Буинск, город (республика Татарстан)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Страницы истории города)
Строка 5: Строка 5:
  
 
==Страницы истории города ==
 
==Страницы истории города ==
 +
 +
[http://buinsk.tatarstan.ru/rus/o_rayone/istoriy.htm]
 +
 +
Буинские земли входили в состав Казанского ханства, а после завоеваний Иваном Грозным были присоединены к России.
 +
 +
Здесь появились русские селения, поместья служилых людей. В ХVI веке здесь была сооружена одна из пограничных «засечных черт» для защиты от ногайцев – земляной вал со рвами и насыпями, названными в последствии «Карлинским валом». Он начинался в трех верстах от города за рекой Карлой и простирался вверх по реке на 20 верст. Существует версия о том, что вал существовал еще в ханские времена. В настоящее время вал местами исчез, и только отдельные звенья его сохранились.
 +
 +
Дата основания города абсолютно точна - 15 сентября 1780 году, Екатериной II был издан указ об учреждении города Буинска и Буинского уезда в составе Симбирского наместничества, позднее преобразованного в губернюю.
 +
 +
Это было сделано в рамках проводимой административной реформы. Число городов увеличивалось с целью развития торговли, ремесел, промышленной деятельности.
 +
 +
Буинский уезд располагался в северной части Симбирской. В северо – западной стороне уезда простирались леса, юго – восточная часть была степной, богатой черноземом.
 +
 +
Через Буинск проходил почтовый тракт, соединяющий две губернские столицы – Симбирск (до него 75 верст) и Казань (119). От Москвы более 700 верст. В городе была почтовая станция. Тракт обычно не был оживленным. Сохранилось воспоминания писателя И.А. Гончарова о его проезде через Буинск в Симбирск летом 1834 году (воспоминания «На Родине» опубликованы в первых номерах «Вестника Европы» в 1888 году).
 +
В декабре 1780 году «назначенному» городу был дан герб: «серебряная овца в зеленом поле», что должно было означать «изобилие сего рода скота» в данной местности. Герб уездного города состоял из двух частей: в нижней части щита помещалось изображение своего герба, на верхней – герба губернского. Герб Симбирского наместничества образца 1780 года – «в синем поле на серебряном столбе – золотая корона». В 1878 году были добавлены две голубые орденские Андреевские ленты в украшении короны. Андреевские ленты в гербах обычно обозначали пребывание в них императоров или императриц.
 +
 +
Для нового города был разработан и утвержден в 1804 году план регулярной застройки. По нему живописная планировка села заменялась характерной для середины ХV111 – Х1Х века четкой геометрической правильностью с красными линиями улиц, прямыми углами и разбивкой на кварталы.
 +
 +
План снабжения подробной экспликацией, в которой есть некоторые сведения о населении города.
 +
 +
Судя по плану в начале ХIХ века в городе было два каменных сооружения – Троицкая церковь и здание присутственных мест. Оба здания сохранились. Церковь в советскую эпоху пережила трудные времена – была закрыта, разграблена, использовалась как фабричное помещение, но в настоящее время восстановлена, освящена, хотя продолжается восстановление первоначального облика здания с колокольней.
 +
 +
В здание присутственных мест ныне располагается Буинский краеведческий музей.
 +
 +
Присутствия в Буинске были открыты в 1781 году, установленным для уездного города штатами в следующем составе: Управа благочиния (городническое правление), Уездный суд, Нижний земский суд, Дворянская опека, Нижняя расправа, Уездное казначейство, Городовой магистрат, почтовая экспедиция.
 +
 +
Через два года по определению Симбирского наместничества правления городовой магистрат был упразднен по причине неимения будто бы в городе купцов и мещан. В последствии жители Буинска ходатайствовали о возвращении им городского самоуправления, число купцов и мещан умножилось.
 +
 +
В 1800 году в Буинске была открыта ратуша и снята опека Симбирского магистрата, магистрат в Буинске был вновь утвержден в 1830 году.
 +
 +
Со временем Буинск стал типичным уездным провинциальным городом с городничими и канцеляристами, питейными домами, еженедельными базарами с торговыми лавками и мелкими промышленными заведениями – кожевенными, кирпичными, суконными и пр. Застройка города в основном была деревянной, одноэтажной. Однако в конце ХIХ – начале ХХ вв. на главных улицах появилось довольно много представительных зданий из красного кирпича – в том числе здания земской управы, уездной аптеки, низшей ремесленной школы, дом купца Бурундуковского и т.д.
 +
 +
Буинск не был богатым городом - что было характерно для большинства подобных городов, затерянных в глуши и от главных дорог, судоходных рек. До оживления городской деятельности и пополнения доходов в 1830 году в Буинске по распоряжению правительства была открыта осенняя, ежегодная Покровская ярмарка, проходившая в конце сентября и начале октября. На ярмарку приезжали купцы из Казани, Симбирска, Алатыря, Тетюш, Цивильска, Чебоксар с ситцами, шерстяными материями, разного рода сукнами русских фабрик и галантерейным товаром. Окрестные крестьяне привозили хлеб, хмель, овчину, кожу, деготь, железные изделия, глиняную и стеклянную посуду, щепные изделия, рабочих лошадей и рогатый скот. Кроме Покровской ярмарки в уезде ярмарки проходили в селе Киять (при помещичьем имении), которая служила местом сбыта местной и даже заволжской шерсти.
 +
 +
В Буинске в начале его биографии проживало чуть более тысячи человек и около шести тысяч к 1917 году. Среди городских обывателей чиновников, купцов, лиц духовного звания, цеховых, мещан и др., но в значительной степени преобладали мещане, которые составляли около двух третей. Большая часть горожан была православного вероисповедания, лишь треть составили мусульмане.
 +
 +
В начале ХХ века в городе было две каменных церкви и часовня, две деревянные мечети, женская прогимназия, 4 – х классное городское училище, мужское начальное училище, прогимназия открыла свои двери в 1911 году, низшая ремесленная школа, основанная в 1889 году, два медресе. В медресе в разные годы учился поэт З.Башири, а историк и общественный деятель - Х.Атласи преподавал в медресе в первом Буинском приходе в 1898 году.
 +
 +
Высший слой Буинского общества представляли дворянские семьи, усадьбы которых находились в уезде ( Ивашевы – Головинские, Теренины)
 +
 +
Дворяне Ивашевы владели здесь землями с ХVIII века. Один из представителей этого рода в 1682 году основал сельцо Ивашевка на реке Свияга.
 +
 +
От старинной Ивашевки сохранилось только небольшой ряд домов и остатки усадебного парка – могучие умирающие деревья с обломанными вершинами.
 +
 +
К числу известных дворянских семей в Буинском уезде относилась фамилия Терениных. Их главная усадьба находилась в селе Киять на высоком берегу реки Свияги. В конце ХVIII века эта усадьба принадлежала Порфирию Львовичу Молоствову, известному казанскому помещику. К тому времени относится сохранившаяся каменная Богоявленская церковь, при Терениных в Кияти было благоустроенное, очевидно, прибыльное имение, при нем был конный завод, со второй половины ХIХ века – винокуренный (здание сохранилось).
 +
Конные заводы были распространены в Симбирской губернии еще с ХVIII века.
 +
 +
В 1852 году в Симбирске было учреждено дворянское по составу членов общество охотников конского бега.
 +
 +
Дворяне и городские сословия составляли малую часть населения Буинского уезда. Большинство населения составляли крестьяне – земледельцы. По национальному составу преобладали чуваши и татары. Русских крестьян по сравнению с другими уездами Симбирской губернии было немного, также в уезде находилось несколько мордовских деревень.
 +
 +
В лесной части уезда проживали в основном чуваши, в южной степной стороне находились татарские деревни. Русских было больше в северо – восточной части уезда, на границе с Казанской губернией (Тетюшский уезд), здесь же было несколько больших и благоустроенных помещичьих селений.
 +
 +
Уезд был почти чисто земледельческим, промышленность, даже к началу ХХ века была развита слабо. Ремесленные изделия предназначались в основном для семейного пользования или продавались на местных базарах. Из зерновых культур предпочитали рожь и овес. Уезд даже называли овсяным краем. Около Буинска в некоторых селениях сеяли лен. Чуваши также любили разводить хмель, его продавали в верхневолжские губернии.
 +
 +
У чувашей были распространены оседлые промыслы и более всего - лесные, деревообработка и охота. В уезде это были преимущественно чувашские промыслы. Занимались гнутьем ободьев, делали корыта, колоды, лопаты, драли лыко, рубили лес на дрова и срубы, сидели смолу и прочее.
 +
 +
В лесу было много зверья: волков, зайцев, лис, попадались медведи, норки, барсуки, куницы. Чуваши были бесстрашными охотниками. Особо была распространена охота на рябчиков, тетеревов, куропаток. Рябчиков возили в Симбирск и даже в Казань.
 +
 +
Лес питал и поддерживал языческие верования и обряды чуваш; в их официальное и искреннее у большинства – православие вплетался сильный элемент древнего язычества, одухотворения природы.
 +
 +
Небольшое количество чуваш по статистике второй половины ХIХ века даже считались «чистыми» язычниками.
 +
 +
По мнению исследователей местного края того времени в домашнем быту чуваш жили справнее, бережливее русских, дом был их обставлен гораздо проще. Все исследователи отмечали, что влияние «русской цивилизации мало заметно было в домашней жизни местных чуваш по причине того, что чуваши здесь жили компактно, вдали от русских, в окружении татар и мордвы. Влияние татар зачастую оказывалось сильнее. Другой причиной была замкнутость образа жизни, удаленность от судоходных рек и бойких трактов».
 +
 +
Зримыми знаками русского влияния были – самовар почти в каждом доме.
 +
 +
Мальчики обучались русской грамоте в народных начальных училищах и церковно – приходских школах. Традиции домашней жизни, одежды, пищи хранили прежде всего женщины. Они по – прежнему носили узкие рубахи и головные уборы, унизанные мелким и крупным серебром (монетами).
 +
 +
Пищу варили в котлах, предпочитали не русские щи, а домашние колбасы и салму.
 +
 +
Татары в отличие от оседлых чуваш - были более склонны к жизни подвижной и активно занимались скупкой и торговлей и отхожими промыслами. Торговали главным образом лесом и лесными изделиями, а также изделиями разного рода сырьем: кожами, тулупами, полушубками, валенными шапками, чулками, веревками и железными изделиями и прочими товарами. Торговля была мелочная и крупная – скупка для купцов различного рода сырья на местных ярмарках и базарах.
 +
 +
Среди промыслов очень распространено было шитье русского, татарского и крестьянского платья (и в оседлой, и в отхожей форме, а также и выделка овчин). Портными был известен Буинск.
 +
 +
Из отхожих промыслов встречались еще битье шерсти, плотничество, извоз, пилка леса и т.д.
 +
 +
Промыслами большая часть сельских жителей занимались в зимнее время, затем возвращались к основному делу – труду на земле.
 +
 +
Среди домашних занятий женщины традиционно первенствовали в ткачестве и в вышивке.
 +
 +
В 1913 году в Буинском уезде было 19 волостей, 324 населенных пункта (из них 40 хуторов), в которых проживало более 250 тыс. чел; по национальному составу население было представлено следующим образом: 43,6% чуваш, 36,6% татар, 15,8% русских и 4% мордвы. В уезде насчитывалось 38679 крестьянских хозяйств.
 +
 +
Новая эпоха, разрушившая установленный, размеренный порядок жизни наступила и для Буинского уезда. Буинский уезд считался одним из самых «глухих» в Симбирской губернии.
 +
В Буинске Советская власть была провозглашена 4 марта (19 февраля) 1918 года.
 +
 +
В марте 1918 году был избран уездный исполнительный комитет из 32 человек и образованы 10 народных комиссаров внутренних дел, народного хозяйства, финансов, народного просвещения, юстиции, продовольствия, земледелия, торговли и промышленности, труда и призрения, военный.
 +
 +
В уезде началось распределение между крестьянами земле прежде бывшей в частном владении.
 +
 +
Весной – апреле 1918 года в Буинске была организована ячейка партии большевиков. Ее возглавил Иван Сергеевич Космовский (1895 - 1919). До революции он был учителем в уезде. В исполкоме он возглавил два комиссариата: финансов, торговли и промышленности.
 +
 +
Большевистская ячейка состояла тогда из семи человек, позднее из нее вырос уездный комитет РКП(б).
 +
 +
Гражданская война пришла в Буинский уезд в начале лета 1918 года. Добровольческий отряд под командованием И.С. Космовского принимал участие в начале июля в ликвидации мятежа Муравьева в Симбирске.
 +
 +
24 июля Буинск был захвачен белогвардейцами и белочехами, исполком был эвакуирован.
 +
 +
Были возвращены прежние порядки – насколько это было возможно, земли и имущество возвращались прежним владельцам.
 +
 +
В уезде действовали красные партизанские отряды под руководством И.Скрипина, И.Космовского, С.Герасимого.
 +
 +
Город был возвращен красными 14 сентября, местные дворяне, купцы и прочие зажиточные обыватели бросали дома и уходили с белогвардейцами.
 +
 +
Позднее война не касалась уезда, но воздействие продолжало оставаться сильным. Весной 1919 году по призыву партии большевиков прошла мобилизация на Восточный фронт на борьбу с колчаком был образован отряд из 80 человек во главе с Космовским. Многие из них погибли в боях, в том числе и командир, который посмертно был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
 +
 +
Да и в самом Буинском уезде положение было близким военному. Действовали карательные органы власти: милиция, чрезвычайная следственная комиссия, народный суд.
 +
 +
Было распространено дезертирство, часто были вспышки тифа и других болезней, возрастала преступность и т.д. в начале 20 – х годов уезд не обошел голод, унесший многие жизни.
 +
 +
Большое событие произошло в жизни уезда в 1920 году. Большая часть уезда - с новым административным наименованием - Буинский кантон была присоединена к Татарской Автономной Советской Социалистической республике, образованный вместо Казанской губернии. Часть земель уезда отошла к Чувашской автономной области, часть осталась в Симбирской губернии. К Буинскому кантону были присоединены несколько волостей Тетюшского уезда бывшей Казанской губернии – Больше-Фроловская, Чирки–Кильдуразовская, Алькеевская. В 1930 году в связи с упразднением кантонов в ТАССР был образован Буинский район с некоторыми изменением границ.
 +
 +
Активное движение происходило в области культуры.
 +
 +
15 августа 1919 года вышел первый номер газеты «Буинская беднота» на русском языке, а с сентября того же года стала выходить газета на татарском языке «Буа ярлылары». В тот же день было принято решение о переименовании некоторых улиц Буинска. Аптекарскя стала называться – Красноармейской, Троицкая - Энгельса, Миллионная – К.Маркса, Казанская – Интернационала, Поповская – Космовской, Кладбищенская – Северной Коммуной в память 1-го общежития коммунаров, Бульварная – Бебеля.
 +
 +
В 1919 – 1922 гг – в годы разрухи - печать не могла быть стабильной. Газета периодически не выходила из-за отсутствия бумаги и переименования.
 +
 +
В 1920 году в Буинске выходила газета Российского телеграфного агентства /РОСТА/ «Путь к социализму» с осени 1920 года по январь 1921 года. С 15 января 1921 года стала выходить газета «Вперед» с тиражом 500 экземпляров. Как долго она не существовала, не известно. С 20 июня 1921 года в Буинске появляется газета «Власть труда» - орган Буинского канткома РКП (б) кантполитпросвета.
 +
 +
С 1922 газета в Буинске перестали выходить вообще.
 +
 +
Активно развивалась художественная самодеятельность. Осенью 1918 года в Буинске открылся Коммунистический клуб, музыкальная школа, открывались клубы, народные дома, избы – читальни, библиотеки, драмкружки повсеместно в уезде. В январе 1919 года открылся передвижной «Театр интернационального искусства» (12 самодеятельных актеров); активно работал драмкружок при уездном отделе народного образования (обязанности режиссера выполнял Т.Толоряевский).
 +
 +
Стала появляться и художественная татарская самодеятельность. Сильным импульсом стал приезд татарских известных профессиональных актеров и их работа в Буинске.
 +
 +
В начале декабря 1918 года в город приехали артисты драматического театра - Камал I , Камал II, Г.Болгарская, молодые музыканты – С.Сайдашев, Р.Белкенин. Артисты играли и ставили спектакли, музыканты впервые создали музыкальную студию, обучали молодежь музыке, организовали оркестр. Деятельность артистов в Буинске продолжалась до весны 1919 года.
 +
 +
В 1924 году в Буинск прибыли артисты Татарского Государственного театра Барии Тарханов и Зулейха Богданова. Последняя, возглавила татарский городской любительский театр. По ее инициативе было отстроено здание театра, постоянно пополнялся реквизит, труппа давала спектакли и в городе, и в деревне.
 +
 +
В Буинске З.Богданова была руководителем театра в 1924 – 1950 гг.
 +
 +
Центральное место в репертуаре театра занимали произведение татарской классической драматургии: Г. Камала, К.Тинчурина («Голубая шаль»), М.Файзи и др.
 +
 +
С конца 1920 – х годов в Буинском кантоне началась сплошная коллективизация крестьянских хозяйств.
 +
 +
Первый совхоз был образован в конце 1918 года при с.Киять (совхоз «Киятский»), в том же году - совхоз «Ивашевский» и др. К 1921 году в кантоне была одна коммуна, 16 сельхозартелей.
 +
К началу 1935 году в Буинском районе во всех селениях в основном были организованы колхозы (119 колхозов и один совхоз «Киятский»). В улучшении земледелия, укреплении колхозов большую роль сыграли МТС. Первые, из которых были созданы в городе Буинске весной 1931 года. На первый весенний сев 1932 года на поля района вышли 27 тракторов (в 1926 году только один «Фордзон»). Однако главной тягловой силой оставались лошади более 6000 голов, за один 1929 года было построено 29 конюшен. Механизация довольно активно возрастала к 1939 году в районе было 109 тракторов, 53 комбайна, 109 тракторов.
 +
 +
В колхозах – по новому установленному порядку была создана управленческая структура, образованы бригады и звенья. За каждой бригадой были закреплены участки земли, тягловая сила, инвентарь. Бригада отвечала за дисциплину, расстановку рабочей силы, качество и количество труда за его учет и оценку.
 +
 +
Большой проблемой оставались квалифицированные кадры - агрономов, ветеринаров и др. В 1932 году в Буинске начал работать «Колхозный университет» - курсы для подготовки кадров в колхозы, также колхозников отправляли учиться в Казань, существовали курсы трактористов и при хозяйствах района.
 +
 +
Среди передовых хозяйств особенно выделялся колхоз в деревне Нижний Наратбаш. Здесь в 1931 году был образован колхоз «Урманай» из 17 хозяйств. В 1935 году все 249 хозяйств были уже в колхозе.
 +
 +
Колхоз «Урманай» позднее был переименован в колхоз имени Когановича. Из года в год в колхозе получали богатый урожай, производили большую опытную работу по выращиванию новых культур, сортоиспытанию. В 1939 – 1940 гг стенд колхоза оформлялся в главном зале павильона ТАССР на Всесоюзной выставке в городе Москве. Многие труженики были награждены медалями и памятными грамотами выставки. (агротехник, затем зам. председателя колхоза Ф.Г,.Гарипов в 1939 году был награжден малой серебряной медалью за работу в хате - лаборатории).
 +
 +
В годы Великой Отечественной войны жители Буинского района достойно выполнили свой патриотический долг в тылу и на фронте. Десять тысяч буинцев защищали Родину с оружием в руках, семь тысяч из них погибли. В город в годы войны было эвакуировано 7 детских домов. Особая страница истории данного периода – история строительства железной дороги Свияжск – Буинск.
 +
 +
  Их имена носят буинские улицы (К 230-летию города Буинска Республики Татарстан)
  
 
==Достопримечательности ==
 
==Достопримечательности ==
  
 
[[Категория:Город]] [[Категория:республика Татарстан]]
 
[[Категория:Город]] [[Категория:республика Татарстан]]

Версия 12:26, 19 апреля 2012

Коротко о главном

Город: Буинск

Район: Муниципальный район

Страницы истории города

[1]

Буинские земли входили в состав Казанского ханства, а после завоеваний Иваном Грозным были присоединены к России.

Здесь появились русские селения, поместья служилых людей. В ХVI веке здесь была сооружена одна из пограничных «засечных черт» для защиты от ногайцев – земляной вал со рвами и насыпями, названными в последствии «Карлинским валом». Он начинался в трех верстах от города за рекой Карлой и простирался вверх по реке на 20 верст. Существует версия о том, что вал существовал еще в ханские времена. В настоящее время вал местами исчез, и только отдельные звенья его сохранились.

Дата основания города абсолютно точна - 15 сентября 1780 году, Екатериной II был издан указ об учреждении города Буинска и Буинского уезда в составе Симбирского наместничества, позднее преобразованного в губернюю.

Это было сделано в рамках проводимой административной реформы. Число городов увеличивалось с целью развития торговли, ремесел, промышленной деятельности.

Буинский уезд располагался в северной части Симбирской. В северо – западной стороне уезда простирались леса, юго – восточная часть была степной, богатой черноземом.

Через Буинск проходил почтовый тракт, соединяющий две губернские столицы – Симбирск (до него 75 верст) и Казань (119). От Москвы более 700 верст. В городе была почтовая станция. Тракт обычно не был оживленным. Сохранилось воспоминания писателя И.А. Гончарова о его проезде через Буинск в Симбирск летом 1834 году (воспоминания «На Родине» опубликованы в первых номерах «Вестника Европы» в 1888 году). В декабре 1780 году «назначенному» городу был дан герб: «серебряная овца в зеленом поле», что должно было означать «изобилие сего рода скота» в данной местности. Герб уездного города состоял из двух частей: в нижней части щита помещалось изображение своего герба, на верхней – герба губернского. Герб Симбирского наместничества образца 1780 года – «в синем поле на серебряном столбе – золотая корона». В 1878 году были добавлены две голубые орденские Андреевские ленты в украшении короны. Андреевские ленты в гербах обычно обозначали пребывание в них императоров или императриц.

Для нового города был разработан и утвержден в 1804 году план регулярной застройки. По нему живописная планировка села заменялась характерной для середины ХV111 – Х1Х века четкой геометрической правильностью с красными линиями улиц, прямыми углами и разбивкой на кварталы.

План снабжения подробной экспликацией, в которой есть некоторые сведения о населении города.

Судя по плану в начале ХIХ века в городе было два каменных сооружения – Троицкая церковь и здание присутственных мест. Оба здания сохранились. Церковь в советскую эпоху пережила трудные времена – была закрыта, разграблена, использовалась как фабричное помещение, но в настоящее время восстановлена, освящена, хотя продолжается восстановление первоначального облика здания с колокольней.

В здание присутственных мест ныне располагается Буинский краеведческий музей.

Присутствия в Буинске были открыты в 1781 году, установленным для уездного города штатами в следующем составе: Управа благочиния (городническое правление), Уездный суд, Нижний земский суд, Дворянская опека, Нижняя расправа, Уездное казначейство, Городовой магистрат, почтовая экспедиция.

Через два года по определению Симбирского наместничества правления городовой магистрат был упразднен по причине неимения будто бы в городе купцов и мещан. В последствии жители Буинска ходатайствовали о возвращении им городского самоуправления, число купцов и мещан умножилось.

В 1800 году в Буинске была открыта ратуша и снята опека Симбирского магистрата, магистрат в Буинске был вновь утвержден в 1830 году.

Со временем Буинск стал типичным уездным провинциальным городом с городничими и канцеляристами, питейными домами, еженедельными базарами с торговыми лавками и мелкими промышленными заведениями – кожевенными, кирпичными, суконными и пр. Застройка города в основном была деревянной, одноэтажной. Однако в конце ХIХ – начале ХХ вв. на главных улицах появилось довольно много представительных зданий из красного кирпича – в том числе здания земской управы, уездной аптеки, низшей ремесленной школы, дом купца Бурундуковского и т.д.

Буинск не был богатым городом - что было характерно для большинства подобных городов, затерянных в глуши и от главных дорог, судоходных рек. До оживления городской деятельности и пополнения доходов в 1830 году в Буинске по распоряжению правительства была открыта осенняя, ежегодная Покровская ярмарка, проходившая в конце сентября и начале октября. На ярмарку приезжали купцы из Казани, Симбирска, Алатыря, Тетюш, Цивильска, Чебоксар с ситцами, шерстяными материями, разного рода сукнами русских фабрик и галантерейным товаром. Окрестные крестьяне привозили хлеб, хмель, овчину, кожу, деготь, железные изделия, глиняную и стеклянную посуду, щепные изделия, рабочих лошадей и рогатый скот. Кроме Покровской ярмарки в уезде ярмарки проходили в селе Киять (при помещичьем имении), которая служила местом сбыта местной и даже заволжской шерсти.

В Буинске в начале его биографии проживало чуть более тысячи человек и около шести тысяч к 1917 году. Среди городских обывателей чиновников, купцов, лиц духовного звания, цеховых, мещан и др., но в значительной степени преобладали мещане, которые составляли около двух третей. Большая часть горожан была православного вероисповедания, лишь треть составили мусульмане.

В начале ХХ века в городе было две каменных церкви и часовня, две деревянные мечети, женская прогимназия, 4 – х классное городское училище, мужское начальное училище, прогимназия открыла свои двери в 1911 году, низшая ремесленная школа, основанная в 1889 году, два медресе. В медресе в разные годы учился поэт З.Башири, а историк и общественный деятель - Х.Атласи преподавал в медресе в первом Буинском приходе в 1898 году.

Высший слой Буинского общества представляли дворянские семьи, усадьбы которых находились в уезде ( Ивашевы – Головинские, Теренины)

Дворяне Ивашевы владели здесь землями с ХVIII века. Один из представителей этого рода в 1682 году основал сельцо Ивашевка на реке Свияга.

От старинной Ивашевки сохранилось только небольшой ряд домов и остатки усадебного парка – могучие умирающие деревья с обломанными вершинами.

К числу известных дворянских семей в Буинском уезде относилась фамилия Терениных. Их главная усадьба находилась в селе Киять на высоком берегу реки Свияги. В конце ХVIII века эта усадьба принадлежала Порфирию Львовичу Молоствову, известному казанскому помещику. К тому времени относится сохранившаяся каменная Богоявленская церковь, при Терениных в Кияти было благоустроенное, очевидно, прибыльное имение, при нем был конный завод, со второй половины ХIХ века – винокуренный (здание сохранилось). Конные заводы были распространены в Симбирской губернии еще с ХVIII века.

В 1852 году в Симбирске было учреждено дворянское по составу членов общество охотников конского бега.

Дворяне и городские сословия составляли малую часть населения Буинского уезда. Большинство населения составляли крестьяне – земледельцы. По национальному составу преобладали чуваши и татары. Русских крестьян по сравнению с другими уездами Симбирской губернии было немного, также в уезде находилось несколько мордовских деревень.

В лесной части уезда проживали в основном чуваши, в южной степной стороне находились татарские деревни. Русских было больше в северо – восточной части уезда, на границе с Казанской губернией (Тетюшский уезд), здесь же было несколько больших и благоустроенных помещичьих селений.

Уезд был почти чисто земледельческим, промышленность, даже к началу ХХ века была развита слабо. Ремесленные изделия предназначались в основном для семейного пользования или продавались на местных базарах. Из зерновых культур предпочитали рожь и овес. Уезд даже называли овсяным краем. Около Буинска в некоторых селениях сеяли лен. Чуваши также любили разводить хмель, его продавали в верхневолжские губернии.

У чувашей были распространены оседлые промыслы и более всего - лесные, деревообработка и охота. В уезде это были преимущественно чувашские промыслы. Занимались гнутьем ободьев, делали корыта, колоды, лопаты, драли лыко, рубили лес на дрова и срубы, сидели смолу и прочее.

В лесу было много зверья: волков, зайцев, лис, попадались медведи, норки, барсуки, куницы. Чуваши были бесстрашными охотниками. Особо была распространена охота на рябчиков, тетеревов, куропаток. Рябчиков возили в Симбирск и даже в Казань.

Лес питал и поддерживал языческие верования и обряды чуваш; в их официальное и искреннее у большинства – православие вплетался сильный элемент древнего язычества, одухотворения природы.

Небольшое количество чуваш по статистике второй половины ХIХ века даже считались «чистыми» язычниками.

По мнению исследователей местного края того времени в домашнем быту чуваш жили справнее, бережливее русских, дом был их обставлен гораздо проще. Все исследователи отмечали, что влияние «русской цивилизации мало заметно было в домашней жизни местных чуваш по причине того, что чуваши здесь жили компактно, вдали от русских, в окружении татар и мордвы. Влияние татар зачастую оказывалось сильнее. Другой причиной была замкнутость образа жизни, удаленность от судоходных рек и бойких трактов».

Зримыми знаками русского влияния были – самовар почти в каждом доме.

Мальчики обучались русской грамоте в народных начальных училищах и церковно – приходских школах. Традиции домашней жизни, одежды, пищи хранили прежде всего женщины. Они по – прежнему носили узкие рубахи и головные уборы, унизанные мелким и крупным серебром (монетами).

Пищу варили в котлах, предпочитали не русские щи, а домашние колбасы и салму.

Татары в отличие от оседлых чуваш - были более склонны к жизни подвижной и активно занимались скупкой и торговлей и отхожими промыслами. Торговали главным образом лесом и лесными изделиями, а также изделиями разного рода сырьем: кожами, тулупами, полушубками, валенными шапками, чулками, веревками и железными изделиями и прочими товарами. Торговля была мелочная и крупная – скупка для купцов различного рода сырья на местных ярмарках и базарах.

Среди промыслов очень распространено было шитье русского, татарского и крестьянского платья (и в оседлой, и в отхожей форме, а также и выделка овчин). Портными был известен Буинск.

Из отхожих промыслов встречались еще битье шерсти, плотничество, извоз, пилка леса и т.д.

Промыслами большая часть сельских жителей занимались в зимнее время, затем возвращались к основному делу – труду на земле.

Среди домашних занятий женщины традиционно первенствовали в ткачестве и в вышивке.

В 1913 году в Буинском уезде было 19 волостей, 324 населенных пункта (из них 40 хуторов), в которых проживало более 250 тыс. чел; по национальному составу население было представлено следующим образом: 43,6% чуваш, 36,6% татар, 15,8% русских и 4% мордвы. В уезде насчитывалось 38679 крестьянских хозяйств.

Новая эпоха, разрушившая установленный, размеренный порядок жизни наступила и для Буинского уезда. Буинский уезд считался одним из самых «глухих» в Симбирской губернии. В Буинске Советская власть была провозглашена 4 марта (19 февраля) 1918 года.

В марте 1918 году был избран уездный исполнительный комитет из 32 человек и образованы 10 народных комиссаров внутренних дел, народного хозяйства, финансов, народного просвещения, юстиции, продовольствия, земледелия, торговли и промышленности, труда и призрения, военный.

В уезде началось распределение между крестьянами земле прежде бывшей в частном владении.

Весной – апреле 1918 года в Буинске была организована ячейка партии большевиков. Ее возглавил Иван Сергеевич Космовский (1895 - 1919). До революции он был учителем в уезде. В исполкоме он возглавил два комиссариата: финансов, торговли и промышленности.

Большевистская ячейка состояла тогда из семи человек, позднее из нее вырос уездный комитет РКП(б).

Гражданская война пришла в Буинский уезд в начале лета 1918 года. Добровольческий отряд под командованием И.С. Космовского принимал участие в начале июля в ликвидации мятежа Муравьева в Симбирске.

24 июля Буинск был захвачен белогвардейцами и белочехами, исполком был эвакуирован.

Были возвращены прежние порядки – насколько это было возможно, земли и имущество возвращались прежним владельцам.

В уезде действовали красные партизанские отряды под руководством И.Скрипина, И.Космовского, С.Герасимого.

Город был возвращен красными 14 сентября, местные дворяне, купцы и прочие зажиточные обыватели бросали дома и уходили с белогвардейцами.

Позднее война не касалась уезда, но воздействие продолжало оставаться сильным. Весной 1919 году по призыву партии большевиков прошла мобилизация на Восточный фронт на борьбу с колчаком был образован отряд из 80 человек во главе с Космовским. Многие из них погибли в боях, в том числе и командир, который посмертно был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Да и в самом Буинском уезде положение было близким военному. Действовали карательные органы власти: милиция, чрезвычайная следственная комиссия, народный суд.

Было распространено дезертирство, часто были вспышки тифа и других болезней, возрастала преступность и т.д. в начале 20 – х годов уезд не обошел голод, унесший многие жизни.

Большое событие произошло в жизни уезда в 1920 году. Большая часть уезда - с новым административным наименованием - Буинский кантон была присоединена к Татарской Автономной Советской Социалистической республике, образованный вместо Казанской губернии. Часть земель уезда отошла к Чувашской автономной области, часть осталась в Симбирской губернии. К Буинскому кантону были присоединены несколько волостей Тетюшского уезда бывшей Казанской губернии – Больше-Фроловская, Чирки–Кильдуразовская, Алькеевская. В 1930 году в связи с упразднением кантонов в ТАССР был образован Буинский район с некоторыми изменением границ.

Активное движение происходило в области культуры.

15 августа 1919 года вышел первый номер газеты «Буинская беднота» на русском языке, а с сентября того же года стала выходить газета на татарском языке «Буа ярлылары». В тот же день было принято решение о переименовании некоторых улиц Буинска. Аптекарскя стала называться – Красноармейской, Троицкая - Энгельса, Миллионная – К.Маркса, Казанская – Интернационала, Поповская – Космовской, Кладбищенская – Северной Коммуной в память 1-го общежития коммунаров, Бульварная – Бебеля.

В 1919 – 1922 гг – в годы разрухи - печать не могла быть стабильной. Газета периодически не выходила из-за отсутствия бумаги и переименования.

В 1920 году в Буинске выходила газета Российского телеграфного агентства /РОСТА/ «Путь к социализму» с осени 1920 года по январь 1921 года. С 15 января 1921 года стала выходить газета «Вперед» с тиражом 500 экземпляров. Как долго она не существовала, не известно. С 20 июня 1921 года в Буинске появляется газета «Власть труда» - орган Буинского канткома РКП (б) кантполитпросвета.

С 1922 газета в Буинске перестали выходить вообще.

Активно развивалась художественная самодеятельность. Осенью 1918 года в Буинске открылся Коммунистический клуб, музыкальная школа, открывались клубы, народные дома, избы – читальни, библиотеки, драмкружки повсеместно в уезде. В январе 1919 года открылся передвижной «Театр интернационального искусства» (12 самодеятельных актеров); активно работал драмкружок при уездном отделе народного образования (обязанности режиссера выполнял Т.Толоряевский).

Стала появляться и художественная татарская самодеятельность. Сильным импульсом стал приезд татарских известных профессиональных актеров и их работа в Буинске.

В начале декабря 1918 года в город приехали артисты драматического театра - Камал I , Камал II, Г.Болгарская, молодые музыканты – С.Сайдашев, Р.Белкенин. Артисты играли и ставили спектакли, музыканты впервые создали музыкальную студию, обучали молодежь музыке, организовали оркестр. Деятельность артистов в Буинске продолжалась до весны 1919 года.

В 1924 году в Буинск прибыли артисты Татарского Государственного театра Барии Тарханов и Зулейха Богданова. Последняя, возглавила татарский городской любительский театр. По ее инициативе было отстроено здание театра, постоянно пополнялся реквизит, труппа давала спектакли и в городе, и в деревне.

В Буинске З.Богданова была руководителем театра в 1924 – 1950 гг.

Центральное место в репертуаре театра занимали произведение татарской классической драматургии: Г. Камала, К.Тинчурина («Голубая шаль»), М.Файзи и др.

С конца 1920 – х годов в Буинском кантоне началась сплошная коллективизация крестьянских хозяйств.

Первый совхоз был образован в конце 1918 года при с.Киять (совхоз «Киятский»), в том же году - совхоз «Ивашевский» и др. К 1921 году в кантоне была одна коммуна, 16 сельхозартелей. К началу 1935 году в Буинском районе во всех селениях в основном были организованы колхозы (119 колхозов и один совхоз «Киятский»). В улучшении земледелия, укреплении колхозов большую роль сыграли МТС. Первые, из которых были созданы в городе Буинске весной 1931 года. На первый весенний сев 1932 года на поля района вышли 27 тракторов (в 1926 году только один «Фордзон»). Однако главной тягловой силой оставались лошади более 6000 голов, за один 1929 года было построено 29 конюшен. Механизация довольно активно возрастала к 1939 году в районе было 109 тракторов, 53 комбайна, 109 тракторов.

В колхозах – по новому установленному порядку была создана управленческая структура, образованы бригады и звенья. За каждой бригадой были закреплены участки земли, тягловая сила, инвентарь. Бригада отвечала за дисциплину, расстановку рабочей силы, качество и количество труда за его учет и оценку.

Большой проблемой оставались квалифицированные кадры - агрономов, ветеринаров и др. В 1932 году в Буинске начал работать «Колхозный университет» - курсы для подготовки кадров в колхозы, также колхозников отправляли учиться в Казань, существовали курсы трактористов и при хозяйствах района.

Среди передовых хозяйств особенно выделялся колхоз в деревне Нижний Наратбаш. Здесь в 1931 году был образован колхоз «Урманай» из 17 хозяйств. В 1935 году все 249 хозяйств были уже в колхозе.

Колхоз «Урманай» позднее был переименован в колхоз имени Когановича. Из года в год в колхозе получали богатый урожай, производили большую опытную работу по выращиванию новых культур, сортоиспытанию. В 1939 – 1940 гг стенд колхоза оформлялся в главном зале павильона ТАССР на Всесоюзной выставке в городе Москве. Многие труженики были награждены медалями и памятными грамотами выставки. (агротехник, затем зам. председателя колхоза Ф.Г,.Гарипов в 1939 году был награжден малой серебряной медалью за работу в хате - лаборатории).

В годы Великой Отечественной войны жители Буинского района достойно выполнили свой патриотический долг в тылу и на фронте. Десять тысяч буинцев защищали Родину с оружием в руках, семь тысяч из них погибли. В город в годы войны было эвакуировано 7 детских домов. Особая страница истории данного периода – история строительства железной дороги Свияжск – Буинск.

 Их имена носят буинские улицы (К 230-летию города Буинска Республики Татарстан)

Достопримечательности

Персональные инструменты
Инструменты