Петров, Александр Константинович
Щербакова (обсуждение | вклад) |
Щербакова (обсуждение | вклад) м («Петров Александр» переименована в «Петров, Александр Константинович») |
||
(не показаны 8 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''А. Петров – Лауреат Государственных премий России за 1990 и 1995 гг. Заслуженный | + | {{Персона |
+ | |имя =Петров Александр Константинович | ||
+ | |портрет=Petrov-2.jpg | ||
+ | |описание=заслуженный деятель искусств,лауреат премии "Оскар" | ||
+ | |дата рождения=17.7.1957 | ||
+ | |место рождения=[[д.Гуреево]], [[Ярославская область]] | ||
+ | |||
+ | }}'''А. Петров – Лауреат Государственных премий России за 1990 и 1995 гг. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат премии "Оскар", 2000 г. Член Союза кинематографистов России, член Международной Ассоциации Аниматоров (АСИФА), член Американской киноакадемии. Живет и работает в Ярославле.''' | ||
== Детство == | == Детство == | ||
− | Родился А. Петров | + | Родился А. Петров 17 июля 1957 г. в деревне Гуреево недалеко от Пречистого. |
Мать Лия Александровна по профессии торговый работник, отец Константин Дмитриевич - шофер. | Мать Лия Александровна по профессии торговый работник, отец Константин Дмитриевич - шофер. | ||
Строка 15: | Строка 22: | ||
== Творчество == | == Творчество == | ||
− | Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к неосуществленному проекту фильма по мотивам «Божественной комедии» Данте. | + | [[Изображение:Petrov-1.jpg|thumb|left|Автопортрет]]Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к неосуществленному проекту фильма по мотивам «Божественной комедии» Данте. |
В анимации с 1981 года. Сын Дима серьезно заболел и семья переехала на юг. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Армен-фильм» в Ереване (1981-1982гг.). Потом на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992 гг.). До того, как снимать самостоятельные картины Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича, уже по его эскизам хорошо виден уровень восприятия мира, свойственный мастеру. | В анимации с 1981 года. Сын Дима серьезно заболел и семья переехала на юг. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Армен-фильм» в Ереване (1981-1982гг.). Потом на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992 гг.). До того, как снимать самостоятельные картины Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича, уже по его эскизам хорошо виден уровень восприятия мира, свойственный мастеру. | ||
− | + | <br clear=all /> | |
== Пейзажи == | == Пейзажи == | ||
− | + | [[Изображение:Petrov-3.jpg|thumb|left|Пейзаж]] | |
Они очень разные - пейзажи Александра Петрова. Тут и сухие, знойные. Меланхоличные, проникнутые подспудно ощущаемым драматизмом русские. Излучающие тепло и морскую влагу крымские. Но именно чувство любви к сотворенному миру объединяет эти удивительные работы. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию петровской анимации. В них - истоки основных мотивов творчества нашего земляка художника. | Они очень разные - пейзажи Александра Петрова. Тут и сухие, знойные. Меланхоличные, проникнутые подспудно ощущаемым драматизмом русские. Излучающие тепло и морскую влагу крымские. Но именно чувство любви к сотворенному миру объединяет эти удивительные работы. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию петровской анимации. В них - истоки основных мотивов творчества нашего земляка художника. | ||
Вот «Старое кладбище в Армении» - лунный, потусторонний пейзаж, преобразившийся потом в почти рериховское «масло». Вот «рыбаки на уральском озере» - на полотне, кажется, только вода и небо, нет, видна крохотная фигурка в лодочке справа. Или - пейзаж со стогом сена - опять небо, огромное, грозовое, там-то, в вышних сферах, наверное, и происходит главное, настоящее. О присутствии человека в мире говорит лишь маленький стожок. Но он есть, он вписан в картину мира! | Вот «Старое кладбище в Армении» - лунный, потусторонний пейзаж, преобразившийся потом в почти рериховское «масло». Вот «рыбаки на уральском озере» - на полотне, кажется, только вода и небо, нет, видна крохотная фигурка в лодочке справа. Или - пейзаж со стогом сена - опять небо, огромное, грозовое, там-то, в вышних сферах, наверное, и происходит главное, настоящее. О присутствии человека в мире говорит лишь маленький стожок. Но он есть, он вписан в картину мира! | ||
Или полыхающее оранжевое дерево, на котором видны хрупкие качельки. Единое бытие и человек, погруженный в него, но не растворенный .Редкая сегодня гармония восприятия мироздания и попытка прочувствовать место человека в нем. Вселенная, в которой все ценно - и небесные битвы, и приметы человеческого быта. Человек на полотнах Петрова выглядит погруженным в пейзаж, но не растворенным в нем. | Или полыхающее оранжевое дерево, на котором видны хрупкие качельки. Единое бытие и человек, погруженный в него, но не растворенный .Редкая сегодня гармония восприятия мироздания и попытка прочувствовать место человека в нем. Вселенная, в которой все ценно - и небесные битвы, и приметы человеческого быта. Человек на полотнах Петрова выглядит погруженным в пейзаж, но не растворенным в нем. | ||
+ | <br clear=all /> | ||
== Картины == | == Картины == | ||
+ | <gallery> | ||
+ | Изображение:Petrov-4.jpg|<center>Корова</center> | ||
+ | Изображение:Petrov-5.jpg|<center>Сон смешного человека</center> | ||
+ | Изображение:Petrov-6.jpg|<center>Русалка</center> | ||
+ | Изображение:Petrov-7.jpg|<center>Старик и море</center> | ||
+ | </gallery> | ||
Его выпускной работой на Высших режиссерских курсах, где он учился у Ф. Хитрука и Ю. Норштейна, была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова '''«Корова»'''. | Его выпускной работой на Высших режиссерских курсах, где он учился у Ф. Хитрука и Ю. Норштейна, была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова '''«Корова»'''. | ||
Строка 42: | Строка 56: | ||
И вот, наконец, последний шедевр Александра Петрова, благодаря которому уникальный художник получил всемирную известность, «Старик и море». | И вот, наконец, последний шедевр Александра Петрова, благодаря которому уникальный художник получил всемирную известность, «Старик и море». | ||
− | Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна. В отличие от большинства аниматоров он работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки, эпизод фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды. Т. е. для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путем внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма. Все, над чем он мучился и чем жил многие дни и месяцы, — только на пленке. Обидно? Наверное, да. Но только так можно вдохнуть жизнь в столь переменчивую стихию, как море. | + | [[Изображение:Petrov-9.jpg|thumb|left|За работой над картиной "Моя любовь"]]Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна. В отличие от большинства аниматоров он работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки, эпизод фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды. Т. е. для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путем внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма. Все, над чем он мучился и чем жил многие дни и месяцы, — только на пленке. Обидно? Наверное, да. Но только так можно вдохнуть жизнь в столь переменчивую стихию, как море. |
Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. | Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал. | ||
− | Сейчас А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Шмелева '''«Моя любовь»''' в традиционной для себя технике «ожившей живописи». | + | http://vision.rambler.ru/public/suzdalfest/1/lubov/1-prev.jpg Сейчас А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Шмелева '''«Моя любовь»'''[http://vision.rambler.ru/users/suzdalfest/1/lubov/] в традиционной для себя технике «ожившей живописи». |
В свободное от съемок время иллюстрирует книги (так иллюстрировал «Старика Хоттабыча» Л. Ладыгина) и читает «Мертвые души» Н.В. Гоголя. | В свободное от съемок время иллюстрирует книги (так иллюстрировал «Старика Хоттабыча» Л. Ладыгина) и читает «Мертвые души» Н.В. Гоголя. | ||
Является постоянным участником международных кинофестивалей, призером многих из них. | Является постоянным участником международных кинофестивалей, призером многих из них. | ||
+ | |||
+ | С 19 апреля 2008 года является академиком Академии художеств. Он единственный академик-мультипликатор. | ||
+ | |||
+ | [[Категория:3000 статья в работе]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Художник]] | ||
+ | [[Категория:Культура]] | ||
+ | [[Категория:Ярославская область]] |
Текущая версия на 14:50, 22 мая 2008
Петров Александр Константинович | |
Файл:Petrov-2.jpg заслуженный деятель искусств,лауреат премии "Оскар" | |
Дата рождения: | 17.7.1957 |
Место рождения: | д.Гуреево, Ярославская область |
Содержание |
[править] Детство
Родился А. Петров 17 июля 1957 г. в деревне Гуреево недалеко от Пречистого. Мать Лия Александровна по профессии торговый работник, отец Константин Дмитриевич - шофер.
[править] Школа
Вскоре семья переехала в Ярославль, и Александр стал учиться в школе № 15. По рассказам домашних, свой первый приз - фотоаппарат «Смена» будущий обладатель «Оскара» выиграл в десятилетнем возрасте, победив в городском конкурсе рисунков на асфальте. А потом был спортивный зал школы. Учитель физкультуры Фадеева Л. Предложила своему ученику украсить спортивный зал рисунками с изображением спортсменов. В то время открытки были большой редкостью, поэтому Александр Константинович стал срисовывать с марок. Трудился долго, потом с нетерпением ждал окончания лета, чтобы все друзья смогли увидеть его работу. Волновался, даже снились сны, что школу перекрасили в зеленый цвет. Очень гордился успехом. Под руководством Черненко В.Н., учителя французского языка, рисовал эмблемы, флаги для клуба интернациональной дружбы. Любимой учительницей была Анжела Грантовна. Все учителя вспоминают, что Александр Константинович был тихим, спокойным, очень любил рисовать, посещал школу при художественном училище. После 9 класса поступил в Ярославское художественное училище. Но судьба вновь свела его с нашей школой. Новый год отмечал в компании одноклассников и влюбился в Наташу Малачеву из параллельного класса. Потом они поженились. Наташа стала не только женой, но другом, соратником, ради мужа и сына отказалась от собственной карьеры, диссертации.
[править] Творчество
Дипломной работой Петрова во ВГИКе были карандашные рисунки к неосуществленному проекту фильма по мотивам «Божественной комедии» Данте.В анимации с 1981 года. Сын Дима серьезно заболел и семья переехала на юг. Работал художником-постановщиком анимационных фильмов на киностудиях «Армен-фильм» в Ереване (1981-1982гг.). Потом на Свердловской киностудии в Екатеринбурге (1982-1992 гг.). До того, как снимать самостоятельные картины Петров работал художником-постановщиком у Владимира Петкевича, уже по его эскизам хорошо виден уровень восприятия мира, свойственный мастеру.
[править] Пейзажи
Они очень разные - пейзажи Александра Петрова. Тут и сухие, знойные. Меланхоличные, проникнутые подспудно ощущаемым драматизмом русские. Излучающие тепло и морскую влагу крымские. Но именно чувство любви к сотворенному миру объединяет эти удивительные работы. Они как бы подготавливают зрителя к восприятию петровской анимации. В них - истоки основных мотивов творчества нашего земляка художника.
Вот «Старое кладбище в Армении» - лунный, потусторонний пейзаж, преобразившийся потом в почти рериховское «масло». Вот «рыбаки на уральском озере» - на полотне, кажется, только вода и небо, нет, видна крохотная фигурка в лодочке справа. Или - пейзаж со стогом сена - опять небо, огромное, грозовое, там-то, в вышних сферах, наверное, и происходит главное, настоящее. О присутствии человека в мире говорит лишь маленький стожок. Но он есть, он вписан в картину мира!
Или полыхающее оранжевое дерево, на котором видны хрупкие качельки. Единое бытие и человек, погруженный в него, но не растворенный .Редкая сегодня гармония восприятия мироздания и попытка прочувствовать место человека в нем. Вселенная, в которой все ценно - и небесные битвы, и приметы человеческого быта. Человек на полотнах Петрова выглядит погруженным в пейзаж, но не растворенным в нем.
[править] Картины
- Petrov-4.jpg
Корова - Petrov-5.jpg
Сон смешного человека - Petrov-6.jpg
Русалка - Petrov-7.jpg
Старик и море
Его выпускной работой на Высших режиссерских курсах, где он учился у Ф. Хитрука и Ю. Норштейна, была картина по мотивам рассказа Андрея Платонова «Корова».
Следующий фильм, вернее, сон, «Сон смешного человека» по Достоевскому.
Человек, задумавший самоубийство, отторгнут от всех и всего, он - один, он - сам по себе. Такое, отдельное, существование невозможно (отсюда и решение совершить самоубийство), но невозможна и цельность, гармония, золотой век. Очень точно Петров изображает развращение прекрасного мира: кокетство, первое убийство, разобщенность, строительство крепостей, развитие науки. Нет больше мира радости, счастья. Нам кажется, что А.К. Петров смог не только передать сюжет рассказа, но и философию Ф.М. Достоевского.
Следующей его работой стала «Русалка», где один человек, молодой послушник, отвечает за грех другого, невинный - несет вину. Ответственность одного за другого (вот в чем выражается связь одного с другим) неизбежна и неотвратима. Олицетворение этой неотвратимости - река, а воплощение ее - русалка.
Номинант на Оскара – «Русалка» - завораживает зрителя удивительной красотой истории о грехе и воздаянии, соблазне и прощении. «Русалка» - красивая и печальная сказка о старом монахе и юном послушнике, которого соблазнила красавица, чтобы отомстить старику за грехи молодости, за предательство. «Русалку» Александр Константинович сделал на созданной им самим анимационной студии «Панорама» в Ярославле. Он признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: он доделывает «Русалку», дописывает конец мультфильма, последние две минуты.
С 1996 по 1999 жил и работал в Монреале (Канада), где снимал картину «Старик и море», первый анимационный фильм для кинотеатров большого формата IMAX.
И вот, наконец, последний шедевр Александра Петрова, благодаря которому уникальный художник получил всемирную известность, «Старик и море».
Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна. В отличие от большинства аниматоров он работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки, эпизод фильма, который при просмотре промелькнет за 1/24 долю секунды. Т. е. для 1 минуты фильма необходимо нарисовать больше тысячи картин. Следующее мгновение кинокартины рождается путем внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма. Все, над чем он мучился и чем жил многие дни и месяцы, — только на пленке. Обидно? Наверное, да. Но только так можно вдохнуть жизнь в столь переменчивую стихию, как море.Чтобы создать «Старика и море», Александру Петрову потребовалось 30 месяцев напряженнейшего труда. Все это время он жил в Канаде и рисовал.
Сейчас А. Петров закончил работу над фильмом по произведению Шмелева «Моя любовь»[1] в традиционной для себя технике «ожившей живописи».
В свободное от съемок время иллюстрирует книги (так иллюстрировал «Старика Хоттабыча» Л. Ладыгина) и читает «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Является постоянным участником международных кинофестивалей, призером многих из них.
С 19 апреля 2008 года является академиком Академии художеств. Он единственный академик-мультипликатор.