Визитка Мультивикторины: команда ПОИСК
(→Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».) |
(→Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».) |
||
(не показаны 15 промежуточных версий 1 участника) | |||
Строка 35: | Строка 35: | ||
</graphviz> | </graphviz> | ||
− | |||
− | + | '''Николаевский Амвросиев Дудин монастырь''' | |
[[Категория:Мультивикторина]] [[Категория:Золотое кольцо Нижегородского края (проект)]] | [[Категория:Мультивикторина]] [[Категория:Золотое кольцо Нижегородского края (проект)]] | ||
[[Изображение:Дудин 9.jpg|thumb|left| Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | [[Изображение:Дудин 9.jpg|thumb|left| Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | ||
Строка 44: | Строка 43: | ||
Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители. | Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители. | ||
В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 4.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 4.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | ||
− | Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. .[[Изображение:Дудин 3.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 1.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | + | Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. .[[Изображение:Дудин 3.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 1.jpg|thumb|left| Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]]В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .[[Изображение:Дудин 2.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]]]][[Изображение: Дудин м.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь 50-е годы ХХ века]] |
− | В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .[[Изображение:Дудин 2.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин м.jpg|thumb| | + | |
Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. | Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. | ||
В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. | В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. | ||
Строка 52: | Строка 50: | ||
Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .[[Изображение:Дудин мм.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь 50-е гг. ХХ в.]] | Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .[[Изображение:Дудин мм.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь 50-е гг. ХХ в.]] | ||
В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях. | В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях. | ||
+ | |||
+ | ''''''Флорищи'''''' | ||
+ | [[Изображение:Флор.jpg|thumb|left| Флорищи]][[Изображение:Флор1.jpg|thumb|left| Панорама Флорищевой пустыни. XIX век]] | ||
+ | Среди обширного лесного океана, в 80-и километрах к северо-западу от города Дзержинска Нижегородской области, в 24 км. К северу от г. Гороховца, в посёлке Фролищи на берегу лесной реки Лух возвышаются строения мужского Свято-Успенского монастыря на Красных Флорищевых горах, основанного в первой половине XVII века. | ||
+ | Сплошная широкая полоса вековых лесов отделяла здесь северную часть Гороховецкого уезда от южной. Она была совершенно безлюдной по причине множества болот и песчаных почв, непригодных для занятий хлебопашеством. Это место издревле называлось Заклязьминский или Ущий бор. Его пределы простирались от крутого берега Клязьмы на сотни вёрст к северу от Гороховца до Пестяков. Монастырь создавался в отдалённом, глухом и малонаселенном месте, совсем пустынном. Отсюда и название – Флорищева пустынь. Традиционно такие места считались уединенными, куда люди уходили, чтобы свою жизнь посвятить служению Богу. | ||
+ | Согласно преданию, дошедшего до нас, в середине XVII в. Пришёл на эту гору схимонах Мефодий, построил келью и стал жить одиночкой. Вскоре в поисках уединения забрели сюда отец и сын – Варлаам и Макарий, монахи Макарьевского монастыря, что располагался тогда в Пурехе (ныне Чкаловского района). [[Изображение: пак 1.jpg|thumb||Флорищи]]Житие Иллариона рассказывает: однажды было Мефодию чудесное видение, будто бы предсказавшее будущую славу Флорищевой горе.Показался старцу столб яркого света, послышался колокольный звон, идущий из недр Флорищевой горы. Отшельник усмотрел в этом явлении знак свыше и свято уверовал в чудесное предзнаменование.[[Изображение:пак 4.jpg|thumb|left| Флорищенский монастырь]][[Изображение:пак 3.jpg|thumb|left| Внутренний вид]]В 1651 г. с помощью гороховецких жителей была возведена первая церковь во имя Успения Пресвятой Богородице. Данное сооружение было деревянным, поэтому постройки часто уничтожал пожар, но монахи упорно их монастыря.В сентябре 1653 г. на Флорищеву гору пришёл инок Илларион, в миру Иван, ставший первый и самым деятельным строителем монастыря.[[Изображение: пак 2.jpg|thumb||Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский, первый настоятель Флорищевой пустыни]]Он родился 13 ноября 1631 года в Нижнем Новгороде в семье иерея женского монастыря в честь Зачатия Пресвятой Богородицы – Анания и его супруги Мелании, став третьим ребёнком после Петра и Митрофана. По отзывам современника Анаия обладал прекрасными качествами и славился глубокой религиозностью. Вокруг этого человека на рубеже 1620-1630 гг сформировался круг «ревнителей благочестия».Едва Ивану исполнилось пять лет от рождения, у него умирает мать, а отец тяжело пережил её смерть, оставляет родной дом на попечение старших сыновей и вместе с младшим удаляется в Спас-Преображенский монастырь на Унже. Там он принял монашеский постриг с новым именем – Антоний и сан иеромонаха. .[[Изображение:пак 4.jpg|thumb|left| Флорищенский монастырь]].[[Изображение: флорищ.jpg|thumb||Флорищи]] С раннего детства Иван выделялся среди сверстников незаурядными способностями: в четыре года он самостоятельно овладел грамотой, вскоре научился читать не только буквы, но и часослов и псалтырь. Всем на удивление одарённый мальчик мог громко и осмысленно читать на клиросе богослужебные книги, стихиры. Хорошо зная сына, который всегда сам принимал решения, мудрый отец сделал так, чтобы Иван осознанно пришёл к выбору жизненного пути, для этого он отпускает 16-летнего сына в мирскую жизнь (к родному брату в с. Кириково). Здесь Иван жениться на Ксении, дочери священника местной церкви, но недолго они прожили вместе. После неожиданной болезни супруга умирает, а сам Иван решает посвятить себя иноческому подвигу. В 1652 году, исполняя завет отца в возрасте 21 года, юноша принимает монашеский постриг под именем Илларион, и вскоре епископом Коломенским Павлом посвящается в сан иеродиакона. В январе 1653 г., встречаясь в Москве со старцем Мефодием из Флорищевой пустыни, принимает решение поселиться в глухой обители. В жизнеописании Иллариона летописец не скупится на изложение чудес, происходивших с подвижником в пустыни. Так, например, летописец сообщает, что в голодное время, когда среди иноков пошёл ропот по поводу трудной жизни, и конфликт назрел, многие желали покинуть обитель, неожиданно пришла подвода с хлебом, присланная гороховецким воеводой Петром Лопухиным. | ||
+ | В другой раз, напав на монастырь, воры застали Иллариона за молитвой в келье, но как они не пытались приблизиться к нему не могли.Именно Иларион смог возвысить монастырь, его часто навещаеть гороховецкий воевода П.А. Лопухин, воевода из Вязников - Иван Павлович Языков и другие. | ||
+ | После переезда Илариона из Флорищевой пустыни в Суздаль строительством обители с 1682 года продолжил настоятель Иринарх.Культовые, жилые, хозяйственные постройки, воздвигнутые на территории монастыря в XVII - XVIII веках, занимали почти квадратную площадь около трёх гектаров. Весь комплекс, окружённый каменной оградой, прерывающейся корпусами келий, храмами, представляет собой удивительную картину необыкновенного сказочного города, внезапно возникшего среди бескрайнего простора лесного океана. С восточной стороны в обитель вели ворота: главные (святые) и въезжие. Направо за въезжими воротами до северо-восточного угла ограды протянулся двухэтажный корпус с братскими кельями, возведённый в 1700 г. В нём располагалось 16 келий. В левую сторону от святых ворот до церкви Зосимы и Савватия (другое название -"больничная"), стоявшей в юго - восточном углу ансамбля, были устроены каменный рухлядный корпус для хранения белья, одежды и обуви. На южной стороне возвышался двухэтажный больничный корпус. Между больничной церковью и рухлядным корпусом располагался казначейский корпус (1700 г.) В нём 20 келий. Рядом с "водяными воротами" располагался одноэтажный братский корпус, построенный 1787 г., с каменными погребами для хранения запасов овощей на зиму. Там же было помещение квасоварни. В подвале - печь и ледник для кваса. | ||
+ | В северо-восточному углу размещалось каменное строение кузни, построенное в 1835 г.; по северной линии ограды - Голицынский корпус (1713) | ||
+ | Настоятельский двухэтажный корпус (1700 г.)примыкает к колокольне. В юго-западном углу возвышалась водонапорная каменная башня. | ||
+ | ''Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы'' был возведён в 1681 году. Он является центральным сооружением комплекса и занимает его северо-западную часть. Высота храма до верха сводов - 17,5 метров, до кровли - 21 метр, до креста - 48. | ||
+ | Храм во имя Живоначальной Троицы с трапезной возведён в 1684 г. на средства митрополита Илариона. Он расположен на высоком подклете и расположен по южной стороне площади монастыря. Строение относится к распространенному в XVII веке типу одноглавого бесстолпного храма.По архитектуре Троицкая церковь аналогична Успенскому храму: при её строительстве использовано множество приёмов. К сожалению, первоначальный облик здания искажён крупными пристройками к трапезной и алтарной части, выполненными в XVIII - XIXв. | ||
+ | ''Надвратная одноглавная церковь апосталов Петра и Павла'' над Святыми воротами, возведенная в 1692 г., вместе с другими постройками, например, церковь Зосимы и Савватия. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ''''''Володарск'''''' | ||
+ | История Володарского района начинается с времён Екатерины II, когда земли по рекам Сейма и Юганец она подарила своим фаворитам Потёмкину, а затем Зубову. В начале XIX века эти земли приобрёл помещик Турчанов. Однако известно, что в районе за четыре тысячи лет до нашей эры обитал древнейший человек. Возле деревень Охлопково и Старая Сейма были найдены стоянки каменного века, орудия охоты и кости диких животных. А близ Щелканова обнаружены останки мамонта. В 1882 году в семье Нила Васильевича Черкасова, владельца обширного земельного участка при станции Сейма родился сын Пётр, легендарный капитан второго ранга канонерской лодки "Сивуч", потопивший в 1905 году вражеский миноносец, эсминец и тральщик. Лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг". Сегодня о подвиге капитана Черкасава П.Н. напоминает уголок экспозиции в Володарском историческом музее.[[Изображение:Фрагмен дома Бугрова.jpg|thumb|left| Володарский исторический музей]] | ||
+ | Именно этот уголок русской земли избрал для отдыха А.М.Горький с семьёй в начале ХХ века. Здесь (в деревни Красная Горка) с 1921 г. прошло детство Бориса Андреевича Мокроусова. Именно здесь композитор Мокроусов познакомился с поэтом Иваном Шамовым..[[Изображение: Станция Сейма.jpg|thumb||Станция Сейма]] | ||
+ | [[Изображение:Бугров Н.А..jpg|thumb|left| Николай Александрович Бугров]] | ||
+ | Среди имён великих граждан Нижнего Новгорода есть имя Николая Александровича Бугрова. С этим именим связ большой период в истории Володарского района. В 1882 году Бугров Н.А. для рабочих-мукомолов и местных жителей построил небольшую больницу - на 6 - 8 коек. ..[[Изображение: Володарская музыкальная школа.jpg|thumb||Районная музыкальная школа]] | ||
+ | Первым врачём в ней был Х.А.Рюриков, труд которого Бугров высоко ценил, и которому при расставании подарил золотые часы и свою петербургскую фотографию с дарственной надписью.[[Изображение:Магазин Бугров.jpg|thumb|left| Продуктовый магазин]]. .[[Изображение: Бугровские Бани.jpg|thumb||Городская баня]] | ||
+ | По Уставу свой фирмы Бугров Н. отчислял на благотоворительность 50 процентов своего чистого дохода. Известно, что только милостыни он раздавал больше 10 миллионов рублей. На Сейме, кроме мельниц, двух элеваторов, трёх мехамбаров, напоминают о нём дом на Заводской площади. Красный двухэтажный каменный дом - ныне администрация района, контора КХП, контора торга ("лавочка Бугрова"), столовая ("конный двор"), узел связи (квасная), клуб им. К.Маркса (общежитие), детская поликлиника (больница), дача Бугрова (музей), школы и много других строений. Все здания находятся под охраной как памятники истории и культуры. | ||
+ | В настоящее время ОАО "Володарский комбинат хлебопродуктов" - одно из крупнейших предприятий отрасли. Продукция предприятия отличается высоким качеством и отмечена золотой медалью Всероссийской выставки "Продторг", серебряной медалью VI съезда мукомолов России и дипломами МИнистерства сельского хозяйства Нижегородской области и Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ. Потребителями продукции предприятия являются крупнейшие производители хлеба и т.д. более 20 регионов России.[[Изображение:Продуктовая лавка.jpg|thumb|left| "Лавочка Бугрова"]]В настоящее время легендарные мельницы носят название ООО "Сеймовские мельницы".[[Изображение: Мукомольный завод.jpg|thumb||ОАО "Володарский комбинат хлебопродуктов"]] | ||
+ | |||
+ | ==Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края». == | ||
+ | |||
+ | Бережное отношение к прошлому, к нашим памятникам истории, культуры, к могилам предкам - это верный показатель духовного здоровья общества. Мы выбрали данный маршрут, так как он мало изучен нашими краеведами, а материал очень интересен для изучения на уроках исторического краеведения. | ||
+ | Велико было значение православных монастырей в глухих лесах. Их прошлое тесно связано с историей нашего государства. Российские государи, великие князья, да и просто люди не обходили её вниманием. Монастыри становились центром духовности, культуры и просвещения в глубокой провинции. Сконцентрировав в своих стенах лучшие творения талантливых зодчих, иконописцев, мастеров золотых и серебряных дел. Влияние этой духовной цитадели на людей было самым обширным и благородным. Сюда стекались многочисленные паломники, именно здесь возникли первые школы, больницы, богадельни, мастерские. | ||
+ | Личность Бугров Н.А. - личность незаурядная. Человек вызывал в городе всеобщее внимание и жадный интерес. Зная себе цену, Бугров не ронял достоинства даже при встречах с царём. Николай Алексеевич сыграл большую роль в судьбе Нижнего Новгорода и Володарска. Он завещал создать полуторамиллионный постоянный фонд в банке, проценты с которого должны были распределены так: 10 % в пользу Н.Новгорода, 45% - благотворительным учреждениям, 45% - в пользу бедных, престарелых и пострадавших от пожара. | ||
+ | Мы знаем сколько ценного из истории мы уже потеряли, и восполнить утраченное, увы, порой уже невозможно. Все перечисленные выше архитектурные строения требуют внимания и заботы. Школьники нашего города вот уже несколько лет подряд делают всё возможное, чтобы данные уникальные памятники истории, зодчества увидали их потомки и гордились историей "малой" родины. |
Текущая версия на 21:13, 12 февраля 2008
[править] Фамилия Имя Отчество участника/участников
Белый Григорий, Бодрягина Дарья, Салов Павел
[править] Название команды
ПОИСК
[править] Школа
[править] Адрес Вашей школы
город Дзержинск, ул Попова, 26 А
[править] Фамилия Имя Отчество учителя
Барк Ирина Анатольевна, учитель истории, обществознания, МХК
[править] Схема виртуального экскурсионного маршрута «Золотое кольцо Нижегородской области»
Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители.
В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. .В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .]]Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель "для молебного благодарственного пения перед образом". Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей.
Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях.
'Флорищи'
Среди обширного лесного океана, в 80-и километрах к северо-западу от города Дзержинска Нижегородской области, в 24 км. К северу от г. Гороховца, в посёлке Фролищи на берегу лесной реки Лух возвышаются строения мужского Свято-Успенского монастыря на Красных Флорищевых горах, основанного в первой половине XVII века. Сплошная широкая полоса вековых лесов отделяла здесь северную часть Гороховецкого уезда от южной. Она была совершенно безлюдной по причине множества болот и песчаных почв, непригодных для занятий хлебопашеством. Это место издревле называлось Заклязьминский или Ущий бор. Его пределы простирались от крутого берега Клязьмы на сотни вёрст к северу от Гороховца до Пестяков. Монастырь создавался в отдалённом, глухом и малонаселенном месте, совсем пустынном. Отсюда и название – Флорищева пустынь. Традиционно такие места считались уединенными, куда люди уходили, чтобы свою жизнь посвятить служению Богу.
Согласно преданию, дошедшего до нас, в середине XVII в. Пришёл на эту гору схимонах Мефодий, построил келью и стал жить одиночкой. Вскоре в поисках уединения забрели сюда отец и сын – Варлаам и Макарий, монахи Макарьевского монастыря, что располагался тогда в Пурехе (ныне Чкаловского района). Житие Иллариона рассказывает: однажды было Мефодию чудесное видение, будто бы предсказавшее будущую славу Флорищевой горе.Показался старцу столб яркого света, послышался колокольный звон, идущий из недр Флорищевой горы. Отшельник усмотрел в этом явлении знак свыше и свято уверовал в чудесное предзнаменование.В 1651 г. с помощью гороховецких жителей была возведена первая церковь во имя Успения Пресвятой Богородице. Данное сооружение было деревянным, поэтому постройки часто уничтожал пожар, но монахи упорно их монастыря.В сентябре 1653 г. на Флорищеву гору пришёл инок Илларион, в миру Иван, ставший первый и самым деятельным строителем монастыря.Он родился 13 ноября 1631 года в Нижнем Новгороде в семье иерея женского монастыря в честь Зачатия Пресвятой Богородицы – Анания и его супруги Мелании, став третьим ребёнком после Петра и Митрофана. По отзывам современника Анаия обладал прекрасными качествами и славился глубокой религиозностью. Вокруг этого человека на рубеже 1620-1630 гг сформировался круг «ревнителей благочестия».Едва Ивану исполнилось пять лет от рождения, у него умирает мать, а отец тяжело пережил её смерть, оставляет родной дом на попечение старших сыновей и вместе с младшим удаляется в Спас-Преображенский монастырь на Унже. Там он принял монашеский постриг с новым именем – Антоний и сан иеромонаха. .. С раннего детства Иван выделялся среди сверстников незаурядными способностями: в четыре года он самостоятельно овладел грамотой, вскоре научился читать не только буквы, но и часослов и псалтырь. Всем на удивление одарённый мальчик мог громко и осмысленно читать на клиросе богослужебные книги, стихиры. Хорошо зная сына, который всегда сам принимал решения, мудрый отец сделал так, чтобы Иван осознанно пришёл к выбору жизненного пути, для этого он отпускает 16-летнего сына в мирскую жизнь (к родному брату в с. Кириково). Здесь Иван жениться на Ксении, дочери священника местной церкви, но недолго они прожили вместе. После неожиданной болезни супруга умирает, а сам Иван решает посвятить себя иноческому подвигу. В 1652 году, исполняя завет отца в возрасте 21 года, юноша принимает монашеский постриг под именем Илларион, и вскоре епископом Коломенским Павлом посвящается в сан иеродиакона. В январе 1653 г., встречаясь в Москве со старцем Мефодием из Флорищевой пустыни, принимает решение поселиться в глухой обители. В жизнеописании Иллариона летописец не скупится на изложение чудес, происходивших с подвижником в пустыни. Так, например, летописец сообщает, что в голодное время, когда среди иноков пошёл ропот по поводу трудной жизни, и конфликт назрел, многие желали покинуть обитель, неожиданно пришла подвода с хлебом, присланная гороховецким воеводой Петром Лопухиным.В другой раз, напав на монастырь, воры застали Иллариона за молитвой в келье, но как они не пытались приблизиться к нему не могли.Именно Иларион смог возвысить монастырь, его часто навещаеть гороховецкий воевода П.А. Лопухин, воевода из Вязников - Иван Павлович Языков и другие. После переезда Илариона из Флорищевой пустыни в Суздаль строительством обители с 1682 года продолжил настоятель Иринарх.Культовые, жилые, хозяйственные постройки, воздвигнутые на территории монастыря в XVII - XVIII веках, занимали почти квадратную площадь около трёх гектаров. Весь комплекс, окружённый каменной оградой, прерывающейся корпусами келий, храмами, представляет собой удивительную картину необыкновенного сказочного города, внезапно возникшего среди бескрайнего простора лесного океана. С восточной стороны в обитель вели ворота: главные (святые) и въезжие. Направо за въезжими воротами до северо-восточного угла ограды протянулся двухэтажный корпус с братскими кельями, возведённый в 1700 г. В нём располагалось 16 келий. В левую сторону от святых ворот до церкви Зосимы и Савватия (другое название -"больничная"), стоявшей в юго - восточном углу ансамбля, были устроены каменный рухлядный корпус для хранения белья, одежды и обуви. На южной стороне возвышался двухэтажный больничный корпус. Между больничной церковью и рухлядным корпусом располагался казначейский корпус (1700 г.) В нём 20 келий. Рядом с "водяными воротами" располагался одноэтажный братский корпус, построенный 1787 г., с каменными погребами для хранения запасов овощей на зиму. Там же было помещение квасоварни. В подвале - печь и ледник для кваса. В северо-восточному углу размещалось каменное строение кузни, построенное в 1835 г.; по северной линии ограды - Голицынский корпус (1713) Настоятельский двухэтажный корпус (1700 г.)примыкает к колокольне. В юго-западном углу возвышалась водонапорная каменная башня. Соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1681 году. Он является центральным сооружением комплекса и занимает его северо-западную часть. Высота храма до верха сводов - 17,5 метров, до кровли - 21 метр, до креста - 48. Храм во имя Живоначальной Троицы с трапезной возведён в 1684 г. на средства митрополита Илариона. Он расположен на высоком подклете и расположен по южной стороне площади монастыря. Строение относится к распространенному в XVII веке типу одноглавого бесстолпного храма.По архитектуре Троицкая церковь аналогична Успенскому храму: при её строительстве использовано множество приёмов. К сожалению, первоначальный облик здания искажён крупными пристройками к трапезной и алтарной части, выполненными в XVIII - XIXв. Надвратная одноглавная церковь апосталов Петра и Павла над Святыми воротами, возведенная в 1692 г., вместе с другими постройками, например, церковь Зосимы и Савватия.
'Володарск'
История Володарского района начинается с времён Екатерины II, когда земли по рекам Сейма и Юганец она подарила своим фаворитам Потёмкину, а затем Зубову. В начале XIX века эти земли приобрёл помещик Турчанов. Однако известно, что в районе за четыре тысячи лет до нашей эры обитал древнейший человек. Возле деревень Охлопково и Старая Сейма были найдены стоянки каменного века, орудия охоты и кости диких животных. А близ Щелканова обнаружены останки мамонта. В 1882 году в семье Нила Васильевича Черкасова, владельца обширного земельного участка при станции Сейма родился сын Пётр, легендарный капитан второго ранга канонерской лодки "Сивуч", потопивший в 1905 году вражеский миноносец, эсминец и тральщик. Лодка повторила подвиг легендарного крейсера "Варяг". Сегодня о подвиге капитана Черкасава П.Н. напоминает уголок экспозиции в Володарском историческом музее. Именно этот уголок русской земли избрал для отдыха А.М.Горький с семьёй в начале ХХ века. Здесь (в деревни Красная Горка) с 1921 г. прошло детство Бориса Андреевича Мокроусова. Именно здесь композитор Мокроусов познакомился с поэтом Иваном Шамовым.. Среди имён великих граждан Нижнего Новгорода есть имя Николая Александровича Бугрова. С этим именим связ большой период в истории Володарского района. В 1882 году Бугров Н.А. для рабочих-мукомолов и местных жителей построил небольшую больницу - на 6 - 8 коек. .. Первым врачём в ней был Х.А.Рюриков, труд которого Бугров высоко ценил, и которому при расставании подарил золотые часы и свою петербургскую фотографию с дарственной надписью.. .По Уставу свой фирмы Бугров Н. отчислял на благотоворительность 50 процентов своего чистого дохода. Известно, что только милостыни он раздавал больше 10 миллионов рублей. На Сейме, кроме мельниц, двух элеваторов, трёх мехамбаров, напоминают о нём дом на Заводской площади. Красный двухэтажный каменный дом - ныне администрация района, контора КХП, контора торга ("лавочка Бугрова"), столовая ("конный двор"), узел связи (квасная), клуб им. К.Маркса (общежитие), детская поликлиника (больница), дача Бугрова (музей), школы и много других строений. Все здания находятся под охраной как памятники истории и культуры.
В настоящее время ОАО "Володарский комбинат хлебопродуктов" - одно из крупнейших предприятий отрасли. Продукция предприятия отличается высоким качеством и отмечена золотой медалью Всероссийской выставки "Продторг", серебряной медалью VI съезда мукомолов России и дипломами МИнистерства сельского хозяйства Нижегородской области и Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ. Потребителями продукции предприятия являются крупнейшие производители хлеба и т.д. более 20 регионов России.В настоящее время легендарные мельницы носят название ООО "Сеймовские мельницы".[править] Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».
Бережное отношение к прошлому, к нашим памятникам истории, культуры, к могилам предкам - это верный показатель духовного здоровья общества. Мы выбрали данный маршрут, так как он мало изучен нашими краеведами, а материал очень интересен для изучения на уроках исторического краеведения. Велико было значение православных монастырей в глухих лесах. Их прошлое тесно связано с историей нашего государства. Российские государи, великие князья, да и просто люди не обходили её вниманием. Монастыри становились центром духовности, культуры и просвещения в глубокой провинции. Сконцентрировав в своих стенах лучшие творения талантливых зодчих, иконописцев, мастеров золотых и серебряных дел. Влияние этой духовной цитадели на людей было самым обширным и благородным. Сюда стекались многочисленные паломники, именно здесь возникли первые школы, больницы, богадельни, мастерские. Личность Бугров Н.А. - личность незаурядная. Человек вызывал в городе всеобщее внимание и жадный интерес. Зная себе цену, Бугров не ронял достоинства даже при встречах с царём. Николай Алексеевич сыграл большую роль в судьбе Нижнего Новгорода и Володарска. Он завещал создать полуторамиллионный постоянный фонд в банке, проценты с которого должны были распределены так: 10 % в пользу Н.Новгорода, 45% - благотворительным учреждениям, 45% - в пользу бедных, престарелых и пострадавших от пожара. Мы знаем сколько ценного из истории мы уже потеряли, и восполнить утраченное, увы, порой уже невозможно. Все перечисленные выше архитектурные строения требуют внимания и заботы. Школьники нашего города вот уже несколько лет подряд делают всё возможное, чтобы данные уникальные памятники истории, зодчества увидали их потомки и гордились историей "малой" родины.