Участник:Мария Волкова Николаевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Волкова Мария Николаевна)
Строка 4: Строка 4:
  
 
[[ГГПИ им. В.Г.Короленко]] [[http://www.ggpi.org/news.php]]
 
[[ГГПИ им. В.Г.Короленко]] [[http://www.ggpi.org/news.php]]
[[Культура России XIII века.]]
+
 
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства.Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
+
[[Чему учит Мултанское дело. Стоит ли ворошить прошлое.]]
Чему учит Мултанское дело?
+
 
 +
== Введение. ==
 +
«Мултанское дело, – дело по обвинению удмуртов села Старого Мултана  Малмыжского уезда  Вятской губернии в принесении человеческой жертвы языческим богам, продолжалось свыше 4 лет – с 5 мая 1892 г., со дня обнаружения трупа нищего Конона Матюнина, до 6 июня 1896 года, когда все привлечённые по этому делу удмурты признаны невиновными. В течение этого периода оно рассматривалось два раза Сарапульским окружным судом (в г. Малмыже 10-11 декабря 1894 г.) и в г. Елабуге (29 сентября – 1 октября 1895 г.) и один раз Казанским окружным судом (в г. Мамадыше Казанской губернии 26 мая – 4 июня 1896 г.)».
 +
Мултанское дело сразу же после первого обвинительного приговора в 1894 году привлекло к себе широкое внимание общественности в России. В периодической печати появлялись многочисленные статьи, заметки, отклики, посвящённые этому запутанному уголовному процессу. В этом большая заслуга В. Г. Короленко. Писатель едет на место происшествия, тщательно изучает материалы следствия, беседует с людьми, печатает статьи, выступает на процессе и добивается оправдания подсудимых из селения Старый Мултан. Прошло уже 120 лет с этого момента, но споры до сих пор не стихают. Проблема Мултанского дела остается актуальной, требует более подробного изучения.
 +
 
 +
== Чему учит Мултанское дело? ==
 
Конец XIX века характерен резким ухудшением  межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения  крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены  землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам.  Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина. Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации  вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым.
 
Конец XIX века характерен резким ухудшением  межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения  крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены  землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам.  Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина. Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации  вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым.
 
Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела.  Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями.
 
Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела.  Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями.
 
И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела.   
 
И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела.   
Стоит ли ворошить прошлое?
+
 
 +
== Стоит ли ворошить прошлое? ==
 
Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов».  
 
Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов».  
 
Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе.  
 
Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе.  
Строка 22: Строка 28:
 
Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения.
 
Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения.
 
Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.
 
Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.
 +
 +
== Заключение ==
 +
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема Мултанского дела остается до сих пор актуальной и не до конца решенной. Еще много недосказанного, в котором необходимо разобраться. Это было поистине громкое дело. Решение суда по Мултанскому делу 120 лет назад имело судьбоносное значение не только для мултанцев, но и для всего удмуртского народа. Подсудимых пытались ложно обвинить именно по религиозным мотивам. На скамье подсудимых в течение 4 лет находились не только взятые под стражу мултанцы, но и весь удмуртский народ. Поэтому я думаю, что не следует забывать об этом громком деле, чтобы не осталось «темного пятна» в истории нашей Родины.
 +
 
 +
== Список литературы ==
 +
1. Великий миротворец...  http://www.stihi.ru/2009 
 +
3. Касимова, Е.А. Мултанское дело и Научное общество по изучению Вотского края. http://togeo.ru
 +
4. Кони, А.Ф. В.Г. Короленко и суд/А. Ф. Кони.//Кони А.Ф. Влспоминания о писателях/А.Ф. Кони – М.:Правда, 1989. – С.452-458.
 +
5. Логинова И.В. Мултанское дело (1892-1896 гг.) в советской историографии 1920-начала 1980-х гг./И.В. Логинова.//Проблемы школьного и дошкольного образования: тезисы докладов Пятой региональной науч.-практ. конференции. – Глазов: Изд-во Глазов. Гос.пед.ин-та, 2002. – С. 9-10
 +
6.  Мултанское дело: история и современный взгляд: Материалы научно-практической конференции. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. – С.9-16.
 +
7. Ракитин А.И. Загадочные преступления прошлого. http://www.murders.ru/Multan_10.html

Версия 10:08, 28 ноября 2014

Содержание

Волкова Мария Николаевна

город Глазов

ГГПИ им. В.Г.Короленко [[1]]

Чему учит Мултанское дело. Стоит ли ворошить прошлое.

Введение.

«Мултанское дело, – дело по обвинению удмуртов села Старого Мултана  Малмыжского уезда  Вятской губернии в принесении человеческой жертвы языческим богам, продолжалось свыше 4 лет – с 5 мая 1892 г., со дня обнаружения трупа нищего Конона Матюнина, до 6 июня 1896 года, когда все привлечённые по этому делу удмурты признаны невиновными. В течение этого периода оно рассматривалось два раза Сарапульским окружным судом (в г. Малмыже 10-11 декабря 1894 г.) и в г. Елабуге (29 сентября – 1 октября 1895 г.) и один раз Казанским окружным судом (в г. Мамадыше Казанской губернии 26 мая – 4 июня 1896 г.)».

Мултанское дело сразу же после первого обвинительного приговора в 1894 году привлекло к себе широкое внимание общественности в России. В периодической печати появлялись многочисленные статьи, заметки, отклики, посвящённые этому запутанному уголовному процессу. В этом большая заслуга В. Г. Короленко. Писатель едет на место происшествия, тщательно изучает материалы следствия, беседует с людьми, печатает статьи, выступает на процессе и добивается оправдания подсудимых из селения Старый Мултан. Прошло уже 120 лет с этого момента, но споры до сих пор не стихают. Проблема Мултанского дела остается актуальной, требует более подробного изучения.

Чему учит Мултанское дело?

Конец XIX века характерен резким ухудшением межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам. Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина. Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым. Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела. Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями. И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела.

Стоит ли ворошить прошлое?

Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов». Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе. К сожалению, и сегодня находятся люди, которые используют эти давние события с целью противопоставить русских и удмуртов, вызвать в них чувства взаимного неприятия. Вероятно, это становится возможным из-за того, что Мултанское дело все-таки изучено недостаточно. Требуется научное осмысление этого процесса. По-моему, необходимо создавать краеведческие общества, которые занимались бы исследованием этого происшествия, так как полевые материалы помогают детализировать многие запутанные события этого нашумевшего дела и ещё раз рассмотреть спорные вопросы. В 1925 году в г. Ижевске было оформлено Научное общество по изучению Вотского края (НОИВК). Одним из важных направлений деятельности общества была выбрана организация этнографических и археологических экспедиций с целью сбора исчезающего краеведческого материала. Заместителем председателя и членом правления НОИВК был врач, краевед, один из учредителей Сарапульского земского музея – Фёдор Васильевич Стрельцов. В 1926 году вышел первый сборник «Трудов НОИВК» под редакцией Ф.В. Стрельцова, в котором были опубликованы материалы по Мултанскому делу. Кроме того, летом 1928 года под его рукводством состоялась этнографическая экспедиция в село Старый Мултан. Целями экспедиции были: сбор этнографического материала данной местности (традиционных костюмов, обычаев, сферы их бытования) и сбор сведений, касающихся Мултанского дела, как одного из первых в России уголовных процессов, имеющих этнокультурную окраску. В ходе экспедиции Стрельцов Ф.В. беседовал со многими жителями села Старый Мултан и записывал воспоминания о событиях того периода. Ему довелось встретиться и поговорить с Зориным Дмитрием Степановичем, сделать его фотоснимок. Дмитрий Степанович Зорин был одним из главных обвиняемых в ходе Мултанского процесса, так как весной 1892 года он исполнял обязанности жреца при удмуртском молении. В 1928 году ему было семьдесят лет. Он, как и шесть его односельчан, провёл 4 года под арестом в камере предварительного заключения, около года – в одиночной камере Малмыжской тюрьмы. Он рассказал, что судебный пристав не слушал показания удмуртов, не брал их во внимание. Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения. Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема Мултанского дела остается до сих пор актуальной и не до конца решенной. Еще много недосказанного, в котором необходимо разобраться. Это было поистине громкое дело. Решение суда по Мултанскому делу 120 лет назад имело судьбоносное значение не только для мултанцев, но и для всего удмуртского народа. Подсудимых пытались ложно обвинить именно по религиозным мотивам. На скамье подсудимых в течение 4 лет находились не только взятые под стражу мултанцы, но и весь удмуртский народ. Поэтому я думаю, что не следует забывать об этом громком деле, чтобы не осталось «темного пятна» в истории нашей Родины.

Список литературы

1. Великий миротворец... http://www.stihi.ru/2009 3. Касимова, Е.А. Мултанское дело и Научное общество по изучению Вотского края. http://togeo.ru 4. Кони, А.Ф. В.Г. Короленко и суд/А. Ф. Кони.//Кони А.Ф. Влспоминания о писателях/А.Ф. Кони – М.:Правда, 1989. – С.452-458. 5. Логинова И.В. Мултанское дело (1892-1896 гг.) в советской историографии 1920-начала 1980-х гг./И.В. Логинова.//Проблемы школьного и дошкольного образования: тезисы докладов Пятой региональной науч.-практ. конференции. – Глазов: Изд-во Глазов. Гос.пед.ин-та, 2002. – С. 9-10 6. Мултанское дело: история и современный взгляд: Материалы научно-практической конференции. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. – С.9-16. 7. Ракитин А.И. Загадочные преступления прошлого. http://www.murders.ru/Multan_10.html

Персональные инструменты
Инструменты