Красная площадь в Москве
Строка 31: | Строка 31: | ||
Московский Кремль является древнейшим ядром Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывающийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы истории развития русского народа и русского государства. | Московский Кремль является древнейшим ядром Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывающийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы истории развития русского народа и русского государства. | ||
Успенский собор (1475-1479, архитектор Аристотель Фиорованти), в течение веков - главный (кафедральный) храм России. Сочетает в себе традиционные для русских храмов формы и новизну пространственного решения. В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо архитектурных деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, хотя его строителем был один из выдающихся зодчих Кватроченто. Фиорованти создал произведение, своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях. | Успенский собор (1475-1479, архитектор Аристотель Фиорованти), в течение веков - главный (кафедральный) храм России. Сочетает в себе традиционные для русских храмов формы и новизну пространственного решения. В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо архитектурных деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, хотя его строителем был один из выдающихся зодчих Кватроченто. Фиорованти создал произведение, своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль - один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей. | За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль - один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей. | ||
− | + | Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр - 890 миллиметров. | |
− | + | В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора [А.П. Брюлловаschools.keldysh.ru/sch444/projekts/2003-2/brul.html - 4k -] и чертежам инженера [П.Я. де Виттеwww.country.alltravels.com.ua/ru/ukraine/lviv/ - 28k -] для Царь-пушки были отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. Теперь помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и поныне. | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А.П. | + | |
Красная площадь и Московский [[Кремль]] - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства. | Красная площадь и Московский [[Кремль]] - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства. |
Версия 12:12, 9 июня 2008
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Москва.
Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля следует, что слово «красный» у наших предков означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век - Мавзолей В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены.
С постройкой Китайгородской стены (1535 - 1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. В середине XVI в. площадь приобрела важнейшую архитектурную доминанту - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного; 1555 - 61). Вдоль кремлёвского рва, осушенного и используемого как зверинец, строились деревянные церкви "на крови" (на площади совершались казни). Вероятно, в XVI в. на площади появилось Лобное место, откуда оглашались указы и приговоры, цари и патриархи обращались к народу. При Борисе Годунове соорудили Лобное место из камня, с резьбой и железными дверьми и решётками. По повелению Бориса Годунова в 1595 на восточной стороне площади были построены и первые каменные торговые ряды, выходящие фасадом на площадь и протянувшиеся параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты - площадки для установки орудий (на раскате у Лобного места стояла Царь-пушка).
В XVII в. возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор (1636-37) в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624-25 надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская (Спасская) башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов.Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков. В 1679-80 площадь была расчищена из-за опасности пожаров, деревянные церкви сломаны, их престолы перенесены в собор Покрова что на Рву. Тогда же были надстроены кремлёвские башни (кроме Никольской). В 1689 надстроены Воскресенские ворота, возведены каменное здание Земских приказов (вскоре занято Главной аптекой, в 1753-55 перестроено Д.В. Ухтомским для университета, с 1785 присутственные места) и каменный Монетный двор. В 1702-03 близ Никольских ворот была установлена "Комедийная хоромина" - общедоступный театр, деревянное здание которого просуществовало до 1720-30-х гг.
В 1804 замощена булыжником. После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812) Верхние торговые ряды были восстановлены в 1814-15 по проекту архитектора О.И. Бове; торговые лавки вдоль рва снесены, сам ров засыпан, у Кремлёвской стены посажены два ряда деревьев. В 1818 перед центральным портиком Верхних торговых рядов установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П. Мартос). Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья.
Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти XIX в. В 1874-83 возведено здание Исторического музея (архитектор В.О. Шервуд, инженер А.А. Семёнов), в 1888-93 сооружено новое здание Верхних торговых рядов; построены Средние торговые ряды (1889-91). В 1892 площадь была освещена электрическими фонарями. В 1909 по Красной площади, вдоль Кремлёвской стены, пошёл трамвай (рельсы сняты в 1930).
После Октябрьской революции Красная площадь обрела новое, мемориальное, значение. 10 ноября 1917 на Красной площади состоялись торжественные похороны погибших участников революции в Москве. 7 ноября 1918 В.И. Ленин открыл мемориальную доску работы С.Т. Конёнкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов", установленную на Сенатской башне (снята при реставрации башни в 1950).В 1924 на Красной площади сооружён временный деревянный Мавзолей В.И. Ленина (с 1930 каменный, архитектор А.В. Щусев). В 1930-х гг. Красная площадь замощена брусчаткой, установлены трибуны, снесены Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-96), памятник Минину и Пожарскому перенесён к Покровскому собору, открыто движение транспорта перед фасадом ГУМа. В 1938 в состав Красной площади включён Васильевский спуск.
В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты. Покровский собор - уникальный московский храм. В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. Этот храм - не что иное как архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Замысел собора основан на глубокой религиозной символике. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - царство "восьмого века", которое наступит после Второго Пришествия Христа. А сама звезда символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму Восьмиконечная звезда также является символом Богородицы - Царицы Небесной: в православной иконографии Ее изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова. Судьба хранила Покровский храм - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, Техника того времени оказалась бессильной выполнить эту задачу; и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и помог остановить взрыв внезапно хлынувший дождь. После революции Покровский собор едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли. В 30-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Слева от собора Василия Блаженного находится Лобное место - высокая площадка из белого камня за чугунной оградой. Оно появилось здесь в первой половине XVI века и служило помостом, с которого оглашали царские указы и объявляли приговоры преступникам. Лобное место расположено на крутой возвышенности - "взлобье". В православной Москве оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу на которой был распят Иисус Христос. Голгофа в переводе с древнееврейского значит - "голова", "лоб": по церковному преданию, на Голгофе был похоронен Адам, и стекавшая кровь распятого Христа омыла его череп, искупив первородный грех человека.
Кремлевский архитектурный комплекс
Московский Кремль является древнейшим ядром Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывающийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы истории развития русского народа и русского государства. Успенский собор (1475-1479, архитектор Аристотель Фиорованти), в течение веков - главный (кафедральный) храм России. Сочетает в себе традиционные для русских храмов формы и новизну пространственного решения. В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо архитектурных деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, хотя его строителем был один из выдающихся зодчих Кватроченто. Фиорованти создал произведение, своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.
За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль - один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей.
Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр - 890 миллиметров. В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора [А.П. Брюлловаschools.keldysh.ru/sch444/projekts/2003-2/brul.html - 4k -] и чертежам инженера [П.Я. де Виттеwww.country.alltravels.com.ua/ru/ukraine/lviv/ - 28k -] для Царь-пушки были отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. Теперь помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и поныне.
Красная площадь и Московский Кремль - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства.
В 1990 годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь были включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.