Литературный салон

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Новая страница: « Без зачатков положительного и прекрасного …»)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
                                                                      Без зачатков положительного и прекрасного
+
Любому обществу нужны одаренные люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
                                                                          нельзя выходить человеку из детства…, нельзя
+
Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.
                                      пускать поколение в путь 
+
Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка? Кружковые занятия – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.  
                                                                                                            Достоевский Ф.М.
+
Современному обществу нужны  не роботы, а творческие, думающие люди, умеющие воплотить свои замыслы в жизнь. Как воспитать таких людей? Есть два пути. Один – не мешать развиваться его творческим  потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности. Второй – надо учить творчеству так же, как учим нравственности, т. е. побуждать к творчеству – не только индивидуальному, но и коллективному.        Педагогическая практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить.
  Любому обществу нужны одаренные люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
+
Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего практически мыслить и ценить духовные  и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами, традициями, далекими и близкими эпохами.  Для того чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, наиболее эффективным считается метод «погружение в культуру».    Под «погружением» понимается деятельность, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуру, услышать голоса предков. Это постепенное «вживание» в эпоху и ее культуру, примерка ее «нарядов» и ее «образа мысли». «Погружение» в культуру способствует эстетизации всей школьной среды. Это связано с включением в жизнь ученического и педагогического коллективов ярких праздников, ролевых и проблемных игр, являющихся эффективными средствами художественно- педагогического воздействия.  
  Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.
+
В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в России, важную роль играет литература. Изучение литературы на уроках и кружковых занятиях предполагает систематическое чтение художественных произведений, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, ее законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определенных ситуациях, способствует воспитанию духовно – нравственному, эстетическому стремлению занять достойное место в обществе. Особое внимание на занятиях кружка уделяется развитию художественного восприятия учащихся, их постижению в активной форме литературного произведения. Содержание занятий основано на интересах учащихся-читателей и стремлении помочь им освоиться в мире художественного текста, в котором отражаются процессы истории и искусства.
  Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка? Кружковые занятия – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование.  
+
Культура восприятия художественного текста неоспоримо важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Художественная литература воспитывает и развивает у детей творчество, самостоятельность, нравственные качества, духовность, вкус к хорошей книге.
  Современному обществу нужны  не роботы, а творческие, думающие люди, умеющие воплотить свои замыслы в жизнь. Как воспитать таких людей? Есть два пути. Один – не мешать развиваться его творческим  потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности. Второй – надо учить творчеству так же, как учим нравственности, т. е. побуждать к творчеству – не только индивидуальному, но и коллективному.        Педагогическая практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить.
+
Кропотливая работа над текстом литературного произведения при подготовке «Литературного салона» дает большие возможности для развития разнообразных форм и навыков анализа текста (поэтического и прозаического): это и стремление передать глубину стихотворения через его музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором  художественного и музыкального оформления, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу. Таким образом, развивая ассоциативное мышление, ученик приучается видеть мир вокруг себя во всем многообразии, богатстве оттенков. Обязательными являются  и занятия  по культуре речи. Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово,- говорил Толстой,- и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Жизнь требует, чтобы мы говорили доступно, правильно, выразительно. Эти занятия необходимы, поскольку они помогают автору речи без затруднений построить высказывание, развивают речевую культуру.
  Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего практически мыслить и ценить духовные  и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами, традициями, далекими и близкими эпохами.  Для того чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, наиболее эффективным считается метод «погружение в культуру».    Под «погружением» понимается деятельность, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуру, услышать голоса предков. Это постепенное «вживание» в эпоху и ее культуру, примерка ее «нарядов» и ее «образа мысли». «Погружение» в культуру способствует эстетизации всей школьной среды. Это связано с включением в жизнь ученического и педагогического коллективов ярких праздников, ролевых и проблемных игр, являющихся эффективными средствами художественно- педагогического воздействия.  
+
О патриотизме сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным жизненным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился, рос. Тема малой Родины- основное направление в патриотическом воспитании. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем родину своего детства. Несколько занятий «Литературного салона» посвящены малой Родине. Цель занятий- раскрыть детям смысл «малая Родина»; разобраться, почему Родина дороже всего.  
  В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в России, важную роль играет литература. Изучение литературы на уроках и кружковых занятиях предполагает систематическое чтение художественных произведений, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, ее законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определенных ситуациях, способствует воспитанию духовно – нравственному, эстетическому стремлению занять достойное место в обществе. Особое внимание на занятиях кружка уделяется развитию художественного восприятия учащихся, их постижению в активной форме литературного произведения. Содержание занятий основано на интересах учащихся-читателей и стремлении помочь им освоиться в мире художественного текста, в котором отражаются процессы истории и искусства.
+
На занятиях  звучат произведения. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о Кстовской земле, Нижегородском крае. В содержание занятий включен и исторический материал. Обязательно ребята знакомятся с традициями, обрядами, фольклором Нижегородского края. В школе бывают кстовские поэты и писатели, дети посещают с удовольствием культурный центр «Берегиня». С любви к малой родине начинается любовь к великой России. В школе стали традиционными праздники, подготовленные членами кружка «Литературный салон»: «Поклонимся великим тем годам…», «Мы – патриоты», «Побед великие сыны…» (музыкально-литературный салон, посвященный генералам 1812 года). Вечера поэзии и др. Ветераны – постоянные и желанные гости в школе. Ко Дню защитников Отечества, Дню Победы школьники обязательно поздравляют ветеранов, готовят для них большую праздничную программу. Важна  воспитательная цель занятий – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции.
  Культура восприятия художественного текста неоспоримо важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Художественная литература воспитывает и развивает у детей творчество, самостоятельность, нравственные качества, духовность, вкус к хорошей книге.
+
Как ни печально, но « поэтическое обоняние» все чаще нам изменяет. Но так ли уж это важно сегодня, когда прагматичный век диктует свои, очень жесткие, условия решений жизненный задач? Оказывается, важно.
  Кропотливая работа над текстом литературного произведения при подготовке «Литературного салона» дает большие возможности для развития разнообразных форм и навыков анализа текста (поэтического и прозаического): это и стремление передать глубину стихотворения через его музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором  художественного и музыкального оформления, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу. Таким образом, развивая ассоциативное мышление, ученик приучается видеть мир вокруг себя во всем многообразии, богатстве оттенков.
+
  Обязательными являются  и занятия  по культуре речи. Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово,- говорил Толстой,- и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Жизнь требует, чтобы мы говорили доступно, правильно, выразительно. Эти занятия необходимы, поскольку они помогают автору речи без затруднений построить высказывание, развивают речевую культуру.
+
  О патриотизме сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным жизненным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился, рос. Тема малой Родины- основное направление в патриотическом воспитании. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем родину своего детства. Несколько занятий «Литературного салона» посвящены малой Родине. Цель занятий- раскрыть детям смысл «малая Родина»; разобраться, почему Родина дороже всего.  
+
  На занятиях  звучат произведения. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о Кстовской земле, Нижегородском крае. В содержание занятий включен и исторический материал. Обязательно ребята знакомятся с традициями, обрядами, фольклором Нижегородского края. В школе бывают кстовские поэты и писатели, дети посещают с удовольствием культурный центр «Берегиня». С любви к малой родине начинается любовь к великой России. В школе стали традиционными праздники, подготовленные членами кружка «Литературный салон»: «Поклонимся великим тем годам…», «Мы – патриоты», «Побед великие сыны…» (музыкально-литературный салон, посвященный генералам 1812 года). Вечера поэзии и др. Ветераны – постоянные и желанные гости в школе. Ко Дню защитников Отечества, Дню Победы школьники обязательно поздравляют ветеранов, готовят для них большую праздничную программу. Важна  воспитательная цель занятий – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции.
+
  Как ни печально, но « поэтическое обоняние» все чаще нам изменяет. Но так ли уж это важно сегодня, когда прагматичный век диктует свои, очень жесткие, условия решений жизненный задач? Оказывается, важно.
+
 
Порой ученик, не готовый к восприятию того или иного поэта, вдруг иначе начинает чувствовать и понимать произведение, услышанное на литературном вечере, в таком необычном, «неурочном» звучании. А порой привычные и, может быть, «навязанные» стихи вдруг «оживают», слова и образы, которым не придавал значения, оказываются зримыми, волнующими. И уже иное отношение к судьбе поэта, написавшего эти строки, и почему-то, придя домой непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается «неоткрытые» стихи… Все это очень важно!  
 
Порой ученик, не готовый к восприятию того или иного поэта, вдруг иначе начинает чувствовать и понимать произведение, услышанное на литературном вечере, в таком необычном, «неурочном» звучании. А порой привычные и, может быть, «навязанные» стихи вдруг «оживают», слова и образы, которым не придавал значения, оказываются зримыми, волнующими. И уже иное отношение к судьбе поэта, написавшего эти строки, и почему-то, придя домой непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается «неоткрытые» стихи… Все это очень важно!  
  А еще, если в поэтическом слове, столетие назад оброненном, современный школяр услышал свою боль или свою радость, свое восхищение красотой или свое смятение от столкновения с беспощадной действительностью?
+
А еще, если в поэтическом слове, столетие назад оброненном, современный школяр услышал свою боль или свою радость, свое восхищение красотой или свое смятение от столкновения с беспощадной действительностью?
  А что, если впоследствии общение с умным и красивым словом, доброй и мудрой мыслью станет привычкой. Более того – потребностью?
+
А что, если впоследствии общение с умным и красивым словом, доброй и мудрой мыслью станет привычкой. Более того – потребностью?
  Разве это не важно?  
+
Разве это не важно?  
  Литературный салон – это не просто литературный вечер, над программой которого не нужно специально работать. Это яркий, зрелищный праздник, разворачивающийся по тщательно продуманному сценарию, в котором соединены литературные, музыкальные и танцевальные элементы: мини-инсценировки, поэтические произведения, отрывки из прозы, инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, песни и романсы. Вечер выстраивается его участниками как стилизованное театральное действо, вовлекая в него всех присутствующих, соединяя условность театральной игры с естественностью и живостью произведения, свободой и непринужденностью. Подготовка литературного монтажа, а затем его сценическое воплощение – не только наиболее доходчивый способ изучения жизни и творчества того или иного писателя и поэта, но и средства воспитания душевно обогащенного, эрудированного человека.  
+
Литературный салон – это не просто литературный вечер, над программой которого не нужно специально работать. Это яркий, зрелищный праздник, разворачивающийся по тщательно продуманному сценарию, в котором соединены литературные, музыкальные и танцевальные элементы: мини-инсценировки, поэтические произведения, отрывки из прозы, инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, песни и романсы. Вечер выстраивается его участниками как стилизованное театральное действо, вовлекая в него всех присутствующих, соединяя условность театральной игры с естественностью и живостью произведения, свободой и непринужденностью. Подготовка литературного монтажа, а затем его сценическое воплощение – не только наиболее доходчивый способ изучения жизни и творчества того или иного писателя и поэта, но и средства воспитания душевно обогащенного, эрудированного человека.  
  Почему выбрана форма «литературный салон»? Режиссерский прием – один исполнитель на сцене – оправдан тогда, когда актер уже обладает определенным мастерством и умеет «держать» зал. В школе лучше придерживаться формы «литературный салон». В этом случае на сцене все участники. По ходу действия они произвольно меняются местами, садясь, вставая, выходя вперед, уступая место друг другу.
+
Почему выбрана форма «литературный салон»? Режиссерский прием – один исполнитель на сцене – оправдан тогда, когда актер уже обладает определенным мастерством и умеет «держать» зал. В школе лучше придерживаться формы «литературный салон». В этом случае на сцене все участники. По ходу действия они произвольно меняются местами, садясь, вставая, выходя вперед, уступая место друг другу.
  Неотъемлемой частью работы с детьми  является подготовка и проведение конкурсов, праздников, представлений. Конкурсы, праздники и поздравления приносят в школу праздник и открытия не только для учеников, но и для родителей учеников, которых эта деятельность вовлекает в работу. Родители помогают ребенку в изготовлении сценического костюма для выступления и во время самих представлений, когда они приходят «болеть» за своих детей. Мы привлекаем учителей музыки, изобразительного искусства, технологии. С помощью старшеклассников готовим сцену и зал к выступлениям.
+
Неотъемлемой частью работы с детьми  является подготовка и проведение конкурсов, праздников, представлений. Конкурсы, праздники и поздравления приносят в школу праздник и открытия не только для учеников, но и для родителей учеников, которых эта деятельность вовлекает в работу. Родители помогают ребенку в изготовлении сценического костюма для выступления и во время самих представлений, когда они приходят «болеть» за своих детей. Мы привлекаем учителей музыки, изобразительного искусства, технологии. С помощью старшеклассников готовим сцену и зал к выступлениям.
  На занятиях и репетициях рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренность и т. д. ). Подготовка к общешкольному мероприятию требует больших усилий и внимания педагогов, учащихся, помощи родителей. Именно во время творческого поиска, репетиций, подготовки реквизита и самого выступления исчезает дистанция  возраста. В совместном выступлении дети и взрослые смотрят друг на друга иным зрением, порой отмечая в своем партнере по сцене новые черты характера, душевные качества. Учитель становится доступнее детям, ребенок – более понятным для педагога, растет взаимный интерес и симпатия.
+
На занятиях и репетициях рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренность и т. д. ). Подготовка к общешкольному мероприятию требует больших усилий и внимания педагогов, учащихся, помощи родителей. Именно во время творческого поиска, репетиций, подготовки реквизита и самого выступления исчезает дистанция  возраста. В совместном выступлении дети и взрослые смотрят друг на друга иным зрением, порой отмечая в своем партнере по сцене новые черты характера, душевные качества. Учитель становится доступнее детям, ребенок – более понятным для педагога, растет взаимный интерес и симпатия.
  Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т. е. пережить успех, признание зрителей, а зрители – это вся школа.  
+
Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т. е. пережить успех, признание зрителей, а зрители – это вся школа.  
  Дети всех возрастов талантливы, только не все про это знают. Дети всех возрастов нуждаются в признании и успехе.
+
Дети всех возрастов талантливы, только не все про это знают. Дети всех возрастов нуждаются в признании и успехе.

Текущая версия на 22:18, 17 марта 2010

Любому обществу нужны одаренные люди. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка? Кружковые занятия – условие для личностного роста, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки в опоре на основное образование. Современному обществу нужны не роботы, а творческие, думающие люди, умеющие воплотить свои замыслы в жизнь. Как воспитать таких людей? Есть два пути. Один – не мешать развиваться его творческим потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности. Второй – надо учить творчеству так же, как учим нравственности, т. е. побуждать к творчеству – не только индивидуальному, но и коллективному. Педагогическая практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить. Только в атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего практически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способного творчески обогащать его. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека тогда, когда расширяется круг его общения: с другими людьми, взглядами, традициями, далекими и близкими эпохами. Для того чтобы обращение к культуре не носило случайный характер, наиболее эффективным считается метод «погружение в культуру». Под «погружением» понимается деятельность, которая позволяет и детям, и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуру, услышать голоса предков. Это постепенное «вживание» в эпоху и ее культуру, примерка ее «нарядов» и ее «образа мысли». «Погружение» в культуру способствует эстетизации всей школьной среды. Это связано с включением в жизнь ученического и педагогического коллективов ярких праздников, ролевых и проблемных игр, являющихся эффективными средствами художественно- педагогического воздействия. В формировании гармонически развитой и духовно богатой личности, способной создавать новую жизнь в России, важную роль играет литература. Изучение литературы на уроках и кружковых занятиях предполагает систематическое чтение художественных произведений, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, ее законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, поступками в определенных ситуациях, способствует воспитанию духовно – нравственному, эстетическому стремлению занять достойное место в обществе. Особое внимание на занятиях кружка уделяется развитию художественного восприятия учащихся, их постижению в активной форме литературного произведения. Содержание занятий основано на интересах учащихся-читателей и стремлении помочь им освоиться в мире художественного текста, в котором отражаются процессы истории и искусства. Культура восприятия художественного текста неоспоримо важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Художественная литература воспитывает и развивает у детей творчество, самостоятельность, нравственные качества, духовность, вкус к хорошей книге. Кропотливая работа над текстом литературного произведения при подготовке «Литературного салона» дает большие возможности для развития разнообразных форм и навыков анализа текста (поэтического и прозаического): это и стремление передать глубину стихотворения через его музыкальную структуру (ритмика, аллитерация, ассонансы), это и работа над выбором художественного и музыкального оформления, которое должно эмоционально, эстетически и тематически соответствовать литературному материалу. Таким образом, развивая ассоциативное мышление, ученик приучается видеть мир вокруг себя во всем многообразии, богатстве оттенков. Обязательными являются и занятия по культуре речи. Главная цель общения людей – правильно понимать друг друга. «Единственное средство умственного общения людей есть слово,- говорил Толстой,- и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия». Жизнь требует, чтобы мы говорили доступно, правильно, выразительно. Эти занятия необходимы, поскольку они помогают автору речи без затруднений построить высказывание, развивают речевую культуру. О патриотизме сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным жизненным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился, рос. Тема малой Родины- основное направление в патриотическом воспитании. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем родину своего детства. Несколько занятий «Литературного салона» посвящены малой Родине. Цель занятий- раскрыть детям смысл «малая Родина»; разобраться, почему Родина дороже всего. На занятиях звучат произведения. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о Кстовской земле, Нижегородском крае. В содержание занятий включен и исторический материал. Обязательно ребята знакомятся с традициями, обрядами, фольклором Нижегородского края. В школе бывают кстовские поэты и писатели, дети посещают с удовольствием культурный центр «Берегиня». С любви к малой родине начинается любовь к великой России. В школе стали традиционными праздники, подготовленные членами кружка «Литературный салон»: «Поклонимся великим тем годам…», «Мы – патриоты», «Побед великие сыны…» (музыкально-литературный салон, посвященный генералам 1812 года). Вечера поэзии и др. Ветераны – постоянные и желанные гости в школе. Ко Дню защитников Отечества, Дню Победы школьники обязательно поздравляют ветеранов, готовят для них большую праздничную программу. Важна воспитательная цель занятий – становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое. Это предполагает формирование четкой гражданской позиции. Как ни печально, но « поэтическое обоняние» все чаще нам изменяет. Но так ли уж это важно сегодня, когда прагматичный век диктует свои, очень жесткие, условия решений жизненный задач? Оказывается, важно. Порой ученик, не готовый к восприятию того или иного поэта, вдруг иначе начинает чувствовать и понимать произведение, услышанное на литературном вечере, в таком необычном, «неурочном» звучании. А порой привычные и, может быть, «навязанные» стихи вдруг «оживают», слова и образы, которым не придавал значения, оказываются зримыми, волнующими. И уже иное отношение к судьбе поэта, написавшего эти строки, и почему-то, придя домой непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается «неоткрытые» стихи… Все это очень важно! А еще, если в поэтическом слове, столетие назад оброненном, современный школяр услышал свою боль или свою радость, свое восхищение красотой или свое смятение от столкновения с беспощадной действительностью? А что, если впоследствии общение с умным и красивым словом, доброй и мудрой мыслью станет привычкой. Более того – потребностью? Разве это не важно? Литературный салон – это не просто литературный вечер, над программой которого не нужно специально работать. Это яркий, зрелищный праздник, разворачивающийся по тщательно продуманному сценарию, в котором соединены литературные, музыкальные и танцевальные элементы: мини-инсценировки, поэтические произведения, отрывки из прозы, инструментальные произведения для фортепиано, скрипки, песни и романсы. Вечер выстраивается его участниками как стилизованное театральное действо, вовлекая в него всех присутствующих, соединяя условность театральной игры с естественностью и живостью произведения, свободой и непринужденностью. Подготовка литературного монтажа, а затем его сценическое воплощение – не только наиболее доходчивый способ изучения жизни и творчества того или иного писателя и поэта, но и средства воспитания душевно обогащенного, эрудированного человека. Почему выбрана форма «литературный салон»? Режиссерский прием – один исполнитель на сцене – оправдан тогда, когда актер уже обладает определенным мастерством и умеет «держать» зал. В школе лучше придерживаться формы «литературный салон». В этом случае на сцене все участники. По ходу действия они произвольно меняются местами, садясь, вставая, выходя вперед, уступая место друг другу. Неотъемлемой частью работы с детьми является подготовка и проведение конкурсов, праздников, представлений. Конкурсы, праздники и поздравления приносят в школу праздник и открытия не только для учеников, но и для родителей учеников, которых эта деятельность вовлекает в работу. Родители помогают ребенку в изготовлении сценического костюма для выступления и во время самих представлений, когда они приходят «болеть» за своих детей. Мы привлекаем учителей музыки, изобразительного искусства, технологии. С помощью старшеклассников готовим сцену и зал к выступлениям. На занятиях и репетициях рассуждают вслух о своих героях, обсуждают нравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческие моральные нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренность и т. д. ). Подготовка к общешкольному мероприятию требует больших усилий и внимания педагогов, учащихся, помощи родителей. Именно во время творческого поиска, репетиций, подготовки реквизита и самого выступления исчезает дистанция возраста. В совместном выступлении дети и взрослые смотрят друг на друга иным зрением, порой отмечая в своем партнере по сцене новые черты характера, душевные качества. Учитель становится доступнее детям, ребенок – более понятным для педагога, растет взаимный интерес и симпатия. Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребенку пережить чувство радости от достигнутого, т. е. пережить успех, признание зрителей, а зрители – это вся школа. Дети всех возрастов талантливы, только не все про это знают. Дети всех возрастов нуждаются в признании и успехе.

Персональные инструменты
Инструменты