Усадьба Расторгуевых—Харитоновых (г.Екатеринбург)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 8: Строка 8:
 
|Статус                  = охраняется государством
 
|Статус                  = охраняется государством
 
|Название местоположения = Город
 
|Название местоположения = Город
|Местоположение          = [[www.XXX.ru]]  
+
|Местоположение          = [[Екатеринбург]]  
 
|Автор проекта            = [[Малахов, Михаил Павлович|М. П. Малахов]]
 
|Автор проекта            = [[Малахов, Михаил Павлович|М. П. Малахов]]
 
|Начало строительства    =  [[1794]]
 
|Начало строительства    =  [[1794]]
 
|Окончание строительства  = [[1795]]  
 
|Окончание строительства  = [[1795]]  
 +
|Это интересно            = [[www.7wolf.ru]]
 
}}  
 
}}  
  

Версия 08:55, 7 марта 2009

Усадьба
«Усадьба Расторгуевых — Харитоновых»
двухэтажная вставка, соединяющая главный дом с флигелем под бельведером
двухэтажная вставка, соединяющая главный дом с флигелем под бельведером
Статус охраняется государством
Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта М. П. Малахов
Строительство 17941795 годы

Усадьба Расторгуевых — Харитоновых - расположена в центре Екатернбурга на улице К. Либкнехта, вблизи Вознесенской церкви. Самая знаменитая усадьба Екатеринбурга. По сравнению с другими памятниками архитектуры, она достаточно хорошо сохранилась и является отличным примером классической русской усадьбы XIX века.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Дом Расторгуева, отошедший потом его зятю Харитонову, начал строиться на Вознесенской горке почти одновременно с закладкой храма в 1794-1795 годах. В строительстве принимал участие архитектор Малахов, однако первоначальный автор неизвестен. Это архитектурный памятник города, самый крупный и ранний по времени строительства ансамбль классицизма в Екатеринбурге.

АРХИТЕКТУРА

Первый элемент композиции - здание конюшни - длинное, приземистое строение, боковой фасад которого и образует первый ярус композиции. К нему примыкают ворота хозяйственного двора в виде арки, обрамленной спаренными колоннами тосканского ор-дера. Ось симметрии арки подчеркнута двумя полуциркулярными нишами в рустованной каменной ограде. Следующий элемент композиции - высокая каменная ограда хозяйственного двора - величественная стройная аркада, заполненная ажурной кованой решеткой строгого рисунка, в центре которой находятся ворота. Большое внимание уделено фасаду, выходящему в хозяйственный двор. Вероятнее всего, зодчий руководствовался важной градостроительной ролью, которую играли постройки усадьбы, поставленные на высоком холме и далеко обозримые, в том числе и со стороны хозяйственного двора. Утонченные формы ограды сменяются монументальным объемом флигеля, представляющего следующую ступень композиции. Боковой фасад флигеля, выходящий на улицу, акцентирован выступающим вперед портиком коринфского ордера со спаренными боковыми колоннами. Портик в сочетании с изящными очертаниями арок ограды образует мощный каскад архитектурных форм при подъеме к площади по взгорью улицы. Когда наследники стали сдавать помещения в аренду, в этом флигеле находилась типография и контора городской газеты «Урал». Арочный мотив, многократно повторенный в панораме бокового фасада, достигает наибольшего звучания в композиции ворот, соединяющих флигель с главным домом. Парадные ворота и ограда хозяйственного двора смело могут быть отнесены к лучшим и замечательнейшим произведениям так называемой архитектуры малых форм. Если сравнить парадные ворота с воротами хозяйственного двора, мы увидим, что ворота хозяйственного двора более простые, выполненные в соответствии со своим назначением, в то время как парадные - нарядные и монументальные, так как непосредственно примыкают к главному дому и предназначались для приема гостей. Парадные ворота имеют вид триумфальной арки - символа победоносного торжества - мотива, весьма распространенного в архитектуре после Отечественной войны 1812 года. Очевидно, вдохновляясь патриотическими идеями, зодчий придал именно такой облик воротам, что как нельзя лучше соответствовало дворцовому размаху построек усадьбы. Западный боковой фасад усадьбы, раскрытый на акваторию городско-го пруда, воспринимается из многих точек. Особенность рельефа - крутой спад местности в северную сторону, к руслу речки Мельковки, забранной ныне в бетонную трубу, - прекрасно использована создателями комплекса. Нарастание объемов, составляющих композицию западного фасада усадьбы, достигает своей кульминации в основном корпусе главного здания, поставленного в самой высокой точке и доминирующего над всем ансамблем. Четырехколонный портик, высоко поднятый на рустованных столбах, подчеркивает крупномасштабность главного дома, зрительно увеличивая его высоту. Главный дом - самое значительное сооружение ансамбля. Фасады, оформленные близкими по высоте, но контрастно разработанными портиками коринфского ордера, составили единую композицию, рассчитанную, прежде всего на восприятие с угла и акцентирующую перекресток. Поставленный на высокую рустованную аркаду, шестиколонный портик южного фасада явился мощным градоформирующим акцентом не только главного дома, но и всего ансамбля. В главном угловом доме размещались самые представительные парадные помещения. Со стороны двора в дом вело широкое и высокое крыльцо, а на первом этаже находились большие комнаты и вестибюль с парадной лестницей, ведущей на второй этаж, где были самые большие, роскошно убранные гостиные и залы. Помимо парадных покоев в главном доме находились и жилые комнаты, расположенные в мезонине, а также различные вспомогательные помещения, занимавшие часть первого этажа, и высо-кий подвал с основательными кирпичными стенами и сводчатыми перекрытиями.

ГАЛЕРЕЯ

Персональные инструменты
Инструменты