Результаты исследований учащихся в проекте "Поэзия Серебряного века"
(→Вывод) |
(→Результаты проведённого исследования) |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
1. Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский | 1. Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский | ||
+ | |||
+ | В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев (о нём читайте здесь) называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века). | ||
+ | |||
+ | «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...» | ||
2. Серебряный век - это переход от классических норм и правил стихосложения в русской литературе. Назван "серебряным" по логике обратной хронологии, регрессивному развитию культуры от золотого до железного века и тд. | 2. Серебряный век - это переход от классических норм и правил стихосложения в русской литературе. Назван "серебряным" по логике обратной хронологии, регрессивному развитию культуры от золотого до железного века и тд. | ||
+ | Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX — начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев. | ||
3. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Серебряный век условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.[2][3] Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского. | 3. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Серебряный век условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.[2][3] Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского. |
Текущая версия на 16:16, 24 декабря 2016
Содержание |
[править] Авторы работы
[править] Автор проекта
Участники группы "Историки"
[править] Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Какова суть метафоры "серебряный век"?
[править] Цели исследования
1. Дать определение понятию "Серебряный век"
2. Ответить на вопрос: почему этот век назван серебряным?
3. Определить значение метаформы "серебряный век" с исторической точки зрения
[править] Результаты проведённого исследования
1. Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский
В конце девятнадцатого — начале двадцатого века Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъём, особенно ярко проявившийся в философии и поэзии. Философ Николай Бердяев (о нём читайте здесь) называл это время русским культурным ренессансом. По словам бердяевского современника Сергея Маковского, именно Бердяеву принадлежит и другое, более известное определение этого периода — «Серебряный век». По другим данным, словосочетание «Серебряный век» было впервые употреблено в 1929 году поэтом Николаем Оцупом. Понятие это не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее тут же ассоциации с другим коротким периодом истории русской культуры — с «золотым веком», пушкинской эпохой русской поэзии (первая треть XIX века).
«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»
2. Серебряный век - это переход от классических норм и правил стихосложения в русской литературе. Назван "серебряным" по логике обратной хронологии, регрессивному развитию культуры от золотого до железного века и тд. Искусство и философия Серебряного века отличались элитарностью, интеллектуализмом. Поэтому нельзя отождествлять всю поэзию конца XIX — начала XX века с Серебряным веком. Это более узкое понятие. Иногда, правда, предпринимая попытку определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (литературные течения и группировки, социально-политические подтексты и контексты), исследователи ошибочно смешивают их. На самом деле в хронологических границах этого периода сосуществовали самые различные по происхождению и эстетической направленности явления: модернистские течения, поэзия классической реалистической традиции, крестьянская, пролетарская, сатирическая поэзия... Но Серебряный век — это не хронологический период. По крайней мере не только период. И это не сумма литературных течений. Скорее понятие «Серебряный век» уместно применять к образу мышления, который, будучи характерным для художников, которые при жизни враждовали между собой, в конечном счёте слил их в сознании потомков в некую неразделимую плеяду, формировавшую ту специфическую атмосферу Серебряного века, о которой писал Бердяев.
3. Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Серебряный век условно датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в.[2][3] Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также, существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.
[править] Вывод
1. Определение понятия "Серебряный век"
2. Ответ на вопрос о значении метафоры "серебряный век русской литературы"
3. Определение понятия "серебряный век" с исторической точки зрения