Сергий Радонежский
Строка 15: | Строка 15: | ||
|дети = | |дети = | ||
}} | }} | ||
− | |||
− | |||
'''Сергий Радонежский ''' | '''Сергий Радонежский ''' | ||
− | |||
==Биография== | ==Биография== | ||
Строка 27: | Строка 24: | ||
После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и пристрастился к чтению. С раннего детства он имел тягу к святой жизни: уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. | После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и пристрастился к чтению. С раннего детства он имел тягу к святой жизни: уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. | ||
Епифаний Премудрый пишет в житии святого Сергия: «Поступь его была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности». | Епифаний Премудрый пишет в житии святого Сергия: «Поступь его была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности». | ||
− | |||
===Родители=== | ===Родители=== | ||
Строка 51: | Строка 47: | ||
Архиепископ Никон, автор «Жития Сергия Радонежского», писал, что именно в трудные для церкви дни, когда потребна помощь Божья, Бог посылает в мир для укрепления веры людей своих Избранников. И они становятся руководителями всех, кто ищет очищения от пороков и спасения души. Из мест уединения этих людей разливается по всей земле благодатный свет веры, покоя и добра. Таким Божьим посланником является и «печальник земли Русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своим подвигом, своим авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. И это влияние ощутили на себе не только современники подвижника, но и его потомки. По сей день, как нам кажется, Ростов несет в себе этот благодатный свет, что подарил нашей земле святой Сергий. | Архиепископ Никон, автор «Жития Сергия Радонежского», писал, что именно в трудные для церкви дни, когда потребна помощь Божья, Бог посылает в мир для укрепления веры людей своих Избранников. И они становятся руководителями всех, кто ищет очищения от пороков и спасения души. Из мест уединения этих людей разливается по всей земле благодатный свет веры, покоя и добра. Таким Божьим посланником является и «печальник земли Русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своим подвигом, своим авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. И это влияние ощутили на себе не только современники подвижника, но и его потомки. По сей день, как нам кажется, Ростов несет в себе этот благодатный свет, что подарил нашей земле святой Сергий. | ||
− | + | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | * [http://www.pravoslavie.ru | + | * [http://www.pravoslavie.ru] |
* [http://mdovzhenko.livejournal.com] | * [http://mdovzhenko.livejournal.com] | ||
--> | --> | ||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] |
Версия 14:52, 11 ноября 2008
Сергий Радонежский
Содержание |
Биография
Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1319 году. С 7 лет был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Это несчастье преследовало его до тех пор, пока один святой старец горячо не попросил Бога открыть для мальчика книжную премудрость. После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и пристрастился к чтению. С раннего детства он имел тягу к святой жизни: уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. Епифаний Премудрый пишет в житии святого Сергия: «Поступь его была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы – свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности».
Родители
Родители преподобного Сергия, как пишет Епифаний Премудрый, были Кирилл и Мария.
- Они были знатного боярского рода.
- Кирилл, находясь на службе у удельного ростовского князя, занимал высокий административный пост и неоднократно сопутствовал князю при его путешествиях в орду.
- Жили богато, но затем, позднее, когда условия общественной жизни стали быстро изменяться, когда рать татарская частыми нахождениями и великими налогами истощили землю Ростовскую, а неурожайные года, наконец, довершили это оскуденье, – они начали жить более чем скромно. Отец перешёл на службу к Иване Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке Радонеж.
- Имели трёх сыновей (Стефана, Варфоломея и Петра), нуждались в их помощи и поручали соответствующие их возрасту домашние работы.
- Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Когда Варфоломей попросил у родителей благословения на иноческую жизнь, родители уговорили сына послужить им в старости и испытать твердость его намерения. Сын согласился, чтобы не ослушаться и сохранить родительское благословение. Со временем дух иночества сообщился от сына и родителям. По обычаю тех времен, благочестивые супруги, вырастив детей и состарившись, принимали иноческий постриг и уходили в монастырь, чтобы провести остаток своей земной жизни в подвиге покаяния и молитвы. Бояре Кирилл и Мария приняли иноческий постриг и поселились в Хотьковом монастыре, что в трех верстах от Радонежа. Но недолго потрудились бояре-схимники в иноческом звании: не позже 1339 года они с миром отошли ко Господу.
Родина
О местожительстве Кирилла и Марии жизнеописатель преподобного Сергия говорит так: «…идеже бе прежде жилъ Кириллъ невкоеи веси области оноя, иже бе въ пределахъ ростовскаго Княжениа, не зело близъ града Ростова…». Для большей ясности и полноты смысла необходимо сделать некоторое пояснение приведённого выражения. В цитируемой фразе, можно полагать, допущена описка, затемняющая мысль, которую хотел выразить сам жизнеописатель, Епифаний Премудрый, – а именно: вместо отрицательной частицы не, как замечает ростовский краевед А.А.Титов, следует читать но. Жизнеописатель приведенными словами, вероятно, хотел выразить, что Кирилл жил в Ростове, но не в самом центре его, а в подгорье, в слободе, или, выражаясь языком летописей, он жил в Ростове на посаде, не имеющем своего особого названия. В этом случае слова жизнеописания следует понимать так: Кирилл жил невкоеи веси – не в каком-либо селении – области оноя (Ростовской), иже бе – которая бы находилась в пределах ростовского княжения, но зело – весьма близко от города Ростова.
Именно такое понимание мысли жизнеописателя подтверждается следующими вслед за этой цитатой словами: «…хощетъ-же слово сказати, аки некое преселение (бысть): преселибося Кириллъ отъ Ростова в Радонеж…». Здесь Епифаний Премудрый, упоминая о переселении Кирилла в Радонеж, говорит уже достаточно ясно, что он переселился из Ростова, но не из какой-либо веси, отстоящей от города Ростова не зело близь. А. Титов в «Истории Троице-Варницкого монастыря» (1893) пишет: «Не ограничиваясь этим, приводим ещё и другие соображения, не допускающие толкования приведённой цитаты в другом смысле: служба Кирилла при князе Ростовском и, следовательно, едва ли не постоянное пребывание его в Ростове, представляли необходимым иметь ему местожительство именно в городе или одной из слободок – посаде. При переселении Кирилла в Радонеж, подражателями в том ему являлись не обыватели Ростовской области, но коренные жители Ростова, очевидно, в одинаковой степени испытавшие всевозможные лишения и притеснения и не нашедшие возможным дальнейшее пребывание в городе». Таким образом, вслед за Кириллом многие ростовцы покинули свою родину в поисках лучшей доли.
Троице-Варницкий монастырь
В 1893 году краевед Титов называл Троице-Варницкий мужской монастырь «заштатным» и так описывал его местоположение: «… стоит в трёх верстах от города Ростова, Ярославской епархии, вправо от линии железной дороги. Он расположен на открытой местности, на левом берегу речки Ишни. Монастырь кругом обнесён каменной оградой в форме четырёхугольника, простилающуюся в общей сложности до 205 саженей; по углам ограды возвышаются каменные башни пирамидально-шатровой формы. Несмотря на то, что храмы монастыря и другие постройки не отличаются своей грандиозностью, архитектурой, тем не менее монастырь, будучи совершенно изолирован от каких-либо жилых внемонастырских построек, - представляет собой своеобразно-живописный вид. В полуверсте от монастыря по направлению на север находится Варницкая слобода с церковью Воскресения Христова». Название монастыря объясняется так: Троицким он стал по первоначально воздвигнутому при нём храму в честь Живоначальной Троицы. Существует предание, что место, ныне занимаемое монастырём, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (Сергию). Благочестивые потомки Ростовцев с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой (ныне Троице-Сергиева Лавра), – также назвали её Троицкой. «Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю, потому что близь его со времён отдалённой древности до конца XVII столетия находились соляные Варницы» (А. Титов, «История Троице-Варницкого монастыря»).
Троице-Варницкий монастырь
Архиепископ Никон, автор «Жития Сергия Радонежского», писал, что именно в трудные для церкви дни, когда потребна помощь Божья, Бог посылает в мир для укрепления веры людей своих Избранников. И они становятся руководителями всех, кто ищет очищения от пороков и спасения души. Из мест уединения этих людей разливается по всей земле благодатный свет веры, покоя и добра. Таким Божьим посланником является и «печальник земли Русской» Сергий Радонежский. Своей жизнью, своим подвигом, своим авторитетом он оказал огромное влияние на духовную жизнь России. И это влияние ощутили на себе не только современники подвижника, но и его потомки. По сей день, как нам кажется, Ростов несет в себе этот благодатный свет, что подарил нашей земле святой Сергий.
Ссылки
-->