Учебный проект Алгоритмы в русских сказках

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Материалы проекта)
Строка 184: Строка 184:
 
== Материалы проекта ==
 
== Материалы проекта ==
  
[[Визитка_к_проекту_Алгоритмы_в_сказках]]
+
[[Визитка к проекту Алгоритмы в сказках]]
  
 
[http://moemesto.ru/Lidiy_ ссылки на полезную информацию]
 
[http://moemesto.ru/Lidiy_ ссылки на полезную информацию]

Версия 06:30, 25 июня 2009

Содержание

Название проекта

"Алгоритмы в русских народных сказках"

Авторы проекта

Чекунова Лидия Ивановна, учитель информаткики ЦДНТТ "Информатика+", г. Сургут Личная страница

Краткая аннотация проекта

Проект предназначен для реализации в рамках курса "Развивающая информатика" (4 класс).Тема "Алгоритм" очень сложна для понимания учащимися 4 классов на уроках информатики. Как облегчить процесс усвоения этой темы? Попробуем обратиться к фольклору. Все мы любим народные сказки. Их сюжеты поражают нас своим разнообразием, но редко кто задумывался, как строится та или иная сказка, какова структура народных сказок? Если внимательно вчитаться в народные сказки, то можно увидеть определённые правила, по которым складываются эти произведения народной мудрости. Помимо характерной линейности в их развитии можно наблюдать разветвляющиеся и циклические структуры. Данный проект на примере русских народных сказок должен помочь детям освоить эти структуры: он поможет сформировать у учащихся понятие "алгоритм", познакомить с видами алгоритмов, с правилами составления блок-схем линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов. Практическая значимость проекта состоит в представлении о таких понятиях как алгоритм и его свойства, исполнитель и его характеристики, в умении различать виды алгоритмов, составлять алгоритмы для решения задач и записывать их в виде блок – схем. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению.

Визуализация проекта

Дидактические цели учебного проекта

Сформировать компетентность в сфере:

  1. cамостоятельной познавательной деятельности;
  2. алгоритмического и критического мышления.

Приобретение навыков работы:

  1. в команде;
  2. с большими объёмами информации

Умение увидеть проблему Наметить пути её решения

Компетентности, формируемые учебным проектом

  • работа в команде;
  • самостоятельная, исследовательская работа;
  • алгоритмическое мышление

Методические задачи учебного проекта

Освоить представление о:

  1. понятии достижимые цели;
  2. понятии алгоритма, его видах и свойствах;
  3. понятии исполнителя и системы команд исполнителя.

Научить

  1. определять исполнителей в задачах, рисовать блок-схемы различных алгоритмов;
  2. пользоваться программами MS Office для оформления результатов
  3. кратко излагать свои мысли устно и письменно

Основополагающий вопрос:

"Налево пойдёшь - жену найдёшь, направо пойдёшь - коня найдёшь, а что найдёшь, если прямо пойдёшь?"

Проблемные вопросы:

  • Существуют ли законы в развитии сюжетов русских народных сказкок?
  • Какие структуры существуют в сюжетах русских народных сказках?

Вопросы учебной темы:

  • Всегда ли план действий можно назвать алгоритмом?
  • Всегда ли можно исполнить алгоритм?
  • Кто или что является исполнителем?
  • А существует ли такая задача, для решения которой нет алгоритма, каким бы ни был исполнитель?

Частные вопросы:

  • Можно ли жить по алгоритму?
  • Что характеризует исполнителя?
  • А я могу я быть исполнителем?
  • Линейные алгоритмы в моей жизни.
  • Линейные алгоритмы в сказках.
  • Циклические алгоритмы в моей жизни.
  • Циклические алгоритмы в сказках.
  • Где я сталкиваюсь с развилками каждый день?
  • Есть ли разветвляющиеся алгоритмы в сказках?
  • Что такое условие?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Алгоритмы в сказках

Вопрос для исследования: Какие встречаются алгоритмы в сказках?

Цель исследования: Провести анализ сказок, выделить встречающиеся в них алгоритмы, определить их виды, оформить алгоритмы в виж\де блок-схем

Варианты представления результатов исследования: Презентация, буклет, текстовый документ

2. Тема: Линейные алгоритмы в сказках.

Вопрос для исследования: Как происходит развитие сюжета в сказках?

Цель исследования: Разобраться с понятием линейных алгоритмов, привести примеры сказок.

Варианты представления результатов исследования: Презентация

3. Тема: Циклические алгоритмы в сказочный сюжетах.

Вопрос для исследования: Есть ли циклы в сказках?

Цель исследования: Разобраться с понятием циклических алгоритмов, привести примеры циклов.

Варианты представления результатов исследования: Презентация

4. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы в сказках.

Вопрос для исследования: Есть ли в сказках ветвление?

Цель исследования: Рассмотреть разветвляющиеся алгоритмы, встречающиеся в сказках, исследовать возможные варианты развития при выборе того или иного случая. Как выбрать правильный?

Варианты представления результатов исследования: Презентация

Предметные области

Информатика, литература

Участники проекта

Участниками данного проекта будут учащиеся 4-5 классов.

Если вы увлекаетесь фольклором и вам интересно познакомиться со структурой русских народных сказок, то присоединяйтесь к нашему проекту!

Продолжительность работы над проектом

Работа над проектом продолжается в течение одной четверти.

Этапы и сроки проведения проекта

Этапы проекта Сроки проведения
Подготовительный этап. Регистрация. Мозговой штурм: выдвижение проблемы, формулировка темы проекта, обсуждение плана работы над проектом 12.01-15.01
Практический этап. Создание продуктов исследования 19.01 – 20.02
Аналитический этап. Рефлексия деятельности. исправление ошибок 20.02
Заключительный этап. Защита проекта 24.02

Календарь проекта

Этапы проекта

Задания проекта

Задания 1 этапа

Проведите исследование среди одноклассников, родителей, знакомых по вопросу, насколько они увлекаются фольклором? Составьте диаграмму исследований и проанализируйте результаты.

Задания 2 этапа

Создайте публикацию «Алгоритмы в русских народных сказках», для этого прочитайте несколько сказок, постарайтесь определить стуктуры их построения. Свою работу проиллюстрируйте изображениями, блок-схемами. Создайте мультимедийную презентацию, в которую включите результаты своих исследований.

Задания 3 этапа

Обобщите весь собранный материал и сделайте вывод. Свои мысли оформите в виде web-сайта проекта.

Результаты проекта

  • публикации по теме проекта
  • презентация по теме проекта
  • web-сайт проекта

В итоге учащиеся должны создать веб-сайт по данной теме. Исследования, проведённые в результате проекта, помогут детям в освоении данной темы. Знания, полученные в ходе исследований, пригодятся им при дальнейшем обучении и в различных областях деятельности.

Материалы проекта

Визитка к проекту Алгоритмы в сказках

ссылки на полезную информацию

презентация: руководство для учащихся

разветвляющиеся алгоритмы

исполнители в сказках

интернет-урок по алгоритмам в сказках

Общение в проекте

Блог для общения

Ключевые слова

алгоритм, исполнитель, свойства алгоритма, виды алгоритмов, блок-схема, линейный алгоритм, ветвление, условие, цикл.

История успеха проекта

Как повысить мотивацию обучения у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ясно, что решение данных проблем лежит в отказе от традиционной системы обучения, и переходе к другим методам обучения, которые побуждали бы самих школьников к получению знаний. Одной из таких форм педагогической деятельности является использование проектного метода обучения в учебном процессе. В 4-ом классе тема "Аолгоритм" является достаточно сложной для усвоения учащимися, но она важна для дальнейшего изучения основ алгоритмизации, поэтому очень хотелось эту тему сделать более интересной и увлекательной. Но как это сделать? Ответить на этот вопрос мне помогла корпорация Intel, которая позволила увидеть новые методы использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики. Методика проектного метода не предполагает использовать для его реализации уроки целиком (бывает вполне достаточно 10-15 минут), но результат превосходит все ожидания. Сначала ребята выбирают темы с опаской, не торопясь приступать к работе, не совсем понимая, что от них требуется, но уже совсем скоро они активно включиются в исследования, ведь можно представить материал, так как хочется, найти новые способы решения поставленной проблемы, увидеть её решение с неожиданных точек зрения. В процессе работы над проектом учащиеся учатся работать в команде, прислушиваться к мнению других, высказывать и защищать собственную точку зрения, оказывать помощь товарищам и принимать ее от других. Во время защиты своих работ ребята продемонстрируют результаты своих исследований товарищам, оценивают работы других. В результате тема из скучной превратилась в интересную и увлекательную.

Инструменты