Проектная работа учеников 11-Б класса лицея №17 города Костромы Герои и кумиры 20-ого века Эрнесто Че Гевара

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Авторы проекта

Ученики 11 «Б» класса, МОУ Лицея № 17, г. Костромы:

Асминина Анна Викторовна

Кададов Роман Игоревич (Участник не зарегистрирован)

Цель работы

Цель нашей работы - изучение жизни и деятельности латиноамериканского революционера, команданте Кубинской революции 1959 года, кубинского государственного деятеля Эрнесто Че Гевара,узнать ценность его личного опыта и понять почему же данная проблема актуальна сейчас.


Историография

Изучением биографии этой личности занимались многие исследователи. О Че Гевара написаны сотни книг и тысячи статей на многих языках мира. Одними из первых публикаций в нашей стране были: книга И. Лаврецкого «Эрнесто Че Гевара» в серии «Жизнь замечательных людей», вышедшая в 1972 году. Книга рассказывает о жизненном пути революционера-интернационалиста. Че Гевара, один из вождей кубинской революции. Кроме того, в издании приводится список основных дат жизни и деятельности вождя. Русский перевод книги публицистов из Германии Х. Гросса и К. Вольфа под названием «Че: Мои мечты не знают границ», вышедший в 1984 году. Документальная повесть рассказывает о яркой жизни одного из самых интереснейших политических деятелей нашего времени. Написанная на основе обширного нового фактического материала, она повествует о героической борьбе Че Гевары за дело революции и отметает неверные представления о нем. Мы хотели бы сделать вывод, что сегодня создано великое множество книг, диссертаций, рефератов и других научных материалов об Эрнесто Че Гевара. Это говорит о его значимости в истории, его актуальности и в наши дни: о нем идут споры, высказываются разные точки зрения, а это говорит о том, что он оставил след в истории своей и не только страны.


Знакомство с личностью Эрнесто Че Гевара

Эрнесто Че Гевара
Эрнесто Гевара родился 14 июня 1928 года в аргентинском городе Росарио, в семье архитектора ирландского происхождения Эрнесто Гевары Линча.
Эрнесто Гевара 1 год
Помимо него, в семье было ещё четверо детей.

В возрасте двух лет, 2 мая 1930 года, пережил первый приступ бронхиальной астмы — эта болезнь преследовала его до конца жизни. Для восстановления здоровья малыша семья переселилась в провинцию Кордоба — местность с более здоровым горным климатом. Продав поместье, семья приобрела «Виллу Нидию» в местечке Альта-Грасия, на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Первые два года Эрнесто не мог посещать школу и учился на дому, поскольку страдал ежедневными приступами астмы. После этого он прошёл с перерывами (из-за состояния здоровья) обучение в средней школе в Альта-Грасии. В тринадцатилетнем возрасте Эрнесто поступил в принадлежащий государству колледж имени Деан-Фунеса в Кордове, который он закончил в 1945 году, поступив затем на медицинский факультет университета Буэнос-Айреса. «Надо поскорее начать зарабатывать» - так он объяснил свой выбор. Стоит заметить, что в то время медицина в Аргентине являлась делом надежным и прибыльным. «Поскорее» («мас рапидо») – это было его любимое слово. Читать Эрнесто научился довольно рано – в четыре года. У его родителей была неплохая библиотека, и любознательный мальчик читал все подряд. В 16–17 лет он заинтересовался произведениями Маркса, Энгельса, Ленина. Такие произведения классиков марксизма-ленинизма, как «Капитал», «Манифест коммунистической партии», «Государство и революция», «Империализм, как высшая стадия капитализма» и другие, с юных лет формируют политические и революционные взгляды Че. С юных лет Эрнесто писал стихи, но декламировать их стеснялся. Те немногие стихотворные строки, которые до нас дошли, говорят о том, что в Эрнесто жила поэтическая душа. У Гевара была врождённая страсть к путешествиям. Уже после поступления он некоторое время работал матросом на аргентинском грузовом судне, побывав, в частности на острове Тринидад, а несколько позднее совершил путешествие на мопеде по Аргентине. В 1952 году он вместе со своим другом Альберто Гранадо в течение примерно полугода путешествовал по Южной и Центральной Америке - на мотоцикле, на плоту по Амазонке, автостопом и другими способами. Именно во время этого путешествия у Гевары начали формироваться идеи о необходимости социальных изменений для улучшения жизни простых людей. В 1954 году Эрнесто принимал активное участие в Гватемальской революции, которая стала для него важной политической школой и оставила глубокий след в его жизни. В Гватемале Эрнесто увидел, что Центральная Америка еще больше стала подчиняться США. Это усилило его ненависть к капитализму, как и его стремление, участвовать в революции. Он чертил схемы, составлял планы и вербовал сторонников, чем, несомненно, привлек внимание посольства США. Несмотря на энтузиазм, все старания Че оказались тщетными. После поражения Гватемальской революции Эрнесто пришлось уехать в Мексику, где стал работать врачом в столичном институте кардиологии.


Эрнесто Че Гевара и Фидель Кастро

В июле 1955 года он познакомился с Фиделем Кастро, будучи уже состоявшимся как личность – коммунистом, революционером и ярым противником капитализма и геноцида. Эта встреча надолго связала судьбу Че с Кубой. С этого времени начинается новая глава в его жизни – активное участие в революционно-освободительной борьбе кубинского народа против диктаторского режима Батисты. В тренировочном лагере под Мехико Эрнесто изучал военное дело. Полиция арестовала будущего повстанца. Единственным документом, найденным у Че, оказалась неизвестно как попавшая в карман справка о посещений курсов русского языка. Выбравшись из тюрьмы, Че едва не опоздал на борт "Гранмы". Среди примерно ста повстанцев Эрнесто был единственным иностранцем. После недельного плавания яхта пришвартовалась у юго-восточной оконечности Кубы, но в момент высадки десант встретила засада. Часть повстанцев была убита, кого-то взяли в плен, Че ранили. Оставшиеся укрылись в лесистых горах Сьерра-Маэстры и начали 25-месячную борьбу. Через полгода партизанской борьбы Че Гевара уже обладал среди повстанцев непререкаемым авторитетом благодаря личному мужеству, таланту командира, искусству врача и умению подбодрить своих товарищей собственным примером. Ему было присвоено высшее среди революционеров воинское звание «команданте» (в армиях испаноязычных стран соответствует званию майора), в котором он командовал одним из основных отрядов повстанцев. В итоге Че Гевара сыграл одну из решающих ролей в победе Кубинской революции 1959 года.


Политические взгляды Че Гевара

Че Гевара было присуще острое политическое осознание того, что было поставлено на карту, необычайно ясное понимание реалий международного положения, отмеченного конфликтом-партнерством супердержав и историческим испытанием вьетнамской войны. Его решения носили политический характер, отражали полное единство мысли и действий, редко встречающееся у революционеров. Че призывал к действиям – «Социалистическая революция или карикатура на революцию», новое общество и человечество не построить, сохранив прежние нравы, методы, властные отношения, восприятие труда. Нужно до основания перестроить общественные отношения во всех сферах, в том числе в повседневной жизни. В работе «Социализм и человек на Кубе» Че критикует официальную концепцию, господствующую в социалистических странах, призывая обновить теорию, преодолеть догматизм, отвергнуть давящую тяжким грузом государственную ортодоксию.

Эрнесто че гевара взгляды.jpg

Геваризм

Геваризм — общее название философских и практических концепций марксистской теории, интерпретированных, предложенных и развитых аргентинско-кубинским революционером Эрнесто Геварой. Геваризм содержал в себе последовательное развитие ленинизма, специфическую интерпретацию экзистенциализма и, в практической области, развитие маоистской концепции партизанской войны. Геваризм, хотя и не ставший из-за гибели Че Гевары целостной системой, был воспринят и включен одной из составных частей в теорию новых левых.

Поддерживаемая политическая точка зрения

Чтобы сражаться за другую страну и за другой народ, нужна веская причина. И она у него была — его идеология. Для Че Гевары коммунизм не означал «политический строй», он был синонимом слова «свобода». И цель своей жизни он видел в этой свободе, свободе для всех.

Труды Че Гевара

Эрнесто Гевара написал книги по тактике партизанской войны, об эпизодах революционной войны на Кубе, о социализме и человеке на Кубе. Ему принадлежат такие труды как: «Экономические воззрения», «Боливийский дневник», «Партизанская война». Написанное им в конце жизни, в частности, его знаменитое послание «Триконтиненталю» 1967 г. – это простые, почти банальные вещи. Но многими, называвшими себя революционерами и считавшими себя хранителями революционного наследия, но ничего не делавшими для революции, они были восприняты как вызов. «Долг каждого революционера – делать революцию», - эта короткая, такая ясная фраза тоже обвиняет все так называемых революционеров, которые не только приспосабливаются к сложившемуся положению, но и препятствуют борьбе народов за свободу.


Деятельность Эрнесто Че Гевара

Эрнесто интересовало революционное движение во всем мире, и он стремился всегда быть в центре событий. Его ничто не страшило. Для этого он посетил Алжир и выступал там на конференции Организации Афро-Азиатской Солидарности, побывал на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, инициировал Конференцию Трех Континентов для реализации своей программы революционной, освободительной и партизанской кооперации в Азии, Африке и Латинской Америке. Наиболее успешной революционной тактикой Че считал синтез кубинского и вьетнамского типов партизанского движения.
Выступление Че Гевары с трибуны ООН
Основными действиями Че в первый период было создание тыловых баз во время революционной войны, проведение частичной аграрной реформы на подконтрольных территориях. После победы революции Че был назначен заведующим индустриальным отделом Института аграрной реформы. В 1960 году проводится массовая национализация иностранных предприятий и латифундий (хотя аграрная реформа началась еще в 1959 году, до назначения Че, но, несомненно, активные мероприятия начались именно с 1960 года). В этом же году Че Гевара отправился с дипломатическими визитами в СССР, КНР и КНДР. Эти встречи закончились подписанием в Москве 18 декабря экономических соглашений между Кубой и всеми странами «реального социализма». В этот период Че еще не выступает как теоретик, предпочитая практические действия теории. Даже в своем «Сообщении о поездке в социалистические страны» (телевизионное выступление 6 января 1961 года) он только перечисляет достигнутые результаты, сообщает о подписанных соглашениях, не проводя сколь бы то ни было существенного теоретического осмысления. Он говорит только о том, что все страны соцлагеря согласились оказать помощь, не имеющую для них экономической выгоды.

Во внутриэкономической политике он проводит следующие меры, направленные на стабилизацию положения в стране:

1) приостановил оплату предъявляемых государству счетов;

2) ограничил объем песо на доллары (учитывая усиливающийся поток эмиграции в США, страна несла большие валютные потери);

3) вбросил в оборот новую массу песо.

В чьих интересах действовал

Эрнесто Гевара всегда считал, что его место в строю тех, кто борется за счастье обездоленных, униженных и оскорбленных, за восстановление попранных прав любого народа. Че не создал законченной концепции социалистической демократии, но отстаивал принципы свободы дискуссий в революционном лагере, уважения к разнообразию точек зрения. Революционность. В течение десятилетий марксизм в Латинской Америке служил оправданию реформистской политике подчинения рабочего движения так называемой «национальной буржуазии». В работах и выступлениях Че в период с 1959г. до гибели ставится одна центральная, конкретная и насущная цель: революционное преобразование общества. Он сознавал, что социалистическая революция - дело не только авангарда, без которого не обойтись, но и широких народных масс: «Историю делают массы, как сознательная совокупность личностей, борющихся за одно дело,за то, чтобы покинуть царство необходимости и войти в царство свободы». Гуманизм. Прочтение Маркса Че Геварой глубоко отличается от структуралистской догмы о «теоретическом антигуманизме», которая была широко распространена в Латинской Америке в 1960-70 гг. Конкретным, активным проявлением гуманизма является интернационализм. В беседе с молодыми коммунистами в 1962г. Гевара отмечает, что революционер должен «постоянно ставить перед собой проблемы человечества как личные проблемы», «страдать, когда в каком-нибудь уголке мира убивают человека, и воодушевляться, когда в каком-либо уголке мира поднимают еще одно знамя борьбы за свободу». Если оставить в стороне тактические и даже стратегические ошибки Че, то его личное участие в революциях в Кубе и Боливии, где он не щадил своей жизни, было воплощением этих слов в действии.

Че Гевара как государственный деятель

На карте мира отображены в красный цвет те страны, где жил или которые посещал Че Гевара. Три страны в зелёном цвете — там он участвовал в революции.

Че Гевара полагал, что может рассчитывать на неограниченную экономическую помощь «братских» стран. Че, будучи министром революционного правительства, извлёк урок из конфликтов с братскими странами социалистического лагеря. Ведя переговоры об оказании поддержки, экономическом и военном сотрудничестве, обсуждая международную политику с китайскими и советскими руководителями, он пришёл к неожиданному выводу и имел мужество высказаться публично в своём знаменитом алжирском выступлении. Это была настоящая обвинительная речь против неинтернационалистической политики социалистических стран. Он упрекал их в навязывании беднейшим странам условий товарообмена, подобных тем, какие диктует империализм на мировом рынке, а также в отказе от безусловной поддержки, военной в том числе, в отказе от борьбы за национальное освобождение, в частности, в Конго и во Вьетнаме. Че прекрасно знал знаменитое уравнение Энгельса: чем менее развита экономика, тем больше роль насилия в становлении новой формации. Если в начале 1950-х он шутливо подписывается под письмами «Сталин II», то после победы революции вынужден доказывать: «На Кубе нет условий для становления сталинской системы». Позже Че Гевара скажет: «После революции работу делают не революционеры. Её делают технократы и бюрократы. А они — контрреволюционеры». Близко знавшая Гевару сестра Фиделя и Рауля Кастро Хуанита, впоследствии уехавшая в США, написала о нём в биографической книге «Фидель и Рауль, мои братья. Тайная история»: «Для него не имели значения ни суд, ни следствие. Он сразу начинал расстреливать, потому что был человеком без сердца».

Кубинская революция

В результате государственного переворота 10 марта 1952 года к власти на Кубе пришёл Фульхенсио Батиста, который установил в стране военно-полицейскую диктатуру. Переворот вызвал недовольство в среде прогрессивно настроенной молодёжи, наиболее радикальную группу которой возглавил молодой адвокат и начинающий политический деятель Фидель Кастро.

Первые дни

«Гранма» прибыла к берегам Кубы только 2 декабря 1956 года в районе Лас Колорадас (Куба) провинции Ориенте, тут же сев на мель. На воду была спущена шлюпка, но она затонула. Группа из 82 человек до берега добиралась вброд, по плечи в воде; на сушу удалось вынести оружие и небольшое количество еды. На место высадки, которое Рауль Кастро впоследствии сравнивал с «кораблекрушением», устремились катера и самолеты подчиненных Батисте подразделений, и группа Фиделя Кастро попала под обстрел. Их поджидали 35 000 вооружённых солдат, танки, 15 судов береговой охраны, 10 военных кораблей, 78 истребителей и транспортных самолётов. Группа продолжительное время пробиралась по заболоченному побережью, представляющему собой мангровые заросли. В ночь на 5 декабря революционеры шли по плантации сахарного тростника, к утру сделав привал на территории сентраля (сахарный завод вместе с плантацией) в местности Алегрия-де-Пио (Святая радость). Че, будучи врачом отряда, перевязывал товарищей, поскольку у них были стерты ноги от трудного похода в неудобной обуви, сделав последнюю перевязку бойцу отряда Умберто Ламоте. В середине дня в небе появились самолеты противника. Под огнем неприятеля в бою погибли половина бойцов отряда и приблизительно 20 человек попали в плен. На следующий день оставшиеся в живых собрались в хижине недалеко от Сьерра-Маэстры. Фидель сказал: «Враг нанес нам поражение, но не сумел нас уничтожить. Мы будем сражаться и выиграем эту войну». Гуахиро — крестьяне Кубы дружелюбно принимали участников отряда и укрывали их в своих домах. «Где-нибудь в лесу, долгими ночами (с заходом солнца начиналось наше бездействие) строили мы дерзкие планы. Мечтали о сражениях, крупных операциях, о победе. Это были счастливые часы. Вместе со всеми я наслаждался впервые в моей жизни сигарами, которые научился курить, чтобы отгонять назойливых комаров. С тех пор въелся в меня аромат кубинского табака. И кружилась голова, то ли от крепкой „гаваны“, то ли от дерзости наших планов — один отчаяннее другого.» (Эрнесто Че Гевара)

Сьерра- Маэстра

Эрнесто Че Гевара на муле в горах Сьерра-Маэстра

Фидель и участники экспедиции на Гранма, а также Че, не были знакомы с этой местностью. 22 января 1957 года при Арройо-де-Инфьерно (Адский ручей) отряд нанёс поражение отряду каскитос (солдаты Батисты) Санчеса Москера. Пять каскитос были убиты, отряд не понёс потерь. В феврале Че свалил приступ малярии и затем новый приступ астмы. Во время одной из стычек крестьянин Креспо, взвалив Че себе на спину, вынес его из-под неприятельского огня, поскольку Че не мог передвигаться самостоятельно. Че был оставлен в доме фермера с сопровождающим бойцом и смог преодолеть один из переходов, держась за стволы деревьев и опираясь на приклад ружья, за десять дней, при помощи адреналина, который фермер сумел раздобыть. В горах Сьерра-Маэстра Че, страдавший от астмы, периодически отлеживался в крестьянских хижинах, чтобы не задерживать движение колонны. Его часто видели с книгой или с блокнотом в руках.

Я помню, у него было много книг. Он много читал. Он не терял ни минуты. Часто он жертвовал сном, чтобы почитать или сделать запись в дневнике. Если он вставал с зарей, он принимался за чтение. Часто он читал ночью при свете костра. У него было очень хорошее зрение. (Марсиаль Ороско, капитан)

Я не понимаю, как он мог ходить, болезнь его то и дело душила. Однако он шел по горам с вещевым мешком за спиной, с оружием, с полным снаряжением, как самый выносливый боец. Воля у него, конечно, была железная, но еще большей была преданность идеям — вот что придавало ему силы. (Антонио, капитан)

Участник отряда Рафаэль Чао утверждал, что Че ни на кого не кричал, и не допускал издевок, но часто употреблял в разговоре крепкие слова и бывал очень резок, «когда нужно». «Я не знал менее эгоистичного человека. Если у него бывал всего один клубень бониато, он готов был отдать его товарищам». На протяжении войны Че вёл дневник, который послужил основой для его известной книги «Эпизоды революционной войны». Со временем отряду удалось установить связь с организацией «Движение 26 июля» в Сантьяго и Гаване. Место расположения отряда в горах посещали активисты и руководители подполья: Франк Паис, Армандо Харт, Вильма Эспин, Аиде Санта-Мария, Селия Санчес, было налажено снабжение отряда. С целью опровергнуть сообщения Батисты о разгроме «разбойников» — «форахидос», Фидель Кастро отправил в Гавану Фаустино Переса, с поручением доставить иностранного журналиста. В расположение отряда 17 февраля 1957 года прибыл Герберт Мэтьюз, корреспондент газеты «Нью-Йорк Таймс». Он встретился с Фиделем и через неделю опубликовал репортаж с фотографиями Фиделя и бойцов отряда. В этом репортаже он писал: «Судя по всему, у генерала Батисты нет оснований надеяться подавить восстание Кастро. Он может рассчитывать только на то, что одна из колонн солдат невзначай набредет на юного вождя и его штаб и уничтожит их, но это вряд ли случится…» 13 марта 1957 года в Гаване студенческая организация «Революционный директорат 13 марта» подняла неудачное восстание, пытаясь захватить радиостанцию, университет и президентский дворец. Большинство восставших погибли в бою с армией и полицией. В середине марта Франк Паис отправил в отряд Кастро подкрепление из 50 добровольцев под командованием подпольщика Хорхе Сотуса из Сантьяго, который принимал участие в восстании 30 ноября. Их привёз на грузовиках Уберто Матос — хозяин рисовой плантации. Сотус и Матос были антикоммунистами и впоследствии были осуждены ревтрибуналом на длительное тюремное заключение (Сотус сбежал в США и погиб от разорвавшейся мины при подготовке диверсии против коммунистической Кубы). Пополнение состояло из горожан, которые не были привычны к длительным перемещениям по горной местности. Было принято решение приступить к их тренировкам. К отряду барбудос («бородачи», отпустившие бороду из-за походной жизни и отсутствия бритв) Фиделя присоединялись добровольцы различных политических взглядов, а средства, медикаменты и оружие доставляли зарубежные кубинские эмигранты.

Бой при Уверо

Че гевара.jpg

В мае 1957 года планировалось прибытие из США (Майами) судна «Коринфия» с подкреплением во главе с Каликсто Санчесом. Чтобы отвлечь внимание от их высадки, Фидель отдал приказ штурмовать казарму в селении Уверо, в 50 км от Сантьяго. Дополнительно это открывало возможность выхода из Сьерра-Маэстры в долину провинции Ориенте. Че принимал участие в бою за Уверо и описал его в «Эпизодах революционной войны». 27 мая 1957 г. был собран штаб, где Фидель объявил о предстоящем бое. Начав поход вечером, за ночь прошли около 16 километров по горной извилистой дороге, затратив на путь около восьми часов, часто останавливаясь ради предосторожности, особенно в опасных районах. Проводником был Кальдеро, который хорошо ориентировался в районе казармы Уверо и подходах к селению. Деревянная казарма располагалась на берегу моря, её охраняли посты. Было решено окружить её в темноте с трёх сторон. Группа Хорхе Сотуса и Гильермо Гарсии атаковала пост на прибрежной дороге из Пеладеро. Альмейде поручили ликвидировать пост напротив высоты. Фидель расположился в районе высоты, а взвод Рауля атаковал казармы с фронта. Че было отведено направление между ними. Камило Сьенфуэгос и Амейхейрас в темноте потеряли направление. Задачу нападения облегчало наличие кустарника, однако противник заметил наступавших и открыл огонь. Взвод Крессенсио Переса не участвовал в штурме, охраняя дорогу на Чивирико, чтобы блокировать подход подкреплений противника. Во время нападения было запрещено стрелять в жилые помещения, где находились женщины и дети. Раненым каскитос оказывали первую помощь, оставили двух своих тяжелораненых на попечение врача гарнизона противника. Нагрузив грузовик со снаряжением и медикаментами, отправились в горы. Че указывал, что от первого выстрела до захвата казармы прошло два часа сорок пять минут. Наступающие потеряли убитыми и ранеными 15 человек, а противник — 19 человек ранеными и 14 убитыми. Победа укрепила боевой дух отряда. Впоследствии были уничтожены другие мелкие гарнизоны противника у подножья Сьерра-Маэстры. Высадка с «Коринфии» закончилась неудачно: согласно официальным сообщениям, были убиты или захвачены в плен все революционеры, высадившиеся с этого судна. Батиста принял решение принудительно эвакуировать со склонов Сьерра-Маэстры местных крестьян, чтобы лишить революционеров поддержки населения, однако многие гуахиро сопротивлялись эвакуации, оказывали помощь отряду Фиделя и вступали в их ряды.

Дальнейшая борьба

Рауль Кастро с Эрнесто Че Геварой в горах Сьерра-дель Кристаль к югу от Гаваны. 1958 г.

Взаимоотношения с местными крестьянами не всегда происходили гладко: по радио и в церковных службах производилась пропаганда антикоммунизма. Крестьянка Инирия Гутьеррес вспоминала, что до вступления в отряд она слышала о коммунизме только «ужасные вещи», и была удивлена направленностью политических взглядов Че. В фельетоне, вышедшем в январе 1958 года в первом номере повстанческой газеты «Эль Кубано либре» за подписью «Снайпер», Че на этот счет писал: «Коммунистами являются все те, кто берется за оружие, ибо они устали от нищеты, в какой бы это стране ни происходило.» Для подавления грабежей и анархии для улучшения взаимоотношений с местным населением в отряде была создана комиссия по соблюдению дисциплины, наделенная полномочиями военного трибунала. Была ликвидирована псевдореволюционная банда китайца Чанга. Че отмечал: «В то трудное время нужно было твердой рукой пресекать всякое нарушение революционной дисциплины и не позволять развиваться анархии в освобожденных районах». Производились расстрелы также и по фактам дезертирства из отряда. В отношении пленных оказывалась медицинская помощь, Че строго следил, чтобы их не обижали. Как правило, их отпускали на свободу. 5 июня 1957 года Фидель Кастро выделил колонну под руководством Че в составе 75 бойцов (в целях конспирации она была названа четвёртой колонной). Че было присвоено звание майора. Бойцы были разбиты на три взвода, которыми командовали Лало Сардиньяс, Сиро Редондо (впоследствии погиб, и его именем была названа восьмая колонна) и Рамиро Вальдес (стал министром внутренних дел и членом Политбюро ЦК Коммунистической партии Кубы). В июле представители буржуазной оппозиции Батисте Фелипе Пасос и Рауль Чибас прибыли на Сьерра-Маэстру. Фидель подписал манифест об образовании Революционного гражданского фронта, в требования которого входили замена Батисты выборным президентом и аграрная реформа, которая подразумевала раздел пустующих земель. Че считал этих деятелей «тесно связанными с северными владыками». 30 июля в Сантьяго был убит полицией Франк Паис и его брат Хосуэ. Забастовка протеста в Сантьяго была подавлена властями. 5 сентября в городе Съенфуэгосе произошло восстание моряков военно-морской базы под руководством офицеров, выступавших за свержение Батисты. Восстание закончилось поражением и расстрелом пленных правительственными войсками. В ходе подавления восстания погибло свыше 600 человек.

Симона де Бовуар, Жан-Поль Сартр, Че Гевара. Куба, 1960

Опасаясь преследования полиции, противники Батисты пополняли ряды повстанцев в горах Сьерра-Маэстры. Возникли очаги восстания в горах Эскамбрая, Сьерра-дель-Кристаль и в районе Баракоа под руководством Революционного директората, «Движения 26 июля» и отдельных коммунистов. В октябре в Майами политические деятели из буржуазного лагеря учредили Совет освобождения, провозгласив Фелипе Пасоса временным президентом. Ими был выпущен манифест к народу. Фидель отверг «майамский пакт», считая его проамериканским. К концу 1957 года повстанческие войска господствовали на Сьерра-Маэстре, не спускаясь, однако, в долины. Продукты питания, такие как фасоль, кукурузу и рис, покупали у местных крестьян. Медикаменты доставлялись подпольщиками из города. Мясо конфисковывалось у крупных скотопромышленников и тех, кто был обвинен в предательстве, часть конфискованного передавалась местным крестьянам. Че организовывал санитарные пункты, полевые госпитали, мастерские для починки оружия, изготовления кустарной обуви, вещмешков, обмундирования, сигарет. На гектографе стала размножаться газета «Эль Кубано либре», которая получила свое название от газеты борцов за независимость Кубы в XIX в. В эфир стали выходить передачи небольшой радиостанции. Тесная связь с местным населением позволяла узнавать о появлении каскитос и лазутчиков противника. Правительственная пропаганда призывала к национальному единству и согласию, поскольку в городах Кубы ширилось забастовочное и повстанческое движение. В марте 1958 года правительство США заявило об эмбарго на доставку оружия силам Батисты, хотя вооружение и заправка самолетов правительственных войск на базе Гуантанамо ещё некоторое время продолжались. В конце 1958 г., согласно конституции (статуту), объявленной Батистой, должны были состояться президентские выборы. В Сьерра-Маэстре никто не говорил открытым текстом о коммунизме или социализме, а открыто предлагавшиеся Фиделем реформы, как то ликвидация латифундий, национализация транспорта, электрических компаний и других важных предприятий носили умеренный и не отрицавшийся даже проамериканскими политическими деятелями характер.

Участие в репрессиях после победы Кубинской революции

С момента прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе начались репрессии против его политических противников. Первоначально было объявлено, что будут судимы лишь «военные преступники» — функционеры батистовского режима, непосредственно ответственные за пытки и казни. Репрессиям подверглись не только политические противники, но и союзники кубинских коммунистов по революционной борьбе — анархисты. После занятия повстанцами города Сантьяго-де-Куба 12 января 1959 года там был устроен показательный суд над 72 полицейскими и т. п. лицами, так или иначе связанными с режимом и обвинёнными в «военных преступлениях». Когда защитник начал опровергать утверждения обвинения, председательствующий Рауль Кастро заявил: «Если один виновен, виновны все. Они приговариваются к расстрелу!» Все 72 были расстреляны. Все юридические гарантии в отношении обвиняемых были отменены «Партизанским законом». Следственное заключение считалось неопровержимым доказательством преступления; адвокат просто признавал обвинения, но просил правительство проявить великодушие и смягчить наказание. Че Гевара лично инструктировал судей: «Не следует устраивать волокиты с судебными разбирательствами. Это революция, доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все — банда преступников и убийц. Кроме того, следует помнить, что есть апелляционный трибунал». Апелляционный трибунал, председателем которого был сам Че, не отменил ни одного приговора. 3 марта 1959 года суд, составленный из повстанческих офицеров, в Сантьяго оправдал за отсутствием доказательств 44 лётчиков, обвинённых в «военных преступлениях». Однако Кастро выступил по телевидению, заявив, что суд принял неправильное решение. Спустя какое-то время председателя суда нашли мёртвым; лётчики были снова судимы и приговорены к срокам от 20 до 30 лет. В тюрьме они подвергались побоям, пыткам и издевательствам. Кастро объявил: «Революционная справедливость базируется не на правовых предпосылках, а на моральном осуждении». Казнями в гаванской крепости-тюрьме Ла-Кабанья распоряжался лично Че Гевара, бывший комендантом тюрьмы и руководивший апелляционным трибуналом. После прихода сторонников Кастро к власти на Кубе более восьми тысяч человек были расстреляны, многие — без суда и следствия.


Плен и смерть

Охоту на Гевару в Боливии возглавил Феликс Родригес. Информатор Сиро Бустоса сообщил Боливийским Специальным войскам о местонахождении партизанского отряда Гевары, и 8 октября 1967 года стоянка отряда была окружена, а сам Гевара был взят в плен в ущелье Куэбрада-дель-Юро. Че был ранен в ногу, другая пуля пробила магазин его винтовки так, что он не смог отстреливаться. Родригес, услышав о захвате Гевары, сразу же сообщил об этом в штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния. Ночь с 8-го на 9 октября Че Гевара провел в заключении на полу в деревенской школе Ла-Игера, рядом с ним лежали тела двух его убитых товарищей. 9 октября в 12:30 по радио пришло распоряжение высшего командования из Ла-Паса. В послании говорилось: «Приступить к уничтожению сеньора Гевары». Приказ, подписанный президентом военного правительства Боливии Рене Баррьентесом Ортуньо, был передан в зашифрованном виде агенту ЦРУ Феликсу Родригесу. Тот вошел в комнату, где содержался Че и сказал ему: «Команданте, мне жаль». В роли палача выступил сержант боливийской армии Марио Теран, который вытащил короткую соломинку в споре между солдатами за право убить Гевару. Тело застреленного Гевары было привязано к полозьям вертолёта и доставлено в соседнее село Вальегранде, где его выставили напоказ прессе.

Посмертное фото Эрнесто Гевара

После того как военный хирург ампутировал руки Гевары, офицеры боливийской армии вывезли тело в неизвестном направлении и отказались сообщить, где оно было захоронено. 15 октября Фидель Кастро сообщил общественности о смерти Гевары. Его смерть была признана тяжёлым ударом для социалистического революционного движения в Латинской Америке и во всём мире. Местные жители начали считать Гевару святым и обращались к нему в молитвах, прося о милостях. По некоторым утверждениям, кубинцы ликвидировали всех или почти всех, кто был причастен к гибели Эрнесто Че Гевары, начиная с крестьянина, который его "сдал". В 1997 году из-под взлётно-посадочной полосы около Вальегранде были эксгумированы останки тела с ампутированными руками. Тело было идентифицировано как принадлежащее Геваре и возвращено на Кубу. 16 октября 1997 года останки Гевары и шестерых его товарищей, убитых во время партизанской кампании в Боливии, были перезахоронены с воинскими почестями в специально построенном мавзолее в городе Санта-Клара, где он выиграл решающую для кубинской революции битву.


Память о Че Гевара

Памятник Геваре на могиле в Санта-Кларе

Имя выдающегося латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары для многих поколений молодежи стало символом протеста против догм и авторитетов. Однако посмертный образ революционера был поставлен на службу и силам, чуждым идеалам его Революции. Буржуазная культура превратила мятежный дух Че в образ борца не только за конкретную идею, но и в символ борьбы с абстрактным мировым злом. По числу фильмов, романов, спектаклей, исследований, посвященных ему, Че превзошел любого политика второй половины XX века. О нем пишут «страсти по Че», сочиняют рок-оперы, его превращают в поп-звезду, делают из его имени товар – в Лондоне открыт элитный магазин женской моды «Че Гевара».

В искусстве

Портрет работы Фицпатрика

Знаменитый во всём мире двухцветный портрет Че Гевары анфас, стал символом романтического революционного движения, но в настоящий момент, по мнению некоторых, он в значительной мере утратил смысловую нагрузку и превратился в китч, который используется в самых далёких от революции контекстах. Он создан ирландским художником Джимом Фицпатриком с фотографии, сделанной на траурном митинге в Гаване кубинским фотографом Альберто Корда 5 марта 1960 года. На берете Че видна звёздочка Хосе Марти, отличительный признак команданте, полученная от Фиделя Кастро в июле 1957 года вместе с этим званием.

В литературе и поэзии

Образ Че вдохновновлял не только революционные группы, подобные Чёрным пантерам и «Фракции Красной Армии» (РАФ), но и целый ряд литераторов. Хулио Кортасар написал рассказ «Воссоединение», в котором от первого лица повествуется о высадке партизан на некоем острове. В рассказчике легко узнаваем Че Гевара. Цитата из дневников команданте вынесена в эпиграф рассказа. Дух Че Гевары появляется в романе Виктора Пелевина «Generation „П“», где он диктует главному герою текст, озаглавленный «Идентиализм как высшая стадия дуализма» Широко известны также поэма Евгения Долматовского «Руки Гевары», «Кубинский цикл» Евгения Евтушенко. Также у группы «Песняры» есть песня Баллада о Че Геваре. Че Геваре посвящены следующие строчки Ярослава Смелякова: Он был ответственным лицом отчизны небогатой, Министр с апостольским лицом и бородой пирата. Ни в чем ему покоя нет, невесел этот опыт, Он запер к чёрту кабинет и сам ушёл в окопы. Спускаясь с партизанских гор, дыша полночным жаром, В чужой стране погиб майор Эрнесто Че Гевара.

В кинематографии

«Че Гевара: Дневники мотоциклиста» (2004), режиссёр Вальтер Саллес

«Че!» (англ. Che!) (1969), режиссёр Ричард Фляйшнер

«Че» (исп. Che) (2005), режиссёр Джош Эванс

«Че» (исп. Che) (2008), режиссёр Стивен Содерберг

Отношение к Че Гевара сегодня

Эрнесто Че Гевара – поистине великая личность, окружённая вечным ореолом романтики, чей образ стал одним из символов XX века. Фигура Че Гевары сохраняет свой притягательный романтизм потому, что команданте не упивался своей властью и популярностью, был до конца честен с людьми и свято верил в то, во что верил.


Личное отношение к Эрнесто Че Гевара

Выполняя данную работу, мы убедились, в правоте своего отношения к Че Гевара: он вызывает у нас чувство глубокого уважения, прежде всего потому, что не использовал власть как средство обогащения, был честен с народом и лишен всякого пафоса значимости своей персоны.


Заключение и общий вывод

Коменданте Че не смог разжечь "партизанский очаг" в Боливии, в этой андской стране и перекинуть оттуда пламя революционной войны на всю Южную Америку, о чем мечтал. Он так и не добрался до своей родной Аргентины. Гевара погиб в соседней Боливии, не понятый местными крестьянами-индейцами, которых хотел освободить. Он принес себя в жертву своим убеждениям. Но его несомненные достоинства так же велики, как и его заблуждения, хотя и то, и другое соединилось в его личности в цельном монолите. И пусть коменданте не доказал своей правоты, он оставил нетленный пример бескорыстия и самопожертвования борца, которого вело по жизни обостренное чувство социальной справедливости. "Если я проиграю, то это не будет значить, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побеждён". И в этом весь Эрнесто Че Гевара, человек огромного мужества, герой борьбы за свободу и независимость Латинской Америки, революционер - интернационалист. Символ эпохи.


Источники информации

И. Лаврецкого «Эрнесто Че Гевара» , 1972

Х. Гросса и К. Вольфа «Че: Мои мечты не знают границ», 1984

Че Гевара и его идеи: актуальность в современности: http://topwar.ru/15908-che-gevara-i-ego-idei-aktualnost-v-sovremennosti.html

Эрнесто Че Гевара: кондотьер XX века: http://www.chuchotezvous.ru/politicians/561.html

Загадка бессмертия Че Гевары - последнего революционера XX века: http://www.city-n.ru/view/81615.html

Эрнесто Че Гевара – герой нашего времени? http://www.referat-sochinenie.ru/add/istoriya_i_istoricheskie_lichnosti/ernesto_che_gevara__geroi_nashego_vremeni.html

Эрнесто Че Гевара - исторический портрет http://referat.ru/referats/view/28881

Реферат: Эрнесто Че Гевара - Исторический портрет http://www.bestreferat.ru/referat-100627.html

Че Гевара: 33 необычных факта из жизни команданте http://neobychno.com/1254/che-gevara-33-neobychnyx-fakta-iz-zhizni-komandante-ernesto-che-gevara/

Эрнесто Че Гевара: жизнь и деятельность, отразившие великие надежды уходящего столетия http://scepsis.ru/library/id_470.html

Страница памяти Эрнесто Че Гевары, мужественного революционера - интернационалиста, человека высокой душевной чистоты и беспримерной самоотверженности, героя борьбы за свободу и независимость Латинской Америки. http://chehasta.narod.ru/glavnaya.htm

Экономические взгляды Че Гевары. Взгляд из XXI века. http://www.cubafriend.narod.ru/bibleo/conference/Panchenko.htm

Эрнесто Че Гевара – история успеха. http://www.miruspeha.com/2009/10/ehrnesto-che-gevara-istoriya-uspekha/


Дополнительные материалы

страница 1
страница 2
Персональные инструменты
Инструменты