев. На севере в городах должна была быть такая же аристократия с земледельческим характером. В самом деле, можно допустить, что «бояре» новгородские, колонизуя восток, скупали себе в Ростовской и Суздальской земле владения, вызывали туда на свои земли работников и составляли собою класс более или менее крупных землевладельцев. В их руках, независимо от князя, сосредоточивалось влияние на вече, и вот с этой-то землевладельческой аристократией, с этой силой, сидевшей в старых городах, приходилось бороться князьям; в новых, построенных князьями городах такой аристократии, понятно, не было. Борьба князей со старыми городами влечет за собою неминуемо и борьбу новых городов со старыми. Эта борьба оканчивается победой князей, которые подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Полнота власти князя становится признанным фактом. Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, «вотчинник». На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием «удельного порядка» и весьма несходные с порядком Киевской Руси.
 
+
|}
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__
 
| style="width: 60%; background-color: #FFFFE0; border: 3px solid #D2691E; vertical-align: top; height: 60px;" |__NOTOC__

Версия 06:38, 22 ноября 2013


Эмблема Александр Невский.jpg

Святой витязь земли русской

Название команды

ПРИОКЧАНЕ

Девиз

Состав команды

Руководители команды:

Наша школа

Крыльцо школы 174 Нижний Новгород.jpg



Наш школьный сайт

"Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)

1)Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?

С 1257 г. мы можем считать полное установление татарской власти над русской землей. Но прежде чем была организована целая система золотоордынского властвования, между Русью и Золотой Ордой непосредственно вслед за покорением устанавливались отношения господства и подчинения, хотя и не успевшие вылиться в законченные формы. Под 1243 годом в летописи читаем запись: "Великий князь Ярослав (брат Юрия Всеволодовича, убитого на реке Сити, и его преемник на Владимирском столе) поеха в татары к Батыеви, а сына своего Константина посла к Kaнови. Батый же почти Ярослава великою честью и мужи его и отпусти и рек ему: "Ярославе! буди ты старен всем князем в Русском языце". Ярослав же возвратился в свою землю с великою честью". Существуют 2 точки зрения про союз Руси с монголо-татарским игом. Первая точка зрения- как считают евразийцы- военнополитический союз Орды с русскими землями против католической Литвы; ханы получали доходы от Руси, давая ей защиту от крестоносцев. Вторая- русская школа- иго приостановило распад Руси. Для Руси иго принесло действительно много положительного ( если, конечно, закрыть глаза на набеги татар): первая перепись населения Руси(В период татаро-монгольского ига в 1245, 1257, 1259 и 1273 годах, по требованию татарских ханов для определения размеров дани производится учёт населения некоторых русских княжеств (в т. ч. в 1259 году — при Александре Невском, в 1275 году — при Василии Ярославиче Квашне). Учитываются для обложения данью дома, или «дымы». Не учитываются священнослужители — они освобождены от взимания дани. В 1275 году князь Василий Ярославич сам отвозит дань в Орду, после чего татарские численники перестают приезжать на Русь для переписей населения и учитывать население русские князья начинают сами, т.е. для собирания налогов. Подарили ямщицкую перевозку (от одного пункта до другого). К тому же монголо-татары невольно привели Русь к концу раздробленности (русские князь сплотились, чтобы устранить власть татар, дабы стать самостоятельными) А вот на Средней Азии все происходило совсем иначе. Монголы ее просто завоевали, не дав ничего нового. На Руси была хоть какая-то самостоятельность: у русских князей (ярлык на правление), а в Средней Азии такого не было, и быть не могло.

2)Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?

Батыево нашествие нанесло огромный ущерб кочевым и оседлым народам Восточной Европы. Вторжение татар в половецкие земли, в Венгрию и Польшу были ничуть не менее опустошительными, чем их набег на Русь. Влияние монгольского погрома на исторические судьбы русского народа не следует преувеличивать. Почти половина территории Руси, включая Новгородскую землю, Полоцкое, Турово-Пинское и отчасти Смоленское княжества, изьежала татарщины. Поход Батыя многими чертами напоминал позднейшие татарские набеги. Монголы прошли Суздальскую землю за три месяца. Некоторые небольшие города и сельские поселения были сметены с лица земли. Подавляющая часть суздальского населения обитала в крохотных деревнях, затерявшихся среди лесов, болот. Зимние облавы монголов не затронули и не могли затронуть основную массу сельского населения. Деревне татары причинили ущерб, сопоставимый с ущербом от внутренних войн и усобиц, продолжавшихся десятилетиями. В городах жила незначительная часть населения Руси. Но города были центрами ремесла и культуры. Разрушения городов было самым тяжелым из последствий нашествия. Орде не удалось распространить на Русь порядки военной службы, существовавшие в монгольских улусах. Но осуществленные ордынцами меры заложили фундамент баскаческой системы, более приспособленной к русским условиям. Вместо темников и тысячников Русью стали управлять специально назначенные чиновники – баскаки, имевшие в своем распоряжении военную силу. Главный баскак держал ставку во Владимире. Он осуществлял надзор за деятельностью великого князя, обеспечивал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию.

3)Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?

Не всегда принимается во внимание, что Киевская Русь за 100 лет до появления монголов - в 12 веке распалась на 8 суверенных княжеств и была ослаблена междоусобицами. Многие ли знают, что одна только битва новгородцев с суздальцами ( при Липице, 1216 года) имела своим результатом более 10000 убитых? Последующие столкновения с монголами такого количества жертв не давали. Тактика монголов, позволявшее им держать Русь в политической зависимости, как раз и опиралась на взаимную рознь отдельных княжеств, на межкняжеские противоречия. А русские князья, как это не кажется парадоксальным, часто прибегали к помощи татарских ратей для того, чтобы свести счёты со своими противниками - соседними князьями. Если про суммировать все монголо- татарские набеги самого тяжелого для Руси 13 века, то получится, что каждая третья военная компания монголов осуществлялось при участии русских войск. Вообще треть всех кочевнических набегов была организована по инициативе русских князей, стремящихся с помощью монголов укрепить свою власть и получить определённые преимущества. В научной литературе, в учебниках, в массовом сознании прочно утвердилась традиция все внутренние неурядицы в России в 13-15 веках объяснять внешним воздействием, разрушительным влиянием монголо-татарского ига, на 200 лет затормозившим русскую историю. Надо сказать, что в орбиту монгольского влияния в период их могущества были в течении 100-200 лет и иранская, и китайская история. Но нигде, кроме России, не сложилась историографическая традиция списывать исключительно "на врагов" все пагубы сепаратизма, собственного внутреннего разлада, ославлявшего и губившего страну. Взаимоотношения Руси с монгольской Ордой необходимо рассматривать не изолированно, а в общем международном контексте того времени. Начало монгольских походов на Русь совпадает с активацией запада, огнём и мечом насаждавшего католичество. Папа Римский объявляет крестовый поход против неверных и санкционируют одновременный удар и по монголам, и по православным русским. В то же самое время багдадский халиф объявляют джихад против монголов. Вот в этой не простой ситуации Александр Невский заключает союз с монголами и тем самым останавливает натиск крестоносцев. Л.Н.Гумелёв считает этот союз военно-политическим, а "дань" - взносом в общую казну на содержание армии. (Кстати сказать, Александр Невский был дружен с сыном Батыя Сартаком и даже стал его побратимом, то есть пасынком Батыя) Объединение Руси с Золотой Ордой произошло в 1247 году - через 10 лет после похода Батыя 1237 года. Дань же русские князья начали платить в 1258 году. Иначе говоря, Александр Невский признал суверенитет хана Орды именно в том году, когда Запад в лице крестоносцев огнём и мечом угрожал неверным: православной Руси и татаро-монголам, и их взаимодействие защитило как тех, так и других. Самостоятельно ослабленная междоусобицами Русь тогда не могла бы отразить нашествие крестоносцев. Если Запад объявил крестовый поход против православия, то в Золотой Орде в 1260 году была открыта епископская кафедра с русским епископом, и политическая зависимость Руси от Орды не была препятствием к этому. Судьба же юго-западных княжеств сложилась иначе. Белая Русь, Галиция, Волынь, Киев и Чернигов, отказавшись от союза с Ордой стали жертвой Литвы и Польши. Католическая реакция в 16 веке вынудила население русского происхождения, не желавшая обращения в католичество и стремившееся отстоять свои традиции, бежать на границе со степью и в Запорожье.

4)В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIII в. и какова роль Невского в нем?

Со времени Любечского съезда, с начала XII в., судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество, и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же XII в. владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который по словам певца «Слова о полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти». Одновременно с внешним усилением Суздальского княжества мы наблюдаем внутри самого княжества следы созидающего процесса, здесь слагается иной, чем на юге, общественный строй. В XI и даже в XII в. в Суздальской Руси, как на юге, мы видим развитие городских общин (Ростов, Суздаль) с их вечевым бытом. Новые же города в этой стране возникают с иным типом. «Разница между старыми и новыми городами та, - говорит Соловьев, — что старые города, считая себя старее князей, смотрели на них как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение». В самом деле, на севере князь часто первый занимал местность и искусственно привлекал в нее новых посельников, ставя им город или указывая пашню. В старину на юге было иначе: пришельцем в известном городе был князь, исконным же владельцем городской земли вече; теперь на севере пришельцем сказывалось население, а первым владельцем земли — князь. Роли переменились, должны были измениться и отношения. Как политический владелец, князь на севере по старому обычаю управлял и законодательствовал; как первый заимщик земель, он считал себя и свою семью сверх того вотчинниками — хозяевами данного места. В лице князя произошло соединение двух категорий прав на землю: прав политического владельца и прав частного собственника. Власть князя стала шире и полнее. С этим новым явлением не могли примириться старые вечевые города. Между ними и князем произошла борьба; руководителями городов в этой борьбе были, по мнению Беляева и Корсакова, «земские бояре». И в южной Руси, по «Русской Правде» и летописи, мелькают следы земской аристократии, которая состояла из земских, а не княжеских бояр — градских старцев. На севере в городах должна была быть такая же аристократия с земледельческим характером. В самом деле, можно допустить, что «бояре» новгородские, колонизуя восток, скупали себе в Ростовской и Суздальской земле владения, вызывали туда на свои земли работников и составляли собою класс более или менее крупных землевладельцев. В их руках, независимо от князя, сосредоточивалось влияние на вече, и вот с этой-то землевладельческой аристократией, с этой силой, сидевшей в старых городах, приходилось бороться князьям; в новых, построенных князьями городах такой аристократии, понятно, не было. Борьба князей со старыми городами влечет за собою неминуемо и борьбу новых городов со старыми. Эта борьба оканчивается победой князей, которые подчиняют себе старые города и возвышают над ними новые. Полнота власти князя становится признанным фактом. Князь не только носитель верховной власти в стране, он ее наследственный владелец, «вотчинник». На этом принципе вотчинности (патримониальности) власти строятся все общественные отношения, известные под общим названием «удельного порядка» и весьма несходные с порядком Киевской Руси.

"Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)

"Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)

"Солнце земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)

"Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)

Персональные инструменты
Инструменты