Команда 8 Учебный проект Знакомые незнакомцы
(→Для взрослых) |
(→Биография писателя) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
[[Участник:Томашевская Екатерина|'''Томашевская Екатерина''']] | [[Участник:Томашевская Екатерина|'''Томашевская Екатерина''']] | ||
− | |||
− | |||
− | + | Носов Николай Николаевич. | |
+ | Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он | ||
+ | работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в | ||
+ | городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство | ||
+ | влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и | ||
+ | дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год | ||
+ | выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? | ||
+ | Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги | ||
+ | уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли | ||
+ | и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник | ||
+ | Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть | ||
+ | «Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; | ||
+ | 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и | ||
+ | его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку | ||
+ | «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном | ||
+ | городе». | ||
+ | Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семенов, | ||
+ | Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. | ||
+ | Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в | ||
+ | жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с | ||
+ | издателями, коллегами Н.Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем | ||
+ | «веселый человек». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, | ||
+ | краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков, | ||
+ | доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его | ||
+ | проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не | ||
+ | скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто, | ||
+ | увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно, | ||
+ | что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем | ||
+ | могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии | ||
+ | жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения. | ||
+ | В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть «Веселая семейка», читатели которой | ||
+ | узнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они | ||
+ | придумали, смастерили инкубатор и вывели цыплят. Такое большое дело, | ||
+ | конечно, не могло обойтись без приключений. Однако и здесь главное — | ||
+ | процесс деятельности: поиск — ошибки — поиск. Изобретательность, | ||
+ | увлеченность, помноженные на упорную потребность нового знания. | ||
+ | Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с | ||
+ | «Фантазерами» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в | ||
+ | выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна | ||
+ | иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно | ||
+ | было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и | ||
+ | жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы | ||
+ | через уменьшительное стекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских | ||
+ | сказках, андерсеновская Дюймовочка... В скандинавских сагах живет | ||
+ | неутомимый народ гномы — своеобразные прародители сказочных героев | ||
+ | Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию — насмешливый снимок | ||
+ | пороков современного ему общества. В Италии — известный «Пиноккио» К. | ||
+ | Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет | ||
+ | друга в России — замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе | ||
+ | еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке | ||
+ | одним из самых любимых журналов. | ||
+ | В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. Носовым Незнайка с | ||
+ | большим числом своих друзей: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954); | ||
+ | «Незнайка в Солнечном городе» (1958); «Незнайка на Луне» (1965). | ||
+ | Шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно | ||
+ | тем, что живут «по правде», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть, | ||
+ | действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно | ||
+ | детям. Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного городов, где живут | ||
+ | коротышки, — это справедливое устройство городов детей: здесь | ||
+ | господствует справедливость. Никто не посягает на свободу другого, все | ||
+ | трудолюбивы, изобретательны, любят мастерство, искусство. Всем понятна | ||
+ | тягчайшая болезнь Незнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный | ||
+ | город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его друзей, разумеется, | ||
+ | вбирают в себя и дети-читатели. | ||
==Современники о писателе== | ==Современники о писателе== |
Версия 22:03, 19 января 2008
Содержание |
Список команды
Носов Николай Николаевич.
Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он
работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в
городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство
влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и
дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год
выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее?
Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги
уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли
и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник
Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть
«Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»;
1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и
его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку
«Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном
городе».
Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семенов,
Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами Н.Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем «веселый человек». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков, доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто, увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно, что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения. В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть «Веселая семейка», читатели которой узнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они придумали, смастерили инкубатор и вывели цыплят. Такое большое дело, конечно, не могло обойтись без приключений. Однако и здесь главное — процесс деятельности: поиск — ошибки — поиск. Изобретательность, увлеченность, помноженные на упорную потребность нового знания. Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с «Фантазерами» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы через уменьшительное стекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских сказках, андерсеновская Дюймовочка... В скандинавских сагах живет неутомимый народ гномы — своеобразные прародители сказочных героев Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию — насмешливый снимок пороков современного ему общества. В Италии — известный «Пиноккио» К. Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет друга в России — замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке одним из самых любимых журналов. В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. Носовым Незнайка с большим числом своих друзей: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954); «Незнайка в Солнечном городе» (1958); «Незнайка на Луне» (1965). Шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно тем, что живут «по правде», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть, действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно детям. Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного городов, где живут коротышки, — это справедливое устройство городов детей: здесь господствует справедливость. Никто не посягает на свободу другого, все трудолюбивы, изобретательны, любят мастерство, искусство. Всем понятна тягчайшая болезнь Незнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его друзей, разумеется, вбирают в себя и дети-читатели.
Современники о писателе
Творчество писателя
Литературные игры
Аннотированный список ресурсов
Название ресурса | краткая аннотация |
---|