Цифровая грамотность: 50+/Введение

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
Строка 1: Строка 1:
 +
 +
Цифровые устройства и мобильные технологии стремительно вошли (и продолжают входить!) в нашу жизнь. Современные школьники и студенты уже вряд ли представляют свое существование без многофункциональных сотовых телефонов, видео-плееров и Ай-подов, а уж тем более - без персональных компьютеров. Однако, в это же время многие их родители, не говоря уже о более раннем поколении - бабушках и дедушках, взирают на эти «девайсы» если не с откровенной неприязнью, то, по крайней мере, с плохо скрываемым изумлением.
 +
В извечном историческом конфликте «отцов и детей» на сегодняшний день появляется еще один фронт. Его можно назвать информационно-технологическим. Поколения не понимают и, порой, не принимают друг друга уже и потому, что имеют различную степень вооруженности информацией, различными способами ее получают и обрабатывают, а также совершенно различным образом относятся к ней. При этом формируются и непохожие стили мышления, устоявшиеся навыки действий (паттерны), ментальности, включающие в себя восприятие как мира, так и себя самого в этом мире.
 +
В социологии описан «разрыв поколений» (англ. - generation gap) как феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») разительно отличаются от культурных, нравственно-этических и прочих ценностей старшей генерации («отцов»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чуждых культур, интересов, взглядов, мировоззрений.
 +
В 1960-е годы американским этнографом и социологом Маргарет Мид была предложена типология культур, включающих три существенно различающихся между собой способа по критерию освоения и приобретения знаний и опыта во взаимоотношениях поколений. Мид (1) выделяла постфигуративную культуру – характеризующуюся тем, что дети прежде всего учатся у своих предшественников,  в кофигуративной культуре дети и взрослые учатся у своих сверстников и, наконец, в префигуративной культуре взрослые люди учатся также и у своих детей.
 +
Мид полагала, что современный цивилизованный мир вступает в стадию префигуративной культуры. В своей работе «Культура и мир детства» она пишет, что случилось: «…вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной «коммуникативной сетью», то, что у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших». Отечественный философ образования Н.С.Розов подчеркивает (2): «…этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».
 +
Авторы (3) в теории префигуративной культуры подчеркивают «…реальную включенность молодого поколения в осваивание тех научных идей и технологий, которые только-только зародились. Они (молодежь – прим. авторов) находятся у их истоков, и их свежий ум и свежие силы дают возможность освоить все «на корню», причем, не просто освоить, но и выбрать профессию в этом направлении или, по крайней мере, быть функционально грамотным». И – далее: «…проблема функциональной грамотности вышла в большинстве стран на позиции важнейших: функциональная неграмотность рассматривается как угроза цивилизации. Функциональная грамотность достаточно легко приобретается детьми, труднее – взрослыми, и еще более труднее – пожилыми людьми».
 +
В последний годы в педагогики выделилось особое направление в теории и практике обучения, которое делает акцент на особенности взрослых учащихся. Получило название такое направление - андрагогика. Андрагогика это раздел педагогики, раскрывающий принципы обучения и освоения знаний взрослого человека. Рассмотрим как основные принципы этой науки применяются по отношению к преподаванию основ ИТ.
 +
Для детей процесс освоения новых технологий не вызывает больших затруднений, по той простой причине, что они растут  и развиваются в среде, которая целиком и полностью пронизана информационной культурой. Освоение ими знаний об этой культуре и информационных технологиях  является естественным процессом, который гармонично вливается в деятельность, направленную на развитие ребенка, и не вступает в разрез с их образом мышления и мировоззрением. Взрослый же человек, сталкиваясь с новым типом знания, новой реальностью испытывает затруднения, которые иногда приводят к не желанию двигаться дальше и совершенствоваться. Для того чтобы процесс обучения ИТ для взрослого человека не стал мучением и был эффективным, как говорит нам андрагогика, стоит учитывать особенности взрослого человека . Во-первых взрослый учащийся четко знает для чего ему нужно обучаться той или иной специальности или идти на те или иные курсы. Поэтому содержание обучения должно быть наполнено большим количеством практических занятий и наименьшим количество лекционного материала. Обучение должно быть прикладным, практически направленным и решать конкретные задачи. Например, при изучении программ пакета Microsoft Office, лекционную часть  стоит свести до минимума, рассказав коротко  об особенностях каждой программы. После того как взрослые учащиеся будут иметь небольшое представление о всех программах, стоит поинтересоваться у них -  с какими программами они хотели бы ознакомиться, а о каких стоит лишь упомянуть. Тем самым мы ориентируемся на личные потребности обучающегося.  И продолжать обучение, уделив внимание практическим операциям.
 +
Другим важным принципом  обучения взрослого человека, является принцип индивидуализации обучения. Согласно ему обучающий, т.е. тьютор, должен ориентироваться на уровень подготовки, опыт, особенности психики и когнитивные возможности каждого учащегося. Это связано с тем, что при обучении детей стараются формировать группы примерно одного возраста, когда уровень знаний практически одинаков и преподаватель один может эффективно, без ущерба для знаний отдельного ученика справиться со всей группой. Соблюсти такое правило при наборе взрослых групп практически невозможно, если речь, конечно, не идет об обучении или повышении квалификации  в сложившихся коллективах или группах. Индивидуализация обучения не означает, что каждый учащийся обучается индивидуально. Это лишь означает, то что учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений; оказывается индивидуальная помощь при выполнении общих заданий. Например, при проведении наших курсов, активно использовался так называемый индивидуальный подход. В аудитории, в которой проходили занятия, всегда присутствовало не менее 4 тьюторов, один из которых был спикером и направлял ход обучающей деятельности, а остальные были в роли индивидуальных тренеров (примерно один тьютор на 4-х обучающихся). Отметим, что в группах также наблюдался неорганизованный процесс совместной деятельности, когда обучающиеся добровольно помогали друг другу во время выполнения каких-либо заданий. Это имело под собой огромный педагогический эффект, и, прежде всего, развитие коммуникации и доброжелательных отношений в самой группе, а также самостоятельно повторение и закрепление  материала через обучение своего одногруппника.
 +
Нами (4) на практике отмечалось, что в условиях цифровых учебно-исследовательских школ и лагерей происходит естественный процесс, иллюстрирующий феномен префигуративной культуры, когда ученик (даже уровня 5-6 класса) легко и с удовольствием начинает обучать своего учителя приемам работы на ультрапортативном  ПК или с привычным ему, ученику, гаджетом. Мы назвали эту ситуацию «обратным наставничеством». Интересно отметить и то, что в условиях неформального обучения (например, в экспедициях или летних экологических школах) взрослые гораздо легче переступают психологическую черту «обратного наставничества» - обучения и научения от собственных детей или школьников, а сам процесс обучения детьми взрослых становится органичнее и эффективнее (5).
 +
Виртуальный мир, столь привычный и, зачастую, гораздо более уютный и обжитой для современной молодежи, совершенно незнаком значительному проценту старшего поколения. Возможности человека (как биологического существа, так и психо-сенсорного феномена), многократно увеличенные разнообразнейшими и изощренными технологическими и техническими способами и устройствами, вполне естественны в понимании нынешнего школьника и студента, тогда как старшее поколение о существовании подобных возможностей, расширяющих сферу и познания и сознания, может вовсе не подозревать. Пожалуй, самый яркий пример «расширения» действительности демонстрирует нам сеть, феномен сетевого взаимодействия, когда молодое поколение большую часть своего времени проводит в чатах, на форумах и социальных сервисах типа «Вконтакте», «Facebook» или «Одноклассники». Явление сетевого общения и обмена информацией – по сути, слияние реальной действительности  с виртуальными ее проявлениями – и, в итоге, формирование новой, «смешанной» реально-виртуальной действительности как данности, как неотъемлемого компонента жизни современного общества. Однако, этот феномен способен еще более увеличивать информационную пропасть между поколениями.
 +
 +
 +
 
Современная педагогическая и образовательная системы руководствуются несколькими  положениями, на основе которых и должен строиться весь педагогический процесс. Самым главным таким положением, принципом становиться утверждение о том, что обучение это не единовременный этап человеческой деятельности, который охватывает лишь определенный промежуток  жизни(чаще всего детство и юношество), а постоянный, непрерывный акт адаптации и самореализации человека в социальной среде.
 
Современная педагогическая и образовательная системы руководствуются несколькими  положениями, на основе которых и должен строиться весь педагогический процесс. Самым главным таким положением, принципом становиться утверждение о том, что обучение это не единовременный этап человеческой деятельности, который охватывает лишь определенный промежуток  жизни(чаще всего детство и юношество), а постоянный, непрерывный акт адаптации и самореализации человека в социальной среде.
  

Версия 13:37, 24 декабря 2012

Цифровые устройства и мобильные технологии стремительно вошли (и продолжают входить!) в нашу жизнь. Современные школьники и студенты уже вряд ли представляют свое существование без многофункциональных сотовых телефонов, видео-плееров и Ай-подов, а уж тем более - без персональных компьютеров. Однако, в это же время многие их родители, не говоря уже о более раннем поколении - бабушках и дедушках, взирают на эти «девайсы» если не с откровенной неприязнью, то, по крайней мере, с плохо скрываемым изумлением. В извечном историческом конфликте «отцов и детей» на сегодняшний день появляется еще один фронт. Его можно назвать информационно-технологическим. Поколения не понимают и, порой, не принимают друг друга уже и потому, что имеют различную степень вооруженности информацией, различными способами ее получают и обрабатывают, а также совершенно различным образом относятся к ней. При этом формируются и непохожие стили мышления, устоявшиеся навыки действий (паттерны), ментальности, включающие в себя восприятие как мира, так и себя самого в этом мире. В социологии описан «разрыв поколений» (англ. - generation gap) как феномен, при котором культурные ценности младшего поколения («детей») разительно отличаются от культурных, нравственно-этических и прочих ценностей старшей генерации («отцов»). Дети и родители могут воспринимать друг друга как представителей совершенно чуждых культур, интересов, взглядов, мировоззрений. В 1960-е годы американским этнографом и социологом Маргарет Мид была предложена типология культур, включающих три существенно различающихся между собой способа по критерию освоения и приобретения знаний и опыта во взаимоотношениях поколений. Мид (1) выделяла постфигуративную культуру – характеризующуюся тем, что дети прежде всего учатся у своих предшественников, в кофигуративной культуре дети и взрослые учатся у своих сверстников и, наконец, в префигуративной культуре взрослые люди учатся также и у своих детей. Мид полагала, что современный цивилизованный мир вступает в стадию префигуративной культуры. В своей работе «Культура и мир детства» она пишет, что случилось: «…вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной «коммуникативной сетью», то, что у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших». Отечественный философ образования Н.С.Розов подчеркивает (2): «…этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ». Авторы (3) в теории префигуративной культуры подчеркивают «…реальную включенность молодого поколения в осваивание тех научных идей и технологий, которые только-только зародились. Они (молодежь – прим. авторов) находятся у их истоков, и их свежий ум и свежие силы дают возможность освоить все «на корню», причем, не просто освоить, но и выбрать профессию в этом направлении или, по крайней мере, быть функционально грамотным». И – далее: «…проблема функциональной грамотности вышла в большинстве стран на позиции важнейших: функциональная неграмотность рассматривается как угроза цивилизации. Функциональная грамотность достаточно легко приобретается детьми, труднее – взрослыми, и еще более труднее – пожилыми людьми». В последний годы в педагогики выделилось особое направление в теории и практике обучения, которое делает акцент на особенности взрослых учащихся. Получило название такое направление - андрагогика. Андрагогика это раздел педагогики, раскрывающий принципы обучения и освоения знаний взрослого человека. Рассмотрим как основные принципы этой науки применяются по отношению к преподаванию основ ИТ. Для детей процесс освоения новых технологий не вызывает больших затруднений, по той простой причине, что они растут и развиваются в среде, которая целиком и полностью пронизана информационной культурой. Освоение ими знаний об этой культуре и информационных технологиях является естественным процессом, который гармонично вливается в деятельность, направленную на развитие ребенка, и не вступает в разрез с их образом мышления и мировоззрением. Взрослый же человек, сталкиваясь с новым типом знания, новой реальностью испытывает затруднения, которые иногда приводят к не желанию двигаться дальше и совершенствоваться. Для того чтобы процесс обучения ИТ для взрослого человека не стал мучением и был эффективным, как говорит нам андрагогика, стоит учитывать особенности взрослого человека . Во-первых взрослый учащийся четко знает для чего ему нужно обучаться той или иной специальности или идти на те или иные курсы. Поэтому содержание обучения должно быть наполнено большим количеством практических занятий и наименьшим количество лекционного материала. Обучение должно быть прикладным, практически направленным и решать конкретные задачи. Например, при изучении программ пакета Microsoft Office, лекционную часть стоит свести до минимума, рассказав коротко об особенностях каждой программы. После того как взрослые учащиеся будут иметь небольшое представление о всех программах, стоит поинтересоваться у них - с какими программами они хотели бы ознакомиться, а о каких стоит лишь упомянуть. Тем самым мы ориентируемся на личные потребности обучающегося. И продолжать обучение, уделив внимание практическим операциям. Другим важным принципом обучения взрослого человека, является принцип индивидуализации обучения. Согласно ему обучающий, т.е. тьютор, должен ориентироваться на уровень подготовки, опыт, особенности психики и когнитивные возможности каждого учащегося. Это связано с тем, что при обучении детей стараются формировать группы примерно одного возраста, когда уровень знаний практически одинаков и преподаватель один может эффективно, без ущерба для знаний отдельного ученика справиться со всей группой. Соблюсти такое правило при наборе взрослых групп практически невозможно, если речь, конечно, не идет об обучении или повышении квалификации в сложившихся коллективах или группах. Индивидуализация обучения не означает, что каждый учащийся обучается индивидуально. Это лишь означает, то что учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений; оказывается индивидуальная помощь при выполнении общих заданий. Например, при проведении наших курсов, активно использовался так называемый индивидуальный подход. В аудитории, в которой проходили занятия, всегда присутствовало не менее 4 тьюторов, один из которых был спикером и направлял ход обучающей деятельности, а остальные были в роли индивидуальных тренеров (примерно один тьютор на 4-х обучающихся). Отметим, что в группах также наблюдался неорганизованный процесс совместной деятельности, когда обучающиеся добровольно помогали друг другу во время выполнения каких-либо заданий. Это имело под собой огромный педагогический эффект, и, прежде всего, развитие коммуникации и доброжелательных отношений в самой группе, а также самостоятельно повторение и закрепление материала через обучение своего одногруппника. Нами (4) на практике отмечалось, что в условиях цифровых учебно-исследовательских школ и лагерей происходит естественный процесс, иллюстрирующий феномен префигуративной культуры, когда ученик (даже уровня 5-6 класса) легко и с удовольствием начинает обучать своего учителя приемам работы на ультрапортативном ПК или с привычным ему, ученику, гаджетом. Мы назвали эту ситуацию «обратным наставничеством». Интересно отметить и то, что в условиях неформального обучения (например, в экспедициях или летних экологических школах) взрослые гораздо легче переступают психологическую черту «обратного наставничества» - обучения и научения от собственных детей или школьников, а сам процесс обучения детьми взрослых становится органичнее и эффективнее (5). Виртуальный мир, столь привычный и, зачастую, гораздо более уютный и обжитой для современной молодежи, совершенно незнаком значительному проценту старшего поколения. Возможности человека (как биологического существа, так и психо-сенсорного феномена), многократно увеличенные разнообразнейшими и изощренными технологическими и техническими способами и устройствами, вполне естественны в понимании нынешнего школьника и студента, тогда как старшее поколение о существовании подобных возможностей, расширяющих сферу и познания и сознания, может вовсе не подозревать. Пожалуй, самый яркий пример «расширения» действительности демонстрирует нам сеть, феномен сетевого взаимодействия, когда молодое поколение большую часть своего времени проводит в чатах, на форумах и социальных сервисах типа «Вконтакте», «Facebook» или «Одноклассники». Явление сетевого общения и обмена информацией – по сути, слияние реальной действительности с виртуальными ее проявлениями – и, в итоге, формирование новой, «смешанной» реально-виртуальной действительности как данности, как неотъемлемого компонента жизни современного общества. Однако, этот феномен способен еще более увеличивать информационную пропасть между поколениями.


Современная педагогическая и образовательная системы руководствуются несколькими положениями, на основе которых и должен строиться весь педагогический процесс. Самым главным таким положением, принципом становиться утверждение о том, что обучение это не единовременный этап человеческой деятельности, который охватывает лишь определенный промежуток жизни(чаще всего детство и юношество), а постоянный, непрерывный акт адаптации и самореализации человека в социальной среде.

Для того чтобы быть успешным и реализовывать себя в карьере,в творчестве современный мир ставит человека в условия необходимости овладевать хотя бы базовыми знаниями о современных информационных технологиях и уметь применять их и использовать в любом виде деятельности.

Для детей процесс освоения новых технологий не вызывает больших затруднений, по той простой причине, что они растут и развиваются в среде, которая целиком и полностью пронизана информационной культурой. Освоение ими знаний об этой культуре и информационных технологиях является естественным процессом, который гармонично вливается в деятельность, направленную на развитие ребенка, и не вступает в разрез с их образом мышления и мировоззрением. Взрослый же человек, сталкиваясь с новым типом знания, новой реальностью испытывает затруднения, которые иногда приводят к не желанию двигаться дальше и совершенствоваться. Для того чтобы процесс обучения ИТ для взрослого человека не стал мучением и был эффективным, как говорит нам андрагогика, стоит учитывать особенности взрослого человека . Во-первых взрослый учащийся четко знает для чего ему нужно обучаться той или иной специальности или идти на те или иные курсы. Поэтому содержание обучения должно быть наполнено большим количеством практических занятий и наименьшим количество лекционного материала. Обучение должно быть прикладным, практически направленным и решать конкретные задачи. Например при изучении программ пакета Microsoft Office, лекционную часть стоит свести до минимума, рассказав коротко об особенностях каждой программы. После того как взрослые учащиеся будут иметь небольшое представление о всех программах поинтересоваться у них с какими программами они хотели бы ознакомиться, а о каких стоит лишь упомянуть. Тем самым мы ориентируемся на личные потребности обучающегося. И продолжать обучение уделив внимание практическим операциям.

Во-вторых стоит учитывать то, что взрослый человек воспитывался ....

Другим важным принципом обучения взрослого человека, является принцип индивидуализации обучения. Согласно ему обучающий, т.е. тьютор, должен ориентироваться на уровень подготовки, опыт, особенности психики и когнитивные возможности каждого учащегося. Это связано с тем, что при обучении детей стараются формировать группы примерно одного возраста, когда уровень знаний практически одинаков и преподаватель один может эффективно, без ущерба для знаний отдельного ученика справиться со всей группой. Соблюсти такое правило при наборе взрослых групп практически невозможно, если речь, кончено, не идет об обучении или повышении квалификации в сложившихся коллективах или группах. Индивидуализация обучения не означает, что каждый учащийся обучается индивидуально. Это лишь означает, то что учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений; оказывается индивидуальная помощь при выполнении общих заданий. Например, при проведении наших курсов, активно использовался так называемый индивидуальный подход. В аудитории, в которой проходили занятия, всегда присутствовало не менее 4 тьюторов, один из которых был спикером и направлял ход обучающей деятельности, а остальные были в роли индивидуальных тренеров(примерно один тьютор на 4-х обучающихся). Отмечу, что в группах так же наблюдался неорганизованный факт совместной деятельности, когда обучающиеся добровольно помогали друг-другу во время выполнения каких-либо заданий. Что имело под собой огромных педагогический эффект, как развитие коммуникации и доброжелательных отношений в самой группе, так и самостоятельно повторение и закрепление материала через обучение своего одногруппника.

Источники:

1. Ломтева Т.Н. Диссертация Андрогогические основы вузовского образования

2. http://conf.infosoc.ru/2010/thesis/PDF/111-115_Korchazhkina.pdf

Персональные инструменты
Инструменты