Майданкин, Тимофей Яковлевич
Герасименко Татьяна Сергеевна, 17 лет, МОУ Новоберёзовская средняя общеобразовательная школа. Красноярский край, Идринский район, с. Новоберёзовка.
Ф.И.О. преподавателя: Захарова Мария Михайловна.
1941-1945.Черточка между двумя этими датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: четыре года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому мог быть приравнен к десятилетию.
Когда я иду в школу или возвращаюсь, всегда прохожу мимо памятника сельчанам, погибшим во время Великой Отечественной войны. На деревянных дощечках выжжены имена героев. Да, именно героев. Ведь отдать жизнь — это героизм. За победу над врагом они рассчитались самым дорогим, что есть у человека. Сто две фамилии, сто две отданных жизни. Это половина ушедших на войну.
Подхожу поближе, читаю фамилии, расположенные в алфавитном порядке, и замечаю, что очень много однофамильцев. Смотрю на отчества и догадываюсь, что это не просто однофамильцы, а родные друг другу люди. Четверо Гавриных, пятеро Черкуновых, шестеро Михеевых. Но больше всех Кузнецовых. В пяти из восьми одинаковые отчества. Видимо, братья. Мороз по коже от мысли: сколько горя принесла семье война. Представляю, сколько слёз было пролито!
В этом большом списке есть, как мне кажется, редкая фамилия Майданкин Т.Я. Оказывается, это родной брат моей прабабушки Гавриной Александры Яковлевны.
Хочется подробнее узнать о судьбе моего дальнего родственника. Обращаюсь к прабабушке и слушаю щемящие сердце факты.
Т.Я. — это Тимофей Яковлевич. Восемнадцатилетнего парня взяли в армию. Провожали всем селом за околицу. Пели песни, плясали, плакали. Тогда не думали ни отец, ни мать, что больше не увидят своего сына. Никто даже не догадывался, что будет война. Служил в Хабаровске, писал в письмах, что служба идёт хорошо, скоро домой. А тут война! В последнем письме сообщил, что везут на запад, что будет ехать через Красноярск. Хотелось повстречаться с сыном родным, но не удалось.
С фотографии смотрит на меня красивый парень с большими глазами; говорят, они были голубыми. Был очень весёлым, всё горело у него в руках. Но особенно любил петь, умел играть на гармошке. Недаром работал избачом, то есть завклубом. Девчонки на Вечёрках кружили около него. Жениться ещё не успел, но невеста была. Не суждено было ей стать его женой. Тимофей Яковлевич был убит под Москвой в начале войны. Невесте вместе с матерью, отцом, сёстрами пришлось оплакивать своего жениха.
Теперь понимаю, что это о таких, как Тимофей Яковлевич, писал в те суровые годы войны погибший поэт Н.П. Майоров:
...ушли, не полюбив,
Не докурив последней папиросы.
Ушли, чтобы никогда не вернуться. Где их могила? В болоте, в лесу, реке?
Неизвестно. Может быть, родным придёт когда-нибудь известие поискового отряда: найдены останки... Может быть. ... А пока: «их могила — шар земной». И пусть земля им будет пухом! А именам их — слава!