Межрегиональный проект Я вижу музыку/Музыка для повышения иммунитета

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Людвиг ван Бетховен Увертюра к опере «Эгмонт»

Bethoven.gif
Egmont.jpg

Центром классической музыки по праву считается музыка великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена. В его творчестве она достигла своей настоящей вершины.

Невозможно не преклониться перед жизненным подвигом этой героической личности. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы с препятствиями, несчастьями, которые казались бы непреодолимыми для других. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. Между высокими идеалами, воспеваемыми им в творчестве, и его жизнью не было разрыва. И не случайно спустя более 200 лет со дня рождения его музыка живет и волнует миллионы людей всего мира!

Увертюра «Эгмонт» Бетховена поражает грандиозностью воплощения героической концепции Гете, воспевая веру в победу и счастливый мир, достигнутый в результате борьбы подавленного народа Нидерландов с испанскими захватчиками. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Не случайно гетевский Эгмонт, близкий по духу самому композитору, был одним из любимых героев Бетховена. Поразительная красота и благородство мелодики увертюры, интеллектуальная мощь и в то же время ясность и искренность эмоционального содержания этого произведения определили его место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Вначале увертюры (в переводе с французского – вступление) писались для того, чтобы дать публике занять места в зале. Во времена Моцарта, традиция изменилась, и увертюра стала полноправным оркестровым произведением.

В увертюре «Эгмонт» Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме, это произведение одночастное.

Увертюра начинается медленным вступлением, в котором представлены две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно, изображая угнетателей-испанцев. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь испанской знати. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба страдающего от гнета испанцев нидерландского народа.
Netherlands.gif

Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano (тихо), затем подхватывается всем оркестром fortissimo (очень громко). Ход музыки на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления — темой страданий народа. Но ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе — аккордовой, тяжеловесной — без труда можно узнать тему «поработителей». Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Но борьба на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще — тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза( в переводе с французского – повторение) заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, видимо, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Увертюра заканчивается большой кодой (кода - заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему), в которой показан итог борьбы. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Торжественный и ликующий характер музыки говорит о победе народа. Именно стремлением в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущей победе близок Бетховен нашему русскому народу.

Музыка Бетховена

Увертюра к опере «Эгмонт» mp3

Работы учащихся

Козлов Леня 6в
Кучугуров Алексей 11е
Жданок Илья 6в
Рудакова Соня 6в
Стариков Глеб 11е
Семячков Сережа 6в

Дополнительная информация

Бетховен. Один против судьбы

Бетховен, Людвиг Ван

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Ученые установили, что Бетховен умер от отравления свинцом

Людвиг ван Бетховен

ТРАГЕДИЯ БЕТХОВЕНА

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (Beethoven)

Детство Людвига Ван Бетховена



Проект Я вижу музыку!

Персональные инструменты
Инструменты