Обсуждение:Проект Ярославль в истории России/Викторина
Щербакова (обсуждение | вклад) (→13-й вопрос) |
Щербакова (обсуждение | вклад) (→14-й вопрос) |
||
Строка 290: | Строка 290: | ||
==14-й вопрос== | ==14-й вопрос== | ||
<font color=darkblue>Съемки каких художественных фильмов и сериалов проходили в Ярославле?</p></font> | <font color=darkblue>Съемки каких художественных фильмов и сериалов проходили в Ярославле?</p></font> | ||
+ | В Ярославле снимался ряд фильмов и телесериалов, в том числе: | ||
+ | #Женщины (1966), режиссёр П. Любимов | ||
+ | #Большая перемена (1972) | ||
+ | #Афоня (1975) | ||
+ | #Экипаж (1979), режиссер А. Митта | ||
+ | #Кин-дза-дза (1986) | ||
+ | #Николай Подвойский (1987) | ||
+ | #Вор (1997), режисер Пaвeл Чухpaй | ||
+ | #Мусорщик (2001), режиссер Г. Шенгелия | ||
+ | #Доктор Живаго (2005), реж. А. Прошкин ст. | ||
+ | #Есенин (2005) | ||
+ | #Неуправляемый занос (2005), режиссер Г. Шенгелия | ||
+ | #Хиромант (2005) | ||
+ | #Платина (2007) | ||
+ | #Река-море (2007), реж. Е. Марчелли | ||
+ | #Сашка, любовь моя (2007) | ||
+ | #По закону притяжения (2007) | ||
+ | #Ярослав (2007) | ||
+ | #Акмэ (2008) | ||
+ | #Шальной ангел (2009) | ||
+ | #Исаев (2009) | ||
+ | #Одна семья (2009) | ||
+ | #Котовский (2009) | ||
+ | #Любовь до востребования (2009) | ||
+ | #Гидравлика (2009) | ||
+ | #Полынь-трава окаянная (2009) | ||
+ | #Человек, который спас город (2009) | ||
==15-й вопрос== | ==15-й вопрос== | ||
<font color=darkblue>Чем знаменита спортивная жизнь г. Ярославля?</p></font> | <font color=darkblue>Чем знаменита спортивная жизнь г. Ярославля?</p></font> |
Версия 13:03, 28 апреля 2010
На этой странице даны ответы на вопросы викторины в рамках проекта "Ярославль в истории России" - номинация "Я знаю Ярославский край".
Вопросы составлены при участии научных сотрудников Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника [1]
Содержание |
1-й вопрос
Какое известное литературное произведение Древней Руси связано с Ярославлем. Что Вы знаете об истории его открытия? Шедевру древнерусской литературы - "Слову о полку Игореве" - посвящена единственная в России экспозиция[2], открывшаяся в 1985 г. В Ярославле. Сейчас в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике находится уникальный музей, посвященный этому произведению. Перед посетителями открывается мир книжных сокровищ Древней Руси, эпоха "Слова" в подлинных памятниках материальной и духовной культуры: оружие времени похода князя Игоря, новгородские берестяные грамоты, половецкая статуя конца XII в. Особая ценность экспозиции - экземпляр первого мусин-пушкинского издания "Слова" 1800 г. Ярко представлены темы: "Слово в искусстве", "Исследования и переводы "Слова".«Слово о полку Игореве» - исторический памятник древнерусской литературы. Главная идея произведения в том, что вся Русь должна быть единой, а не раздробленной на мелкие княжества. На примере князя Игоря показано, что поодиночке крупного врага не победить. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. Именно в этом году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев.
В конце XVIII в. граф А.И. Мусин-Пушкин приобрел «Слово о полку Игореве» у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Однако история открытия "Слова" и его создания до сих пор остается загадкой. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и сбивчивый характер, что дало повод сомневаться в подлинности произведения. В 2010 году исполнится 210 лет со дня первого издания поэтического шедевра древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».
2-й вопрос
Соотнесите события и даты:А. Основание Ярославля | а. 1463 год |
Б. Присоединение к Московскому княжеству | б. 1010 год |
В. Первое упоминание в летописи | в. 1218 год |
Г. Ярославль – столица княжества | г. 1612 год |
Д. Ярославль – временная столица Руси | д. 1071 год |
ОТВЕТЫ
А. Основание Ярославля - б. 1010 год
Б. Присоединение к Московскому княжеству - а. 1463 год
В. Первое упоминание в летописи - д. 1071 год
Г. Ярославль – столица княжества - в. 1218 год
Д. Ярославль – временная столица Руси - г. 1612 год
3-й вопрос
На фото вы видите экспонат одного из ярославских музеев. Кому принадлежала эта карета? Что вы знаете об этом человеке?На фото [3] – фрагмент экспозиции отдела истории досоветского периода Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Данная карета принадлежала Ярославскому генерал-губернатору А.П. Мельгунову. В Ярославль она попала из фондов музеев Московского Кремля в 1976 году.
Карета была приобретена А.П. Мельгуновым в период его пребывания в Петербурге. В 1777 году он был назначен ярославским генерал-губернатором. Карета оставалась в Петербурге. Вероятно, А.П. Мельгунов не решился взять ее в Ярославль, который, как и другие провинциальные города, не был благоустроен. Только по прошествии 200 лет карета оказалась в Ярославле, уже как музейный экспонат.
Алексей Петрович Мельгунов (9 февраля 1722 — 2 июля 1788) — деятель Екатерининского времени, масон, «очень и очень полезный человек государству», по словам императрицы; действительный тайный советник. Родился 9 февраля 1722 года, сын петербургского вице-губернатора. Воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе. Хорошо знал немецкий язык. Был камер-пажом при дворе Елизаветы Петровны. Командовал Ингерманландским пехотным полком.
С 1756 года адъютант (в чине бригадира) Петра Фёдоровича, начальник Сухопутного шляхетского корпуса. Ближайший сподвижник Петра III. 28 декабря 1761 произведён в генерал-майоры, а в феврале — в генерал-поручики; принимал доносы «об умысле по первому и второму пункту». Пётр III пожаловал ему 1000 душ и землю в столице, назначил его членом Особого собрания при императоре.
Переворот 28 июня заставил Мельгунова покинуть двор, но Екатерина II вскоре пригласила его вновь на службу и в 1764 назначила генерал-губернатором Новороссийской губернии. В 1765 он был «пожалован в Москву сенатором и Камер-коллегии президентом». Был депутатом Комитета по составлению Нового Уложения (1767), директором казённых винокуренных заводов. 1 мая 1766 года женился на Наталье Ивановне Салтыковой, которая была младше его на двадцать лет. У них было двое детей — сын Владимир и дочь Екатерина.
В чине действительного тайного советника с 1777 года до конца жизни был ярославским, а с 1780 ещё и вологодским генерал-губернатором. Реализовал в Ярославле и других центрах наместничества программу масонского просвещения. Открыл в Ярославле Дом призрения ближнего и народное училище, а в Холмогорах — мореходное училище; видный масон, при нём в Ярославле была масонская ложа. Мельгунов любил науку и много занимался немецкой литературой. В 1786—1787 годах издавал ежемесячный журнал «Уединённый пошехонец» — это был первый провинциальный журнал в России, орган масонского просвещения. Содержал домашний дворянский театр. Организовал выезд за границу из Холмогор Брауншвейгских принцев.
Умер 2 июля 1788 года, похоронен в Больничной церкви Всемилостивого Спаса Толгского монастыря у Ярославля. Кавалер российских орденов: святого апостола Андрея Первозванного, святого князя Александра Невского, святого равноапостольского князя Владимира первой степени; гольштейнского святой Анны.
4-й вопрос
"О Волга! Колыбель моя. Любил ли кто тебя как я".
Кому принадлежат эти строки?
Как данная личность связана с Ярославским краем?Неизменная и давняя фольклорная героиня, Волга, вошла в русскую литературу только с Н.А. Некрасовым. «Колыбель моя» - не поэтический образ, но точное обозначение роли, которую сыграла эта великая река в жизни Некрасова. Его детство прошло на волжских берегах, он наблюдал нечеловечески тяжелый труд бурлаков, слышал их «песню-стон» и многократно воссоздал ее в своих стихах. Чисто русское ощущение природы, простора - тоже отсюда. По свидетельству Н. Г. Чернышевского, здесь Некрасов почти буквально передал стихами разговор двух бурлаков, слышанный им в детстве.
Творчество Н.А. Некрасова тесно связано с Ярославским краем: впечатления детства, юности и зрелых лет, ярославские реалии угадываются во многих стихотворениях и поэмах. В усадьбе Грешнево прошло детство Н.А. Некрасова, он учился в Ярославской гимназии, приезжал в Ярославскую губернию уже известным поэтом и издателем крупнейшего российского журнала «Современник». Поэт провел в купленной в 1863 году усадьбе Карабиха 10-летних сезонов: отдыхал от столичной суеты, охотился, общался с родными, вел обширную переписку по редакционным делам. В Карабихе написаны многие произведения: "Дедушка", "Русские женщины", "Кому на Руси жить хорошо", "Орина, мать солдатская", "Возвращение" и другие.
5-й вопрос
Когда на гербе г. Ярославля появилась шапка Мономаха? Какие заслуги города были отмечены таким образом?Шапка Мономаха появилась на гербе г. Ярославля 23 августа 1995 года. За основу современного герба, утверждённого муниципалитетом города, принявшим «Положение о гербе города Ярославля», взят герб 1778 года с дополнением — Шапкой Мономаха над щитом. Её изображение разрешалось на гербах исторических городов, бывших местом пребывания царствующих великих князей, а именно, с апреля по июнь 1612 года в Ярославле располагалось второе ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, прибывшее из Нижнего Новгорода.
Ярославль в это время выполнял столичные функции — здесь заседал Совет всея Земли, чеканилась монета с надписью «С/ЯР». Когда ополчение накопило 20 тысяч человек, оно двинулось к Москве и освободило её. А в 1613 году новый царь Михаил Фёдорович послал из Ярославля, находясь здесь проездом в Москву, свою грамоту о согласии на престол.
6-й вопрос
О каком ярославском предприятии идет речь в следующем описании?«…товары на сей фабрике выделываются: шелк и шерстяные материи, тонкие полотна, скатерти и салфетки – с таким искусством, что и голландские не уступают и доставляются не только городу и ярмаркам, но и ко двору Ее Императорского Величества, а через Санкт-Петербургский порт в иностранные государства».
Кто был основателем этого предприятия?Петр I, желая сделать государство наше сильным, не ожидая естественного развития производства, начал искусственно "внедрять" мануфактуры принуждением. Петр I видел предпринимателями представителей всех сословий. Таковыми в Ярославле оказались купец гостиной сотни Максим Затрапезнов с сыновьями [4], торговавшие крашениной и галантерейным товаром, а потому знавшие текстильный промысел. Кроме того один из сыновей - Иван с сотоварищами прошел обучение устройству мануфактур в Голландии.
Для устройства мануфактуры [5]выбирается место, пустующее, заброшенное и соседствующее с уже сложившейся инфраструктурой производственной зоны. Петр утверждает своим указом от 28 июня 1722 года эту территорию за рекою Которослью в угодьях Спасо-Ярославского монастыря под новое производство для компании Затрапезновых с обрусевшим голландцем Иваном Тамесом (сын известного гравера, реформатор, воплотивший многие петровские проекты в жизнь). К этому времени у Затрапезновых рядом у берега Которосли был построен кирпичный завод, и они претендовали на владение плотиной, которая была устроена еще в XYII веке. Вдоль Кавардаковского ручья и западнее его в сторону Меленок к 1736 году сложился производственный и жилой массив. В верхнем течении ручья возвели полотняную фабрику, а ближе к реке Которосль - бумажную.
Для осушения земли вырыты пруды и каналы. Затем по соседству с мануфактурой построили господский дом и разбили регулярный парк в голландском стиле с часовней и искусственными прудами. Для приведения механизмов фабрики в движения и для других производственных и бытовых нужд использовали силу ветра и воды. Построили мельницы ветряные и водяные с плотинами. Менее четырех лет потребовалось основателям, чтобы мануфактура начала выдавать продукцию. В 1725 году Тамес выходит из дела, забрав свою долю деньгами.
Мощность предприятия продолжает расти и развиваться. Так в 1731 году в работе было 172 стана и более 500 рабочих по найму, построены шелковая и суконные фабрики. Несмотря на раздел мануфактуры в 1741 году между братьями Иваном и Дмитрием Затрапезновыми, правобережная от Которосли часть, оставшаяся за Иваном и с этого времени носившая название - Ярославской Большой Мануфактуры, насчитывала 200 станов и 6 тысяч мастеров и работников. Кроме основного производства на фабрике было множество подсобных мастерских: гладильня, лощильня, красильная, граверная, рисовальная, печатная (типография), масляная и мукомольная мельницы, стекольная, каламенковая. Кроме полотен простых и самых тонких, на фабрике выделывали шелковые и шерстяные материи, шпалеры, скатерти, салфетки по качеству не уступавшие голландским.
Таким образом, в 1722 году ярославский купец Максим Затрапезнов и обрусевший голландец Иван Тамес по поручению государя Петра I построили полотняную фабрику. Для XVIII столетия она стала промышленным гигантом, поэтому и название получила – Ярославская Большая мануфактура.
Сейчас это комбинат технических тканей. На нем делают синтетическую кордную нить для усиления прочности шин. С комбинатом "Красный Перекоп" (название существует с 1922 года) связано имя В. В. Терешковой - первой женщины-космонавта, работавшей здесь ткачихой.
7-й вопрос
Вспомните события в России и мире, связанные с Ярославлем.1010г. - по воле молодого князя Ярослава Владимировича (Мудрого), на Волге была заложена крепость для защиты северо-восточных границ Киевской Руси, названную по его имени Ярославлем. В наше время эта дата является годом основания города Ярославль.
1071г. - первое упоминание города Ярославля в летописи, в рассказе о крупнейшем восстании смердов, который по преданию возглавляли два волхва от Ярославля.
1218г. - Ярославль становится столицей самостоятельного удельного княжества.
1463г. - Ярославское княжество вошло в состав великого Московского княжества.
1505-1516 гг. - столичными мастерами великого князя Василия возведен Спасо-Преображенский собор.
1612г. - в Ярославле формировались народные ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Город Ярославль на этот период становится временной столицей Руси.
1613г. - году в Ярославле в Спасском монастыре останавливался Михаил Романов, направлявшийся в Москву для «венчания на царство».
1747г. - открытие в Ярославле Славяно-латинской семинарии, первого в городе учебного заведения.
1750г. - актёром Фёдором Волковым в Ярославле создан первый русский публичный театр.
1777г. - в этом году 23 февраля царским указом была введена должность ярославского генерал-губернатора. На этот пост первым был назначен сенатор и президент имперской камер-коллегии А.П.Мельгунов.
1795г. - в Спасо-Преображенском монастыре графом А.И.Мусиным-Пушкиным был найден знаменитый памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». В 1800г. «Слово о полку Игореве» было опубликовано. В 1812 году оригинал рукописи погиб в огне московского пожара.
1805г. - по инициативе и на средства П.К.Демидова было основано Демидовское училище высших наук. В 1833г. оно было реорганизовано в лицей, а в 1918-1924гг. в университет.
1832г. - Николай Некрасов, будущий знаменитый поэт, поступил в ярославскую гимназию, находившуюся на улице Воскресенская, теперь улица Революционная,11.
1870-1898 гг. - Ярославль был связан железной дорогой с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом.
1902г. - открытие ярославской общественной городской Пушкинской библиотеки. В 1967 году переименована в Ярославскую областную универсальную научную библиотеку им. Некрасова.
1912г. - в этом году 30 июня город Ярославль, проездом в свое имение Ратухино, посетил певец Федор Иванович Шаляпин.
1937г. - в городе открыта Ярославская областная государственная филармония.
1971г. - город Ярославль награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1985г. - город Ярославль награжден орденом Октябрьской Революции.
1901г. - в Ярославле была создана первая на севере страны марксистская организация «Северный рабочий союз»
1993г. - открытие в городе памятника Ярославу Мудрому. Автор памятника - скульптор Олег Комов. На открытии монумента в Ярославле 23 октября присутствовал президент России Борис Ельцин.
2002г. - в этом году 13 января КамАЗ с ярославским двигателем выиграл гонку «Париж-Дакар».
2005г. - исторический центр города Ярославля был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2006г. – Президент РФ В.В.Путин открывает движение по новому Юбилейному мосту («Новый» мост) — второму автомобильно-пешеходному мосту через реку Волга, построенному к 1000-летнему юбилею города. Соединяет Дзержинский и Заволжский районы города.
2009г. – Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность» 14 сентября, при участии лидеров мировых держав.
Ярославль является одним из интереснейших туристских центров «Золотого кольца»
8-й вопрос
Что означают скульптуры на фасаде здания Академического театра им. Ф.Г. Волкова?На фасаде театра им. Ф.Г. Волкова и боковых стенах – скульптурные композиции, на портике – скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств – Аполлон-кифаред, слева – муза трагедии Мельпомена, справа – муза комедии Талия (или, по другой версии, муза лирической поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные горельефы (метопы) посвящены мотивам античной трагедии.
9-й вопрос
Назовите мемориальные музеи в Ярославле и его окрестностях.Мемориальные музеи в Ярославле и его окрестностях:
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова "Карабиха"
Музей находится в 15 км от Ярославля по старому Московскому шоссе. Заповедник расположен на территории старинной русской усадьбы, в комплекс которой входят жилые и хозяйственные постройки, регулярный и пейзажный парки. Первыми владельцами усадьбы были князья Голицины. В начале 1860-х годов усадьбу покупает Николай Алексеевич Некрасов. Он провел здесь десять летних сезонов (1861-1875), написал поэмы "Русские женщины", "Современники", стихотворения "Орина, мать солдатская", "Каллистрат" и другие, работал над "Кому на Руси жить хорошо". 5 декабря 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР "О мероприятиях по увековечиванию памяти Н.А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения". Ярославскому облисполкому было поручено реставрировать усадьбу "Карабиха" и организовать в ней мемориальный музей Н.А. Некрасова, который стал филиалом краеведческого музея. 1 января 198 года музей-усадьба Н.А. Некрасова был преобразован в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" с филиалами в Абакумцево и Грешнево.
Мемориальный дом-музей Л.В.Собинова
Мемориальный дом-музей Л.В.Собинова открыт в 1995 г. Экспозиция, с исключительной полнотой отражающая жизнь и творчество великого русского оперного певца к. XIX - нач. ХХ в., размещена в родном доме Л.В.Собинова, где он родился, где прошли его детские и юношеские годы, куда он любил возвращаться, будучи знаменитым певцом. В экспозиции представлено большое количество мемориальных предметов, отражающих его вкусы, интересы человеческие и профессиональные, привязанности, но также деда, отца, других членов семьи и близких людей. На сегодня это единственный в России музей, где с такой полнотой представлено культурное наследие "Орфея русской сцены", где звучит его голос.
Мемориальный дом-музей Н.А.Морозова (пос. Борок Некоузского р-на)
Усадьба-имение Борок основана в середине XIX века отцом Н.А.Морозова (1854-1946) мологским помещником., дворянином Щепочкиным П.А. Здесь Н.А.Морозов родился. Судьба его уникальна. Он является ярким примером неограниченности человеческих возможностей. Кроме того, это музей русского усадебного быта конца XIX - начала ХХ вв. Уютный дом, красивые интерьеры, полностью сохраненная прижизненная обстановка, богатая мемориальная библиотека. Вокруг парк в английском стиле с прудом и островком. В 1923 г. Совнарком подарил Н.А.Морозову его же собственное имение "Борок" в пожизненное пользование "за заслуги перед революцией и наукой", а в 1932 г. Н.А.Морозов дарит имение Академии наук СССР с целью создания в Борке научного учреждения его имени. Биологическая станция "Борок" имени Н.А.Морозова существовала с 1944 по 1952 гг.
Мемориальный дом-музей Максима Богдановича в Ярославле
30 мая 2008 года после двухлетнего капитального ремонта вновь открылся для ярославцев и гостей города мемориальный дом-музей Максима Богдановича. Укрепили фундамент, усовершенствовали систему освещения. Но главное - это новая экспозиция, в создании которой приняли участие художники Иван Бухаров и Иван Митрофанов. Последний дополнил выставку и новыми экспонатами: на центральном месте - восстановленные по фотографиям портреты Богдановича и его ярославской музы - Анны Кокуевой. Кроме того, белорусские коллеги подарили музею интересные документы и личные вещи из семьи поэта.
Мемориальный дом-музей академика А.А.Ухтомского (г.Рыбинск)
А.А.Ухтомский - выдающийся ученый-физиолог, князь рюриковской крови, оставивший миру богатое научное наследие. Открытый им принцип доминанты, определяет своего рода формулу причинности. Наследие ученого воспроизведено в воспитательном процессе. Мемориальная комната писателя-драматурга А.В.Сухово-Кобылина (Ярославская область, с. Новый Некоуз)
Некоузская ЦБ была основана в 1891 г. при обществе трезвости Некоузского уезда Ярославской губернии. Основное направление работы - краеведение. Библиотека - центр краеведения, кроме того библиотека является культурным центром для населения. Мемориальная комната А.В. Сухово-Кобылина открыта при библиотеке в 1997 году.
Мемориальный дом-музей академика А.М.Опекушина (с. Рыбницы, Некрасовский р-н)
Музей открыт в 1988 г. в с. Рыбницы Ярославской области – на родине скульптора-академика А.М. Опекушина, родившегося в семье крепостного в 1838 г. Здесь же он в нищите и забвении умер в 1923 г. и был похоронен на местном кладбище. Между двумя датами – жизнь и творчество. Памятники в Москве – А.С. Пушкину, Александру II, Александру III, Екатерине II, М.Ю. Лермонтову – в Пятигорске, К. Бэру в Тарту, Муравьеву в Хабаровске, Екатерине II в Санкт-Петербурге и т.д. Родина Опекушина – историко-культурный регион, самобытный край в Ярославской области. Традиционно крестьяне-отходники, уходя в город на заработки, собирались в артели, а некоторые сами открывали скульптурно-лепные мастерские. Лепное декоративное убранство фасадов и интерьеров дворцов, особняков, соборов, театров Москвы и Санкт-Петербурга создавалось в этих мастерских. В начале XX в. брат скульптора К.М. Опекушин приобрел двухэтажный дом в с. Рыбницы под скульпторно-лепные классы. Это здание передано музею.
10-й вопрос
Два российских города – Санкт-Петербург и Ярославль – входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда и благодаря чему Ярославль был включен в этот список?С 10 по 17 июля 2005 года в Дурбане (ЮАР) состоялась 29-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная цель сессии – включение новых номинаций в Список всемирного наследия. На сегодняшний день в него входят 812 объектов, из них 628 культурных, 160 природных и 24 смешанных, расположенных в 137 странах мира.
Важнейшим событием для России явилось включение в Список исторического центра Ярославля. Это стало итогом кропотливой семилетней работы администрации города Ярославля, Ярославской области, Министерства культуры России, Министерства иностранных дел, Российского комитета всемирного наследия, других заинтересованных организаций.
Ярославль - жемчужина "Золотого кольца" России. Памятники архитектуры его исторического центра представляют все художественные стили, существовавшие на территории нашей страны в течение последних пяти столетий. На сравнительно небольшом по площади участке находится 140 памятников, включенных в списки государственной охраны, и еще столько же выявленных дополнительно в ходе исследований. Во многих древних памятниках сохранились росписи всей поверхности интерьеров, которые являются уникальными образцами искусства монументальной живописи 16-17 веков.
Все это делает исторический центр Ярославля выдающимся примером преемственности и поступательного развития в формировании уникального комплекса культурного наследия на протяжении всей его многовековой истории. Осуществление Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года является флагманским направлением в деятельности ЮНЕСКО.
11-й вопрос
Какие из представленных промыслов находятся в Ярославской области и как они называются?1 фото – Изразец – это керамическая плитка из обожженной глины, на лицевой стороне которой располагаются рельеф, роспись, эмаль. Искусство изразца было известно еще в домонгольской Руси. Само слово «изразец» перекликается со словом «образец». Так в старину назывались керамические украшения для облицовки фасадов храмов и дворцов, печей и парадных покоев. Для этого требовалось тысячи одинаковых плиток, поэтому слово «образец» со временем приобрело новый смысл – «модель», «лекало», по подобию которых создавались новые изделия.
Ярославские изразечники начали выделывать многоцветные изразцы. Они изготовляли в большом количестве изразцы – розетки, многоизразцовые клейма, пояса, фризы и антаблементы. Рисунки розеток близки к московским, остальные изделия очень самобытны и отличаются от столичных как по рисункам изображений, так и по оттенкам эмали. Давно известно, что производство изразцов было хорошо налажено в Ярославле и многих других городах. Об этом говорят многочисленные находки их при археологических раскопках и десятки сохранившихся архитектурных сооружений, несущих на себе изразцовый декор. Фасадные изразцы предназначались, в основном, для церковных зданий. История свидетельствует, что во второй половине XVII столетия в Ярославле, Ростове, других городах и селах было развернуто гигантское храмовое строительство. Для возведения соборов, церквей, монастырских стен и башен требовались миллионы и миллионы штук кирпича, производство которого было отлично налажено в Ростовской епархии. А там, где формовался и обжигался кирпич, нетрудно было организовать и изготовление изразцов. Ярославская земля имеет богатую традицию производства керамики: ярославские изразцы до сих пор украшают стены храмов и печи в старинных усадьбах, вызывая восхищение не только у заморских туристов, но и у наших соотечественников.
Свои произведения искусства ярославские мастера создают из местного сырья — красной глины. Процесс производства майолики многоступенчатый и очень кропотливый.
2 фото - Ростовская финифть — народный художественный промысел — выполнение прозрачными огнеупорными красками миниатюрных изображений на медных посеребренных изделиях, покрытых эмалью. Существует с 18 в. в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Первоначально Р. Ф. исполнялись образа святых, оклады икон, с 1840-х гг. появились миниатюрные портреты, пейзажи; в наст. время — гл. обр. цветы на сувенирах.Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти (эмали).Живопись по эмали близка по технике к росписи фарфора. Основой для этой росписи является тонкая медная пластинка, покрытая с обеих сторон слоем эмали. В процессе росписи огнеупорными эмалевыми красками пластинку обжигают несколько раз, при этом цвет красок меняется, как и при обжиге фарфора.
Искусство украшения эмалью металлических изделий достигло особо высокого совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода. Традиционная технология выполнения финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 Со. Расцвет искусства живописной миниатюры на эмали относится к XVIII веку. В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX веке они уже не ограничиваются выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции. Современные мастера фабрики "Ростовская финифть", изготавливающие широкий ассортимент изделий (броши, серьги, кулоны, браслеты, туалетные коробочки, шкатулки, другие сувениры...) довели свои изделия до лучших художественных образцов мирового уровня.
На 3 и 4 фото изображены промыслы, НЕ относящиеся к Ярославскому краю.
3 фото - Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. Гжельский фарфор Гжель— это самые популярные в России фарфоровые изделия с нарядной синей росписью по белому фону; фарфоровые чайные сервизы, вазы, подсвечники, скульптура - множество самых разных форм. Каждое изделие, выполненное нашими художниками уникально, потому что нет двух одинаковых изделий. Каждую чашку или подсвечник художник расписывает вручную.
4 фото - Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в пос. Богородское Сергиев-Посадского района Московской области с XVI—XVIII веков. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь”.
12-й вопрос
Какой храм в Ярославле построен на средства кожевников?Чем он известен? В Ярославле на средства кожевников построен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково.
«Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре.
Храм расположен на берегу реки Которосли. Раньше это было предместье города, заселенное в основном кожевниками, которое называлось Толчковской слободой: для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчково. По местным преданиям, был когда-то на этом месте Вознесенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году, разоренный поляками в 1609 году. До нашего времени никаких документов об этом не осталось, известно лишь, что позже здесь была деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконе Божией Матери. Но жителям слободы этой маленькой деревянной церкви не хватало, и они просили разрешения на постройку зимней церкви в честь Вознесения Господня, видимо памятуя о разоренном Вознесенском монастыре. Разрешение это они и получили. Но не успели приняться за постройку зимней церкви, как деревянная Предтеченская церковь, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году. На пепелище толчковские жители отстроили маленькую деревянную Вознесенскую церковь, но замыслили создать что-то грандиозное. В грамоте от 15 августа 1671 года митрополит Иона (Сысоевич; † 1690) дает разрешение на постройку храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой – во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Шестнадцать лет строился этот храм, но не из-за долгостроя, как в советское время, а из-за кропотливости исполнения сложной архитектурной композиции, из-за бережного и любовного исполнения всех деталей и росписи.
Внутреннее убранство храма едва не превосходило его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Интересно, что храм был расписан всего лишь за один год – с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года.
На предложенной фотографии мы видим, что на ярко освященных стенах храма размещались в несколько ярусов изображения евангельских событий, притч, деяний апостолов и церковных праздников. Живой оптимистический дух ярославских художников оживлял своим горячим прикосновением и эти канонические темы, переводя на язык общепонятных образов священные сюжеты: пророк Елисей шел по золотистому полю ржи среди русских жниц с серпами, Каин пахал землю на белой лошадке, впряженной в русскую соху, библейские герои выступали в богатых русских одеждах». Такие детали русского быта как бы приближали далекие события к современной русской жизни, делали их объемнее для простого русского человека.
13-й вопрос
Назовите музыкальные и кино- фестивали, которые проводились и проводятся в Ярославле?Музыкальные фестивали:
В Ярославле ежегодно проходят фестивали хоровой и колокольной музыки «Преображение», «Ярославские фанфары», «Струны России», «Искусство движения». В 1981 году в городе состоялся первый джазовый фестиваль, который стал называться «Джаз над Волгой», тогда в нем участвовали 36 оркестров и ансамблей из 12 республик. Сейчас поклонников джаза в городе объединяет созданный в 1999 году Джазовый центр, руководит которым Игорь Гаврилов, стоявший у истоков джазового движения в Ярославле. Радуют любителей искусства концертные программы муниципального духового оркестра, оркестра русских народных инструментов “Струны Руси”, камерного “Барокко”, губернаторского академического симфонического оркестра.
С 1981 года в Ярославле регулярно проходит фестиваль оперного искусства имени Л. В. Собинова. Традиционно в его программу входят сцены и арии из опер, в которых пел когда-то знаменитый уроженец Ярославля. 6 октября 2009 года проходил Музыкальный фестиваль «Длинные Руки».
Кинофестивали:
Ежегодный открытый Ярославский городской фестиваль любительских фильмов о туризме и путешествиях "Гравицап".
Так же ежегодно проводится открытый городской фестиваль короткометражных фильмов "Ярославль".
С 26 по 29 августа 2009 года в Ярославской области проходила Благотворительная акция Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».
14-й вопрос
Съемки каких художественных фильмов и сериалов проходили в Ярославле?В Ярославле снимался ряд фильмов и телесериалов, в том числе:
- Женщины (1966), режиссёр П. Любимов
- Большая перемена (1972)
- Афоня (1975)
- Экипаж (1979), режиссер А. Митта
- Кин-дза-дза (1986)
- Николай Подвойский (1987)
- Вор (1997), режисер Пaвeл Чухpaй
- Мусорщик (2001), режиссер Г. Шенгелия
- Доктор Живаго (2005), реж. А. Прошкин ст.
- Есенин (2005)
- Неуправляемый занос (2005), режиссер Г. Шенгелия
- Хиромант (2005)
- Платина (2007)
- Река-море (2007), реж. Е. Марчелли
- Сашка, любовь моя (2007)
- По закону притяжения (2007)
- Ярослав (2007)
- Акмэ (2008)
- Шальной ангел (2009)
- Исаев (2009)
- Одна семья (2009)
- Котовский (2009)
- Любовь до востребования (2009)
- Гидравлика (2009)
- Полынь-трава окаянная (2009)
- Человек, который спас город (2009)