Обсуждение:Воронежское историко-культурное общество

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
Воронежское историко-культурное общество (ВИКО)
 
Воронежское историко-культурное общество (ВИКО)
 
   
 
   
[[Изображение:Mylt.jpg]]
+
[[Изображение:Mylt.jpg]][[Изображение:Mylt.jpg]]
  
 
Воронежское историко-культурное общество работает уже более 30-ти лет. Столь долгий срок не просто существования, но и активной творческой работы для общественной организации уникален.
 
Воронежское историко-культурное общество работает уже более 30-ти лет. Столь долгий срок не просто существования, но и активной творческой работы для общественной организации уникален.

Версия 18:29, 26 декабря 2006

Воронежское историко-культурное общество (ВИКО)

Mylt.jpgMylt.jpg

Воронежское историко-культурное общество работает уже более 30-ти лет. Столь долгий срок не просто существования, но и активной творческой работы для общественной организации уникален.

В январе 1971 года в нашем городе благодаря инициативе исследователей-краеведов:З. Я. Анчиполовского,В. П. Загоровского, В. А. Прохорова, В. И. Кузнецова и других было создано первое в послевоенное время самоуправляемое объединение поклонников и знатоков местной старины - Общественный совет краеведов во главе с учёным, библиофилом О. Г. Ласунским. Организационное и финансовое обеспечение взяла на себя областная научная библиотека им. И. С. Никитина. Тогдашнему директору библиотеки Н. Т. Стрельниковой нужно было обладать определённой смелостью, чтобы не только дать приют, но и твёрдо защищать Общество в период его организационного становления.

Slava.jpg

Краеведческий "Совет" действительно был советом. Сюда приходил и тот, кто испытывал недостаток в общении и тот, кто желал поделиться с коллегами своими новыми находками, и тот, кто надеялся получить информацию из первых рук. В 1960-х и начале 1970-х годах интерес к воронежскому прошлому резко возрос - ведь все, что ни "откапывали" историки, было в новинку, так как долгое время глубокого изучения родного края не проводилось.

В 1991 г. Совет был переименован в Воронежское историко-культурное общество (ВИКО).

Изменение названия было вызвано тем, что в содержательном отношении все важные формы его деятельности тяготели именно к историко-культурной проблематике. К тому же минувшее воронежской науки, просвещения, словесности, театра, музыки, изобразительного искусства, книжности и т.д. освещалось хуже, чем социально-экономическая сфера.

Основной формой деятельности сообщества являются публичные краеведческие чтения (в июне 2004 г. состоялось очередное, 121-е по счету, заседание). Вопросы истории культуры здесь всегда были приоритетными, а с момента преобразования общества они стали преобладать. Печатного органа ВИКО не имеет, публикации на основе прочитанных докладов появляются в различных научных и популярных изданиях. Хроника работы ВИКО регулярно освещается на страницах местной периодики и в выпусках "Воронежского краеведческого вестника" (2001-), издаваемого Воронежской областной библиотекой им. И. C. Никитина. По инициативе Совета краеведов в 70-е - 90-е гг. XX века в ВОУНБ выпускались библиографические указатели в сериях: "Воронежские писатели и литературоведы", "Воронежские ученые" и "Воронежские краеведы".

Перечень постоянных участников краеведческих чтений с указанием их основных исследовательских интересов представлен в справочном издании "Сто краеведческих чтений в лицах и публикациях. 1971-1999" (1999).

ВИКО занимается не только умозрительной, "кабинетной" деятельностью. Оно внедряет культуру исторической памяти в повседневный обиход воронежцев (мемориальные доски, памятные знаки, названия улиц, охрана архитектурной старины и т. п.).

В фондах библиотеки хранятся практически все краеведческие издания членов ВИКО с автографами авторов, а коллекция О. Г. Ласунского, безвозмездно переданная "Никитинке", насчитывает 742 экземпляра (XVIII-XX вв.).

Люди - главное богатство объединения. Среди его членов - множество незаурядных личностей, от аспирантов до академика, от журналиста до писателя, тех, кто на протяжении более тридцати лет определяли лицо воронежского научного краеведения: А. Н. Акиньшин, З. Я. Анчиполовский, В. И. Битюцкий М. М. Вересин (1910-1992), Ю. Д. Гончаров, В. П. Загоровский (1925-1994), В. Б. Ижогин (1931-1993), М. Д. Карпачев, В. И. Кононов, Г. Л. Коротких, В. П. Криворучко (1919-1994), В. И. Кузнецов, О. Г. Ласунский, М. И. Лунева, Е. А. Пульвер (1926-1983), Ю. В. Пыльнев, Л. Г. Сафонов (1930-2002), Н. В. Троицкий (1900-1984), Е. Г. Шуляковский (1906-1984) и др.

Постепенно выросло новое поколение "виковцев": В. М. Абакумов, В. Л. Елецких, А. А. Комлев, Н. А. Комолов, А. Н. Кряженков, П. А. Попов, С. А. Попов, Б. А. Фирсов и др.

Поиски даровитой творческой молодежи - одно из ключевых направлений в деятельности сообщества.

Члены организации за истекший период сумели значительно обогатить фонды краеведческой литературы. Им принадлежат важнейшие труды, весьма многообразные как по содержанию, так и по научным методикам и жанрам.

Трудно переоценить значение исследовательской, публикаторской, редакторской и просветительской деятельности доктора исторических наук В. П. Загоровского для областного краеведения последних десятилетий. Его работы: "О древнем Воронеже и слове "Воронеж" (1977), "История воронежского края от "А" до "Я" (1982), "Воронеж: Историческая хроника" (1989), "Воронежская историческая энциклопедия" (1992) и др. являются настольными книгами для любого начинающего или "зрелого" краеведа.

В. А. Прохоров (1924-1983) целиком посвятил себя изучению региональной топонимики. Его историко-топонимистический словарь "Вся Воронежская земля" (1973), книги "Надпись на карте" (1977), "Липецкая топонимия" (1981) пользуется большим читательским "спросом". Ныне эту тему продолжил С. А. Попов в своей монографии "Ойконимия Воронежской области в системе лингвокраеведческих дисциплин" (2003).

Е. А. Пульвер накопленную им информацию воплотил в виде путеводителей-справочников "Знакомьтесь с Воронежем" (1965), "Здравствуй, Воронеж!" (1970), "Воронежская мозаика" (в соавторстве с Ю. Пульвером, 1983).

Художник П. Д. Пономарев много лет делал этнографические зарисовки. Выход в свет альбома "Народный костюм Воронежской губернии" (1994) стал значительным событием": подобной работой наше краеведение еще не располагало.

В книгах З. Я. Анчиполовского "Воронежские сезоны" (1969), "Вчера и сегодня кольцовской сцены" (1977), "Старый театр. Воронеж: 1787-1917" (1996), "Театр Михаила Бычкова" (2002) и др. вскрыта специфика местной театральной традиции. Историк поставил перед собой масштабную задачу - рассмотреть воронежский театр как "модель развития русской провинциальной сцены". К реализации этой цели он шел всю жизнь и его книгу "Кольцовский академический" (2002) можно воспринимать как итоговую. Более чем вековой путь, пройденный в нашем крае мастерами сценического искусства, исследован на широком общекультурном фоне.

Плодом многолетних занятий по изучению музыкальной культуры является книга Ю. В. Воронцова (1914-2002) "Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа" (1994). В монографии разрозненные прежде сведения выстроились в единую цепочку. Если старый Воронеж привычно считался городом театральным и отчасти литературным, то сейчас не будет большой натяжкой именовать его и музыкальным. Ю. В. Воронцов вырвал из забвения немало ярких фамилий из числа ревнителей искусства, наподобие родоначальника династии отечественных музыкантов В. Г. Ростроповича.

Члены ВИКО углубленно исследуют умственные и эстетические напластования эпох - каждый в своей "епархии". Справочный характер носят книги В. И. Кононова "Памятники Воронежа и Воронежской области" (1979), "Мемориальные доски Воронежа" (1984), "Священная память" (2003). В 2003 г. жители и гости Воронежа обзавелись путеводителем В. И. Кононова по областному центру.

Ю. В. Пыльнев совместно с С. А. Рогачевым создал капитальную "Историю школы и народного просвещения воронежского края. ХVIII - начало ХХ века" (1999), где весьма подробно раскрыт процесс формирования системы начального и среднего образования.

Примером удачного подхода к изучаемому материалу следует считать книгу И. И. Кесслера "Подгоренский край. С древнейших времен до начала первой мировой войны" (1994). Используя огромный массив трудно находимых источников, автор сумел показать, как в жизни одного из скромных уголков отечества преломилась многовековая биография всей России. Создатель цикла занимательных историко-культурных радиокомпозиций, И. И. Кесслер отчасти на их основе подготовил сборник этюдов, героями которых являются замечательные деятели русского искусства в их контактах с нашим краем,- "Свет угасших звезд" (2000).

Обобщенным трудом о памятниках истории и культуры, о процессе выработки градостроительного облика областного центра стала монография Г. А. Чеснокова "Архитектура Воронежа: история и современность" (1999). В соавторстве с Л. В. Кригер им создана книга "Архитектура исторических городов Воронежской области" (2002), где впервые прослежен процесс градостроительного освоения территории Воронежского края со времён возникновения первых поселений до наших дней.

Результатом многолетних исследований недвижимого историко-культурного наследия Воронежа: зданий, связанных с общественным и государственным устройством края, памятников военной истории, науки и культуры, памятников производственной деятельности и техники стала книга "Историко-культурное наследие Воронежа" (2000). Среди её создателей и авторов статей - постоянные члены ВИКО - А. Н. Акиньшин и П. А. Попов.

В 2003 году вышло в свет уникальное по своему характеру издание: "Воронеж. История города в названиях улиц". Автор, П. А. Попов, на основе документальных источников подробно рассказывает об общественном устройстве, культуре, быте города в разные эпохи, знакомит читателей с происхождением названий улиц и площадей, описывает знаменитые улицы, памятники и воронежцев, чьи имена увековечены на карте города.

Сфера интересов поэта, краеведа и врача Г. Л. Коротких лежит в области истории воронежской медицины. Именно ей мы обязаны, в частности, исследованию жизни и деятельности земского врача К. Федяевского и его семьи. Её перу принадлежат книги воспоминаний об известных воронежских врачах, историках, деятелях науки и культуры, краеведов: "Душа и жизнь" (2000), "Страницы памяти листая" (2003).

Историей провинциальной жизни, судьбами картин, их героев и творцов уже давно занимается искусствовед М. И. Лунева. В последнее время к ней присоединилась М. А. Кривцова, избравшая предметом изучения становление художественного обучения в Воронеже в ХIХ в. Результаты их работы пока ограничиваются статьями.

Значительная роль в дальнейшем развитии воронежского краеведения принадлежит писателю, литературоведу, основателю и руководителю краеведческих чтений, неизменному председателю ВИКО Олегу Григорьевичу Ласунскому и его заместителю по организации работы в Обществе историку Александру Николаевичу Акиньшину.

Автор множества работ, среди которых "Литературные раскопки" (1972), "Власть книги" (1980), "Литературная прогулка по Воронежу" (1993), "Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова" (1999), О. Г. Ласунский внёс достойный вклад в историю книжного дела, литературного прошлого воронежского края.

А. Н. Акиньшин в своих исследованиях охватывает широкий диапазон проблем. Это и история воронежского края XVIII-XX веков ("Воронежские губернаторы и вице-губернаторы 1710-1917", 2000), и история Воронежской епархии ("Храмы Воронежа", 2003), и некрополистика ("Воронежский некрополь. Вып. 1, 2", 1999, 2002), генеалогии и др.

Творческий союз двух учёных, О. Г. Ласунского и А. Н. Акиньшина позволил обогатить краеведческую литературу рядом совместно опубликованных книг: "Воронежское дворянство в лицах и судьбах" (1994), "Пахарь духовной нивы" (1996), "Записки старого пешехода" (2002).

Изданная ими в 2000 году работа "Два века воронежского краеведения: люди, труды, события", представляет обзор основных этапов изучения региональной истории.

Долгие годы Общественный совет краеведов - Воронежское историко-культурное общество было по сути единственным общественным краеведческим центром в городе. Сейчас их несколько - и это не может не радовать. ВИКО не претендует ни на какую монополию в местной краеведческой иерархии.

Персональные инструменты
Инструменты