Моторово, деревня (Крутинский район, Омская область)
(Новая страница: « '''Заселение деревни Моторово.''' Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Се…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | + | '''Заселение деревни.''' | |
− | Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить, откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» - переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести километров. Наверное, остяки не ставили задачу уничтожить переселенцев, просто хотели вернуться на свое место. | + | |
− | + | Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить, | |
+ | откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» - | ||
+ | переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести | ||
+ | километров. Наверное, остяки не ставили задачу уничтожить переселенцев, просто хотели вернуться на свое место.Первыми в Моторово появились Вагановы, из православных. Чуть позже пришли кержаки- | ||
+ | староверы Скосырские и православные Квашнины. Кержаки отличались непримиримым нравом. Хотя вера их была христианская, они православных считали «неверными» и если православный по какой-либо нужде заходил к ним в дом, после него мыли даже дверные ручки. Были в Моторово православная | ||
+ | церковь и кержацкий молитвенный дом. После революции молитвенный дом сожгли, а в здании церкви образовали школу. После закрытия Моторовской церкви верующие стали ходить в соседний Никольск. А в 30-е годы закрыли и Никольскую церковь, вскоре после чего она при странных обстоятельствах | ||
+ | сгорела. | ||
Вторая волна переселения из Центральной России пошла в 80 - 90-х годах ХIХ века. В это время заселялись Светково, Смирново, Кислинка, Мариновка (ныне их уже нет), Никольск, Троицк. | Вторая волна переселения из Центральной России пошла в 80 - 90-х годах ХIХ века. В это время заселялись Светково, Смирново, Кислинка, Мариновка (ныне их уже нет), Никольск, Троицк. | ||
− | Вторую волну переселенцев представляли «самоходы», или «лапотины». Их называли так, потому что они шли пешком, в лаптях. | + | Вторую волну переселенцев представляли «самоходы», или «лапотины». Их называли так, потому что они шли пешком, в лаптях.Застраивалась деревня без соблюдения каких бы то ни было правил: дома виднелись то там, то здесь, в основном вдоль реки. |
− | + | Те, кто осваивал здешние места, занимались в основном дягтерным делом. Ямки, в которых варили деготь, сохранились до сего времени: выложены кирпичом характерной формы. Позже освоили земледелие, скотоводство и ткацкое дело. Но хозяйство велось не натуральное. Обмен товарами осуществлялся с давних пор. То есть тот же деготь и кормил, и одевал, и давал возможность развивать производство. Еще до революции были в Паново два купца – Пимшин и Шугалов. Вот им-то рожь возили и скот сгоняли в обмен на другие товары. Текла жизнь своим чередом, появились некоторые технические средства, совершенствовалось само производство, продолжая оставаться в частных руках. | |
− | + | ||
− | + | '''Природа края''' | |
− | + | ||
− | + | По удобству расположения и рельефу быть бы деревне на Моторовской гриве, где сначала она и образовывалась. На территории, которую сейчас занимает деревня, сильно выражены местные природные неудобства: крутые, извилистые берега разделяют деревню на пять отдельных хуторков: Картошкино, Зеленкино, Буньково, Серединкино и Фелистовка. Избы жителей располагаются в верховьях реки Ир, берущей начало в большом Яровском болоте, на границе северной лесостепной зоны. Именно здесь самые богатые лесные угодья, раскинувшиеся на десятки тысяч гектаров прямо от околицы. Места здесь ягодные: малина, смородина, земляника, черемуха. Малинников здесь столько, что ягоды хватает не только своим, но и заезжим ягодникам. В нескольких километрах от деревни – Моторовский рям. Там клюква, брусника, голубика. | |
− | + | ||
+ | '''Народные умельцы.''' | ||
+ | |||
+ | Да и умельцев в деревне было немало. Мастером в пивоварном деле слыла Рыбина Евдиния Васильевна. Ее пиво было самое вкусное – густое, пенное, ароматное. | ||
Степан и Алексей Чикишевы катали валенки. Николай Елиферьевич Скосырский и Михаил Тимофеевич Квашнин изготавливали салазки, коромысла. Изделия были отменные, высокой прочности и пользовались огромным спросом у местного населения. Михаил Тимофеевич передал свой опыт детям и внукам. | Степан и Алексей Чикишевы катали валенки. Николай Елиферьевич Скосырский и Михаил Тимофеевич Квашнин изготавливали салазки, коромысла. Изделия были отменные, высокой прочности и пользовались огромным спросом у местного населения. Михаил Тимофеевич передал свой опыт детям и внукам. | ||
− | + | Зинаида Константиновна Скосырская, моя прабабушка, на краснах ткала половики. Заказов было хоть отбавляй. С красивыми узорами половики и коврики бабушки Зины украшали многие избы, сохранились они и до сегодняшних дней. | |
− | + | ||
− | + | '''Диалект.''' | |
− | + | ||
− | + | Местные жители отличались и своим говором. Диалекты были занесены сюда с разных мест при | |
− | И | + | заселении деревни. Моя прабабушка, Костина Александра Сергеевна, лужу называла лывой, валенки – |
+ | пимами. Употребляла такие слова, как баской (красивый), чуять (чувствовать), посулиться | ||
+ | (пообещать), няша (вязкая жидкая топь), пашаница (пшеница), чуни (калоши), ножни (ножницы). | ||
+ | |||
+ | Позже сложилась песня '''"Моторово"''' | ||
+ | <nowiki>1 | ||
+ | Отжила деревня, | ||
+ | Поросла травою | ||
+ | Поросла травою | ||
+ | Сорной лебедой | ||
+ | И нигде не видно | ||
+ | Ни одной тропинки | ||
+ | Где гуляли ночью | ||
+ | Пары под луной. | ||
+ | 2 | ||
+ | Ведь жила веками | ||
+ | Строилась, пахала | ||
+ | И играла свадьбы | ||
+ | Широко, с душой | ||
+ | А в престольный праздник | ||
+ | Под гармонь гуляла | ||
+ | Хоровод водила | ||
+ | Под мотив простой. | ||
+ | 3 | ||
+ | Как ни гнули спину | ||
+ | Войны да указы | ||
+ | Дюжили, терпели | ||
+ | Бабы, мужики | ||
+ | Но иссякли силы | ||
+ | Подрубили корни | ||
+ | Затянуло илом | ||
+ | Жизни родники | ||
+ | 4 | ||
+ | Но порою снится | ||
+ | Что живет деревня | ||
+ | Вот играют дети | ||
+ | Топят в доме печь | ||
+ | Вкусно пахнет хлебом | ||
+ | И травою мятой | ||
+ | Слышится с крылечка | ||
+ | О покосе речь | ||
+ | 5 | ||
+ | Отжила деревня, | ||
+ | Поросла травою | ||
+ | Поросла травою | ||
+ | Сорной лебедой | ||
+ | И нигде не видно | ||
+ | Ни одной тропинки | ||
+ | Где гуляли ночью | ||
+ | Пары под луной. | ||
+ | |||
+ | </nowiki> |
Версия 11:13, 6 декабря 2010
Заселение деревни.
Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить, откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» - переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести километров. Наверное, остяки не ставили задачу уничтожить переселенцев, просто хотели вернуться на свое место.Первыми в Моторово появились Вагановы, из православных. Чуть позже пришли кержаки- староверы Скосырские и православные Квашнины. Кержаки отличались непримиримым нравом. Хотя вера их была христианская, они православных считали «неверными» и если православный по какой-либо нужде заходил к ним в дом, после него мыли даже дверные ручки. Были в Моторово православная церковь и кержацкий молитвенный дом. После революции молитвенный дом сожгли, а в здании церкви образовали школу. После закрытия Моторовской церкви верующие стали ходить в соседний Никольск. А в 30-е годы закрыли и Никольскую церковь, вскоре после чего она при странных обстоятельствах сгорела. Вторая волна переселения из Центральной России пошла в 80 - 90-х годах ХIХ века. В это время заселялись Светково, Смирново, Кислинка, Мариновка (ныне их уже нет), Никольск, Троицк. Вторую волну переселенцев представляли «самоходы», или «лапотины». Их называли так, потому что они шли пешком, в лаптях.Застраивалась деревня без соблюдения каких бы то ни было правил: дома виднелись то там, то здесь, в основном вдоль реки. Те, кто осваивал здешние места, занимались в основном дягтерным делом. Ямки, в которых варили деготь, сохранились до сего времени: выложены кирпичом характерной формы. Позже освоили земледелие, скотоводство и ткацкое дело. Но хозяйство велось не натуральное. Обмен товарами осуществлялся с давних пор. То есть тот же деготь и кормил, и одевал, и давал возможность развивать производство. Еще до революции были в Паново два купца – Пимшин и Шугалов. Вот им-то рожь возили и скот сгоняли в обмен на другие товары. Текла жизнь своим чередом, появились некоторые технические средства, совершенствовалось само производство, продолжая оставаться в частных руках.
Природа края
По удобству расположения и рельефу быть бы деревне на Моторовской гриве, где сначала она и образовывалась. На территории, которую сейчас занимает деревня, сильно выражены местные природные неудобства: крутые, извилистые берега разделяют деревню на пять отдельных хуторков: Картошкино, Зеленкино, Буньково, Серединкино и Фелистовка. Избы жителей располагаются в верховьях реки Ир, берущей начало в большом Яровском болоте, на границе северной лесостепной зоны. Именно здесь самые богатые лесные угодья, раскинувшиеся на десятки тысяч гектаров прямо от околицы. Места здесь ягодные: малина, смородина, земляника, черемуха. Малинников здесь столько, что ягоды хватает не только своим, но и заезжим ягодникам. В нескольких километрах от деревни – Моторовский рям. Там клюква, брусника, голубика.
Народные умельцы.
Да и умельцев в деревне было немало. Мастером в пивоварном деле слыла Рыбина Евдиния Васильевна. Ее пиво было самое вкусное – густое, пенное, ароматное. Степан и Алексей Чикишевы катали валенки. Николай Елиферьевич Скосырский и Михаил Тимофеевич Квашнин изготавливали салазки, коромысла. Изделия были отменные, высокой прочности и пользовались огромным спросом у местного населения. Михаил Тимофеевич передал свой опыт детям и внукам. Зинаида Константиновна Скосырская, моя прабабушка, на краснах ткала половики. Заказов было хоть отбавляй. С красивыми узорами половики и коврики бабушки Зины украшали многие избы, сохранились они и до сегодняшних дней.
Диалект.
Местные жители отличались и своим говором. Диалекты были занесены сюда с разных мест при заселении деревни. Моя прабабушка, Костина Александра Сергеевна, лужу называла лывой, валенки – пимами. Употребляла такие слова, как баской (красивый), чуять (чувствовать), посулиться (пообещать), няша (вязкая жидкая топь), пашаница (пшеница), чуни (калоши), ножни (ножницы).
Позже сложилась песня "Моторово"
1 Отжила деревня, Поросла травою Поросла травою Сорной лебедой И нигде не видно Ни одной тропинки Где гуляли ночью Пары под луной. 2 Ведь жила веками Строилась, пахала И играла свадьбы Широко, с душой А в престольный праздник Под гармонь гуляла Хоровод водила Под мотив простой. 3 Как ни гнули спину Войны да указы Дюжили, терпели Бабы, мужики Но иссякли силы Подрубили корни Затянуло илом Жизни родники 4 Но порою снится Что живет деревня Вот играют дети Топят в доме печь Вкусно пахнет хлебом И травою мятой Слышится с крылечка О покосе речь 5 Отжила деревня, Поросла травою Поросла травою Сорной лебедой И нигде не видно Ни одной тропинки Где гуляли ночью Пары под луной.