Красная площадь в Москве

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Изображение:Flag.gif]]
 
[[Изображение:Flag.gif]]
 
+
{{Карточка улицы |Местоположение=55.754648,37.621489}}
[[Изображение:Rs6.jpg|thumb|280px]]
+
[[Изображение:Krasnaya ploshad Moskwa.jpg|thumb|280px]]
  
  
Строка 10: Строка 10:
 
По повелению Бориса Годунова в 1595 на восточной стороне площади были построены и первые каменные торговые ряды, выходящие фасадом на площадь и протянувшиеся параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты - площадки для установки орудий (на раскате у Лобного места стояла Царь-пушка).  
 
По повелению Бориса Годунова в 1595 на восточной стороне площади были построены и первые каменные торговые ряды, выходящие фасадом на площадь и протянувшиеся параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты - площадки для установки орудий (на раскате у Лобного места стояла Царь-пушка).  
  
В XVII в. возросла роль площади в жизни города, обогатился её архитектурно-градостроительный облик. В начале Никольской улицы был возведён Казанский собор (1636-37) в память об избавлении Москвы от польских интервентов. В 1624-25 надстроена высоким шатром и украшена скульптурой Фроловская (Спасская) башня, через ворота которой совершались торжественные выходы царей и патриархов.Через Воскресенские ворота Китай-города в северной части площади прибывали иностранные послы, направлявшиеся в Кремль или на свои подворья в Китай-городе. Площадь была вымощена брёвнами, на ней шла оживлённая торговля с рук и с лотков.
 
В 1679-80 площадь была расчищена из-за опасности пожаров, деревянные церкви сломаны, их престолы перенесены в собор Покрова что на Рву. Тогда же были надстроены кремлёвские башни (кроме Никольской). В 1689 надстроены Воскресенские ворота, возведены каменное здание Земских приказов (вскоре занято Главной аптекой, в 1753-55 перестроено Д.В. Ухтомским для университета, с 1785 присутственные места) и каменный Монетный двор. В 1702-03 близ Никольских ворот была установлена "Комедийная хоромина" - общедоступный театр, деревянное здание которого просуществовало до 1720-30-х гг.
 
 
В 1804 замощена булыжником. После разрушений во время нашествия войск Наполеона I (1812) Верхние торговые ряды были восстановлены в 1814-15 по проекту архитектора О.И. Бове; торговые лавки вдоль рва снесены, сам ров засыпан, у Кремлёвской стены посажены два ряда деревьев. В 1818 перед центральным портиком Верхних торговых рядов установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И.П. Мартос). Красная площадь постепенно утратила торговую функцию; здесь проходили различные торжества и народные гулянья. 
 
 
Значительные изменения застройка Красной площади претерпела в последней четверти XIX в. В 1874-83 возведено здание Исторического музея (архитектор В.О. Шервуд, инженер А.А. Семёнов), в 1888-93 сооружено новое здание Верхних торговых рядов; построены Средние торговые ряды (1889-91). В 1892 площадь была освещена электрическими фонарями. В 1909 по Красной площади, вдоль Кремлёвской стены, пошёл трамвай (рельсы сняты в 1930).
 
 
После Октябрьской революции Красная площадь обрела новое, мемориальное, значение. 10 ноября 1917 на Красной площади состоялись торжественные похороны погибших участников революции в Москве. 7 ноября 1918 В.И. Ленин открыл мемориальную доску работы С.Т. Конёнкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов", установленную на Сенатской башне (снята при реставрации башни в 1950).В 1924 на Красной площади сооружён временный деревянный Мавзолей В.И. Ленина (с 1930 каменный, архитектор А.В. Щусев). В 1930-х гг. Красная площадь замощена брусчаткой, установлены трибуны, снесены Казанский собор и Воскресенские ворота (восстановлены в 1994-96), памятник Минину и Пожарскому перенесён к Покровскому собору, открыто движение транспорта перед фасадом ГУМа. В 1938 в состав Красной площади включён Васильевский спуск.
 
  
 
В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты.  
 
В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты.  
Строка 27: Строка 19:
 
Лобное место расположено на крутой возвышенности - "взлобье". В православной Москве оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу на которой был распят Иисус Христос. Голгофа в переводе с древнееврейского значит - "голова", "лоб": по церковному преданию, на Голгофе был похоронен Адам, и стекавшая кровь распятого Христа омыла его череп, искупив первородный грех человека.  
 
Лобное место расположено на крутой возвышенности - "взлобье". В православной Москве оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу на которой был распят Иисус Христос. Голгофа в переводе с древнееврейского значит - "голова", "лоб": по церковному преданию, на Голгофе был похоронен Адам, и стекавшая кровь распятого Христа омыла его череп, искупив первородный грех человека.  
 
    
 
    
'''''Кремлевский архитектурный комплекс'''''
+
Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр - 890 миллиметров.
 
+
В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора [http://novosibdom.ru/content/view/224/32/ А П Брюллова] и чертежам инженера П.Я. де Витте для Царь-пушки были отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. Теперь помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и поныне.
Московский Кремль является древнейшим ядром Москвы и представляет собой великолепный архитектурный ансамбль, складывающийся на протяжении нескольких веков. В архитектуре Кремля ярко отразились многие этапы истории развития русского народа и русского государства.
+
Успенский собор (1475-1479, архитектор Аристотель Фиорованти), в течение веков - главный (кафедральный) храм России. Сочетает в себе традиционные для русских храмов формы и новизну пространственного решения. В Успенском соборе нет прямого повторения каких-либо архитектурных деталей и приемов, характерных для архитектуры итальянского Возрождения, хотя его строителем был один из выдающихся зодчих Кватроченто. Фиорованти создал произведение, своей композиционной ясностью, строгостью и лаконизмом архитектурных форм близкое духу раннего Возрождения, новаторское для своего времени и выдающееся по своим художественным и техническим качествам, в котором традиционные особенности древнерусского культового зодчества получили свое дальнейшее развитие в новых исторических условиях.
+
 
+
Архангельский собор возведен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Величественное здание главного великокняжеского храма - усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика. При всей традиционности решения внутреннего пространства храма, в нем впервые использованы пониженные подпружные арки и применена ордерная декорация интерьера. Ренессансное убранство фасадов и интерьера Архангельского собора Кремля оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие русской архитектуры, стало общепринятым источником и образцом. 
+
 
+
Благовещенский собор, личный, домовой храм великих князей и царей, - памятник архитектуры нескольких строительных эпох. При этом архитектурные составляющие храма каждой эпохи имеют свое лицо и исключительную ценность. Собор возведен в 1484-1489 гг. артелью псковских мастеров на подклете разобранной белокаменной церкви конца XIV в. Подклет представляет собой цельное архитектурное сооружение и вместе с церковью Рождества Богородицы конца XIV в. в Кремле является древнейшим из сохранившихся памятников раннемосковской архитектуры.
+
 
+
Церковь Положения риз Пресвятой Богородицы - личный, домовый храм русских митрополитов, а затем патриархов, была возведена в 1484-1485 гг. той же артелью псковских мастеров, что и Благовещенский собор Московского Кремля. Архитектура церкви Ризположения своеобразна сплавом традиций раннемосковской и псковской архитектуры. Ее стройность и легкость достигнуты верно найденным соотношением высоты и ширины здания, ясным членением стен, гармоничным завершением всего объема. Миниатюрность и изящество облика храма подчеркивается контрастом с монументальными формами стоящего рядом Успенского собора.
+
 
+
Патриаршие палаты - редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII в. Палаты были возведены по указу Патриарха Никона в 1635-1655 гг. русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем и патриаршего двора в Московском Кремле. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором - располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем - личные покои патриарха.
+
 
+
Ансамбль колокольни Ивана Великого включает столб колокольни, звонницу и так называемую Филаретову пристройку. Колокольня Ивана Великого была возведена в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязиным. Столб колокольни, составленный из двух[ восьмигранных ярусов, имевших открытую аркаду для колоколов, был увенчан небольшим куполом. В первом ярусе была устроена церковь Иоанна Лествичника. В Музеях Московского Кремля разрабатывается проект музеефикации колокольни Ивана Великого. На первом этаже Успенской звонницы располагается выставочный зал музея, второй этаж занимают фондовые помещения, третий - научная библиотека.
+
 
+
Государственная Оружейная палата - одно из первых и наиболее торжественных музейных зданий России. Оно было возведено в 1844-1851 гг. как составная часть новой императорской резиденции в Кремле, выстроенной архитектором Константином Тоном в стиле историзма. По масштабу и архитектурному облику Оружейная палата близка Большому Кремлевскому дворцу. Залы Оружейной палаты соответствуют высокому статусу дворцового музея, музея-сокровищницы: высокие, на втором этаже - двусветные, они отличаются четкой и изящной объемно-пространственной структурой и индивидуальным решением сводов. К знаменитой коллекции тоновских сводов здесь добавляется еще один, очень редкий (если не уникальный) - тороидальный свод над полукруглыми торцами здания.
+
 
+
За восемь веков своего существования Московский Кремль был свидетелем многих славных и трагических событий нашей истории. У его стен гремели вражеские пушки, на площадях шумели праздники и клокотали бунты. Сейчас Московский Кремль - один из самых больших музеев мира. В кремлевских палатах и соборах хранятся государственные регалии России, бесценные иконы, сокровища русских царей.
+
 
+
Спасская башня считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Она была построена архитектором Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Ворота Спасской башни испокон веков были главным парадным въездом в Кремль. Они особенно почитались в народе и считались святыми. Через Спасские ворота запрещалось проезжать верхом. 
+
 
+
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века - знаменитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отливали колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбивались от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков.
+
 
+
[Царь-пушка], отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр - 890 миллиметров.
+
В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А. Брюллова и чертежам инженера П.Я. де Витте для Царь-пушки были отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. Теперь помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и поныне.
+
  
 
Красная площадь и Московский [[Кремль]] - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства.  
 
Красная площадь и Московский [[Кремль]] - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства.  
Строка 59: Строка 28:
 
[[Категория:Москва]]
 
[[Категория:Москва]]
 
[[Категория:Историческое краеведение]]
 
[[Категория:Историческое краеведение]]
 +
[[Категория:Символ города]]

Текущая версия на 15:27, 6 октября 2012

Flag.gif


Красная площадь в Москве
Идёт загрузка карты…
Местоположение 55° 45' 17" С, 37° 37' 17" В


Krasnaya ploshad Moskwa.jpg


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. Москва. Площадь возникла, как утверждают летописи, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади - Торг. Правда, так называлась площадь недолго. В XVI веке она стала именоваться Троицкой - по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Надо сказать, что на Руси один и тот же объект мог иметь несколько названий. Так и площадь Красной (из словаря В.И.Даля следует, что слово «красный» у наших предков означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший) официально стала называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах XVII века. Разные века оставили на площади свои следы. XV век - кремлевскую стену со Спасской, Сенатской и Никольской башнями; XVI век - Лобное место и храм Василия Блаженного; XIX век - памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея и Верхние Торговые ряды (ГУМ); XX век - Мавзолей В.И.Ленина и некрополь у кремлевской стены.

С постройкой Китайгородской стены (1535 - 1538) Красная площадь оказалась в границах Китай-города. В середине XVI в. площадь приобрела важнейшую архитектурную доминанту - собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного; 1555 - 61). Вдоль кремлёвского рва, осушенного и используемого как зверинец, строились деревянные церкви "на крови" (на площади совершались казни). Вероятно, в XVI в. на площади появилось Лобное место, откуда оглашались указы и приговоры, цари и патриархи обращались к народу. При Борисе Годунове соорудили Лобное место из камня, с резьбой и железными дверьми и решётками. По повелению Бориса Годунова в 1595 на восточной стороне площади были построены и первые каменные торговые ряды, выходящие фасадом на площадь и протянувшиеся параллельно Кремлёвской стене: Верхние (между улицами Никольской и Ильинкой), Средние (между улицами Ильинкой и Варваркой), Нижние (между Варваркой и Мытным двором, близ Москворецких ворот Китай-города). В это время на площади находились пушечные раскаты - площадки для установки орудий (на раскате у Лобного места стояла Царь-пушка).


В 1990-е гг. на Красной площади проводятся гулянья, устанавливаются временные торговые сооружения, устраиваются концерты. Покровский собор - уникальный московский храм. В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне. Этот храм - не что иное как архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Замысел собора основан на глубокой религиозной символике. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют восьмиконечную звезду Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - царство "восьмого века", которое наступит после Второго Пришествия Христа. А сама звезда символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму Восьмиконечная звезда также является символом Богородицы - Царицы Небесной: в православной иконографии Ее изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова. Судьба хранила Покровский храм - не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, Техника того времени оказалась бессильной выполнить эту задачу; и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и помог остановить взрыв внезапно хлынувший дождь. После революции Покровский собор едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли. В 30-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Слева от собора Василия Блаженного находится Лобное место - высокая площадка из белого камня за чугунной оградой. Оно появилось здесь в первой половине XVI века и служило помостом, с которого оглашали царские указы и объявляли приговоры преступникам. Лобное место расположено на крутой возвышенности - "взлобье". В православной Москве оно символизировало иерусалимскую гору Голгофу на которой был распят Иисус Христос. Голгофа в переводе с древнееврейского значит - "голова", "лоб": по церковному преданию, на Голгофе был похоронен Адам, и стекавшая кровь распятого Христа омыла его череп, искупив первородный грех человека.

Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного - Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X века. Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр - 890 миллиметров. В течение четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. В 1835 году на петербургском заводе Берда по эскизу архитектора А П Брюллова и чертежам инженера П.Я. де Витте для Царь-пушки были отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. Теперь помещенная на лафет Царь-пушка была установлена напротив Арсенала. У ее подножия поместили четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлевского дворца съездов Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов, где она находится и поныне.

Красная площадь и Московский Кремль - символы российской государственности, одни из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшие сокровищницы исторических реликвий, памятников культуры искусства.

В 1990 годах архитектурный ансамбль Московского Кремля, его сокровища, Красная площадь были включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Персональные инструменты
Инструменты