Храм Тихвинской иконы Божьей матери/проект Жемчужины Земли
(→Источники информации) |
|||
(не показаны 18 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 14: | Строка 14: | ||
+ | == История иконы == | ||
− | |||
− | |||
− | |||
По преданию, написанная апостолом Лукой икона Божьей матери в 1383 году чудесным образом исчезла из Константинополя, чтобы явиться над водами Ладожского озера вблизи города Тихвина. На месте её явления был построен храм Успения Богородицы, при котором во времена Грозного создали мужской монастырь. | По преданию, написанная апостолом Лукой икона Божьей матери в 1383 году чудесным образом исчезла из Константинополя, чтобы явиться над водами Ладожского озера вблизи города Тихвина. На месте её явления был построен храм Успения Богородицы, при котором во времена Грозного создали мужской монастырь. | ||
Строка 27: | Строка 25: | ||
== История храма == | == История храма == | ||
− | Алексей Михайлович не дожил до окончания строительства храма. Новый храм, построенный рядом с прежним и соединенный с ним папертью, был торжественно освящен 31 октября 1680 года. В день освящения, Патриарх и царь Федор Алексеевич прошли с крестным ходом к церкви от Кремля, принеся с собой в дар новому храму его главную святыню- чудотворную Тихвинскую икону Божьей матери. | + | |
− | Село Алексеевское и Храм Тихвинской Божьей матери на долгие годы стали неотделимы от жизни царской династии. Петр I останавливался здесь по возвращению в Москву из | + | Алексей Михайлович не дожил до окончания [[Файл: Храмтихв бож мат в 19 веке.jpg|right|300px]] строительства храма. Новый храм, построенный рядом с прежним и соединенный с ним папертью, был торжественно освящен 31 октября 1680 года. В день освящения, Патриарх и царь Федор Алексеевич прошли с крестным ходом к церкви от Кремля, принеся с собой в дар новому храму его главную святыню- чудотворную Тихвинскую икону Божьей матери. |
+ | |||
+ | Село Алексеевское и Храм Тихвинской Божьей матери на долгие годы стали неотделимы от жизни царской династии. Петр I останавливался здесь по возвращению в Москву из Троице-Сергиевой лавры во время стрелецкого бунта. Именно сюда, на церковный двор храма, приходили к нему с раскаянием стрельцы. Всех пришедших к храму ждали царская милость и прощение, остальные же были казнены. | ||
Путевой дворец не раз служил пристанищем для дочери Петра I, Елизаветы, когда она совершала паломничество в Троице-Сергиеву лавру. | Путевой дворец не раз служил пристанищем для дочери Петра I, Елизаветы, когда она совершала паломничество в Троице-Сергиеву лавру. | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
== Церковь годы советской власти == | == Церковь годы советской власти == | ||
− | Не смотря на атеистические настроения, в советское время храм продолжал действовать. Ни репрессии священнослужителей, ни даже строительство Всесоюзной Выставки Достижений народного хозяйства неподалеку от храма, не помешали его существованию. | + | Не смотря на атеистические настроения, в советское [[Файл:Храм тихвин ик бож мат.jpg|right|300px]] время храм продолжал действовать. Ни репрессии священнослужителей, ни даже строительство Всесоюзной Выставки Достижений народного хозяйства неподалеку от храма, не помешали его существованию. |
В 1922 году в память о Воскресенской церкви, существовавшей в Ростокино в XVI -XVIII веках, в подклети храма устроили церковь Воскресения Словущего, иконостас для которой взяли в одной из домовых церквей. | В 1922 году в память о Воскресенской церкви, существовавшей в Ростокино в XVI -XVIII веках, в подклети храма устроили церковь Воскресения Словущего, иконостас для которой взяли в одной из домовых церквей. | ||
Строка 48: | Строка 48: | ||
Первый внутренний ремонт был предпринят в 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове. Вторая попытка была при протоиерее Александре Солертовском, бывшем здесь настоятелем с 1953 по 1984 годы. Именно тогда под слоями записей была открыта роспись первой половины XIX века. | Первый внутренний ремонт был предпринят в 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове. Вторая попытка была при протоиерее Александре Солертовском, бывшем здесь настоятелем с 1953 по 1984 годы. Именно тогда под слоями записей была открыта роспись первой половины XIX века. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
== Храм сегодня == | == Храм сегодня == | ||
− | После Александра Солертовского официальным настоятелем храма стал протоиерей [http://blocked.mgts.safeinet.ru/?sid=151968&cid=main Аркадий Тыщук]. При нем проходила окончательная реставрация храма. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II ежегодно служил здесь литургию 30 марта, в память о своем небесном покровителе. Нередко он проводил службы и в день Тихвинской иконы Божьей матери - 9 июля. После смерти Патриарха традиция сохранилась. Литургию в честь преподобного Алексия, Человека Божия 30 марта служит Преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. | + | После Александра Солертовского официальным [[Файл:Храм 6 исп пра.jpg|right|300px]] настоятелем храма стал протоиерей [http://blocked.mgts.safeinet.ru/?sid=151968&cid=main Аркадий Тыщук]. При нем проходила окончательная реставрация храма. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II ежегодно служил здесь литургию 30 марта, в память о своем небесном покровителе. Нередко он проводил службы и в день Тихвинской иконы Божьей матери - 9 июля. После смерти Патриарха традиция сохранилась. Литургию в честь преподобного Алексия, Человека Божия 30 марта служит Преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. |
После кончины Аркадия Тыщука, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 декабря 2012 года настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском стал протоиерей Георгий Гуторов. | После кончины Аркадия Тыщука, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 декабря 2012 года настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском стал протоиерей Георгий Гуторов. | ||
Строка 65: | Строка 62: | ||
== Внутреннее убранство и святыни храма == | == Внутреннее убранство и святыни храма == | ||
− | Пятиглавый, выстроенный в | + | Пятиглавый, выстроенный в стиле “русское [[Файл:Храм тихв бож мат внутри.jpg|right|300px]] узорочье”, храм на высоком подклете производит сильное впечатление своими размерами. Стены храма прорезают два ряда окон византийского стиля. Восточная сторона алтаря, необычайно высокого и вместительного, образована тремя глубокими нишами, через окна которых струятся три параллельных потока света. |
По сей день сохранилось убранство царских молельней, где сохранились не только причудливой красоты изразцы, украшающие печь, но и деревянные подсвечники XVIII века. | По сей день сохранилось убранство царских молельней, где сохранились не только причудливой красоты изразцы, украшающие печь, но и деревянные подсвечники XVIII века. | ||
Строка 73: | Строка 70: | ||
В числе святынь храма находятся почитаемая икона Казанской Божьей матери в царской молельне, чтимые иконы Божьей матери “Помощница в родах” и “Козельщанская”, точная копия пещеры Гроба Господня, мощевик с частицами святынь и мощей святых. | В числе святынь храма находятся почитаемая икона Казанской Божьей матери в царской молельне, чтимые иконы Божьей матери “Помощница в родах” и “Козельщанская”, точная копия пещеры Гроба Господня, мощевик с частицами святынь и мощей святых. | ||
+ | |||
+ | == Алексеевское кладбище == | ||
+ | |||
+ | Неотъемлемой частью территории вокруг храма является Алексеевский погост- одно из редких сохранившихся в столице приходских кладбищ. Такие места представляют большую ценность для истории, храня память о жителях города. | ||
+ | |||
+ | Появление кладбища датируется серединой XIX века, когда после сноса Алексеевского храма новые могилы стали делать рядом с оставшимся Тихвиновским. Самая древняя могила датируется 1844 годом и принадлежит московскому купцу Ивану Петровичу Носову, скончавшемуся, судя по дате на железном кресте, 23 августа. | ||
+ | |||
+ | Другое старинное надгробие кладбища возвышается над прототипом героя рассказа Чехова “Свадьба”. Описанный Антоном Павловичем “иностранец греческого звания по кондитерской части” Харлампий Спиридонович Дымба является воплощением нежинского грека Дмитрия Николаевича Баффы, скончавшегося 16 июня 1881 года. | ||
+ | |||
+ | «Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божьей и просите помощи у Господа»- эти слова написаны на табличке, прикрепленной к одной из оград кладбища. За оградой- могила иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина, годы жизни1870-1949), которому и принадлежат эти слова. Слава отца Иннокентия как мудрого пастыря была известна далеко за пределами Москвы. Сегодня его могила- одна из самых почитаемых православными. | ||
+ | |||
+ | В память о героях Великой отечественной войны установлена стелла. Есть на кладбище и могила Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Кондакова Василия Яковлевича. | ||
+ | |||
+ | Не смотря на то, что в 1990 году территория кладбища была значительно расширена, уже с 2007 года здесь производятся только родственные захоронения. | ||
== Заключение == | == Заключение == | ||
− | В начале статьи упоминалось имя Дмитрия Трубецкого, которому принадлежало село Алексеевское после смуты. Интересно отметить, что в то время, как Трубецкие обживали Алексеевское, более известный герой смутного времени Дмитрий Пожарский сделал своей основной резиденцией подмосковное имение Медведково | + | В начале статьи упоминалось имя Дмитрия Трубецкого, которому принадлежало село Алексеевское после смуты. Интересно отметить, что в то время, как Трубецкие обживали Алексеевское, более известный герой смутного времени Дмитрий Пожарский сделал своей основной резиденцией подмосковное имение Медведково. |
+ | В 1635 году по его приказу там был выстроен один из последних московских одношатровых храмов, запрещенных Патриархом Никоном с 1652 года. [http://pokrovchram.ru/pokrov_presvyatoy_bogorodicy Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы], как и имя князя, не остался без внимания потомков. Сегодня он внесен в список культурного наследия Российской Федерации, в то время как храм иконы Тихвинской Божьей матери несколько обделен вниманием государства, как, впрочем, почти забылось имя владельца села Алексеевского - Дмитрия Трубецкого. | ||
== Источники информации == | == Источники информации == | ||
Строка 100: | Строка 112: | ||
[http://pokrovchram.ru/pokrov_presvyatoy_bogorodicy Официальный сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково] | [http://pokrovchram.ru/pokrov_presvyatoy_bogorodicy Официальный сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково] | ||
+ | |||
+ | [http://www.rit-agent.net/%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B0/alekseevskoe-cemetery-.php Алексевское кладбище] |
Текущая версия на 16:03, 29 апреля 2014
Работа команды "Хранитель времени"
Содержание |
[править] Появление храма
Начало XVII века стало на Руси временем великой смуты. Одним из незаслуженно забытых имен того времени является имя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, стоявшего во главе московского ополчения и бывшего во главе Земского правительства наравне с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым до избрания царя Михаила Федоровича. Именно казаки Трубецкого взяли штурмом 22 октября Китай -город. В память об этом событии, как о дне освобождения Москвы, в нашей стране установлен церковный праздник Казанской иконы Божьей матери(4 ноября по новому стилю), отмечающийся сегодня как День народного единства. За свои заслуги Дмитрий Тимофеевич получил титул «Спасителя отечества».
Во время своего правления,царь Михаил Фёдорович не раз привлекал Трубецкого к государственным делам. За верную службу князю были пожалованы несколько имений в Подмосковье, в том числе, в 1621 году, имение Копытово по дороге в Троице-Сергиеву Лавру. Именно здесь к 1623 году для Дмитрия Тимофеевича и его супруги, Анны Васильевны, были построены боярские хоромы. Назначенный наместником в Сибирь, Трубецкой скончался в 1625 году, его погребли в Троице-Сергиевой Лавре, рядом с первой супругой, а его вдова приказала возвести в Копытово каменный храм во имя Алексея человека божьего. По имени храма само село стали называть Алексеевским.
Царские паломничества в Троице-Сергиеву Лавру неизменно проходили через имение Трубецких. Живописные места очень понравились сыну Михаила Федоровича, Алексею Михайловичу. Он с удовольствием пользовался гостеприимством хозяйки, останавливаясь в Алексеевском не только во время паломничества, но и для охоты в Сокольниках. В 1655 году, после смерти Анны Васильевны, в связи с отсутствием наследников, Алексеевское перешло в царское владение и здесь был возведен путевой дворец для государя, где он останавливался перед въездом в Москву после возвращения из Троице-Сергиевой Лавры.
В 1673 году, по приказу Алексея Михайловича, был заложен храм в честь Тихвинской иконы Божьей матери.
[править] История иконы
По преданию, написанная апостолом Лукой икона Божьей матери в 1383 году чудесным образом исчезла из Константинополя, чтобы явиться над водами Ладожского озера вблизи города Тихвина. На месте её явления был построен храм Успения Богородицы, при котором во времена Грозного создали мужской монастырь.
Во время войны со шведами в 1613-1614 годах немногочисленные защитники монастыря смогли успешно отбиться от шведского войска. Список с Тихвинской иконы Божьей матери московские послы взяли с собой в 1617 году на заключение мира со шведами. Одно время список иконы находился в Успенском соборе Кремля, но затем, по просьбам новгородцев, был перенесен в Софийский собор Новгорода.
Тихвинская икона Божьей матери в нашей стране является одной из самых почитаемых. Считается, что она защищает детей, помогает им в болезнях, выборе друзей и правильного пути в жизни. Так же ей молились о помощи в зачатии, беременности и родах. Но главной причиной почитания иконы в нашей стране является её чудодейственное свойство защищать Россию от вторжения врагов.
По стране существует много списков иконы, большинство из которых знамениты разными явленными людям чудесами. Икона Тихвинского храма в Алексеевском известна защитой Москвы в 1941 году. Легенда гласит, что Сталин приказал взять икону из храма в Алексеевском, чтобы на самолете облететь с ней вокруг столицы. Москва была спасена, а вскоре после московского контрнаступления был освобожден и город Тихвин.
[править] История храма
Алексей Михайлович не дожил до окончания строительства храма. Новый храм, построенный рядом с прежним и соединенный с ним папертью, был торжественно освящен 31 октября 1680 года. В день освящения, Патриарх и царь Федор Алексеевич прошли с крестным ходом к церкви от Кремля, принеся с собой в дар новому храму его главную святыню- чудотворную Тихвинскую икону Божьей матери.Село Алексеевское и Храм Тихвинской Божьей матери на долгие годы стали неотделимы от жизни царской династии. Петр I останавливался здесь по возвращению в Москву из Троице-Сергиевой лавры во время стрелецкого бунта. Именно сюда, на церковный двор храма, приходили к нему с раскаянием стрельцы. Всех пришедших к храму ждали царская милость и прощение, остальные же были казнены. Путевой дворец не раз служил пристанищем для дочери Петра I, Елизаветы, когда она совершала паломничество в Троице-Сергиеву лавру.
В самой церкви, в связи с частыми посещениями представителями правящей династии, с юго-западной и северо-восточной сторон были устроены царские молельни, сохранившиеся и сегодня. Эти помещения отапливались за счет круглой печи, украшенной изразцами и имевшей множество ходов для циркуляции горячего воздуха. Сама же котельня была расположена в подвале храма. Царские молельни имели отдельный вход и окна, обращенные внутрь храма.
Во время войны с Наполеоном храм серьёзно пострадал. Французы устроили здесь склады провианта, а в трапезной разместили конюшню. Александр I в 1824 году своим указом выделил на восстановление храма 18 тысяч рублей. В результате восстановительных работ стены храма впервые были покрыты росписью.По предположениям реставраторов, она была выполнена великим русским живописцем Иваном Карловичем Скотти, чьи работы в то время украсили многие известнейшие здания Санкт-Петербурга, в том числе, Исаакиевский собор. К сожалению, основная часть росписей была утрачена.
Во время проведения восстановительных работ, Алексеевская церковь была разобрана. Её кирпичи пустили на постройку колокольни перед храмом. К концу 1840-х годов было принято решение о разборе потолка трапезной. О верхнем этаже помещения сегодня напоминают хоры вдоль южной, западной и северной стен. Под хорами, на средства купца Константинова, поставили придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Их автором стал русский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский, известный как создатель собора Спасо-Бородинского монастыря. На южной стороне хоров в 1890-х годах был создан придел во имя св. Алексия, Человека Божьего, в память о разобранной церкви. В симметрию этому приделу в ноябре 1917 года на северной стороне создали придел мученика Трифона.
В середине XIX–начале ХХ века возведены были также дом причта и церковная ограда.
[править] Церковь годы советской власти
Не смотря на атеистические настроения, в советское время храм продолжал действовать. Ни репрессии священнослужителей, ни даже строительство Всесоюзной Выставки Достижений народного хозяйства неподалеку от храма, не помешали его существованию.В 1922 году в память о Воскресенской церкви, существовавшей в Ростокино в XVI -XVIII веках, в подклети храма устроили церковь Воскресения Словущего, иконостас для которой взяли в одной из домовых церквей.
В апреле 1922 года у храма изъяли 114 кг золота и 58 бриллиантов, в нижнем храме была устроена овощная база, а позже там размещались мастерские Художественно-производственного предприятия “Софрино”. Сохранившиеся колокола на колокольне долго не звонили, деревья вокруг разрослись и скрыли храм от обозрения.
Первый внутренний ремонт был предпринят в 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове. Вторая попытка была при протоиерее Александре Солертовском, бывшем здесь настоятелем с 1953 по 1984 годы. Именно тогда под слоями записей была открыта роспись первой половины XIX века.
[править] Храм сегодня
После Александра Солертовского официальным настоятелем храма стал протоиерей Аркадий Тыщук. При нем проходила окончательная реставрация храма. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II ежегодно служил здесь литургию 30 марта, в память о своем небесном покровителе. Нередко он проводил службы и в день Тихвинской иконы Божьей матери - 9 июля. После смерти Патриарха традиция сохранилась. Литургию в честь преподобного Алексия, Человека Божия 30 марта служит Преосвященнейший Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.После кончины Аркадия Тыщука, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 декабря 2012 года настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском стал протоиерей Георгий Гуторов. В 2013 году на телеканале “Москва-Доверие” в рамках православной духовно-просветительской программы “Вера, Надежда, Любовь” о храме был снят фильм, рассказывающий о легенде, связанной с главной иконой храма.
26 сентября 2013 года в храм была торжественно передана икона с мощами святителя Иоанна, написанная по благословению архиепископа Западно-Американского Кирилла специально для передачи храму частицы многоцелебных мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
В феврале 2014 года, отслужив Литургию в день памяти святого мученика Трифона, епископ Подольский Тихон совершил чин освящения нового колокола Благовест, поднятого на звонницу храма 9 марта в день празднования Торжества Православия.
[править] Внутреннее убранство и святыни храма
Пятиглавый, выстроенный в стиле “русское узорочье”, храм на высоком подклете производит сильное впечатление своими размерами. Стены храма прорезают два ряда окон византийского стиля. Восточная сторона алтаря, необычайно высокого и вместительного, образована тремя глубокими нишами, через окна которых струятся три параллельных потока света.По сей день сохранилось убранство царских молельней, где сохранились не только причудливой красоты изразцы, украшающие печь, но и деревянные подсвечники XVIII века. Строгость и глубину храму придает темная окраска его стен и сводов. Стены храма украшают сцены из Ветхого и нового завета, а так же эпизоды житий преподобного Сергия и святителя Николая. Столбы трапезной, поддерживающие хоры, украшены медальонами с изображениями евангелистов и пророков.
Главной святыней храма является икона Тихвинской Божьей матери византийского письма. Из других старинных икон следует отметить чудотворный образ Божией Матери «Прибавление ума», начала XVIII века, и икону преподобного Алексия, Человека Божьего, перенесенную сюда из старой Алексеевской церкви.
В числе святынь храма находятся почитаемая икона Казанской Божьей матери в царской молельне, чтимые иконы Божьей матери “Помощница в родах” и “Козельщанская”, точная копия пещеры Гроба Господня, мощевик с частицами святынь и мощей святых.
[править] Алексеевское кладбище
Неотъемлемой частью территории вокруг храма является Алексеевский погост- одно из редких сохранившихся в столице приходских кладбищ. Такие места представляют большую ценность для истории, храня память о жителях города.
Появление кладбища датируется серединой XIX века, когда после сноса Алексеевского храма новые могилы стали делать рядом с оставшимся Тихвиновским. Самая древняя могила датируется 1844 годом и принадлежит московскому купцу Ивану Петровичу Носову, скончавшемуся, судя по дате на железном кресте, 23 августа.
Другое старинное надгробие кладбища возвышается над прототипом героя рассказа Чехова “Свадьба”. Описанный Антоном Павловичем “иностранец греческого звания по кондитерской части” Харлампий Спиридонович Дымба является воплощением нежинского грека Дмитрия Николаевича Баффы, скончавшегося 16 июня 1881 года.
«Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божьей и просите помощи у Господа»- эти слова написаны на табличке, прикрепленной к одной из оград кладбища. За оградой- могила иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина, годы жизни1870-1949), которому и принадлежат эти слова. Слава отца Иннокентия как мудрого пастыря была известна далеко за пределами Москвы. Сегодня его могила- одна из самых почитаемых православными.
В память о героях Великой отечественной войны установлена стелла. Есть на кладбище и могила Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Кондакова Василия Яковлевича.
Не смотря на то, что в 1990 году территория кладбища была значительно расширена, уже с 2007 года здесь производятся только родственные захоронения.
[править] Заключение
В начале статьи упоминалось имя Дмитрия Трубецкого, которому принадлежало село Алексеевское после смуты. Интересно отметить, что в то время, как Трубецкие обживали Алексеевское, более известный герой смутного времени Дмитрий Пожарский сделал своей основной резиденцией подмосковное имение Медведково.
В 1635 году по его приказу там был выстроен один из последних московских одношатровых храмов, запрещенных Патриархом Никоном с 1652 года. Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как и имя князя, не остался без внимания потомков. Сегодня он внесен в список культурного наследия Российской Федерации, в то время как храм иконы Тихвинской Божьей матери несколько обделен вниманием государства, как, впрочем, почти забылось имя владельца села Алексеевского - Дмитрия Трубецкого.
[править] Источники информации
Описание храма Тихвинской Божьей матери в Алексеевском
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович)
Храм Тихвинской иконы Божьей матери в Алексеевском
Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском храм
7 известных фактов из жизни Тихвинской иконы Божьей матери
Церковь Тихвинской иконы Божьей матери
Официальный сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково