Коряков, Геннадий Васильевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(перенаправлено с «Коряков Геннадий Васильевич»)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Биография


Геннадий Васильевич Коряков родился 24 сентября 1944г. в Автозаводском р-не Горьковской области. Семья состояла из 5 человек: отец, мама и трое детей - 2 мальчика и девочка. Отец, Василий Иванович Коряков работал на заводе слесарем универсалом, наладчиком станков. Он оказал огромное влияние на своего сына Геннадия, привил ему любовь к труду. Девизом всей жизни Геннадия Васильевича стала фраза отца «Делай все сам». Позднее семья переехала в Доскино, и Геннадий вместе со своими братом и сестрой активно помогал отцу в строительстве дома.

Изобразительным искусством Геннадий Васильевич начал увлекаться еще в школе: оформлял стенгазеты, стенды, посещал вечерний кружок рисования под руководством Л.М.Бушуева.

В 1960 году Геннадий Васильевич успешно сдает все экзамены и поступает в Горьковское художественное училище имени В. П. Чкалова на факультет архитектуры. На 4 курсе, он был призван в армию и прослужил 3 года в Германии. Будучи солдатом, он продолжал рисовать. Впоследствии эти «Армейские наброски» будут по-достоинству оценены его преподавателем Г. П. Мироновой.

В 1967 году Геннадий Васильевич вернулся в училище. Большую роль в становлении художника оказал старейший горьковский художник, его преподаватель В. М. Ольшанский.После училища, которое Геннадий Васильевич окончил с отличием, молодой специалист попадает по распределению в районный центр Дальнее Константиново, но женившись, скоро переезжает в родной город супруги Евгении Николаевны - Дзержинск.В этот период он совместно с художником Ю. В. Белосельским принимает участие в проекте «сами проектируем – сами строим». В рамках этого проекта художниками была оформлена детская площадка в парке Свердлова (г. Горький), где впервые для оформления были использованы деревянные скульптуры. Группа стала лауреатом Всесоюзного смотра, была награждена бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

После неудавшегося поступления в Ленинградскую академию искусств имени Репина (Коряков неудачно сдает экзамен по математике), Геннадий Васильевич начинает работать на заводе «Пластик» (г. Дзержинск), поступает в Горьковский строительный институт на факультет архитектуры, оканчивает успешно, вторым по успеваемости. Вскоре Геннадия Васильевича приглашает на работу главный архитектор города Е. А. Синявский. В его команде на разных должностях Коряков проработал 26 лет. Множество проектов Корякова были воплощены в жизнь. Его работы - цоколь плавательного бассейна «Химик», мозаика на зданиях автовокзала и Дома Книги, детские площадки - были по - достоинству оценены московскими специалистами.

В 1986 году художник получает задание – разработать проект зоны отдыха на озере Святое. Дело шло полным ходом, получило одобрение вышестоящих инстанций, но с началом перестройки проект так и остался невостребованным.

В 1987 году Коряков становится членом Союза Архитекторов, а в 1989г. Геннадий Васильевич назначается на должность главного художника города, на которой состоит вплоть до ее ликвидации в 2001 г. В этот период Геннадий Васильевич занимается проблемами благоустройства города, сохранения архитектурных памятников исторической части города. Тогда же Коряков добивается выделения творческих мастерских ведущим дзержинским художникам, чтобы качество художественных выставок оставалось высоким. Именно по его инициативе в Дзержинске было создано отделение Союза Художников.

В 2001 году в городском краеведческом музее состоялась персональная выставка работ Корякова, где были представлены живописные работы, гравюра, алтарная резьба, произведения мелкой пластики, деревянная скульптура, эскизы архитектурных разработок и фотографии отреставрированных уголков города. Выставка произвела большой резонанс.

В 2002 году Корякову было предложено принять участие в конкурсе на создание проекта гостиничного комплекса в Дивеево. Из трех проектов был выбран вариант Корякова. В этом же году он приступил к его реализации. Геннадий Васильевич ответственно отнесся к данной задаче: выезжал на стройку около 20 раз и добивался полного соответствия с документацией. Первый объект был принят с первого раза. Стройка было закончена через полтора года. Заказчик остался доволен результатом. Этот проект можно назвать самым грандиозным и масштабным реализованным проектом Корякова

Умер Геннадий Васильевич 4 января 2007 года.

Награды


В течение жизни Геннадий Васильевич был неоднократно награжден дипломами, почетными грамотами, благодарственными письмами от имени администрации Нижегородской области, администрации г. Дзержинска и г. Нижнего Новгорода, а так же от лица губернатора Нижегородской области Г.М.Ходырева.

Коряков и творческое объединение «Реалисты»


Помимо основной своей деятельности – архитектуры, Геннадий Васильевич был увлечен живописью, по его словам, к реалистическому искусству он питал особые чувства. Будучи на посту главного художника города Коряков оказывал огромную помощь молодым талантливым живописцам. По его инициативе в краеведческом музее, библиотеках города проводились регулярные художественные выставки. Коряков добился выделения творческих мастерских ведущим дзержинским художникам, чтобы качество выставок оставалось высоким. По его инициативе в Дзержинске было создано отделение Союза Художников, позволившее сплотиться единомышленникам.

Сплачивал художников Геннадий Васильевич не раз. В конце 80-х в Дзержинске было создано творческое объединение «Реалисты», которое до сих пор пользуется большой популярностью у местных художников. В нем состояло и состоит множество замечательных дзержинских живописцев: А.Фролов, Б. И. Синалеев, В. И. Ганьшин, К. Еськова, Л.Рудаков и другие. Выставки проходили с неизменным успехом, посетителям нравилось большинство выставляемых работ. Наиболее запоминающимися выставками можно назвать «Живопись. Графика»(2002г.), «Художники – Юбиляры 2004г.», «Выставка девяти». Экспонаты выставок лишний раз показывали и доказывали, что реализм настоящих ведущих мастеров кисти утверждает естественные, а не надуманные законы жизни, ее чистоту и красоту.

В 2001 году в городском краеведческом музее состоялась персональная выставка работ художника Корякова, где были представлены живописные работы, гравюра, алтарная резьба, произведения мелкой пластики, деревянная скульптура, эскизы архитектурных разработок и фотографии отреставрированных уголков города. Публика осталась довольна экспозицией. Выставка вызвала интерес не только среди специалистов, но и всех любителей искусства.

Коряков был очень разносторонним художником. Помимо живописи, он владел многими техниками гравюры. В первую очередь, это было необходимо для работы. Его гравюры свежи, выразительны и оригинальны. Забываешь, что все это сделано простым резцом, на листе простого картона или линолеума. Его работы «Суздаль» и «Город строится» были опубликованы в газете «Дзержинец» в 1969г.

Архитектурные проекты


Помимо прочих заслуг, Геннадий Васильевич проявил себя талантливым архитектором. Разработка проекта площади около автовокзала, мозаичный рельеф плавательного бассейна, мозаичные панно Дворца культуры «Корунд» и Дома Книги – все это было создано фантазией и талантом художника Корякова. Главной архитектурной особенностью Дома книги является то, что центральный вход находится на втором этаже. К нему ведет широкая лестница, напоминающая гигантский трап. Здание четырехэтажное, но окна третьего этажа не видны с улицы, так как они выходят на балконы с высокими бетонными ограждениями. Лицевая поверхность этих ограждений покрыта художественной мозаикой. В настоящее время от мозаичного панно на фасаде ДК «Корунд», как, впрочем, и от него самого ничего не осталось, а автовокзал перестраивается. В хорошем состоянии сохранилось панно на фасаде Дома книги. Из цветных кусочков стекла Мастер создал сложное, многоцветное, оригинальное изображение, притягивающее взгляды гостей и коренных жителей Дзержинска. «Человек читающий», «Человек размышляющий», «Человек сопереживающий» - так можно охарактеризовать тематику этого панно.

Особого внимания заслуживает другое творение Мастера – мозаичный рельеф плавательного бассейна. На цоколе здания – морская тематика: рыбы, осьминоги, медузы, разноцветные водоросли и даже аквалангисты. Идеей рельефа стало стремление художника изобразить игру воды, движение волн. По словам Евгении Николаевны Коряковой (жены), такая техника выполнения мозаики уникальна, только в Дзержинске есть образец подобного рода. Создание подобного фасада требует много времени, фантазии и терпения. После окончания работ, дивиться на фасад бассейна приезжали даже Московские архитекторы.

Во времена так называемой серой «Хрущевской застройки». Г.В Коряков работал в Дзержинском Горпроект Министерства коммунального хозяйства г. Дзержинска архитектором Здания того времени полностью соответствовали лозунгу «Экономика должна быть экономной!», это были многоэтажные однотипные дома, абсолютно лишенные декоративных излишеств и не представляющие никакой архитектурной ценности. Но огромное количество одноликих «жилых коробок» было не по душе Геннадию Васильевичу. Он разнообразил их особой кирпичной кладкой, мозаичным панно, различными рельефными изысками. Для реализации этой монументально-декоративной программы было приглашены художники – дизайнеры из Горького. Множество дзержинских талантливых художников – оформителей смогли себя проявить. Необычные, запоминающиеся с первого взгляда фасады зданий по улицам Терешковой, Октябрьской и у Северных ворот радуют глаз и по сей день.

Всю жизнь архитектор не только увлекался, но и глубоко изучал традиции русского деревянного и белокаменного зодчества. Не случайно наиболее значимой и грандиозной работой этого мастера стала «Серафимова слобода». Этот гостиничный комплекс в Дивеево не может не привлечь внимание людей. Выполненный полностью из дерева, этот маленький городок является замечательным образцом архитектуры в лучших традициях древнерусской старины. "Царские палаты", "боярские терема", "деревенское подворье" позволяют ощутить дух древней Руси. Неповторимую атмосферу добра и уюта создают декоративные уголки, повсеместно встречающиеся на территории комплекса. "Дивеевская слобода" - удивительное сочетание лучших традиций древнерусского стиля.

Но не всем проектам Корякова суждено было воплотиться в жизнь. Проект зоны отдыха в районе озера Святое так и остался проектом. Разработку данного проекта Коряков начал в 1986 году. Дело шло полным ходом – за работу взялись гидрологи, был подробно изучен рельеф местности. Но началась перестройка, и бюджет был сильно урезан. Геннадий Васильевич принялся за пересмотр плана, но интерес к благоустройству Святого озера сошел на нет, и работа Корякова осталась невостребованной.

Гостиничный комплекс « Дивеевская слобода» Г.В. Корякова


Гостиничный комплекс «Дивеевская слобода» расположен в Нижегородской области, на территории 2 га в селе Дивеево, в 180 км от Нижнего Новгорода, в 60 км от Арзамаса. Почти пять лет назад гостиничный комплекс распахнул свои кованые ворота (открыт 2 августа 2004г.) в двух километрах от Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Гостиничный комплекс «Дивеевская слобода» представляет собой уменьшенную копию древнерусского города-крепости с белокаменными башнями, коваными воротами и сказочными деревянными теремами. Этот уникальный архитектурный и дизайнерский проект был разработан дзержинским художником и архитектором Г.В. Коряковым.

В 2002 году Корякову было предложено принять участие в конкурсе на создание проекта гостиничного комплекса в Дивеево. Из трёх проектов был выбран вариант Корякова. В этом же году он приступил к его реализации. Геннадий Васильевич Коряков очень ответственно отнёсся к данной задаче, выезжал на стройку около 20 раз и добивался полного соответствия с документацией. Первый объект был принят с первого раза. Стройка была закончена через полтора года. Заказчик остался доволен результатом. Этот проект можно назвать самым грандиозным и масштабным реализованным проектом Корякова.

Комплекс состоит преимущественно из деревянных построек, выполненных в стиле древнерусского города-крепости, где расположены «боярский двор», «крестьянские избы», «княжеское подворье». Добротные рубленые коттеджи «Дивеевской слободы» производят потрясающие впечатление своей первозданной мощью и оригинальностью. Автор проекта не просто слепо копировал традиционные приемы, он умело, с чувством стиля и без «лубочных» излишеств передали современный взгляд на традиции деревянного рубленого домостроения в классическом русском стиле.

В традициях древнерусского крепостного зодчества гостиничный комплекс, выполненный Коряковым Г. В., окружён деревянной крепостью – частоколом-забором из тесно вбитых кольев. По углам ограды поставлены деревянные квадратные сторожевые башни. Мощные тёсаные брёвна, маленькие окна, шатровость – всё выдаёт черты оборонительного зодчества Древней Руси. Первое, что видишь, подъезжая к "слободе" - сторожевые башни комплекса и белокаменную въездную. Каменная входная группа из двух башен с чугунными коваными воротами открывает дорогу на территорию гостиничного комплекса. Центральная башня является единственным образцом, выполненным в духе древнерусского каменного зодчества. Материалом башни служил стандартный кирпич, но отштукатуренные, выкрашенные в белый цвет стены, дают ощущение старины. Эта башня очень близка к боевым вежам : вверху облам, шатёр, увенчанный смотровой вышкой, - но её четверик в основании и отсутствие бойниц сводят на нет все её боевые качества и делают башню весьма мирным сооружением, украшающим главный въезд в гостиничный комплекс. В сторожевой башне гостиничного комплекса расположен бильярдный зал, организуются музыкально-развлекательные программы с участием артистов. В сторожевых башнях "Кремля" - мини-музеи предметов быта и народных промыслов юга Нижегородской области. Добротные рубленые жилые коттеджи «Дивеевской слободы» производят потрясающие впечатление своей первозданной мощью и оригинальностью. Авторы проектов не просто слепо копировали традиционные приемы, они умело, с чувством стиля и без «лубочных» излишеств передали современный взгляд на традиции деревянного рубленого домостроения в классическом русском стиле.

"Царские палаты", "боярские терема", "деревенское подворье" позволяют ощутить дух русской старины. Неповторимую атмосферу добра и уюта создают декоративные уголки, повсеместно встречающиеся на территории комплекса. Колодец "Журавль", мини-огородик под охраной чучела, птичье гнездо, декоративные ульи, колоритная "семейная парочка", чаевничающая на веранде. В сторожевых башнях "Кремля" расположены мини-музеи предметов быта и народных промыслов юга Нижегородской области. "Дивеевская слобода" - удивительное сочетание лучших традиций древнерусского стиля с современным комфортом.

На посту главного художника города


В 1990 году Дзержинск получил статус города, имеющего историческое значение, был внесен в список городов с исторически ценной архитектурой.

О том, что необходимо бережно относиться к сохранению городской архитектуры, говорилось давно. Так же давно ставился вопрос об организации городских реставрационных мастерских. 31 августа 1990 года исполком горсовета было принято постановление «О надзоре за состоянием фасадов жилых и общественных зданий.». В том же году была начата работа по созданию проекта цельных в историко-архитектурном отношении охранных зон нашего города, включающего два аспекта: составление историко-архитектурного опорного плана и оценочная характеристика зданий, имеющих архитектурную ценность Занималась оценочной работой компетентная комиссия во главе с главным художником города Г.В. Коряковым. Художником была составлена краткая характеристика зданий Дзержинска, имеющих архитектурную ценность. Она заняла две тетради. По его расчетам, около 240 зданий надо срочно приводить в порядок, реставрировать. Архитектурные детали разрушены на 60 – 70 процентов. Он разделил эти здания на 3 группы, в зависимости от архитектурной значимости.

Руководствуясь выводами комиссии, президиум горсовета принял решение о выделении заповедных районов территории городской застройки тридцатых – пятидесятых годов, о взятии под охрану местного значения зданий, возведенных в сороковых – пятидесятых годах с применением архитектурных элементов классицизма. Когда в горсовете при участии многих хозяйственных руководителей обсуждалась идея главного художника и, конечно, Дзержинского отделения ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) о присвоении статуса памятника архитектуры двумстам с лишним зданиям старого центра, начальник ЖКУ «Капролактама» В.А. Бауков, встал и сказал, что он, и, наверное, не только он, ждет не дождется, когда ремонтировать будут профессионалы и что он готов заплатить за качественно выполненную работу.

Сохранение культурного наследия невозможно без большого количества компетентных работников. Организации, занимающиеся реставрационной и оформительской работой, в большинстве своем не способны работать профессионально и дискредитируют профессию реставраторам. На сегодняшний день в Дзержинске существует производственно – техническое управление при Союзе художников, которое создает на своей базе участок по ремонту и реставрации лепных деталей зданий, но этого недостаточно. Немногие из зданий, представляющих историческую ценность, могут похвастаться сохранностью конструкций, новой покраской, не говоря уже о надлежащем ремонте и реставрации. Из – за общей ветхости Дзержинск, будучи одним из самых молодых городов России, кажется очень старым. Старый центр города вполне оправдывает свое название. Разрушаются не просто старые дома – памятники архитектуры. Если мы не будем сохранять старые застройки, старые районы, у нас не будет своей истории, а значит и будущего.

Персональные инструменты
Инструменты