Прашкевич,Генадий Маркович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Биография

Геннадий Мартович Прашкевич родился 16 марта 1941 года в селе Пировское Енисейского района. Прозаик, поэт, переводчик, эссеист.

Окончил Томский университет с дипломом геолога. Участвовал в различных геологических и палеонтологических экспедициях (Урал, Кузбасс, Горная Шория, Якутия, Дальний Восток, Камчатка), работал в лаборатории вулканологии Сахалинского комплексного НИИ.

Первый дебют

В 1990-х годах возглавил литературный журнал "Проза Сибири". Как писатель-фантаст Геннадий Прашкевич дебютировал в 1957 году рассказом "Остров Туманов".

Геннадий Прашкевич сегодня

Сегодня он один из самых плодовитых и разносторонних авторов НФ, удачно работающий в различных ее жанрах и направлениях: детективная фантастика, социальная НФ, лирико-философская и сатирическая фантастика. Перу Г.Прашкевича принадлежат книги "Такое долгое возвращение" (1968), "Люди Огненного кольца" (1977), "Разворованное чудо" (1978), "Пять костров румбом" (1989), "Фальшивый подвиг" (1990), "Кот на дереве" (1991), "Великий Краббен" (2002). Большую популярность приобрел цикл "Записки промышленного шпиона" (1992), "Шпион против алхимиков" (1994). С не меньшим успехом он работает и в других областях: Г.Прашкевич - автор стихотворных книг ("Посвящения", 1992; "Спор с дьяволом", 1996), детективных и исторических произведений, очерков о поэтах и ученых, мемуаристики; перевел и издал книгу корейского поэта Ким Цын Сона и антологию болгарской лирики "Поэзия меридиана роз" (1982). Член международного ПЕН-клуба. Лауреат премии "Аэлита".

Премии Геннадия Марковича Прашкевича

ВИВАТ!: "МАЛЫЙ БЕДЕКЕР ПО НФ", или Повесть о многих превосходных премиях Ни много ни мало - шесть премий в этом году получил новосибирский писатель Геннадий Прашкевич! Последнюю из них - премию "Странник" - ему вручили в конце сентября на VIII Конгрессе фантастов России в Санкт-Петербурге. "Виной" такому успеху Геннадия Мартовича послужила публикация его литературных мемуаров в журнале "Если". "Малый бедекер по НФ, или Повесть о многих превосходных вещах" (НФ - научная фантастика, бедекер - путеводитель) снял пенки со всех мыслимых в пространстве бывшего Союза литературных премий этого года. Итак, все по порядку. Первой в этом году Геннадий Мартович удостоился Киевской общелитературной премии "Спираль веков". Затем был приз читательских симпатий журнала "Если", весьма котируемый в среде фантастов. Далее последовала знаменитая "Бронзовая улитка", учрежденная Стругацкими и выдаваемая младшим из братьев - Борисом Натановичем - собственноручно. Главная премия отечественной фантастики - АБС-премия со статусом международной и имени братьев Стругацких - была предпоследней. Наконец, Прашкевича настиг и вышеозначенный "Странник". (Кстати говоря, с двумя последними новосибирский писатель обошел мэтра отечественной фантастики, одного из знаменитых братьев). Надо сказать, что Геннадия Мартовича сочли нужным отметить и на местном уровне - ему была присуждена губернаторская премия, которую писатель получил из рук Виктора Толоконского за популяризаторскую деятельность, а именно - написание книг из серии "самых замечательных" - о поэтах и ученых.

Надо сказать, что Геннадий Мартович дружил и дружит со многими отечественными, и не только, авторами, что и послужило материалом для написания "Малого Бедекера по НФ". Пока обильно омытый "звездным" дождем "Бедекер" можно прочесть в журнале "Если". Однако, по словам Прашкевича, мемуары уже набираются отдельной книгой в одном из питерских издательств.


Важные беседы

Как всякий писатель, Геннадий Мартович любит коллекционировать всякие истории, превращая их в притчи. К примеру, на одном из последних съездов фантастов в Екатеринбурге Геннадий Прашкевич поинтересовался у мэтра мировой фантастики Роберта Шекли: почему с Россией все ЭТО случилось? - И Шекли, никогда прежде не бывавший в России, ответил: "Вас погубила мания преследования. Когда вы создали советскую систему, первое, что вы себе придумали, - это то, что вас все хотят уничтожить. Стали строить ядерный щит, производить чистки, искать шпионов, бросили все свои силы на самоуничтожение. В итоге страна рухнула". Я пытался сопротивляться: но были же какие-то объективные причины… А он засмеялся: возьмите, Геннадий, в руки атлас и посмотрите, в какой климатической зоне вы находитесь. И вы увидите, что в основном это тундра, тайга и лесостепи. Думаете, кто-то хочет прийти и захватить ваши земли? Это все равно, как если бы грешники в аду сидели в своих котлах и боялись десанта, который сейчас высадится и захватит их территорию… Конечно, это преувеличение, но это взгляд фантаста на историю. И по-моему, оригинальный… Кстати говоря, на питерском Конгрессе фантастов американцу Роберту Шекли, начинавшему еще во времена Клиффорда Саймака, Рея Брэдбери и Айзека Азимова, носящему звание "Паладина фантастики", присудили новое - "Пришедший издалека". Сам Геннадий Мартович, автор судьбоносного для России вопроса к Шекли, признается, что не любит говорить на политические темы, и утверждает, что настоящий писатель может творить в любое время. Весь вопрос только в том, куда - в стол или на стол. Сам Прашкевич в советские времена мог быть в опале за начальную строчку своего произведения: "Наш серп не молод…". Но, по его же утверждению, в свое время старший из Стругацких, друг и товарищ Прашкевича, Аркадий Натанович подарил ему "золотой принцип": если уничтожили твою книгу - иди и пиши новую, но никогда не борись за то, чтобы издали ту - уничтоженную, пока же ты пишешь, цензуру отменят, директора издательства снимут, а режим рухнет…". Замечание оказалось прозорливым, и в 90-е годы Прашкевич стал одним из самых читаемых фантастов…

Персональные инструменты
Инструменты