Иммануил Кант и калининградцы
Кант Иммануил (1724-1804) – всемирно известный философ, родоначальник немецкой классической философии.
Встретить на улице самого Канта.
Недавно газета «Комсомольская правда в Калининграде» от 5–12 июля 2007 г. в разделе Цитатник КП опубликовала материал на тему «Что думают и говорят о городе звезды, которые хоть раз побывали у нас в гостях». Примечательно высказывание народного артиста СССР Армена Джигарханяна: «… До сих пор надеюсь, что встречу на улице самого Канта. Это ведь Кенигсберг, это фантазии!».
Но если ты живешь в городе диалога культуры российской и западноевропейской, то тебе присуще чувство открытости, сопричастности, и ты можешь предложить своим друзьям прогулку по Калининграду/Кенигсбергу по следам Иммануила Канта, перемещаясь постоянно в пространстве и во времени.
Для этого воспользуемся картой города, вернее, частью ее, которая наиболее связана с именем великого философа. На карте №1 , она условно обозначена как «Сердце Калининграда/Кенигсберга», представлен общий вид того места, где мы совершим наше путешествие. Почему сердце? Потому, что в 1255 году здесь была построена крепость Кенигсберг, в 1724 году три города Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт объединились под общим именем «Кенигсберг». Потому, что в августе 1944 года в результате английских бомбардировок центр города был уничтожен, а Кафедральный собор и могила Канта уцелели, потому что для нас, калининградцев, это очень любимое место. Знаковым было имя Иммануила Канта для жителей Кенигсберга, таковым же является оно и для нас.
На карте №2 «Дом родителей И. Канта» мы обозначили наш лицей, именно отсюда начинается наше путешествие. Улица Серпуховская, ранее Кнохенштрассе, ведет к Прегелю. Где-то в этом районе существовала в 18 веке Заттельгассе, где 22 апреля 1724 года в семье простого шорника родился мальчик, которого назвали Иммануил. Этой улицы уже давно нет, а еще ранее сгорел родительский дом, но сейчас на здании № 40–42 по Ленинскому проспекту висит памятная табличка со словами на русском и немецком языках: «Здесь стоял дом, в котором родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Вот так многие наши лицеисты живут «по соседству» с Кантом. Интересно было бы знакомство с мамой Анной Региной. Жена простого шорника была грамотна, имела в своем хозяйстве календарь и часы, читала библию, вела дневник. По словам Канта, именно она разбудила в нем тягу к знаниям и ко всему прекрасному (Arnulf Zitelmann. Nur dass ich ein Mensch sei. Die Lebensgeschichte des Immanuel Kant.1996, Beltz Verlag, Weinheim und Basel).
На карте №3 «Кафедральный собор» мы немножко пофантазировали сами: нанесли силует Королевского замка, руины которого были, к сожалению, снесены в начале 60-х годов. Кстати, сейчас разрабатываются проекты его восстановления. Также обозначили примерное расположение улицы Принцессинштрассе.
Итак, по эстакадному мосту мы отправляемся на остров, где до 1724 года располагался самостоятельный город Кнайпхоф. После воссоединения это название сохранится за островом. Широкая аллея, развесистые липы, пение птиц, тишина. Излюбленное место для прогулок калининградцев. Среди шумной и быстротечной жизни современного города здесь хорошо посидеть и подумать.
Трудно представить, что здесь, тесно прижавшись друг к другу, стояли дома средневекового города Кнайпхофа, основанного в 1327 году (H.M. Muhlpfordt. Koenigsberg von A bis Z. Ein Stadtlexikon. Aufstieg – Verlag. Muenchen, 1972). Чуть позднее будет построен и Кафедральный собор. В 1544 году у его стен появится здание Кенигсбергского университета, который в честь своего основателя герцога Альбрехта Бранденбургского будет называться «Альбертина». В 1740 году в этот университет проступит Иммануил Кант, а затем здесь же продолжит свою деятельность уже как преподаватель. В 1788 году он был даже ректором Альбертины.
Прямо напротив могилы Канта сейчас стоит на месте первого здания университета памятник его основателю. Такое впечатление, что они ведут неспешную беседу. Так и тянет прикоснуться рукой, приложиться ухом к древним, но по-прежнему теплым и живым благодаря красному цвету восточнопрусского кирпича, стенам, чтобы услышать голоса, звук шагов, дыхание истории.
У нас стало традицией в день бракосочетания посещать остров, собор и обязательно могилу философа. Хотя Кант и прожил жизнь в безбрачии, но женскую красоту умел ценить. Был галантным кавалером и почитателем очаровательной женской юности. Может, поэтому молодые калининградки в столь важный для себя день и приходят к нему за благословением?
А еще вспоминается совместное богослужение священников православной и католической церквей в 1995 году в память 50-летия окончания Великой Отечественной войны в стенах тогда еще практически не имеющем крышу соборе. О великой скорби, о любви, о примирении была та молитва. И верилось, что нравственный закон внутри нас победит… Высокое небо над нами, неспешные волны Прегеля , зеленеющие липы на месте когда-то стоявших домов возносили также свои молитвы…
По резному мостику Хонигбрюке (Honigbruecke – медовый мост) мы отправляемся в Рыбную деревню, чтобы с высоты смотровой башни еще раз полюбоваться островом, погладить нашу балтийскую чайку, загадать желание и дальше отправиться в путь.
Согласно карте наш путь проходит мимо Королевского замка, на месте которого сейчас располагается недостроенное здание Дома Советов. Этому долгострою уже не один десяток лет. И как его только не называли. Самая впечатляющая метафора – «серый монстр архитектуры». И как тут не поверить в душу города на метафизическом уровне. Не все, что делается человеком, пусть даже и в самом благом смысле, она принимает. Ладно, остров и Кафедральный собор, они существовали веками и достались нам по наследству. Но и православный собор и обновленная площадь Победы тоже приняты городом. Они стали неотъемлемой его частью. А доказательство тому – люди, которые и в будни и праздники стремятся сюда. Когда поздно вечером возвращаешься на автобусе с работы домой и видишь перед собором на площади множество людей на уютных скамеечках у фонтанов, то на душе становится тепло и уютно. А вот Дом Советов все как-то остается невостребованным. Правда, к юбилею города покрасили его в голубой цвет. Удивительно, но в ясную погоду кажется, что он парит в небе, невесомый и легкий, совсем неукорененный… Тоже свидетель истории.
А вот по левую сторону Ленинского проспекта где-то в районе современного здания «Инвестбанк», когда-то проходила граница замкового рва и к ней примыкала улица Принцессинштрассе, где в 1783 году в возрасте 59 лет Иммануил Кант купит себе дом за 5570 гульденов. Была нищая юность, долгие годы труда, лишь в более чем зрелые годы придет материальный достаток. Хочется верить, что именно в этом доме Кант обретет чувство дома и защищенности, что в немецком языке обозначается словом “Geborgenheit”. Каждый день обед в собственном доме с верными друзьями, чтение лекций, вечерние прогулки. Иногда по-доброму хочется назвать великого философа кенигсбергским чудаком: галантный кавалер, ценитель дамской красоты и изысканных вин, интересный собеседник и великий педант. Каждый день при любой погоде в одно и то же время (соседи сверяли по нем свои часы) он отправлялся на свою традиционную прогулку вдоль Прегеля. Он практически никогда не покидал Кенигсберга, хоть и получал много лестных приглашений в Европу. Когда умрет , жители города искренне будут страдать очень долго. Но вот музея в доме философа не откроют и более того, в 1893 году этот дом будет безжалостно снесен, т.к. здесь будет строится новый магазин. Вот и остается нам с вами поискать на старых картах Кенигсберга Принцессинштрассе 2, представить уютный домик в саду и реально прогуляться вдоль Прегеля. Высокое небо, ветер с моря, серые волны реки остались неизменными. Невысокий, худенький, возможно, с тросточкой здесь когда-то тоже гулял Иммануил Кант.
Но вот уж кто каждый день встречается с философом, так это наши студенты, которые занимаются в здании по улице Университетской. Совсем недавно в связи с годовщиной смерти Канта наш университет был переименован, теперь он называется Российский государственный университет имени Иммануила Канта.