Урок литературы "А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: == Проблематика трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». == ''Цели урока:'' * знакомство с циклом А....)
 
 
Строка 36: Строка 36:
  
  
'
+
 
 
''Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»''
 
''Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»''
  

Текущая версия на 14:13, 3 февраля 2009

[править] Проблематика трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Цели урока:

  • знакомство с циклом А.С.Пушкина «Маленькие трагедии», основными образами трагедии «Моцарт и Сальери» и затронутыми в ней проблемами: отношением А.С.Пушкина к вопросу о гении и злодействе;
  • развитие навыков анализа поэтического драматического произведения;
  • воспитание интереса к поэтическим произведениям, решению мировоззренческих проблем.

Оборудование урока:

  • портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к трагедии;
  • художественный фильм «Маленькие трагедии»;
  • магнитофонная запись произведений В.-А.Моцарта (например «Турецкое рондо», «Маленькие серенады», «Реквием»);
  • определения литературоведческого понятия «трагедия», лексических значений слов «реквием», «ремесленник».

Оформление доски:

Эпиграф: Гений и злодейство - две вещи несовместные.(А.С.Пушкин.«Моцарт и Сальери»)

План урока:

1) Художественные особенности цикла «Маленькие трагедии».

2) Проблематика и основные образы произведения.

3) Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?


ХОД УРОКА:


Учитель зачитывает строки из письма Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги... Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем...»

5. Анализ сцены отравления. Фронтальная беседа.


- Почему Сальери бросает яд в стакан Моцарта после его слов о гении и злодействе?

- Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд, и Сальери: «Ты выпил!.. Без меня?»

- Какой двойной смысл приобретают слова Моцарта «Мой реквием»? (сочиненный Моцартом и по нему).

- Почему в конце трагедии приводятся три истории злодейства: истории Бомарше и Микеланджело (легендарные, мнимые) и совершаемое в пьесе убийство Моцарта Сальери?

- Почему трагедия заканчивается словами Сальери о якобы злодеянии Микеланджело?


VIII. Работа над проблемным вопросом урока:

- Как в трагедии решается вопрос о гении и злодействе?

Учащиеся высказывают свое мнение, приводят доказательства.


IV. Заключение.

Учитель зачитывает слова Ф.М. Достоевского: «Пушкин умер в полном расцвете сил и, бесспорно, унес с собою великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем...» (Ф.М. Достоевский).

В заключение урока учитель комментирует работу учащихся и выставляет оценки.


V. Домашнее задание. Письменное рассуждение на одну из тем (1-1,5 страницы):

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные»? (не более «4» баллов)

2. Почему Сальери по ходу пьесы ни разу не играет на пианино?

3. Почему Пушкин по-разному записал одни и те же слова о гении и злодействе, которые произносят герои? (за доказательный ответ не менее «4» баллов).

Персональные инструменты
Инструменты