Театральный Ростов

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 5: Строка 5:
 
С историей Асмоловского и других театров Ростова тесно связаны имена крупнейших российских антрепренеров, режиссеров и актеров: Н. Н. Синельникова, Н. И. Соболыцикова-Самарина. Именно Синельников первым ввел в дореволюционном театре дешевые места для малоимущих, по примеру Московского художественного общественного театра (так назывался тогда МХАТ).
 
С историей Асмоловского и других театров Ростова тесно связаны имена крупнейших российских антрепренеров, режиссеров и актеров: Н. Н. Синельникова, Н. И. Соболыцикова-Самарина. Именно Синельников первым ввел в дореволюционном театре дешевые места для малоимущих, по примеру Московского художественного общественного театра (так назывался тогда МХАТ).
  
'''Театр драмы имени Горького'''
+
 
 +
== ''Театр драмы имени Горького'' ==
 +
 
  
 
Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Первым режиссером был Николай Синельников, первой постановкой – «Ревизор» Гоголя со знаменитым Щепкиным в главной роли. В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха. После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.
 
Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Первым режиссером был Николай Синельников, первой постановкой – «Ревизор» Гоголя со знаменитым Щепкиным в главной роли. В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха. После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране.
Строка 14: Строка 16:
 
В 1976 году театр получил Государственную премию РСФСР им. Станиславского за спектакль "Тихий Дон" по роману М. Шолохова; в 1995 году - первую премию на Всероссийском фестивале "Русская классика" за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль "Маленькие трагедии"). Театр является инициатором Всероссийского фестиваля "Русская комедия".
 
В 1976 году театр получил Государственную премию РСФСР им. Станиславского за спектакль "Тихий Дон" по роману М. Шолохова; в 1995 году - первую премию на Всероссийском фестивале "Русская классика" за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль "Маленькие трагедии"). Театр является инициатором Всероссийского фестиваля "Русская комедия".
  
'''Ростовский Областной Академический Молодежный театр'''
+
 
 +
== ''Ростовский Областной Академический Молодежный театр''==
 +
 
  
 
В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Почти столетняя история здания знает не менее десятка коллективов, носивших различные названия.  
 
В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Почти столетняя история здания знает не менее десятка коллективов, носивших различные названия.  
Строка 24: Строка 28:
 
В 1997 году театр получил звание Академического, а в 2001 – стал называться Ростовским Областным Академическим Молодежным театром.
 
В 1997 году театр получил звание Академического, а в 2001 – стал называться Ростовским Областным Академическим Молодежным театром.
  
'''Ростовский государственный музыкальный театр'''
+
== ''Ростовский государственный музыкальный театр'' ==
 +
 
  
 
Первое десятилетие Ростовский театр оперетты располагался в этом здании — бывшем театре Машонкина на пересечении проспекта Буденновского и улицы Горького. В годы Великой Отечественной Войны здание было разрушено.  
 
Первое десятилетие Ростовский театр оперетты располагался в этом здании — бывшем театре Машонкина на пересечении проспекта Буденновского и улицы Горького. В годы Великой Отечественной Войны здание было разрушено.  
Строка 41: Строка 46:
 
Но центром культурной жизни Южного Федерального округа театр стал не только благодаря "беломраморному чуду". С момента переезда в великолепное новое здание в нем начался период существенных изменений: театр приобрел новый статус музыкального – в нем были созданы оперная и балетная труппы. В настоящее время в театре представлены различные спектакли в жанрах оперы, балета, оперетты и мюзикла. Большой, разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 60 артистов, состав оркестра включает более 100 инструменталистов.  
 
Но центром культурной жизни Южного Федерального округа театр стал не только благодаря "беломраморному чуду". С момента переезда в великолепное новое здание в нем начался период существенных изменений: театр приобрел новый статус музыкального – в нем были созданы оперная и балетная труппы. В настоящее время в театре представлены различные спектакли в жанрах оперы, балета, оперетты и мюзикла. Большой, разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 60 артистов, состав оркестра включает более 100 инструменталистов.  
  
'''Ростовский государственный театр кукол'''
+
 
 +
== ''Ростовский государственный театр кукол'' ==
  
 
В г. Ростове-на-Дону, на Университетском,46, живет один из лучших театров для детей — театр кукол имени народного артиста России Влади-мира Былкова. В нем создано все для встречи с прекрасным, для малышей и их родителей.
 
В г. Ростове-на-Дону, на Университетском,46, живет один из лучших театров для детей — театр кукол имени народного артиста России Влади-мира Былкова. В нем создано все для встречи с прекрасным, для малышей и их родителей.
Строка 59: Строка 65:
  
 
Театр кукол имеет грандиозные проекты по созданию спектаклей для взрослых — «Фауст» И.-В. Гете, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Балаганчик» А. Блока, а также для детей: «Айболит» Н. Коростылева, «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей и император» Г.-Х. Андерсена, «Последний подвиг Геракла» М. Бартенева.
 
Театр кукол имеет грандиозные проекты по созданию спектаклей для взрослых — «Фауст» И.-В. Гете, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Балаганчик» А. Блока, а также для детей: «Айболит» Н. Коростылева, «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей и император» Г.-Х. Андерсена, «Последний подвиг Геракла» М. Бартенева.
 +
 +
 +
== Ссылки ==
 +
[Ростовский музыкальный театр]

Версия 09:53, 4 января 2013

В 1863 г., по Большой Садовой в новом, так называемом, Гайрабетовском театре состоялось первое представление. Это была первая сезонная труппа. Ее антрепренером стал Ф. Надлер. От этого времени принято вести летоисчисление профессионального театра в городе. В 1873 году видный домовладелец Е. К. Ткачев в собственном саду, через квартал от Гайрабетовского, тоже возвел деревянный театр, представления в нем давались и в зимние месяцы. После одного из по-жаров, уже в начале нынешнего века, там же он был приспособлен под кинотеатр. В тридцатые годы в том саду работал летний кинотеатр "Арс", здесь размещался уютный клуб работников искусств. А после войны и до 1957 года на этой территории более десяти лет постоянно действовал цирк-шапито.

В 1882 году крупнейший капиталист Юга России, владелец табачной фабрики, купец 1-й гильдии В. И. Асмолов добился от городской думы дозволения построить "концертное зало" на собственном участке земли по Таганрогскому проспекту (рядом с нынешним Домом офицеров). И уже следующей осенью поднялось и приняло первых зрителей первое в Ростове каменное театральное здание "в мавританском стиле" на 800 мест в трех ярусах, с просторной сценой, прекрасной акустикой. Театр получил название, сохранившееся в устной речи и после революции, как "асмоловский".

С историей Асмоловского и других театров Ростова тесно связаны имена крупнейших российских антрепренеров, режиссеров и актеров: Н. Н. Синельникова, Н. И. Соболыцикова-Самарина. Именно Синельников первым ввел в дореволюционном театре дешевые места для малоимущих, по примеру Московского художественного общественного театра (так назывался тогда МХАТ).


Содержание

Театр драмы имени Горького

Датой образования театра принято считать 23 июня 1863 года, когда состоялось первое представление стационарной драматической труппы. Первым режиссером был Николай Синельников, первой постановкой – «Ревизор» Гоголя со знаменитым Щепкиным в главной роли. В 1929 году Северо-Кавказским крайисполкомом было принято решение о строительстве масштабного театрального сооружения. На площади Революции было возведено осенью 1935-го здание нового театра по проекту академика архитектуры В. А. Щуко и профессора В. Г. Гельфрейха. После завершения строительства многие эксперты называли театр одним из лучших в стране. Внешним видом театр напоминает трактор. До войны он был облицован мрамором. Здание входит в список шедевров эпохи конструктивизма - в Лондонском музее истории архитектуры Россию представляют всего два макета: собор Василия Блаженного и Драматический театр им. Максима Горького. Ле Корбюзье и Оскар Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры. Фасад здания украшен горельефами работы Сергея Королькова. Общее количество зрителей, который был способен вмещать зрительный зал было поистине колоссальным — 2200 человек. В одном из первых спектаклей на сцену была выведена целая конница. Была сооружена и собственная подстанция. Огорчало в новом "тракторе", вошедшем в справочники и театральные энциклопедии мира, плохая акустика. Известна шутка Р. Я. Плятта, перефразировавшего строки известной песни "Я другой такой не знаю сцены, где так плохо слышен человек". В войну здание было разрушено и заново приняло зрителей лишь в 1963 году. А до этого театр имени М. Горького работал в довоенном Клубе медработников. После восстановления "трактор" не изменил внешнего облика, не сократился по внутренним масштабам. В 1980 году театру присвоено почетное звание академического. За прошедшие почти 150 театральных сезонов в театре поставлена вся классика русской и зарубежной драматургии; многие премьеры становились событиями культурной жизни не только города, но и региона. В 1976 году театр получил Государственную премию РСФСР им. Станиславского за спектакль "Тихий Дон" по роману М. Шолохова; в 1995 году - первую премию на Всероссийском фестивале "Русская классика" за экспериментальный поиск в освоении драматургии А.С. Пушкина (спектакль "Маленькие трагедии"). Театр является инициатором Всероссийского фестиваля "Русская комедия".


Ростовский Областной Академический Молодежный театр

В 1899 году на Бульварной площади (ныне — Свободы) был возведен Нахичеванский городской театр. Почти столетняя история здания знает не менее десятка коллективов, носивших различные названия. 16 декабря 1899 года великолепный театр открылся. Все здесь было уникально, во всем чувствовалась любовь и тепло создателей театра. Пре-красная акустика зрительного зала была достигнута благодаря точно рассчитанным форме и объему, а также использованию древнего способа – в стены под потолком были вмурованы амфоры с горлышками, открытыми в зал. Действовала «амосовская» система отопления: в стенах устроены воздуховоды, благодаря чему, одна небольшая кочегарка надежно отапливала все грандиозное помещение. Пол зрительного зала при помощи домкратов можно было сделать горизонтальным – например, при необходимости провести в здании многолюдный бал, что и состоялось при открытии… Единственным случаем в истории мирового искусства было то, что на сцене театра играл и его создатель, архитектор Николай Дурбах. В разные годы в здании существовали разные театры. В 1929 году здесь обосновался Театр Рабочей молодежи (ТРАМ). Несколько месяцев спустя, выпускница Московского театрального института (позже ГИТИСа), режиссер Анна Нестерова основала Театр Юного Зрителя. Ее премьерной постановкой считается спектакль «Маугли». После войны в здании на площади Свободы получил прописку Ростов-ский театр комедии, преобразованный в 1957 году в Молодежный театр драмы им. Ленинского комсомола. Официальной датой создания ТЮЗа имени Ленинского комсомола считается 23 февраля 1964 года, первой премьерой – спектакль «Чапаёнок». Спектакли ТЮЗа получили дипломы Всесоюзных и всероссийских фестивалей. В новейшую историю театра вписали свои имена такие известные режиссеры как Артур Хайкин, Юрий Еремин, Вячеслав Гвозд-ков, Кирилл Серебрянников. Александр Николаевич Компанийцев, заслуженный работник культуры России (более 40 лет проработавший директором театра) и Владимир Борисович Чигишев, заслуженный деятель искусств России (более 20 лет занимавший пост главного режиссера театра), приложили максимум усилий, чтобы театр пережил второе рождение. Благодаря реконструкции, начатой в 1983 году, общая площадь увеличилась более чем в два раза – были пристроены поме-щения производственных цехов, гримуборных, малой и экспериментальной сцен. Изменился и репертуар театра – в нем стали появляться «неформатные» постановки, заставшие заговорить о Ростовском ТЮЗе, а затем о Молодежном, театральную общественность России и зарубежья. Культовыми постановками стали такие спектакли как «Гамлет» В. Шекспира, «Три сестры» А. Чехова, «Собаки» А.Чутко, Л.Сергиенко, «Пугачев» С.Есенина. Лучшие спектакли театра видела публика Германии, Франции, Дании, Италии, Мексики, Польши, Турции, Японии. В 1997 году театр получил звание Академического, а в 2001 – стал называться Ростовским Областным Академическим Молодежным театром.

Ростовский государственный музыкальный театр

Первое десятилетие Ростовский театр оперетты располагался в этом здании — бывшем театре Машонкина на пересечении проспекта Буденновского и улицы Горького. В годы Великой Отечественной Войны здание было разрушено. Ростов-на-Дону – один из старейших центров музыкальной жизни Юга России. Уже во второй половине 19 века в городе существовали театральные и музыкальные общества, выступали популярные певцы, композиторы, артисты. В 1869 году известный антрепренер Григорий Вальяно привез из Парижа в Ростов творения композитора Жака Оффенбаха. С тех пор оперетта обрела “свой дом” в ростовских театрах. Официальной датой рождения театра музыкальной комедии стал 1919 год, а в январе 1931 года театр получил новый статус – “государственный”. За период своего становления Ростовский театр музкомедии дал около 1300 спектаклей, совершил гастрольные поездки в Баку, Новороссийск, Кисловодск, Воронеж, Севастополь, Симферополь. В 1931 – 1935 годах в репертуаре театра значительное место занимает советская тематика, идут "венско-классические" оперетты. Театр создает два содержательных спектакля на материале классики – "Периколу" Ж. Оффенбаха и "Сюркуф" Р.Планкета. Оба спектакля были приурочены к первому юбилею театра. Затем были показаны "Сорочинская ярмарка" А.Рябова, "Дерзкая девчонка", "Соловьиный сад" С. Заславского, "Голубые скалы" А. Софронова и др. Начиная с зимнего сезона 1935 – 1936 гг. вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность театра можно определить как период быстрого творческого роста. Ядро труппы составляли талантливые артисты Н. Мальская, Т.Павлоцкая, А. Воробьева, А. Сергиенко, М. Владимирова, Б. Бенский, Г. Капаницын, Б. Радов, А. Шилин и др. Именно этому коллективу предстояло вместе со всей страной выдержать одно из самых тяжелых испытаний минувшего столетия – испытание войной... В послевоенные годы театр осуществляет постановку новых спектаклей. В том числе – "Раскинулось море широко", "Корневильские колокола", "Цыганский барон", "Табачный капитан". Ростовская оперетта ищет и находит новых героев, новые темы и новых зрителей.

С приходом в Ростовский театр режиссера Кирилла Васильева в 1975 году начинается новый этап в развитии театрального коллектива и всего жанра в целом. Достаточно сказать, что его "Бабий бунт" по М. Шолохову и "Сладка ягода" по В. Шукшину открыли многим театрам, последовавшим за Ростовской музкомедией, новый путь к созданию современного музыкального спектакля, в основе которого вполне может быть "большая" литература. На афишах театра появились спектакли, созданные по произведениям Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, А.Твардовского.

В 80-90е годы музыкальное искусство начало наполняться свежими ритмами. В Ростовском театре музыкальной комедии появляются новые жанры – мюзикл и рок-опера, которые очень быстро завоевывают любовь зрителей и артистов. На сцене с большим успехом идут: "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, "Кабаре" Дж. Кендера, "Похищение" и "Сестра Керри" Р. Паулса, "Ордер на убийство" на музыку группы "Битлз", "Шарман – Канкан" И. Левина, пользующаяся неизменным успехом до нынешних дней рок-опера Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось". Эти годы подарили театру большую группу молодых одаренных актеров, многие из которых и сегодня украшают донскую сцену своим талантом: ныне народные артисты России Александр Клейменов и Геннадий Верхогляд, заслуженные артисты России Марина Красильникова, Наталия Макарова, Вячеслав Гостищев, другие любимые зрителями актеры.

В сентябре 1999 года в нашем городе произошло важное событие: Ростовский театр музыкальной комедии переехал в новое здание общей площадью 37 тысяч квадратных метров и сценической площадкой, кото-рая на сегодняшний день уступает по своим техническим параметрам и размеру зеркала сцены только Большому театру. История строительства этого здания насчитывает несколько десятилетий. Создателями грандиозного по тем временам сооружения стали молодые архитекторы Л. Лобак, Г. Дуков, В. Хафизов. Перед ними стояла непростая задача: создать запоминающийся силуэт здания, который олицетворял бы собой музыкальное искусство. Таким символом они выбрали рояль с открытой крышкой (служивший графическим логотипом театра музыкальной комедии на его афишах и в программках). Пройдя нелегкий путь строительства, театр в 1999 г. открыл свои двери благодаря пристальному вниманию, заботе и поддержке Администрации области и ее губернатора.

Но центром культурной жизни Южного Федерального округа театр стал не только благодаря "беломраморному чуду". С момента переезда в великолепное новое здание в нем начался период существенных изменений: театр приобрел новый статус музыкального – в нем были созданы оперная и балетная труппы. В настоящее время в театре представлены различные спектакли в жанрах оперы, балета, оперетты и мюзикла. Большой, разнообразный репертуар требует значительных творческих сил. В последние годы увеличился коллектив исполнителей. Сегодня вокальная труппа насчитывает свыше 60 солистов, балетная – более 60 артистов, хор – свыше 60 артистов, состав оркестра включает более 100 инструменталистов.


Ростовский государственный театр кукол

В г. Ростове-на-Дону, на Университетском,46, живет один из лучших театров для детей — театр кукол имени народного артиста России Влади-мира Былкова. В нем создано все для встречи с прекрасным, для малышей и их родителей. Ростовский государственный театр кукол один из старейших в стране. Его история начинается с группы кукольников, начавших работать для детей ещё в 20-е годы прошлого столетия. Причем кукольники, а среди них были: М. Кушнаренко, Н. Смирнова, А. Дора и другие, работали столь успешно, вдохновенно и талантливо, что Азово-Черноморский крайком комсомола принял решение о создании театра кукол. Впервые он распахнул свои двери для зрителей в 1935 году. На его спектаклях выросло несколько поколений жителей Донского края. Ставшие уже взрослыми, они приводят своих детей и внуков в театр своего детства. В разное время театром руководили известные режиссеры: Борис Сахновский — ученик К.С. Станиславского, Леонид Стельмахович — ученик В.Э.Мейерхольда.

Более 35-ти лет художественное руководство возглавлял ученик С.В.Образцова – Владимир Былков. История театра помнит всех стоявших у истоков его открытия замечательных артистов, среди них: «Заслуженная артистка России» С.Исаева, М. Кушнаренко (внучка Елена с успехом продолжает служить Мельпомене), С. Улыбашев, Л. Чубков, Г. Пидько, А. Деркач и многие-многие другие.

Каждый спектакль театра — это нравственный урок. Театр ведет с юными зрителями взрослый разговор о вечных жизненных ценностях, задавая работу детской душе. На основе этих принципов и строится репертуарная политика театра. Репертуар театра основывается на лучших мировых классических литературных произведениях: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Щелкунчик» Э.-Т.-А. Гофмана, «Русалочка», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Огниво» Г.-Х. Андерсена, «Чиполлино» Дж. Родари, «Гулливер в стране лилипутов» Дж. Свифта, «Звездный мальчик» О. Уайльд, «Три поросенка» С. Михалкова, «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом» С. Маршака, «Маугли» Р. Киплинга, «Бемби» Ф. Зальтена, «Карлик Нос» В. Гауфа, «Цирк Принтипрам» Д. Хармса, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Царевна-лягушка» (первый спектакль «Русского проекта») и многие-многие другие. Театр неоднократно, с неизменным успехом у зрителей и признанием театральной общественности, гастролировал по России и по странам ближнего и дальнего зарубежья: Донецк, Харьков, Киев(Украина), Киши-нев(Молдавия), Москва, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ(Северная Осетия), Ереван(Армения), Хельсинки, Каяни(Финляндия), Дуб-лин(Ирландия),Глазго, Эдинбург (Шотландия) ,Лондон (Англия), Бонн, Берлин, Дортмунд (Германия), Париж, Канны, Ницца (Франция), Мадрид, Барселона, Ллорет-де-мар (Испания), Лодзь, Ломже, Варшава (Польша), София, Плевен (Болгария), Ла-Валетта (Мальта), Монако, Монте-Карло (Монако), Сан-Ремо (Италия).

Театр является Лауреатом многих всероссийских и международных фестивалей. «Артвизит 1999, 2000, 2001», «Русская комедия 2002», «Мельпомена 1996, 1997, 1999, 2001, 2010», «Декада Донского театра 2001», «Серебряный Осетр 2001», «Ляльковi зустрiчi 2002, 2004», «День туманяновской сказки 2007», «Каталония-страна Лунного кота 2007, 2008, 2011». Многие творческие личности, работающие в театре награждены Почетными знаками «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации, грамотами и благодарностями Министерства культуры РФ, Губернатора Ростовской Области, Министерства культуры Ростовской области и РО СТД РФ, специальными призами семинаров театральных журналистов.

Театр трижды побывал с творческими отчетами-гастролями в Москве в 1953, 1985, 1998 гг., где получил за свои спектакли высокую оценку театральной критики, общественности, неподдельный интерес СМИ и радушный прием зрителей. Причем «патриарх» российских кукольников — С.В.Образцов высоко оценил творчество самобытной, перспективной и уникальной труппы Ростовского государственного театра кукол.

Театр кукол имеет грандиозные проекты по созданию спектаклей для взрослых — «Фауст» И.-В. Гете, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Балаганчик» А. Блока, а также для детей: «Айболит» Н. Коростылева, «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей и император» Г.-Х. Андерсена, «Последний подвиг Геракла» М. Бартенева.


Ссылки

[Ростовский музыкальный театр]

Персональные инструменты
Инструменты