Команда Клеома школы № 9 г. Азова/Донские армяне
(→Национальные костюмы) |
(→Национальный фольклор) |
||
(не показаны 45 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 68: | Строка 68: | ||
Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Пёстрая карта народов Дона формировалась на протяжении долгого периода. Уже более двух столетий проживают на Дону бок о бок русские и армяне. Донские армяне имеют долгую историю миграций и переселений. Основная часть их предков проживала в городе [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ани_(город) Ани] (территория современной Турции) – столице средневековой Армении. Когда же впервые армянский народ появился на Дону? | Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Пёстрая карта народов Дона формировалась на протяжении долгого периода. Уже более двух столетий проживают на Дону бок о бок русские и армяне. Донские армяне имеют долгую историю миграций и переселений. Основная часть их предков проживала в городе [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ани_(город) Ани] (территория современной Турции) – столице средневековой Армении. Когда же впервые армянский народ появился на Дону? | ||
− | Армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском [http://ru.wikipedia.org/wiki/Азов Азаке (Азове)] в XIV—XV вв. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. Прихожанами армянских церквей становились и [http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюрки тюрки], о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. | + | Армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском [http://ru.wikipedia.org/wiki/Азов Азаке (Азове)] в XIV—XV вв. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя. Прихожанами армянских церквей становились и [http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюрки тюрки], о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Ещё раньше армянские фактории существовали в рамках [http://ru.wikipedia.org/wiki/Хазарский_каганат Хазарского коганата] IX—Х вв. Армянская община, вероятнее всего погибла во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Массовое же переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. |
− | 14 ноября 1749 года императрица [http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II Екатерина II] подписала Указ о переселении армян из Крыма на Дон. В результате 13000 армян покинули Крым и отправились на донскую землю. Им предстояло столкнуться с большими трудностями: долгая дорога, суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, пронизывающие ветры. Можно только представить себе страдания и лишения, которые пришлось им пережить. А руководил переселением сам [http://ru.wikipedia.org/wiki/Суворов,_Александр_Васильевич Александр Васильевич Суворов], он трогательно заботился по поводу бедственного положения армян, неоднократно обращался к императрице. Вследствие этого оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, деньги. К сожалению, этого было недостаточно, но постепенно армяне прижились, смогли привыкнуть к новым условиям. В 1779 г. донские армяне основали г. Нор-Нахичеван. Выбор места для города определялся рядом условий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга — рекой | + | 14 ноября 1749 года императрица [http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II Екатерина II] подписала Указ о переселении армян из Крыма на Дон. В результате 13000 армян покинули Крым и отправились на донскую землю. Им предстояло столкнуться с большими трудностями: долгая дорога, суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, пронизывающие ветры. Можно только представить себе страдания и лишения, которые пришлось им пережить. А руководил переселением сам [http://ru.wikipedia.org/wiki/Суворов,_Александр_Васильевич Александр Васильевич Суворов], он трогательно заботился по поводу бедственного положения армян, неоднократно обращался к императрице. Вследствие этого оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, деньги. К сожалению, этого было недостаточно, но постепенно армяне прижились, смогли привыкнуть к новым условиям. В 1779 г. донские армяне основали г. Нор-Нахичеван. Выбор места для города определялся рядом условий. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга — рекой [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дон Дон,] а с запада — границей [http://ru.wikipedia.org/wiki/Крепость_святого_Димитрия_Ростовского крепости Дмитрия Ростовского.] Армянам было даровано со стороны императрицы 86 тысяч га земли «на вечное пользование» (так написано в указе). 21 апреля 1781 г. было официально заложено основание нового города Нахичеван и 5 сёл в его округе: [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/157878 Чалтырь], [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1534357 Крым], [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1642891 Султан-Салы], |
[http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1752842 Большие Салы], и [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1752842 Несветай]. Город Нахичеван в 1838 году был переименован в [http://ru.wikipedia.org/wiki/Нахичевань-на-Дону Нахичевань-на-Дону]. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современно Пролетарского района, также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и [http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Сурб_Хач_(Ростов-на-Дону) Сурб-Хач] в Мясниковани (Северный район). Через 5 лет после основания была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы, состоящие в основном из двухэтажных домов особнякового типа, в соответствии с распространенными европейскими архитектурными стилями своего времени, с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века [http://ru.wikipedia.org/wiki/Нахичевань-на-Дону Нахичевань-на-Дону] стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город продолжал застраиваться мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Помимо 7 армянских церквей и 1 русской церкви внутри самого города, было построено еще 5 армянских церквей в его округе. Армяне пользовались правами автономии, имея собственное правительство, законодательство, на основе судебника Мхитара Гоша. На всей территории, выделенной армянам, армянский язык имел статус официального, на нем заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах. Так же донские армяне пользовались особыми льготами, первое время они освобождались от налогов и воинской службы. | [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1752842 Большие Салы], и [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1752842 Несветай]. Город Нахичеван в 1838 году был переименован в [http://ru.wikipedia.org/wiki/Нахичевань-на-Дону Нахичевань-на-Дону]. Город располагался на территории современного Ростова-на-Дону, занимал полностью территорию современно Пролетарского района, также включал Каменку, часть нынешнего Первомайского района и [http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Сурб_Хач_(Ростов-на-Дону) Сурб-Хач] в Мясниковани (Северный район). Через 5 лет после основания была открыта типография, построены 7 церквей и жилые кварталы, состоящие в основном из двухэтажных домов особнякового типа, в соответствии с распространенными европейскими архитектурными стилями своего времени, с использованием традиционных армянских архитектурных элементов. К началу XIX века [http://ru.wikipedia.org/wiki/Нахичевань-на-Дону Нахичевань-на-Дону] стал ремесленно-промышленным и торговым центром. Действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра. В общей сложности, в 1819 году в городе действовало 9 благотворительных и просветительских учреждений. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Город продолжал застраиваться мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах. Помимо 7 армянских церквей и 1 русской церкви внутри самого города, было построено еще 5 армянских церквей в его округе. Армяне пользовались правами автономии, имея собственное правительство, законодательство, на основе судебника Мхитара Гоша. На всей территории, выделенной армянам, армянский язык имел статус официального, на нем заполнялись судебные иски и решения, издавались газеты, обучались в школах и ставились спектакли в театрах. Так же донские армяне пользовались особыми льготами, первое время они освобождались от налогов и воинской службы. | ||
Строка 91: | Строка 91: | ||
В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Целинский_район Целинском районе] с населением — 10 334 чел., Армян проживает 786 человек. Этническая обстановка в районе характеризуется добрососедством и взаимоуважением разных национальностей и вероисповеданий. В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Новочеркасск г.Новочеркасске] проживает 2311 человек армянской национальности. Побратим города Новочеркасска - Армянский [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гюмри город Гюмри.] | В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Целинский_район Целинском районе] с населением — 10 334 чел., Армян проживает 786 человек. Этническая обстановка в районе характеризуется добрососедством и взаимоуважением разных национальностей и вероисповеданий. В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Новочеркасск г.Новочеркасске] проживает 2311 человек армянской национальности. Побратим города Новочеркасска - Армянский [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гюмри город Гюмри.] | ||
− | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Азов г. Азов] - численность населения 81 335 человек, проживает более 20 национальностей. Армянский народ составляет 777 человек. В городе | + | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Азов г. Азов] - численность населения 81 335 человек, проживает более 20 национальностей. Армянский народ составляет 777 человек. В городе по количеству обучающих, на первом месте [http://школа9азов.рф/ МБОУ СОШ №9] (1483 человека). |
Обучаются в школе дети 15 национальностей, армянской - 32 человека. В школе приветствуются дружеские отношения между разными народами, где все ценят и уважают друг друга. | Обучаются в школе дети 15 национальностей, армянской - 32 человека. В школе приветствуются дружеские отношения между разными народами, где все ценят и уважают друг друга. | ||
− | Хотелось бы отметить и другие города Ростовской области, в которых армянский народ составляет более 500 человек. В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Батайск | + | Хотелось бы отметить и другие города Ростовской области, в которых армянский народ составляет более 500 человек. В [http://ru.wikipedia.org/wiki/Батайск г. Батайске] - 2244 человека, [http://ru.wikipedia.org/wiki/Волгодонск г. Волгодонск] – 902 чел., [http://ru.wikipedia.org/wiki/Новошахтинск г. Новошахтинск] - 729 чел., [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуково г. Гуково] – 549 чел., [http://ru.wikipedia.org/wiki/Каменск-Шахтинский г. Каменск-Шахтинский] - 741 чел. |
</center> | </center> | ||
Строка 105: | Строка 105: | ||
|} | |} | ||
− | За всё время проживания армян на Донской земле, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника [http://ru.wikipedia.org/wiki/Сарьян,_Мартирос_Сергеевич Мартироса Сарьяна], писательницу [http://ru.wikipedia.org/wiki/Шагинян,_Мариэтта_Сергеевна Мариэтту Шагинян], известного художника [http://ru.wikipedia.org/wiki/Шилтьян,_Григорий_Иванович Григория Ивановича Шилгтяна] и многих, многих других видных знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д. На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народа и России. | + | За всё время проживания армян на Донской земле, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника [http://ru.wikipedia.org/wiki/Сарьян,_Мартирос_Сергеевич Мартироса Сарьяна], писательницу [http://ru.wikipedia.org/wiki/Шагинян,_Мариэтта_Сергеевна Мариэтту Шагинян], известного художника [http://ru.wikipedia.org/wiki/Шилтьян,_Григорий_Иванович Григория Ивановича Шилгтяна] и многих, многих других видных знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д. На Дону жили и продолжают жить видные сыны армянского народа и России. Почти уже тысячу лет с момента падения [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ани_(город) Ани] большое количество Армян живёт за пределами своей исторической родины [http://ru.wikipedia.org/wiki/Армения Армении.] Постоянно скитаясь по свету, вбирая в себя культуры других народов и стран, армянский народ, проживающий на Донской земле, несмотря ни на что, сохранили свою национальную веру, традиции. Конечно, за столько столетий многое изменилось. Много появилось различий в языке, в культуре армянского народа, живущего на Дону. Армянский нахичеванский диалект во многом отличается от литературного языка, он вобрал в себя много русских, украинских, татарских слов. Да и язык армянский за эти тысячу лет изменился, как, впрочем, и любой язык мира. |
Для нынешнего поколения донских армян Россия стала их родиной, и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью, без которой они уже не видят своего будущего. В 1988 году было создано культурно просветительское общество «Нор-Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, духовности, национальных традиций армянского народа на Дону. И на этой основе способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между всеми народами, проживающими на Донской земле. | Для нынешнего поколения донских армян Россия стала их родиной, и их судьба неразрывно связана с матушкой Русью, без которой они уже не видят своего будущего. В 1988 году было создано культурно просветительское общество «Нор-Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, духовности, национальных традиций армянского народа на Дону. И на этой основе способствует укреплению взаимопонимания и дружбы между всеми народами, проживающими на Донской земле. | ||
Строка 114: | Строка 114: | ||
Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армяне являются одним из народов, которые смогли сохранить своё настоящее духовное богатство, а именно религию, многовековую древнюю культуру и, конечно же, национальные традиции и обычаи. Армянский народ почитает традиции, проповедующие крепкие брачные отношения, уважение к старшему поколению и близкую связь между родственными людьми. Большое значение имеет гостеприимство и готовность прийти на помощь соседу, другу и даже незнакомцу. | Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армяне являются одним из народов, которые смогли сохранить своё настоящее духовное богатство, а именно религию, многовековую древнюю культуру и, конечно же, национальные традиции и обычаи. Армянский народ почитает традиции, проповедующие крепкие брачные отношения, уважение к старшему поколению и близкую связь между родственными людьми. Большое значение имеет гостеприимство и готовность прийти на помощь соседу, другу и даже незнакомцу. | ||
− | '''Армянское гостеприимство | + | '''Армянское гостеприимство''' |
[[Файл:Фото Армянского гостеприимства. Команда Клеома.jpg|280px|left]] | [[Файл:Фото Армянского гостеприимства. Команда Клеома.jpg|280px|left]] | ||
Строка 123: | Строка 123: | ||
Армяне считают, что чем чаще человек угощает других, тем больше счастья и благополучия вернется ему. В армянском языке есть слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше может позволить его «сердце» накрыть стол для гостя. Доброжелательное отношение к гостям, бескорыстность и открытость были и остаются характерной особенностью армян. | Армяне считают, что чем чаще человек угощает других, тем больше счастья и благополучия вернется ему. В армянском языке есть слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше может позволить его «сердце» накрыть стол для гостя. Доброжелательное отношение к гостям, бескорыстность и открытость были и остаются характерной особенностью армян. | ||
− | '''Рождение ребёнка | + | '''Рождение ребёнка''' |
Естественным смыслом брака у армян, как и у других народов, было рождение детей для продолжения рода. На вопрос, кто родился, зачастую предусмотрено два варианта ответа: либо «ребёнок», либо «сын». В армянских семьях традиционно много детей. Рождение ребёнка – большая радость. Раньше в те дни, когда были церковные праздники, было принято играть музыку возле дома, где родился ребёнок, а дом декорировали зелеными ветками как знак продолжения рода. | Естественным смыслом брака у армян, как и у других народов, было рождение детей для продолжения рода. На вопрос, кто родился, зачастую предусмотрено два варианта ответа: либо «ребёнок», либо «сын». В армянских семьях традиционно много детей. Рождение ребёнка – большая радость. Раньше в те дни, когда были церковные праздники, было принято играть музыку возле дома, где родился ребёнок, а дом декорировали зелеными ветками как знак продолжения рода. | ||
Строка 131: | Строка 131: | ||
До года ребёнку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или чаще - церкви, считая, что, если они попадут на землю и их затопчут ногами, ребёнок может лишиться своей жизненной силы и заболеть. Сейчас хранят только волосы, обычно в гардеробе или под подушкой. | До года ребёнку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или чаще - церкви, считая, что, если они попадут на землю и их затопчут ногами, ребёнок может лишиться своей жизненной силы и заболеть. Сейчас хранят только волосы, обычно в гардеробе или под подушкой. | ||
− | '''Национальные праздники | + | '''Национальные праздники''' |
+ | [[Файл:Армянские национальные праздники. Команда Клеома.jpg|280px|left]] | ||
В конце февраля в Армении празднуют [http://ru.wikipedia.org/wiki/Терендез «Трндез»], пришедший из времен язычества. В церковном дворе принято разводить костер, через который должны перепрыгнуть молодожены, чтобы избавиться от всякой нечисти. Еще один праздник, посвященный наступлению весны – [http://news_enc.academic.ru/4232 «Цахказард»], когда люди посещают церковь для освящения веток вербы, а на головы неженатых молодых или детей надевают венки, сплетенные из ивовых прутьев. Излюбленный армянами праздник – [http://ru.wikipedia.org/wiki/Вардавар «Вардавар»], когда все жители Армении обливают водой друг друга – как знакомых, так и случайных прохожих. В старые времена помолвленные молодые девушки клали в миску с водой зерна пшеницы и овса, а когда спустя 3 недели зерна начинали прорастать, барышни должны были поливать этой водой друг друга. На кануне международного Дня Св. Валентина, 13 февраля, в Армении празднуют [http://ru.wikipedia.org/wiki/День_святого_Саркиса «День святого Саркиса».] Девушки готовят специальное печенье из соленого теста и съедают его перед сном. Считается, что во сне должен прийти суженный и напоить будущую возлюбленную водой. К этому дню относится ещё один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня святого полководца Саркиса. Согласно легенде, святой Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюблённого юноши или девушки. | В конце февраля в Армении празднуют [http://ru.wikipedia.org/wiki/Терендез «Трндез»], пришедший из времен язычества. В церковном дворе принято разводить костер, через который должны перепрыгнуть молодожены, чтобы избавиться от всякой нечисти. Еще один праздник, посвященный наступлению весны – [http://news_enc.academic.ru/4232 «Цахказард»], когда люди посещают церковь для освящения веток вербы, а на головы неженатых молодых или детей надевают венки, сплетенные из ивовых прутьев. Излюбленный армянами праздник – [http://ru.wikipedia.org/wiki/Вардавар «Вардавар»], когда все жители Армении обливают водой друг друга – как знакомых, так и случайных прохожих. В старые времена помолвленные молодые девушки клали в миску с водой зерна пшеницы и овса, а когда спустя 3 недели зерна начинали прорастать, барышни должны были поливать этой водой друг друга. На кануне международного Дня Св. Валентина, 13 февраля, в Армении празднуют [http://ru.wikipedia.org/wiki/День_святого_Саркиса «День святого Саркиса».] Девушки готовят специальное печенье из соленого теста и съедают его перед сном. Считается, что во сне должен прийти суженный и напоить будущую возлюбленную водой. К этому дню относится ещё один обычай: поднос с мукой из жареной пшеницы ставят на крыше или на балконе и ждут следа копыта коня святого полководца Саркиса. Согласно легенде, святой Саркис должен с ангелами пролететь над домами. И если в подносе с мукой оставит след от копыта своего белого коня (символ чистоты и беспорочности), то в этом году исполнится мечта влюблённого юноши или девушки. | ||
− | '''Уважение к старшим | + | '''Уважение к старшим''' |
Основа армянского воспитания — уважение к старшим, с мнением которых, особенно в вопросах семейной жизни, очень считаются. Довольно строго соблюдаются внешние знаки внимания к старшим: если в дом входит пожилой человек, то молодые люди встают и садятся только после приглашения старшего в доме, при старших стесняются громко разговаривать, как правило, не курят. Одинаковое отношение ко всем детям и внукам проявляют старики. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, её авторитет непререкаем. | Основа армянского воспитания — уважение к старшим, с мнением которых, особенно в вопросах семейной жизни, очень считаются. Довольно строго соблюдаются внешние знаки внимания к старшим: если в дом входит пожилой человек, то молодые люди встают и садятся только после приглашения старшего в доме, при старших стесняются громко разговаривать, как правило, не курят. Одинаковое отношение ко всем детям и внукам проявляют старики. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, её авторитет непререкаем. | ||
Строка 141: | Строка 142: | ||
Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь. Уважение к старшим у армянского народа — это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. | Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь. Уважение к старшим у армянского народа — это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. | ||
− | '''Армянская свадьба | + | '''Армянская свадьба''' |
[[Файл:Фото армянской свадьбы. Команда Клеома.jpg |280px|left]] Армянская свадьба – это целое действо, со своими законами, правилами и обязательными ритуалами. Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. | [[Файл:Фото армянской свадьбы. Команда Клеома.jpg |280px|left]] Армянская свадьба – это целое действо, со своими законами, правилами и обязательными ритуалами. Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. | ||
Строка 152: | Строка 153: | ||
==<font color=#FF6347>Национальные костюмы</font>'''== | ==<font color=#FF6347>Национальные костюмы</font>'''== | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Флаг Армении. Команда Клеома.png|93px|left|]][[Файл:Лера Смалюк в национальном армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|left|Лера Смалюк в национальном Армянском костюме]][[Файл:Максим Лесняк в национальном Армянском костюме. Команда Клеома.png|250px|thumb|Right|Максим Лесняк в национальном Армянском костюме]]История национального армянского костюма насчитывает тысячи лет. Традиционный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве, экономическом развитии армянского народа, семейном статусе. Можно даже понять, с какими вызовами сталкивался этот древний народ. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, так как причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе. |
'''Женский костюм''' | '''Женский костюм''' | ||
Строка 167: | Строка 168: | ||
Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый. Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. | Часто выбор цвета для одежды армян, зависел от местности, где они жили. Где-то предпочитали красный цвет, где-то белый. Также использовали синий, фиолетовый и зеленый. Красному цвету отдавали предпочтение не только в одежде, но и широко использовали как цвет для вышивки. | ||
− | |||
Армянская одежда очень красочна и разнообразна. Национальный костюм у армянского народа - это настоящее произведение искусства. | Армянская одежда очень красочна и разнообразна. Национальный костюм у армянского народа - это настоящее произведение искусства. | ||
Строка 173: | Строка 173: | ||
В Армении были широко распространены самодельные лапти ''(трех)''. Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – ''гулпа.'' | В Армении были широко распространены самодельные лапти ''(трех)''. Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – ''гулпа.'' | ||
− | + | Женщины носили остроносые туфли без задника и обязательно надевали носки или чулки. Ходить без обуви было неприлично. | |
− | Женщины носили остроносые туфли без задника | + | |
В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками. | В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками. | ||
− | На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались ''солер''. | + | На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. |
− | + | Такие туфли назывались ''солер''. Для женщин они шились из красной и зеленой кожи, для мужчин из черной и красной. | |
Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве - махсер. На них надевали ''шмек'' – туфли на каблуках, но без задников. | Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве - махсер. На них надевали ''шмек'' – туфли на каблуках, но без задников. | ||
Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи ''(джзма)''. | Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи ''(джзма)''. | ||
Строка 214: | Строка 213: | ||
Основные занятия донских армян наложили свой отпечаток на их пищу и напитки. Многие блюда, которые они употребляли у себя на исторической родине, стали употребляться и на Дону. | Основные занятия донских армян наложили свой отпечаток на их пищу и напитки. Многие блюда, которые они употребляли у себя на исторической родине, стали употребляться и на Дону. | ||
− | Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь [http://ru.wikipedia.org/wiki/Тандыр Тонир(Тандыр)] сохраняет своё название и по сей день. Тонир является неотъемлемой частью национальной кулинарии армян. Удивительно то, что в армянской кухне практически не применяют жиров. Большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идёт в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия. Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является кунжутное масло. | + | Традиционно армяне готовили пищу на огне. Глиняная печь [http://ru.wikipedia.org/wiki/Тандыр Тонир(Тандыр)] сохраняет своё название и по сей день. Тонир является неотъемлемой частью национальной кулинарии армян. Удивительно то, что в армянской кухне практически не применяют жиров. Большинство блюд готовят на топленом масле. Оно идёт в супы, для тушения и жарения мяса, птицы, рыбы и овощей, а также в кондитерские изделия. Растительные масла используются в армянской кухне реже - для приготовления рыбных и некоторых овощных блюд (фасоль, баклажаны). Причем традиционным является [http://ru.wikipedia.org/wiki/Кунжутное_масло кунжутное масло.] |
− | Злаковые растения – пшеница, ячмень, рожь, в пище армян всегда играли важную роль. Одним из основных продуктов питания донских армян является хлеб – лаваш. Его разительная особенность заключается в чрезвычайно тонком тесте: толщина одной лепешки не должна превышать 2,5 мм. Выпекание напоминает настоящее ритуал. По традиции, тесто замешивает самая старшая женщина в доме. Правом раскатывать лепешки обладает невестка. | + | Злаковые растения – пшеница, ячмень, рожь, в пище армян всегда играли важную роль. Одним из основных продуктов питания донских армян является хлеб – [http://ru.wikipedia.org/wiki/Лаваш лаваш.] Его разительная особенность заключается в чрезвычайно тонком тесте: толщина одной лепешки не должна превышать 2,5 мм. Выпекание напоминает настоящее ритуал. По традиции, тесто замешивает самая старшая женщина в доме. Правом раскатывать лепешки обладает невестка. |
Важное место в пище донских армян занимают супы. Самый известный [http://ru.wikipedia.org/wiki/Хаш суп хаш.] Он представляет собой наваристый бульон из ножек барана или бычка и рубца, который едят строго в горячем виде. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Бозбаш Бозбаш] – суп, на основе бараньего бульона, в состав которого входят горох, сладкий перец, баклажаны, лук и картошка. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Спас_(суп) Спас] - оригинальное в своём роде первое блюдо, представляющее собой суп из кисломолочных продуктов: сметаны и мацуна. В этих кисломолочных продуктах варятся крупа, яйцо, лук, мята и кинза. | Важное место в пище донских армян занимают супы. Самый известный [http://ru.wikipedia.org/wiki/Хаш суп хаш.] Он представляет собой наваристый бульон из ножек барана или бычка и рубца, который едят строго в горячем виде. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Бозбаш Бозбаш] – суп, на основе бараньего бульона, в состав которого входят горох, сладкий перец, баклажаны, лук и картошка. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Спас_(суп) Спас] - оригинальное в своём роде первое блюдо, представляющее собой суп из кисломолочных продуктов: сметаны и мацуна. В этих кисломолочных продуктах варятся крупа, яйцо, лук, мята и кинза. | ||
Строка 230: | Строка 229: | ||
|} | |} | ||
− | Армяне знают толк и в плове, не уступая в этом гурманам из Средней Азии. Оригинальными армянскими пловами являются чров плав – с добавлением сухофруктов; нров плав – сдобренный гранатами; апхтац тзков плав – с копчёной рыбой. | + | Армяне знают толк и в плове, не уступая в этом гурманам из Средней Азии. Оригинальными армянскими пловами являются ''чров плав'' – с добавлением сухофруктов; ''нров плав'' – сдобренный гранатами; ''апхтац тзков плав'' – с копчёной рыбой. |
Самые известные мучные сладости – это [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гата_(блюдо) кята] и [http://mobilizacia.kiev.ua/cooking/armenian-recipes/773-nazuk-armyanskaya-kuhnya-2-varianta-recepta.html назук] - своеобразные мнгослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус. Другая сладость в армянской кухне – [http://www.smakarmenii.pl/суджух-чурчхела/?lang=ru шуджух] - обязательно украшающая праздничные и новогодние столы. Делается она так: из виноградного или абрикосового сока варят дошаб – ароматный сироп. А из дошаба варится густой мучной кисель, куда добавляют по вкусу гвоздику, корицу или другие специи. Когда он закипит, в него обмакивают цепочки нанизанных на нитку ядрышки грецкого ореха и, высушивая их, хранят на зиму. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Алани Алани] - сушеные персики и другие фрукты, начиненные вместо косточек ореховой массой с фруктовым сахаром, а также изюмом и другой начинкой. Варенье варят не только из фруктов – абрикосов, кизила, слив, вишни, яблок, но и из орехов и, особенно пикантное, из зеленых помидоров. | Самые известные мучные сладости – это [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гата_(блюдо) кята] и [http://mobilizacia.kiev.ua/cooking/armenian-recipes/773-nazuk-armyanskaya-kuhnya-2-varianta-recepta.html назук] - своеобразные мнгослойные пироги с начинкой. Каждый слой пропитывается топленым маслом и сахаром, поэтому у кяты и назука такое тающее тесто и нежнейший вкус. Другая сладость в армянской кухне – [http://www.smakarmenii.pl/суджух-чурчхела/?lang=ru шуджух] - обязательно украшающая праздничные и новогодние столы. Делается она так: из виноградного или абрикосового сока варят дошаб – ароматный сироп. А из дошаба варится густой мучной кисель, куда добавляют по вкусу гвоздику, корицу или другие специи. Когда он закипит, в него обмакивают цепочки нанизанных на нитку ядрышки грецкого ореха и, высушивая их, хранят на зиму. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Алани Алани] - сушеные персики и другие фрукты, начиненные вместо косточек ореховой массой с фруктовым сахаром, а также изюмом и другой начинкой. Варенье варят не только из фруктов – абрикосов, кизила, слив, вишни, яблок, но и из орехов и, особенно пикантное, из зеленых помидоров. | ||
Строка 249: | Строка 248: | ||
<center> | <center> | ||
{| width=100%|center | {| width=100%|center | ||
+ | |||
|[[Файл:Армянская народная музыка. Команда Клеома.png |300px|center]] | |[[Файл:Армянская народная музыка. Команда Клеома.png |300px|center]] | ||
| <youtube v="I3cyaTD9MGo" /><center> | | <youtube v="I3cyaTD9MGo" /><center> | ||
Строка 258: | Строка 258: | ||
'''Армянские музыкальные инструменты''' | '''Армянские музыкальные инструменты''' | ||
− | Армянская народная музыка начала формироваться с XII века до н. э. вместе с языком этой древней нации. Артефактами, которые свидетельствуют, что музыка здесь начала развиваться со II тыс. до н. э. являются музыкальные инструменты, найденные археологами. Народными музыкальными инструментами армян являются [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дхол_(музыкальный_инструмент) дохл] (ударный инструмент), [http://ru.wikipedia.org/wiki/Бамбир бамбир, кемани, кеман] (смычковые инструменты), [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дудук дудук.] (язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент | + | Армянская народная музыка начала формироваться с XII века до н. э. вместе с языком этой древней нации. Артефактами, которые свидетельствуют, что музыка здесь начала развиваться со II тыс. до н. э. являются музыкальные инструменты, найденные археологами. Народными музыкальными инструментами армян являются [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дхол_(музыкальный_инструмент) дохл] (ударный инструмент), [http://ru.wikipedia.org/wiki/Бамбир бамбир, кемани, кеман] (смычковые инструменты), [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дудук дудук.] (язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент). |
− | Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на | + | Одним из величайших дудукистов XX века, которого никто не мог превзойти в виртуозности игры на дудуке, считается [http://ru.hayazg.info/Овсепян_Ваче_Арташесович Ваче Овсепян.] |
+ | </center> | ||
+ | {|width=100% | ||
+ | |||
+ | |[[Файл:Овсепян Ваче Арташесович - величайший дудукист XX века. Команда Клеома.png|450px|thumb|center|Овсепян Ваче Арташесович - величайший дудукист XX века.]] | ||
+ | |<youtube v="1_v5lmFLD5k" /><center> | ||
+ | |- | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | </center> | ||
+ | В нынешнее время выдающимся исполнителем является [http://ru.wikipedia.org/wiki/Гаспарян,_Дживан_Арамаисович Дживан Гаспарян] - армянский музыкант, живая легенда мировой музыки, человек, познакомивший мир с армянским фольклором и музыкой дудука. Он сделал немало для популяризации инструмента и его международного признания. | ||
+ | |||
+ | :<center>Душа летела вслед за звуком,</center> | ||
+ | :<center>Ища во мне самой изъян.</center> | ||
+ | :<center>Благословляю ваши руки,</center> | ||
+ | :<center>Маэстро Дживан Гаспарян.</center> | ||
+ | :<center>''Татьяна Матафонова'' </center> | ||
</center> | </center> | ||
{|width=100% | {|width=100% | ||
− | + | |[[Файл:Дживан Гаспарян-Армянский музыкант. Команда Клеома.png|450px|thumb|center|Дживан Гаспарян - мастер игры на дудуке.]] | |
− | |[[Файл:Дживан Гаспарян-Армянский музыкант. Команда Клеома.png|450px|thumb|center| Дживан Гаспарян - | + | |<youtube v="v5R4LJMDNt4" /><center> |
|- | |- | ||
|} | |} | ||
+ | </center> | ||
+ | |||
+ | В Армении у дудука есть ещё одно название — циранапох. Перевести это название можно как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». Именно из этого дерева его и вырезают. Звук образуется от вибрации двух тростниковых пластинок. На лицевой стороне инструмента семь звуковых отверстий и ещё одно - на обратной стороне. Обычно на дудуке играют два музыканта. Один солирует, другой (дамкаш) сопровождает мелодию. | ||
− | + | В 2005 году организация [http://ru.wikipedia.org/wiki/ЮНЕСКО ''ЮНЕСКО''] провозгласила армянский дудук и его музыку как шедевр нематериального наследия человечества. В пресс-релизе [http://ru.wikipedia.org/wiki/ЮНЕСКО ''ЮНЕСКО''] говорится, что в последние десятилетия дудук все реже используется в народных празднованиях, постепенно переходя в категорию концертного инструмента. Таким образом, он становится принадлежностью высокой культуры. | |
[[Файл:Абрам Калугян мастер изготовления дудука. Команда Клеома.png|145px|thumb|left|Абрам Калугян]] [[Файл:Армянский духовой инструмент - дудук. Команда Клеома.png|150px|thumb|Right|Армянский дудук.]] Музыка - это часть культуры для армянского народа, живущего на Дону. Заслуга многих поколений донских армян в том, что, сохранив национальные традиции, они сберегли и музыкальное наследие, тому пример, Абрам Калугян. Он живёт в донском посёлке [http://ru.wikipedia.org/wiki/Чалтырь Чалтырь,] где в своей мастерской изготавливает национальные армянские музыкальные инструменты. | [[Файл:Абрам Калугян мастер изготовления дудука. Команда Клеома.png|145px|thumb|left|Абрам Калугян]] [[Файл:Армянский духовой инструмент - дудук. Команда Клеома.png|150px|thumb|Right|Армянский дудук.]] Музыка - это часть культуры для армянского народа, живущего на Дону. Заслуга многих поколений донских армян в том, что, сохранив национальные традиции, они сберегли и музыкальное наследие, тому пример, Абрам Калугян. Он живёт в донском посёлке [http://ru.wikipedia.org/wiki/Чалтырь Чалтырь,] где в своей мастерской изготавливает национальные армянские музыкальные инструменты. | ||
− | Мастерская у Калугяна небольшая это верстак да полки с инструментами. Вот зажатый в тисках дудук, осталась самая малость, и он будет готов. Калугян берёт в руки дудук, подносит его к губам и извлекает из инструмента неповторимые звуки. Маленькую комнату наполняет волшебная музыка, которая несёт ощущение умиротворённости, высокой духовности и даёт возможность почувствовать дыхание времени. Слушая дудук, оставаться равнодушным к его теплому звучанию невозможно. | + | Мастерская у Калугяна небольшая это верстак да полки с инструментами. Вот зажатый в тисках дудук, осталась самая малость, и он будет готов. Калугян берёт в руки дудук, подносит его к губам и извлекает из инструмента неповторимые звуки. Маленькую комнату наполняет волшебная музыка, которая несёт ощущение умиротворённости, высокой духовности и даёт возможность почувствовать дыхание времени. Слушая дудук, оставаться равнодушным к его теплому звучанию невозможно. Предлагаем послушать божественную музыку - [http://youtu.be/FKWGdLlwU8U МАГИЧЕСКИЙ ДУДУК]. |
'''Пословицы и поговорки''' | '''Пословицы и поговорки''' | ||
Строка 320: | Строка 339: | ||
'''Армянские народные сказки''' | '''Армянские народные сказки''' | ||
− | Сказки у армян, как и у большинства кавказских народов | + | Сказки у армян, как и у большинства кавказских народов — довольно интересный жанр творчества. Древнюю историю имеют армянские народные сказки, среди которых есть весёлые и грустные. Все они учат слушателя или читателя добру и справедливости, и это не удивительно, так как армянский народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками. Предлагаем вашему вниманию армянские сказки, которые, надеемся, никого не оставят равнодушными. |
[[Файл:Армянская народная сказка. Команда Клеома.png|270px|left]]Армянская народная сказка ''«Золотое яблоко»'' | [[Файл:Армянская народная сказка. Команда Клеома.png|270px|left]]Армянская народная сказка ''«Золотое яблоко»'' | ||
Строка 347: | Строка 366: | ||
Царь, видя, что лгун выиграл, ни слова не сказав, достал и дал бедняку золотое яблоко. | Царь, видя, что лгун выиграл, ни слова не сказав, достал и дал бедняку золотое яблоко. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | </center> | ||
+ | {|width=100% | ||
+ | |||
+ | | <youtube v="NHi6eLfQS4c" /> | ||
+ | | <youtube v="yxEBbqtiMo0" /> | ||
+ | |- | ||
+ | |||
+ | |} | ||
+ | |||
+ | </center> | ||
'''Легенды''' | '''Легенды''' | ||
Строка 363: | Строка 394: | ||
==<font color=#FF6347>Заключение</font>'''== | ==<font color=#FF6347>Заключение</font>'''== | ||
− | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовская_область Ростовская область] богата историческими традициями и объединяет людей разных национальностей. С 1995 года на Дону проводится фестиваль [http:// | + | [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростовская_область Ростовская область] богата историческими традициями и объединяет людей разных национальностей. С 1995 года на Дону проводится фестиваль [http://ru.wikipedia.org/wiki/Фестиваль_народов_Дона «Народов Дона дружная семья»], который собирает всю этническую мозаику области, а также лучшие творческие коллективы юга России. Желание сохранить мир и межнациональное единство, уважительно относиться к людям иных культур, активизировать культурный межнациональный обмен, укрепить творческие контакты, дружбу и взаимопонимание между представителями народов разных национальностей, проживающих на Донской земле – это основные идеи фестиваля. За время его существования, Ростовскую область посетили лучшие национальные коллективы из [http://ru.wikipedia.org/wiki/Адыгея Адыгеи], [http://ru.wikipedia.org/wiki/Дагестан Дагестана], [http://ru.wikipedia.org/wiki/Калмыкия Калмыкии], [http://ru.wikipedia.org/wiki/Кабардино-Балкария Кабардино-Балкарии] и других субъектов [http://ru.wikipedia.org/wiki/Россия Российской Федерации]. Фестиваль стал одной из визитных карточек Донского края, символом дружбы и братства народов, живущих не только на территории области, но и России. <br> |
<center> | <center> | ||
Строка 395: | Строка 426: | ||
: [http://domkk.3bb.ru/viewtopic.php?id=51 Краткая История Донских Армян] | : [http://domkk.3bb.ru/viewtopic.php?id=51 Краткая История Донских Армян] | ||
: [http://ru-wiki.org/wiki/Донские_армяне Донские армяне] | : [http://ru-wiki.org/wiki/Донские_армяне Донские армяне] | ||
− | : [http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/resources/4dc323004f9ac12e9485bd9b972d8349/Том+4+Национальный+состав+и+владение+языками%2C+гражданство+%28Книга+2%29.pdf Росстат - Итоги Всероссийской Переписи Населения 2010 | + | : [http://rostov.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/rostov/resources/4dc323004f9ac12e9485bd9b972d8349/Том+4+Национальный+состав+и+владение+языками%2C+гражданство+%28Книга+2%29.pdf Росстат - Итоги Всероссийской Переписи Населения 2010 года По Ростовской Области ] |
: [http://russia-armenia.info/node/33226 О вкладе донских армян в армянскую, российскую и региональную донскую субкультуру] | : [http://russia-armenia.info/node/33226 О вкладе донских армян в армянскую, российскую и региональную донскую субкультуру] | ||
: [http://armenia-g.blogspot.ru/ Армения] | : [http://armenia-g.blogspot.ru/ Армения] |
Текущая версия на 20:26, 16 декабря 2017
|