Ахматова, Анна Андреевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Творчество)
м (kultura-portal.ru is dead)
 
(не показаны 8 промежуточных версий 2 участников)
Строка 42: Строка 42:
 
Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика сборников «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/chetki.htm Чётки]» (1914), «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/belaya-staya.htm Белая стая]» (1917). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными. Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.
 
Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика сборников «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/chetki.htm Чётки]» (1914), «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/belaya-staya.htm Белая стая]» (1917). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными. Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.
  
Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. 20 в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать её во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса всё глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нём сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику её образов, классическую точность стиха. Стихи первых ахматовских книг отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы.
+
Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. XX в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать её во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса всё глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нём сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику её образов, классическую точность стиха. Стихи первых ахматовских книг отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы.
  
В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/rekviem.htm Реквием]», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: её попросила описать ужасы сталинских репрессий женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осуждённого сына.  
+
В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/rekviem.htm Реквием]», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: её попросила описать ужасы [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 сталинских репрессий] женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осуждённого сына.  
 
{{начало цитаты}}
 
{{начало цитаты}}
 
:''Это было, когда улыбался''
 
:''Это было, когда улыбался''
Строка 56: Строка 56:
 
Итоговым произведением поэтессы стала «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/poema-bez-geroya.htm Поэма без героя]», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчёркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались всё новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для её понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за её судьбу, за трагические страницы истории.
 
Итоговым произведением поэтессы стала «[http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/poema-bez-geroya.htm Поэма без героя]», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчёркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались всё новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для её понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за её судьбу, за трагические страницы истории.
  
В эпиграмме из цикла «[http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/byvaet-tak-kakaya.html Тайны ремесла]» (1936—60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему её творчеству: «Я научила женщин говорить».
+
В эпиграмме из цикла «[http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova/byvaet-tak-kakaya.html Тайны ремесла]» (1936—60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему её творчеству:  
 +
{{начало цитаты}}
 +
:''Я научила женщин говорить...''
 +
{{конец цитаты}}
  
 
==Волшебный купол==
 
==Волшебный купол==
Строка 88: Строка 91:
 
#[http://www.encspb.ru/ru/article.php?kod=2805550361 Памятник в Петербурге]<br> Открыт в Парке современной скульптуры во дворе филфака СПбГУ 30 августа 2004 г. Скульптор В. Трояновский.
 
#[http://www.encspb.ru/ru/article.php?kod=2805550361 Памятник в Петербурге]<br> Открыт в Парке современной скульптуры во дворе филфака СПбГУ 30 августа 2004 г. Скульптор В. Трояновский.
 
#[http://www.newsru.com/russia/07nov2000/akhmatova.html Памятник в Москве] <br>  Открыт  в 2000 г. во  дворе дома № 17 по Большой Ордынке, где жили Ардовы и где Ахматова часто останавливалась, бывая в Москве. <br> Скульптурная композиция выполнена по рисунку итальянского художника Амедео Модильяни, который когда-то дружил с Ахматовой.
 
#[http://www.newsru.com/russia/07nov2000/akhmatova.html Памятник в Москве] <br>  Открыт  в 2000 г. во  дворе дома № 17 по Большой Ордынке, где жили Ардовы и где Ахматова часто останавливалась, бывая в Москве. <br> Скульптурная композиция выполнена по рисунку итальянского художника Амедео Модильяни, который когда-то дружил с Ахматовой.
#[http://www.kultura-portal.ru/ Cкульптурная композиция в Бежецке] «Семья Гумилевых» в Бежецке. Автор: Андрей Ковальчук
+
#{{cite web|url=http://www.kultura-portal.ru/|title=Cкульптурная композиция в Бежецке|archiveurl=http://archive.is/So0c|archivedate=2012-07-11}} «Семья Гумилевых» в Бежецке. Автор: Андрей Ковальчук
#[http://www.akhmatova.org/museums/sl-sheleh.htm Памятник в с. Слобидке-Шелехивская] <br> В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская, Хмельницкой области Украины был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в имении тетки по материнской линии – Анны Вакар, в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей». <br> Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко.
+
#[http://www.akhmatova.org/museums/sl-sheleh.htm Музей в с. Слобидке-Шелехивская] <br> В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская, Хмельницкой области Украины был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в имении тетки по материнской линии – Анны Вакар, в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей». <br> Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко.
 
#[http://www.cls-kuntsevo.ru/ahmatova/memorialnie_mesta_pamyatniki.php Памятник в Одессе к 100-летию] со дня рождения. <br> Памятник находится в одном из самых престижных районов города, на Фонтанской дороге.
 
#[http://www.cls-kuntsevo.ru/ahmatova/memorialnie_mesta_pamyatniki.php Памятник в Одессе к 100-летию] со дня рождения. <br> Памятник находится в одном из самых престижных районов города, на Фонтанской дороге.
 
#[http://www.musicplanet.ru/belov/html/08_Biblioteca/1_Virtual/1_musstihi/Ahmatova/Ahmatova_galereja10.htm Память об Ахматовой в Париже]  <br>  Мемориальная доска на одном из парижских домов. Возможно в Париже, в этом доме в 1915 году жила Ахматова.
 
#[http://www.musicplanet.ru/belov/html/08_Biblioteca/1_Virtual/1_musstihi/Ahmatova/Ahmatova_galereja10.htm Память об Ахматовой в Париже]  <br>  Мемориальная доска на одном из парижских домов. Возможно в Париже, в этом доме в 1915 году жила Ахматова.
Строка 95: Строка 98:
 
#[http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=66 Киевская библиотека имени А. Ахматовой] <br> г.Киев, ул. Казанская, дом 20
 
#[http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=66 Киевская библиотека имени А. Ахматовой] <br> г.Киев, ул. Казанская, дом 20
 
#[http://www.cls-kuntsevo.ru Московская библиотека имени Анны Ахматовой] <br>
 
#[http://www.cls-kuntsevo.ru Московская библиотека имени Анны Ахматовой] <br>
#Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BEЦарском Селе], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4 Калининграде], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0 Одессе], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2 Киеве].
+
#Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE Царском Селе], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4 Калининграде], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0 Одессе], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2 Киеве].
 
+
 
+
  
 
== Сборники стихов ==
 
== Сборники стихов ==
Строка 140: Строка 141:
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Поэт]]
 
[[Категория:Поэт]]
 +
[[Категория:Умершие в 1966 году]]

Текущая версия на 21:54, 4 августа 2013

Анна Андреевна Ахматова
Ахматова.jpg
Анна Андреевна Ахматова
Имя при рождении: Анна Горенко
Дата рождения: 11(23) июня 1889 г.
Место рождения: Одесса
Дата смерти: 5 марта 1966 г.
Место смерти: Домодедово, Московская область


Содержание

[править] Жизнь

  • 11(23).06.1889 г. - родилась в Одессе.
Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, "Крейцеровой сонатой" Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня (Midsummer Night). Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем. [1]
  • 1900—1910 гг. — учёба сначала в Царскосельской гимназии (до 1905), затем в Киевской Фундуклеевской гимназии, на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.
  • 1910 г. — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва. С 1910 года - преимущественно живёт в Петербурге. Печататься начинает рано, примыкает к группе акмеистов. Увлекается поэзией 19 века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И.Анненского.
  • 1912 г. – первый сборник стихов «Вечер» (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заниматься танцами).
  • 1912 г. — в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 г. – сборник «Чётки», приходит широкая известность.
"Четки", как я уже говорила, вышли 15 марта 1914 года, то есть вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма. С необычайным воодушевлением и редкостным единодушием все и вся ринулись душить новое течение. <...> Дошло до того, что пришлось объявить "Гиперборей" не акмеистическим журналом, Одни заглавия антиакмеистических статей могут дать представление об общем тоне полемики ("Замерзающий Парнас", "У ног африканского идола", "Без божества, без вдохновенья" и т.п.). Брюсов в влиятельной "Русской мысли" назвал Николая Степановича - "господин Гумилев", что на тогдашнем языке означало некто, находящийся вне литературы. ...Все это я говорю в связи с моими воспоминаниями о "Четках" потому, что в нескольких десятках хвалебных рецензий об этом сборнике ни разу не встречается слово "акмеизм". Это было почти бранное слово. [1]
  • 1917 г. – сборник «Белая стая».
К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успех, чем "Четки". Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал – книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются. [1]
  • 1921 г. – сборники «Anno Domini MCMXXI», «Подорожник». Арест, затем расстрел мужа Н. Гумилёва.
  • 1922 г. – сборник «Anno Domini».
  • 1922-1936 гг. – Ахматову практически не печатают. Творческий кризис, Ахматова почти перестаёт писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (впоследствии известного историка Льва Гумилёва).
  • 1936 г. – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому».
  • 1935-1940 гг. – написание «Реквиема», который хранился в списках.
  • 1940 г. – сборник «Ива».
  • В годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. [1]
  • 1946 г.доклад А.Жданова, постановление в журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина.
Ругательные статьи были не только в "Культуре и жизни" (Александровский централ), но и во всей центральной и периферийной прессе – четырехзначное число в течение многих лет. И все это в течение многих лет давали нашей молодежи как назидание. Это был экзаменационный билет во всех вузах страны. Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей, то есть обречены на голод. [1]
  • 1960-е гг. – всеобщее признание, присуждение литературной премии «Этна-Таормина», звания почётного доктора Оксфордского университета.
  • 1940-1962 гг. – ведёт редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам. Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.
  • 1966 г. – умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) , похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.
Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. [1]


[править] Творчество

Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 г., с 1911 г. начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях. В 1911 г. вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 г. выделилась группа акмеистов. В 1912 г. вышел первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма.

Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика сборников «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными. Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.

Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. XX в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать её во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса всё глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нём сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику её образов, классическую точность стиха. Стихи первых ахматовских книг отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы.

В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: её попросила описать ужасы сталинских репрессий женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осуждённого сына.

Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

В эпилоге поэмы автор говорит о желании назвать поимённо всех безвинных жертв репрессий, она просит поставить ей памятник около тюрьмы, где ей пришлось отстоять триста часов, а памятником погибшим в сталинских застенках стала сама поэма.

В 1943 г. во время эвакуации в Ташкент публикуется сборник «Избранное». В ахматовской лирике военных лет наблюдается усиление патриотических мотивов. Поэтесса ощущала в себе гражданскую гордость за то, что в самых тяжёлых испытаниях была вместе со своей отчизной, со своим народом. В это время официальная критика обвиняет поэтессу в том, что она воспевает лишь отжившую дворянскую культуру с каменными статуями и липовыми аллеями и далека от современной жизни.

Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчёркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались всё новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для её понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за её судьбу, за трагические страницы истории.

В эпиграмме из цикла «Тайны ремесла» (1936—60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему её творчеству:

Я научила женщин говорить...


[править] Волшебный купол

Уже весной 1960 года Ахматова, по свидетельству Виктора Кривулина, говорила о небывалом рассвете поэзии, сравнимом лишь с началом "серебряного века": "Я могу назвать, — это ее подлинные слова, — по крайней мере десять поэтов молодого поколения, не уступающих высокой пробе "серебряного века".

Вокруг Ахматовой постепенно сложился кружок молодых поэтов, которых она называла "аввакумовцами" и "волшебным куполом" (Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский)

Великая душа, поклон через моря
За то, что их нашла, - тебе и части тленной,
Что спит в родной земле, тебе благодаря
Обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
И.Бродский "Стихи на столетие Анны Ахматовой"


Она принесла с собой "свое время" - и унесла его: в нынешнем ей, живой, места не нашлось бы...

А.Найман "Рассказы о Анне Ахматовой"


После смерти поэтессы по строке из стихотворения Бобышева и названию его же статьи их окрестят "ахматовскими сиротами".

И, на кладбищенском кресте гвоздима
Душа прозрела: в череду утрат
Заходят Ося, Толя, Женя, Дима
Ахматовскими сиротами в ряд.
Д.Бобышева "Все четверо"


[править] Память об Ахматовой жива

  1. Памятник в Санкт-петербурге
    Бронзовое воплощение великой русской поэтессы смотрит на следственный изолятор "Кресты", где был заключен сын Ахматовой Лев Гумилев, с противоположного берега Невы.
    Трехметровая скульптура, созданная архитектором Владимиром Реппо и скульптором Галиной Додоновой, расположилась на постаменте из монолитного темно-красного гранита. Открыт памятник 18.12.2006
  2. Памятник в Санкт-петербурге
    В петербургском следственном изоляторе "Кресты" открыт еще один памятник Анне Ахматовой, который, как рассказала автор скульптуры Галина Додонова, является гипсовой копией монумента, появившегося недавно на набережной Робеспьера на другом берегу Невы.
    Авторскую модель такой же величины установили в коридоре "Крестов", ведущем к тюремному храму святого Александра Невского. В "Кресты" в 1939 году попал как "враг народа" сын Ахматовой Лев Гумилев, поэтесса носила ему передачи.
  3. Памятник в Петербурге у Фонтанного дома.
    Памятник представляет собой кусок стены с изображением Анны Андреевны Ахматовой. Гравировка, выполненная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов «Тень моя на стенах твоих». Открыт 5 марта 2006 г. в Шереметевском саду. Скульпторы А.В. Иванов, М.Ш. Цхададзе, арх. В.Б. Бухаев.
  4. Памятник в Петербурге
    Открыт в Парке современной скульптуры во дворе филфака СПбГУ 30 августа 2004 г. Скульптор В. Трояновский.
  5. Памятник в Москве
    Открыт в 2000 г. во дворе дома № 17 по Большой Ордынке, где жили Ардовы и где Ахматова часто останавливалась, бывая в Москве.
    Скульптурная композиция выполнена по рисунку итальянского художника Амедео Модильяни, который когда-то дружил с Ахматовой.
  6. Шаблон:Cite web «Семья Гумилевых» в Бежецке. Автор: Андрей Ковальчук
  7. Музей в с. Слобидке-Шелехивская
    В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская, Хмельницкой области Украины был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в имении тетки по материнской линии – Анны Вакар, в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей».
    Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко.
  8. Памятник в Одессе к 100-летию со дня рождения.
    Памятник находится в одном из самых престижных районов города, на Фонтанской дороге.
  9. Память об Ахматовой в Париже
    Мемориальная доска на одном из парижских домов. Возможно в Париже, в этом доме в 1915 году жила Ахматова.
  10. Литературное кафе имени Анны Ахматовой
    В городе Евпатории, в Крыму есть литературное кафе по адресу проезд Анны Ахматовой, 21/16.
  11. Киевская библиотека имени А. Ахматовой
    г.Киев, ул. Казанская, дом 20
  12. Московская библиотека имени Анны Ахматовой
  13. Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Царском Селе, Калининграде, Одессе, Киеве.

[править] Сборники стихов

[править] Ссылки

  1. Статья в википедии
  2. http://www.akhmatova.org
  3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html
  4. http://www.museum.ru/M127
  5. http://anna.ahmatova.com/
  6. http://ahmatova.ouc.ru/

[править] Литература

  1. А.Ахматова "Автобиографическая проза (Очерки, заметки, дневниковые записи)".
  2. Евгений Рейн "Сотое зеркало. Запоздалые воспоминания".
  3. Энциклопедия «Литература и язык» (с иллюстрациями).
  4. Виктор Куллэ. Эволюция Бродского в России
Персональные инструменты
Инструменты