Ивановские кубанцы
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Ивановские кубанцы''' - это особый вид строчевого счетного шитья, которым владели только в [[Ивановская область|Ивановской области]]. Эта вышивка выполняется на мелкой обвитой сетке, часто виде ромба-кубанца, и дополняется различными мережками и счетной гладью, что придает ей еще большую выразительность и утонченность. | '''Ивановские кубанцы''' - это особый вид строчевого счетного шитья, которым владели только в [[Ивановская область|Ивановской области]]. Эта вышивка выполняется на мелкой обвитой сетке, часто виде ромба-кубанца, и дополняется различными мережками и счетной гладью, что придает ей еще большую выразительность и утонченность. | ||
− | [[Файл:Ивановские кубанцы.jpg|300px|left|thumb|ООО "Васильевская вышивка" "Силма", г. Иваново. Лён, строчевое шитьё. Полотенце сделано в 2003 году | + | [[Файл:Ивановские кубанцы.jpg|300px|left|thumb|ООО "Васильевская вышивка" "Силма", г. Иваново. Лён, строчевое шитьё. Полотенце сделано в 2003 году]] |
'''Особенности вышивки''' | '''Особенности вышивки''' | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
После Великой Октябрьской революции [[1917]] года ивановские вышивальщицы объединились в артели, входившие в систему Всекопромсоюза. К 1930-м годам ивановский строчевышивальный промысел вырос в мощный центр, изделия которого в большом количестве экспортировались в страны Западной [[Европа|Европы]] и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В отделке изделий преобладали геометрические мотивы, требующие применения сложных технических приемов. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры — собранные в букетики и гирлянды или свободно рассыпанные по фону крупные и мелкие цветки. | После Великой Октябрьской революции [[1917]] года ивановские вышивальщицы объединились в артели, входившие в систему Всекопромсоюза. К 1930-м годам ивановский строчевышивальный промысел вырос в мощный центр, изделия которого в большом количестве экспортировались в страны Западной [[Европа|Европы]] и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В отделке изделий преобладали геометрические мотивы, требующие применения сложных технических приемов. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры — собранные в букетики и гирлянды или свободно рассыпанные по фону крупные и мелкие цветки. | ||
− | В годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] производство строчевышитых изделий в Ивановской области было прервано и возобновлено лишь в [[1945]] году. В это время ивановские вышивальщицы наравне с традиционными местными стали использовать мотивы узоров и технические приемы, заимствованные у вышивальщиц Мстеры, [[Тамбов]]а, Каргополя, Калуги и [[Смоленск]]а. Помимо изделий массового спроса мастерицы стали создавать уникальные выставочные экземпляры, часто с изображением Московского Кремля, государственной советской символики и т. п. | + | В годы [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] производство строчевышитых изделий в Ивановской области было прервано и возобновлено лишь в [[1945]] году. В это время ивановские вышивальщицы наравне с традиционными местными стали использовать мотивы узоров и технические приемы, заимствованные у вышивальщиц Мстеры, [[Тамбов]]а, Каргополя, [[Калуга|Калуги]] и [[Смоленск]]а. Помимо изделий массового спроса мастерицы стали создавать уникальные выставочные экземпляры, часто с изображением Московского Кремля, государственной советской символики и т. п. |
В 1960-х годах девять ивановских строчевышивальных артелей были преобразованы в фабрики. В настоящее время одним из центров ивановской вышивки является фабрика в с. Пестяки. | В 1960-х годах девять ивановских строчевышивальных артелей были преобразованы в фабрики. В настоящее время одним из центров ивановской вышивки является фабрика в с. Пестяки. | ||
[[Категория:Ивановская область]][[Категория:Народные промыслы]][[Категория:Культура]] | [[Категория:Ивановская область]][[Категория:Народные промыслы]][[Категория:Культура]] |
Версия 08:53, 11 июня 2013
Ивановские кубанцы - это особый вид строчевого счетного шитья, которым владели только в Ивановской области. Эта вышивка выполняется на мелкой обвитой сетке, часто виде ромба-кубанца, и дополняется различными мережками и счетной гладью, что придает ей еще большую выразительность и утонченность.
Особенности вышивки
Узор составлен из отдельных ажурных квадратов, сгруппированных в треугольники, ромбы, полосы, зигзаги. Ажурные просветы сочетаются с геометрическими фигурами, шитыми счетной белой гладью. Часто от основного мотива-«кубанца» отходят спиралевидные завитки, выполненные росписью и называемые «кудрями». Палехские вышивальщицы активно участвуют в выставках, создавая помимо образцов для массового производства уникальные выставочные произведения, отличающиеся изяществом и совершенством исполнения.
История промысла
Вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Наряду с геометрическим орнаментом из ромбов, квадратов, треугольников и розеток, мастерицы использовали стилизованные изобразительные мотивы — женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц. В работе использовались различные виды швов: белая строчка, белая строчка с цветным контуром, узкие и широкие мережки, «вырезы» и другие. В этом период появляются мотивы, связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками, бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т. п.
В начале 20-го века спрос на вышивки с растительным узором стал падать. В этот время в ивановской вышивке начинают преобладать геометрические орнаменты, выполненные в сложной технике, сочетающей строчевые мотивы с белой гладью, популярными становятся также различные виды гипюров. В вышивке появляется крупная сетка, продернутая или плетеная, на которой все чаще встречается узор из колец и крестообразных форм, получивший образное название «кольцо с мизгирем».
После Великой Октябрьской революции 1917 года ивановские вышивальщицы объединились в артели, входившие в систему Всекопромсоюза. К 1930-м годам ивановский строчевышивальный промысел вырос в мощный центр, изделия которого в большом количестве экспортировались в страны Западной Европы и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В отделке изделий преобладали геометрические мотивы, требующие применения сложных технических приемов. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры — собранные в букетики и гирлянды или свободно рассыпанные по фону крупные и мелкие цветки.
В годы Великой Отечественной войны производство строчевышитых изделий в Ивановской области было прервано и возобновлено лишь в 1945 году. В это время ивановские вышивальщицы наравне с традиционными местными стали использовать мотивы узоров и технические приемы, заимствованные у вышивальщиц Мстеры, Тамбова, Каргополя, Калуги и Смоленска. Помимо изделий массового спроса мастерицы стали создавать уникальные выставочные экземпляры, часто с изображением Московского Кремля, государственной советской символики и т. п.
В 1960-х годах девять ивановских строчевышивальных артелей были преобразованы в фабрики. В настоящее время одним из центров ивановской вышивки является фабрика в с. Пестяки.