Комсомольский (поселок), Кунгурский район, Пермский край

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Комсомольский (поселок) - расположен в Кунгурском районе Пермского края.

<googlemap lat="57.488523" lon="57.130966" zoom="10"> 57.46255, 57.131199, Россия, Пермский край, пос. Комсомольский </googlemap>

Содержание

До революции

До революции деревня Бараново (Кунгурский район) входило Лягушинское сельское общество, а оно – в Комаровскую волость, где были сельские общества Гробовское, Плешковское, Захаровское, Соболевское, Карнауховские, Любимовское и другие. Волостное правление находилось в селе Комарово (Кунгурский район). По церковным документам, в волости насчитывалось до революции 1769 мужчин и 1937 женщин христианской веры. Любопытно, что в деревне Соболево жили раскольники, а в деревне Костино – магометане. Церковь в волости была одна – В Комарово, в приходах, в том числе в Бараново, стояли часовни. В бывшей часовни в деревне Бараново, вполне благоустроенной (внутри три стены поштукатуренные, с наружи обиты тесом и покрашены), устроили клуб. По вечерам там бывало весело: смотрели немое кино, которое привозили из города, устраивали танцы, игры, ставили спектакли. И днём здание не пустовало и использовалось как столовая.

По мимо церкви и часовен до революции в волости было не мало учебных заведений. Три земских училища – в Комарово, Карнаухово, Могильникова. И три школы грамотности – в деревнях Захарово, Люгушино, Плешково. Сохранился любопытный документ, характеризующий уровень грамотности народа в 1914 году: «в Комарово 65 дворов. Лошади нет только у Ваганова Петра Егоровича. Все грамотные, кроме Нечаева Фёдора. Иногда показывают немое кино. Через Комарово и Карнаухово до серебрянки проведена телефонная связь».

После революции и Гражданской войны

После революции и Гражданской войны наступило иное время, сложное, противоречивое. Наполненное и свершениями, и драматическими событиями. В число первоочередных партией была представлена проблема ликвидации неграмотности. Первое сентября 1933 года, своего рода исторический день: в деревне Бараново открывается школа.

Первый колхоз был организован в деревне Комарово. У его источников были члены сельсовета и комсомол. Возглавил хозяйство Филипп Ильич Каретников «25 - тысячник» из Кунгура, работавший машинистом на паровозе. 25 дворов объединил колхоз. Все было отдано из семей в коллективное хозяйство: и орудия труда, и скот. Активно участвовали в организации «Железнодорожника» Михаил Александрович Мичков, Николай Николаевич Мичков.

В 1929 году деревни Бараново, Захарово, Вальнево, Гробово были объединены в колхоз «Гробовской». Председателем избрали Михаила Егоровича Третьякова, бригадиром назначили Ивана Ивановича Беляева. Механизации в этом колхозе не было, обрабатывали землю только конным плугом.

В 1931 году Бараново было передано другому хозяйству – совхозу имени Кабакова. В ту пору было в деревни 54 двора, мужиков – 54, женщин чуть побольше – 68. Лошадок имелось 27, коров – 36, овец – 58, коз – 18. Начальником Барановского отделения стал Павел Яковлевич Демин.

И наконец – 1933-й. Рождение «Комсомольца». А полностью название нового хозяйства звучит подлиннее: совхоз «Комсомолец» Комаровского сельсовета общественного треста Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР. Центр - деревня Бараново.

Новый совхоз, возглавил бывший редактор городской газеты «Искра» П.Г. Гладких. Тогда, в первый день, в совхоз записалось 60 человек. Из деревень Бараново, Вальнево, Захарово, Петушата. Центральной усадьбой решили сделать Бараново. Первым секретарём партийной организации стал Павел Фёдорович Штейников, инженером – Саша Петров, старшим агрономом – Юрий Лукинов, комсомол возглавил Николай Соколов. К новому совхозу отошло 1200 гектаров пашни, стадо коров из двадцати колов да сорок лошадей. С этого и начинали.

Поиски рентабельности, курс на птицеводство (1950е - 60е годы)

В 1955 году, стали искать звено, ухватив за которое, можно было бы вытащить и всю цепь, то есть сделать работу в хозяйстве рентабельной, а жизнь людей в «Комсомольце» - достойной.

Первый шаг – решили развить свиноводство. Опыт был: свиней в «Комсомольце» разводили со времени основания хозяйства, то есть с 1933 года. Слава о свинарках из «Комсомольца» Анфии Вагановой и Ксении Левиной, получивших по 20 поросят от каждой свиноматки, гремела на весь район. А если все будут так работать, то дело пойдёт. И деньги будут.

По итогам 1956 года добились рентабельности: при плавном убытке 360 тысяч рублей получили 12 тысяч рублей прибыли. Это была первая прибыль, полученная совхозом «Комсомолец» со времени его основания. Успех окрылил. Значит, можем работать и получать прибыль!

Конечно, 12 тысяч – не такие деньги, которые могут решить все проблемы. Один водопровод, который планировали протянуть на «Сахалин», сколько средств потребует! Деньги нужны на высоковольтную линию электропередачи, и на строительство производственных объектов и жилья, и на капитальный и текущий ремонты.

В Пермской области птицей пока никто не занимается. Почему бы «Комсомольцу» не стать родоначальником пермского птицеводства? И прибыль будет, не сразу, конечно, но будет!

Судьбоносное решение было принято – и с 1958 года основной отраслью в «Комсомольце» становится птицеводство. Вообще-то курами в хозяйстве занимались и прежде, в небольших объемах, конечно, но опыт всё же был.

Перебирая документы прежних лет, Г.П. Сергачев (председатель совхоза «Комсомолец») наткнулся на любопытные факты. Оказывается, птицеферма была в совхозе и более 10-и лет назад. В 1945 году на ней трудилось шесть человек, в два раза меньше, чем на свиноферме и конном дворе. Получили в тот год от птицеводства большие убытки – восемь тысяч рублей (из-за падежа). Из документов же следовало, что послевоенные годы пытались развивать отрасль. Так, в «Объяснительной записке годовому отчету совхоза «Комсомолец» за 1947 год» сообщалось, что в хозяйстве 259 голов птицы, от каждой куры – несушки получено в среднем по 57 яиц. В 1946 году сдано государству 8300 яиц, в 1947 году – 8000 яиц.

В1959 продолжили развивать птицеводство. Для этого, в частности, по указанию УРСа совнархоза было значительно сокращено поголовье скота: крупного рогатого — с 503 до 386 голов, свиней — с 1101 до 688. Одновременно увеличилась численность птицы: при плане 25 000 разместили корпусах 43 695.

Были введены птичники № 2, 3, 4. Но помещений все равно не хватало, что явилось одной из причин большого падежа цыплят. Помещения могли вместить только 10 000 цыплят, с апреля по март их было закуплено 121,4 тысячи. К тому же цыплят везли издалека… Одним словом, было решено строить инкубатор.

Построили его за короткий срок. Обошелся он в копеечку — 194 тыс. рублей. Что из себя представлял? Общая площадь — 288 квадратных метров. Был зал, где стояли 2 инкубатора «Универсал-45» в один инкубатор «Рекорд-39», а также выводной шкаф. Была отдельная комната яйцесклад, где сортировали яйцо до закладки. Делала это поначалу Клавдия Григорьевна Тарантова. А самыми первыми операторами стали Тамара Сергеевна Щукина, Зоя Дмитриевна Шаравьева, Нина Михайловна Рожкова и Вера Лапушкина, первым электриком — Федор Рожков. Первым начальников цеха Г. П. Сергачев назначил Анастасию Ивановну Бакулину.

Поначалу яйцо было завозным. Откуда только не поступало: из Прибалтики, Сибири, Свердловской области … Возили яйцо на самолетах. Был такой случай, правда, уже в 1966 году: привезли частично испеченное яйцо. Ящики стояли в салоне, рядом с отопительными приборами, яйцо и спеклось.

Яйцо привозили в больших деревянных ящиках, между рядами его переклады¬вали стружкой или соломой. Но дальняя дорога есть дальняя дорога — и отход яйца был большим. А нельзя ли для инкубации использовать яйцо, полученное на собственной птицефабрике? Такую задачу поставил Г. П. Сергачев перед специалиста¬ми, и в 1961 году на птицефабрике появились корпуса-селекционники № 52 и 55.

Как был организован отбор яйца? В корпусах установили специальные деревянные гнезда. Куры могли забраться в такое гнездо, чтобы снестись, но обратно вылезти самостоятельно не могли. Птичницы снимали кур и ставили номер на каждом яйце (этот номер соответствовал тому, что был на окольцованной птице). Затем все пронумерованное яйцо везли на лошадях в инкубатор. А затем с инкубатора в корпуса везли цыплят. Тоже на лошадке. Коновозчиком был И. П. Еремеев. Завозили по две-три тысячи цыплят в день. В корпусах, к сожалению, на первых порах был большой падеж молодняка птицы. Случалось, что летом, когда лошади были заняты на других работах, операторы на руках носили ящики с цыплятами в корпуса. По итогам работы за 6 месяцев 1961 года вывод цыплят составил 131 158 при плане 61 000, себестоимость выведенных цыплят — 26 копеек при плане 22, процент вывода — 75 при плане 70.

1960 год «Комсомолец» стал миллионером. За 12 месяцев в хозяйстве было получено 1,3 миллиона яиц против 340 тысяч в 1959 году. Вдвое, с 65 до 122 штук, возросла яйценоскость кур-несушек. На 109 килограммов перешагнули 4000-й рубеж по надою молока от коровы доярки.

В 1960 году много строили. За 12 месяцев было освоено 252 тыс. рублей против 176 тыс. в 1959-м. Пущены в эксплуатацию птичник на 16 тысяч голов, батарейник на 16 тысяч голов, акклиматизатор на 5 тысяч кур, 40 колониальных домиков, каждый из которых был рассчитан на 200 голов, наружный солярий на 8 тысяч голов кур.

И жилье в строй вводили. Общая площадь жилья, которой владел «Комсомолец» , увеличилась до 4319 квадратных метров — это 319 квартир для 1220 человек. В жилье пришли элементы благоустройства: водопровод, канализация, освещение.

В 1960 году появились новостройки и в животноводстве. Именно в этом году было завершено начатое в 1954-м строительство конного двора, телятника, цеха переработки молока.

Родственные статьи

Персональные инструменты
Инструменты