Тренинг для тьюторов педвузов-2004, Омск
C 25 по 28 января 2004 года в Омском государственном педагогическом университете прошёл Общепрограммный тренинг для тьюторов педвузов программы “Обучение для будущего”. Основные вопросы тренинга – самостоятельная исследовательская деятельность учащихся (ведущие А.В.Леонтович и А.С.Саввичев, Москва) и проектная методика обучения (ведущие М.И.Рагулина и Д.Г.Переверзева, Омск). На тренинг в Омск съехались преподаватели из разных городов России.--Е.Н.Ястребцева 05:15, 18 ноября 2011 (MSK)
Нашла у себя на старом компьютере текст интервью "Подключись к будущему!", подготовленный Натальей Завьяловой. А вот, где было опубликовано - точно не помню. Поскольку это - самое начало шествия Программы по стране, это - первые представления участников о том, что это за программа, и что в ней является наиболее важным, решила разместить материал здесь--Е.Н.Ястребцева 05:15, 18 ноября 2011 (MSK)
Интервью "Подключись к будущему!"
...Наталья Геннадьевна Носарева (Ростов) откликнулась на приглашение организаторов тренинга и приехала в Омск, чтобы подробнее познакомиться с принципами оформления студенческих исследовательских работ, а также пообщаться с преподавателями из других педвузов, поделиться опытом. Андрей Кувакин (Ярославль) видит ценность этого тренинга в отработке методики практической организации работы студентов, во-первых, и в общении с коллегами, во-вторых. К тому же, по словам Андрея, те вопросы, возникающие у тьюторов в процессе их работы со слушателями курсов, которые решались удалённо, здесь можно задать непосредственно организаторам программы. С сентября 2003 года в одном только Ярославском педвузе были подготовлены 120 выпускников программы “Обучение для будущего”. За время действия программы в Омске подготовлены более 2000 выпускников. Курсы набирают силу, а значит, тьюторам нужно постоянно учиться и совершенствовать методику обучения. Артём Соловьёв (Тула) и Вероника Рокосей (Благовещенск), приехавшие с разных концов страны, едины во мнении: подобные встречи необходимы, они помогают в организации работы тьюторов, знакомят с тенденциями в развитии программы, дают бесценный опыт взаимодействия с преподавателями из других городов.
Собственно тренинг проходил в форме деловой игры: вся аудитория была разделена на команды, которым присваивалась своя “фамилия”. Для всех групп была заявлена одна творческая тема – например, “Тяжёлые металлы в грибах”, – но каждая работала в своём научно-исследовательском жанре. По словам одного из ведущих, А.С.Саввичева, главное в любом жанре – в равной степени в экспериментальном или описательном – это “выход на объективность”. Жанры групповых исследований подавались с различной “степенью строгости”, и поэтому на коллективном обсуждении можно было услышать как сугубо методические вопросы к команде, представлявшей собственный проект, так и вопросы курьёзные, позволявшие участникам вспомнить, что они всё-таки играют: “Возможно ли завершить ваши исследования при жизни?”
Мы побеседовали с ведущими и организаторами акции=
А.В.Леонтович, канд. псих. наук (Москва).
- – Расскажите, пожалуйста, о цели тренинга.
- – Это тренинг для тьюторов – руководителей курсов для студентов и учителей по программе “Обучение для будущего”, инициатором и спонсором которой является корпорация Intel; тренинг подготовлен её московским представительством. Это международная программа, которая направлена на массовое обучение учителей школ организации проектных методик в работе с учщимися. Программа для каждой страны имеет свою специфику. Московское представительство Intel считает, что одним из главных фокусов проектных методик должно быть развитие исследовательских позиций, исследовательского мышления у ребят. Поэтому уделяется довольно большое внимание методике исследовательского подхода, методическим средствам исследовательской работы и определению круга тематики тех задач, которые можно с ребятами выполнять в школе. Недоработки существуют прежде всего в том, что под проектным методом каждый понимает разные вещи: тут мешаются исследовательская, проектная работа и какие-то PR-, социальные проекты, которые реализуются в школах. И вообще это связано с тем, что в советское время школа была очень сильно стандартизирована; потом, в 90-х годах была дана свобода, а без традиций, без культуры такая индивидуальная проектная работа с учащимися, какая существовала во многих западных странах, невозможна. Поэтому из-за совершенно разных пониманий, что такое проектная деятельность, возникло очень много методической шелухи. Сейчас идёт процесс приведения программы в соответствие с мнением классиков о проектном методе.
- – Вы опираетесь в основном на западный опыт или ищете что-то новое в “нашем” старом?
- – Как на Западе, так и у нас существовали проектные школы, очень неплохие. Это Шацкий (ещё до революции), который на Красной Пресне создавал такие мастерские или кружки; в нашем понимании, по проектной методике; Макаренко, конечно; Лернер развивал проблемное обучение в рамках проектного метода уже в послевоенное время. Традиции есть, и они в большей мере опираются на российскую почву. То, что существует на Западе, – сильно упрощено и стандартизировано. Стремление включить исследовательский блок в программу “Обучение для будущего” связано с желанием московского представительства Интел внести в этот метод российскую специфику.
А.С.Саввичев, канд. биол. наук (Москва)
- – В чём Вы видите цель тренинга?
- – У меня достаточно простая цель: это привлечение к исследованию как методу широкого круга наших педагогов – как работающих в вузах, так и работающих со школьниками.
- – Вы предлагаете свой, авторский проект?
- – Конечно, авторский, – с одной стороны. С другой стороны, мы его создали не на пустом месте.
- – На чьи работы вы опирались?
- – Прежде всего это классическая русская и советская научная школа. Для меня лично это ближе, чем школа педагогическая, – на тех учёных, русских и советских, которых мы хорошо знаем, фамилии которых хорошо известны: В.И.Вернадский, С.Н.Виноградский. Ну и, наверное, сошлюсь ещё на тех учёных, которые близки для нашего коллектива: это П.Г.Щедровицкий, Н.Г.Алексеев. Мы считаем, что в том, чем мы сейчас в педагогике занимаемся, Никита Глебович Алексеев является для нас наиболее близким. Это один из членов той небольшой группы методологов, которую Щедровицкий в своё время основал; он был одним из равных.
А.С.Саввичев
- – Как Вы чувствовали отдачу аудитории?
- – Наверное, вы сами заметили, что мне понравилось, как я выступил. И в данном случае это не от нескромности, а потому, что я чувствовал заинтересованность аудитории: я видел, как меня слушали, и это давало силы, чтобы выступать.
- – От города к городу есть какие-то изменения в структуре и содержании тренинга?
- – Конечно. Поскольку это всё ещё недавно началось, то есть мы ещё не “состарились”, отношение у нас самих к тренингу живое. Пока интересно самим, наверное, это интересно и другим.
- – Вы не считаете, что у нас в стране была мощная методологическая школа и хороший рывок в этом направлении, который пошёл от Щедровицкого? А то, что выходит сейчас – тренинги, игры, – это всё копируется с западных образцов, не всегда лучших?
- – Я считаю, что в ваших опасениях довольно много правды, я солидаризируюсь с вами.
- – У Вас есть цель выдвинуться из этой ситуации, выйти на тот уровень, которого мы достойны?
- – Да, конечно. И я уже ответил на ваш вопрос: надо брать больше от лидеров отечественных – российских и советских – научных школ. Не надо это забывать и не надо этого бояться – “излишнего” почитания отечественной науки. Из нашей страны за несколько веков вышло так много талантливых учёных, и это не квасной патриотизм, поверьте мне!
Е.Н.Ястребцева, менеджер программы Intel (Москва).
- – Почему для проведения данного семинара был избран Омский педагогический?
- – Странный вопрос! Омский педагогический вуз благодаря своему сильному педагогическому коллективу, благодаря Михаилу Павловичу Лапчику, имеет общероссийскую значимость в процессе информатизации нашей страны. Даже вопросов не возникло у менеджеров программы, где проводить тренинг для тьюторов педагогических вузов. Конечно, это Омск, это Омский педагогический вуз. Мы на него равняемся, и в своей программе на первых этапах мы равнялись на него, потому что, как вам, наверное, известно, одни из лучших преподавателей, лучших учителей, которые обучались по программе Intel, – это учителя, подготовленные на базе Омского центра Intel.
- – Очень приятно это слышать. В чём Вы видите перспективу, куда будет дальше двигаться программа?
- – Любая программа, поддержанная деньгами из-за рубежа, – а программа “Обучение для будущего” поддержана зарубежными деньгами, – имеет своё начало и имеет свой конец. Это просто некое благотворительное вливание для того, чтобы сдвинуть с места какой-то процесс. Этим характеризовались 90-е годы, когда все Интернет-программы поддерживались только зарубежными организациями. Слава богу, теперь российский бизнес поддерживает это направление, государство наконец начало развивать программы, связанные с Интернет-образованием и с интернетизацией наших школ. На самом деле программа Intel, по моим внутренним ощущениям – по тому темпу, который сейчас эта программа набрала, – думаю, ещё два года – железно! – будет проходить в России.
- – Будут ли в неё внесены какие-либо изменения?
- – Программа постоянно видоизменяется. На первом этапе был написан учебник авторами Федерации Интернет-образования; он был переведён и локализован в системе тех представлений, которые существовали на 2001 год. В 2002 году совершенно изменились представления, как должна реализовываться эта программа, потому что мы проводили постоянную экспертизу, мы задавали вопросы, проверяли на выходе наших слушателей и на основе всего этого мы кардинально переделали учебник. Основание в новый учебник заложили наши методические разработки – проектной методики и исследовательской методики. Не зря на нашем тренинге присутствовали российские специалисты: А.В.Леонтович, который давно и довольно успешно занимается проблемами исследовательской деятельности школьников, а также преподаватели вашего педагогического вуза, которые работают по проектным методикам. Поэтому лучшее, что было создано в России, было положено в основу второго учебника и согласовано с американскими авторами – психологами и педагогами. Они утвердили ту логику и те материалы, которые мы разместили в этом учебнике, и по новой его версии мы работаем гораздо более успешно. Но это не говорит о том, что данная версия и будет последней. Потому что мы всё время работаем с экспертами, всё время отслеживаем мнения и следим за новыми тенденциями в образовании для того, чтобы корректировать наш учебник. Думаю, к концу 2004 года мы уже будем говорить о дистанционной поддержке программы.