Письменерская обшеобразовательная школа, Тоншаевский район

Материал из Letopisi.ru
Перейти к: навигация, поиск
см. Ошибки летописи, Имя статьи, Правила летописи - статья должна быть исправлена!

Посмотрите подобные статьи, не забывайте пользоваться шаблонами и помечать статьи соответствующими категориями!





Название статьи не соответствует содержанию. Нет категории.






Народы населяющие Тоншаевский район немногочисленны. Коренное население - это марийцы. Александр Михайлович Семенов в своей рукописной книге написал о революционных годах. В его записях большое внимание уделено традиционной культуре марийцев, их обычаям, верованиям, быту, культуре. Эта рукопись была написана в 1960 году. Сохранившиеся марийские племена попали под власть Золотой Орды, а после ее распада - под власть Казанского ханства. После победы Москвы над Ордой в 1480 году марийцы еще некоторое время оставались под властью Казанского ханства. Иван III провел несколько походов против Казани в 1487 году, и в результате которых Вятская земля, в том числе и территорию Тоншаевского района, вошла в состав Московского государства. Остальные марийские земли были присоединены к Москве после победы Ивана IV над Казанью в 1552 году. Население было обложено тяжелыми повинностями и, спасаясь от тяжелого царского гнета, марийцы бежали в глухие леса и болота по рекам Ошме и Пижме. Особенно усилился поток в XVII века. И уже к 1685 году на территории Тоншаевского района было около 12 поселений: Ошары, Ошма, Ромачи, Тоншайково и другие. В царствование Петра I на территорию Тоншаевского края переселяются новые группы марийского населения. Возникают новые поселения; Дупляки, Селки и другие. В последней четверти XVIII века на территорию Тоншаевского района переселяются русские– выходцы из Вятской губернии. Первые русские расселения возникли на гряде холмов, еще не занятых марийцами: Сухой Овраг, Березята и другие. В некоторых деревнях марийское население восприняло русскую культуру и язык. Марийцы никогда не были крепостными и не жили оседлой жизнью, а постоянно переезжали. Пожив на одном участке и собрав несколько урожаев они переходили на другой участок земли, и все повторялось вновь. Поскольку это происходило, марийцы строили подходящие постройки и называли их "кудо", что в переводе с марийского означает - дом. Жили они в лесах, но не вблизи рек, а больше на болотистой местности. Там их было сложнее найти сборщикам дани. Марийцев делят по языковым различиям и местам расселения на четыре группы: луговые, горные, восточные и северо-западные. Большинство марийцев в Тоншаевском районе относятся к северо-западной группе. Вся их жизнь связана с выполнением поверий и традиций, таких как кража невесты. Когда освоение Тоншаевского района марийцы занимались охотой, рыболовством и примитивным скотоводством. Потом в Тоншаевский район начали приходить русские. Марийцы пускали их в свои деревни только после испытания. Они должны были выпить не менее пяти ведер водки за два-три дня.И если русский оказывался добр к ним, то они относились к нему также. У них не было разделения на человека и природу. Для них человек это часть природы: "Мы родились не у отца, Мы родились не у матери, На утренней росе мы родились На цветах мы выросли На верхушках стеблей расцвели В пижемской воде окунулись." Эстетические идеалы марийцев, их отношение к природе и жизни общества, обычаи и традиции нашли свое неповторимое отражение в искусстве и культуре этого народа. После прихода русских в Тоншаевский район, они начали осваивать земли на которых еще не было марийцев. Это такие поселения как: Зотово, Богатыри, Березята, Тоншаево. Русские поселенцы были более высокого культурного уровня развития. Русские построили свои деревни и обживаться на новой территории. В результате взаимодействия русских и мари происходит обрусение местного населения в деревнях Евстропово, Лазарцево, Луги, Колдырята, Вякшенер, Малое Тоншаево и других. Постепенно количество населенных пунктов увеличивалось. В самом конце 18 века, или в начале 19 века в связи с постройкой церкви появляется село Тоншаево. Вполне возможно, что было сразу возведено каменное здание церкви. Во всяком случае, в 60 годах оно уже таковым было, и пока нет никаких сведений о каменном строительстве до середины 19 века. Эта церковь была построена в 1807 году. В 20-30 годы центр волости начал постепенно перемещаться из Ромачей в Тоншаево. До 1830 года территория волости делилась на три казенные вотчины: Письменерскую, Ошарскую, Ромачинскую. В 1830 году Ромачинская и Ошарская волости были ликвидированы, вместо них образовалась Тоншаевская. С 1 января 1841 Тоншаевская и Письменерская вотчины были объединены в Государственную Тоншаевскую волость с центром с. Тоншаево. Русские и мари были мирными соседями и даже заключали браки. Венчание делали под красивой березой. Невесту и жениха трижды обводили вокруг святой березы и начинали свадебное торжество. Собирали под березой десяток столов, пировали по неделе. Без келеметя никуда, во всех делах обращались к нему и просили у него помощи. Чтобы скот хорошо перезимовал, чтобы сметана устаивалась, куры хорошо неслись - опять надо просить. Если кто заболел, это значит - залез в него недобрый келеметь и надо его прогнать. А какой келеметь влез надо узнать, и кто его напустил. Это надо выворожить. Шли к ворожейкам. Те очень хорошо гадали и узнавали точно, какого келеметя напустили и с какой стороны он прибыл. Марийцы и русские постоянно развивали свою культуру и хозяйство и уживались на небольшой территории. Были хорошими соседями и жили в дружбе. Хотя и были разных национальностей и характеров.

Персональные инструменты
Инструменты