Сборник эссе/Проект Мир поэзии Бродского
(→Ответ команды) |
(→Ответ команды) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
«То не муза воды набирает в рот…», 1981 | «То не муза воды набирает в рот…», 1981 | ||
− | ===Ответ команды < | + | ===Ответ команды <Променад>=== |
+ | Эссе № 1 | ||
+ | |||
+ | По национальности- еврей, по месту рождения- русский, по месту жительства- американец. А по мировоззрению, мироощущению? Космополит? Интернационалист? «Он член самой массовой партии- партии одиночек»,- так о Бродском сказал А.Камю. | ||
+ | Как печально, что в России, стране, давшей жизнь, вскормившей поэта, он оказался не нужен. Лишь в 1990 году стихи Иосифа Бродского были опубликованы на родине (это спустя 18 лет после изгнания), когда он уже получил мировое признание (стал Нобелевским лауреатом). Мне кажется невероятным, что, не имея даже школьного образования, он работал в шести американских и британских университетах. О себе он говорил: «Я еврей, русский поэт, американский гражданин и английский эссеист». | ||
+ | О чём его стихи? Каждое - философское откровение. Он может писать о родине («Заметки для энциклопедии», «Воротишься на родину...»), поднимать проблему выбора, жизни и смерти («На смерть Жукова»), рассматривать тему искусства («Классический балет есть замок красоты...»), посвящать стихи друзьям («Рождественский романс»), но самой главной темой будет проблема свободы личности. Только человек, знающий цену свободе, мог написать: «О, облака Балтики летом! Лучше вас в мире ртом я не видел пока». И если Бродский потерял схематично воспетую родину, с которой мог разговаривать на «ты», то взамен получил Россию русской эмиграции (Бунин, Ходасевич и др.) Стихи Бродского о родине необычны. Автор словами словно замаскировывает своё отношение к России. Из отношения поэта- эмигранта к родине можно узнать больше правды о ней, чем от поэтов, живущих рядом. Он может позволить себе быть некорректным, вызывающе-грубым, даже агрессивным. Это даёт силы противостоять давлению тоталитарной среды. | ||
+ | И ещё не могу не сказать о Бродском- эссеисте. После пересечения государственной границы он оказался вброшенным в иную систему отношений, а русский язык, главная ценность, какую вывез с собой поэт. Неожиданный выход- эссеистика, создаваемая на английском языке, но использующая материал русской литературы. Особенно интересны его литературные портреты (А.Платонов, О.Мандельштам, А.Ахматова, М. Цветаева). Они надличностны, автобиографичны. Это скорее аллегорические проблемы современной литературы, нежели конкретные человеческие фигуры. | ||
+ | Произошло ли моё открытие поэта? Безусловно! Я поняла его глубже, серьёзнее. И даже песни Олега Митяева на стихи И.Бродского я воспринимаю иначе, как полёт в бесконечность : «...мир останется прежним, ослепительно снежным и сомнительно нежным, мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но всё-таки бесконечным». | ||
+ | |||
+ | Эссе №2. | ||
+ | |||
+ | Иосиф Бродский. Одна из самых затёмнённых и одиноких фигур Отечественной литературы XX столетия. Живой укор социалистической машине. Человек, отстранённый от своей же жизни лишь за то, что действительно был Человеком, что не носил розовых очков, что не лицемерил, за то, что еврей, рождённый в России, изгнанный в США и живший в собственном мире. В нашем ему места не было. Его стихи достигли полного совершеннолетия, пока страна, которой они посвящены, оказалась готовой их принять. То, с каким рвением музу Бродского советские власти пытались задавить, чересчур смешно, настолько, что вызывает слёзы. Слёзы отчаяния. Слёзы безысходности. Слёзы тупой обиды за никчёмность подлинной правды. Слёзы эти нашли отражение в щемящих душу стихах поэта. В произведениях Бродского нет каких-либо стенаний, жалоб, но есть огромное чувство, похожее на то, которое именуют «комок в горле». Что-то давящее, обжигающее прерывистым дыханием. Что-то непонятное тем, кто принадлежит толпе. Планета Бродского- это отражение Земли. Почему? Да потому что она являет собой всё, что происходит на Земной шаре, но прикоснуться к неё может лишь избранный... Я счастлива: я одна из немногих. | ||
===Ответ команды <название команды>=== | ===Ответ команды <название команды>=== |
Версия 14:47, 13 мая 2009
Содержание |
Ответ команды <МАЯК>
МОЁ ОТКРЫТИЕ ПОЭТА. ( КОМАНДА МАЯК) Что значит открыть поэта? На мой взгляд, это значит узнать поэта, но это не только поверхностное изучение биографии, не только прочтение одного-двух десятков стихов. Это значит увидеть ту тайную связь, порождающую стихотворения из сливающихся обстоятельств мира внешнего, окружающего Бродского и мира внутреннего, духовного. В поэзии Бродского неожиданно ново находят свое отражение традиции не только русской, но и мировой культуры. В ней четко прослеживаются связи с русской классической литературной традицией, находит свое отражение культура древнего мира, чувствуется влияние англо-американской поэзии. Творчество Бродского во многом автобиографично. Где бы не находился поэт, на какие бы берега не заносила его судьба, все его стихи читаются в контексте того, что где-то на земле есть город, о котором поэт всегда помнит, - Петербург. В начале творческого пути город живет вместе с автором в его строках. Тем города звучит в поэзии Бродского на протяжении всей его жизни. Санкт-Петербург для него олицетворение Родины в годы изгнания. Тема оставленной Родины – еще одна значимая веха в творчестве зрелого Бродского. Бродский никогда не думал об обретении новой Родины. Истинной Родиной для него является только страна творчества. Именно поэтическое слово помогает осознать себя на чужбине как часть единого целого, и покинутая Россия предстала в сознании поэта такой же частью. В эмиграции одной из главных тем Бродского становится Слово. Именно Слово спасает поэта, уводя его из серого мира в страну творчества. Посвятив свою жизнь служению языку, Бродский-поэт таким образом решает для себя проблему бессмертия. По его мнению, вечность принадлежит слову так же, как слово является проводником Вечности: Так родится эклога. Взамен светила загорается лампа: кириллица, грешным делом, разбредаясь по прописи вкривь ли, вкось ли, знает больше, чем та сивилла, о грядущем. О том, как чернеть на белом, покуда белое есть и после. «Эклога зимняя», 1977 Что сказать о особенности поэзии Бродского, то я замечаю тягу к повествовательности, виртуозное владение стихом, постоянно ощутимые мощные, как волны, ритмы. На мой взгляд, мир в творчестве Бродский предстает как некая внешняя система, законы которой неумолимы, но все-таки объективны. Закон смерти, бренности бытия – они ужасают, но они есть в каждой жизни, и их не преступить. Как поэт Бродский пытается выйти за пределы своего «я» в мир чистого творчества. Девизом его становится «поэзия ради поэзии». Таким образом, закон смерти преодолевается путем слияния двух миров: поэтического, созданного сознанием, и реального. И тогда поэт не умирает, а остается жить в сердцах миллионов читателей. Навсегда расстаемся с тобою, дружок, нарисуй на бумаге простой кружок. Это буду я: ничего внутри, Посмотри на него – и потом сотри. «То не муза воды набирает в рот…», 1981
Ответ команды <Променад>
Эссе № 1
По национальности- еврей, по месту рождения- русский, по месту жительства- американец. А по мировоззрению, мироощущению? Космополит? Интернационалист? «Он член самой массовой партии- партии одиночек»,- так о Бродском сказал А.Камю. Как печально, что в России, стране, давшей жизнь, вскормившей поэта, он оказался не нужен. Лишь в 1990 году стихи Иосифа Бродского были опубликованы на родине (это спустя 18 лет после изгнания), когда он уже получил мировое признание (стал Нобелевским лауреатом). Мне кажется невероятным, что, не имея даже школьного образования, он работал в шести американских и британских университетах. О себе он говорил: «Я еврей, русский поэт, американский гражданин и английский эссеист». О чём его стихи? Каждое - философское откровение. Он может писать о родине («Заметки для энциклопедии», «Воротишься на родину...»), поднимать проблему выбора, жизни и смерти («На смерть Жукова»), рассматривать тему искусства («Классический балет есть замок красоты...»), посвящать стихи друзьям («Рождественский романс»), но самой главной темой будет проблема свободы личности. Только человек, знающий цену свободе, мог написать: «О, облака Балтики летом! Лучше вас в мире ртом я не видел пока». И если Бродский потерял схематично воспетую родину, с которой мог разговаривать на «ты», то взамен получил Россию русской эмиграции (Бунин, Ходасевич и др.) Стихи Бродского о родине необычны. Автор словами словно замаскировывает своё отношение к России. Из отношения поэта- эмигранта к родине можно узнать больше правды о ней, чем от поэтов, живущих рядом. Он может позволить себе быть некорректным, вызывающе-грубым, даже агрессивным. Это даёт силы противостоять давлению тоталитарной среды. И ещё не могу не сказать о Бродском- эссеисте. После пересечения государственной границы он оказался вброшенным в иную систему отношений, а русский язык, главная ценность, какую вывез с собой поэт. Неожиданный выход- эссеистика, создаваемая на английском языке, но использующая материал русской литературы. Особенно интересны его литературные портреты (А.Платонов, О.Мандельштам, А.Ахматова, М. Цветаева). Они надличностны, автобиографичны. Это скорее аллегорические проблемы современной литературы, нежели конкретные человеческие фигуры. Произошло ли моё открытие поэта? Безусловно! Я поняла его глубже, серьёзнее. И даже песни Олега Митяева на стихи И.Бродского я воспринимаю иначе, как полёт в бесконечность : «...мир останется прежним, ослепительно снежным и сомнительно нежным, мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но всё-таки бесконечным».
Эссе №2.
Иосиф Бродский. Одна из самых затёмнённых и одиноких фигур Отечественной литературы XX столетия. Живой укор социалистической машине. Человек, отстранённый от своей же жизни лишь за то, что действительно был Человеком, что не носил розовых очков, что не лицемерил, за то, что еврей, рождённый в России, изгнанный в США и живший в собственном мире. В нашем ему места не было. Его стихи достигли полного совершеннолетия, пока страна, которой они посвящены, оказалась готовой их принять. То, с каким рвением музу Бродского советские власти пытались задавить, чересчур смешно, настолько, что вызывает слёзы. Слёзы отчаяния. Слёзы безысходности. Слёзы тупой обиды за никчёмность подлинной правды. Слёзы эти нашли отражение в щемящих душу стихах поэта. В произведениях Бродского нет каких-либо стенаний, жалоб, но есть огромное чувство, похожее на то, которое именуют «комок в горле». Что-то давящее, обжигающее прерывистым дыханием. Что-то непонятное тем, кто принадлежит толпе. Планета Бродского- это отражение Земли. Почему? Да потому что она являет собой всё, что происходит на Земной шаре, но прикоснуться к неё может лишь избранный... Я счастлива: я одна из немногих.