Малевич, Казимир Северинович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 2: Строка 2:
 
*11 (23) февраля 1878 родился в Киеве в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах).
 
*11 (23) февраля 1878 родился в Киеве в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах).
 
*В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.
 
*В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.
*В 1905 приехав  в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам). Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».  
+
*В 1905-приехав  в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой ("Точильщик" (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; "Лесоруб", 1912–1913, [http://www.abcgallery.com/M/malevich/malevich-2.html Городской музей, Амстердам]). Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска ("Англичанин в Москве", там же; "Авиатор", Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».
 +
* 1913г. - оформлением оперы "Победа над Солнцем" (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке).
 +
**1913г. - написан [[Малевич - "Квадратное время"|"Черный квадрат".]]
 +
**1915 г. - "Черный квадрат" впервые показанн на выставке «0, 10» (хранится в [http://www.tretyakovgallery.ru/ Третьяковской галерее]). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего.  
  
Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.
 
 
Жил в Москве и Ленинграде до 1918 г.
 
Жил в Москве и Ленинграде до 1918 г.
 
*1919-1922 работает и живет в Витебске. После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). В Витебске создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде "Мир как беспредметность") наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.
 
*1919-1922 работает и живет в Витебске. После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). В Витебске создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде "Мир как беспредметность") наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.
Строка 10: Строка 12:
 
* 1923 г. Москва. Малевич возглавил  Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).  
 
* 1923 г. Москва. Малевич возглавил  Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).  
 
* 1927 и 1930 - годы арестов. Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением. К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство. Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).  
 
* 1927 и 1930 - годы арестов. Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением. К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство. Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).  
*Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.
+
*15 мая 1935 - дата смерти, умер Малевич в Ленинграде .
  
  
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]

Текущая версия на 04:15, 14 апреля 2007

Русский художник, теоретик искусства и философ.

  • 11 (23) февраля 1878 родился в Киеве в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах).
  • В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.
  • В 1905-приехав в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой ("Точильщик" (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; "Лесоруб", 1912–1913, Городской музей, Амстердам). Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска ("Англичанин в Москве", там же; "Авиатор", Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».
  • 1913г. - оформлением оперы "Победа над Солнцем" (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке).
    • 1913г. - написан "Черный квадрат".
    • 1915 г. - "Черный квадрат" впервые показанн на выставке «0, 10» (хранится в Третьяковской галерее). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего.

Жил в Москве и Ленинграде до 1918 г.

  • 1919-1922 работает и живет в Витебске. После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). В Витебске создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде "Мир как беспредметность") наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста.

  • 1923 г. Москва. Малевич возглавил Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).
  • 1927 и 1930 - годы арестов. Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением. К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство. Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).
  • 15 мая 1935 - дата смерти, умер Малевич в Ленинграде .
Персональные инструменты
Инструменты