Цветаева, Марина Ивановна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показаны 45 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:Мария Цветаева.JPG|thumb|Мария Цветаева.]]
+
{{Персона
 +
|имя              = Марина Ивановна Цветаева
 +
|оригинал имени  =
 +
|портрет          = Мария Цветаева.JPG
 +
|размер          =
 +
|описание        =
 +
|имя при рождении = Марина
 +
|дата рождения    = [[26 сентября]] (9 октября)  1892
 +
|место рождения  = [[Москва]]
 +
|дата смерти      = [[31 августа]] [[1941]]
 +
|место смерти    = [[Елабуга]]
 +
 
 +
}}
 +
'''Цветаева Марина Ивановна'''  -  русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
 
== Детство ==
 
== Детство ==
Марина  Цветаева  родилась  в  [[Москва|Москве]]  26  сентября   1892  г.,  в высококультурной  семье. Отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом.  В дальнейшем  стал директором Румянцевского музея.  Он  оставил после себя большую память тем, что основал  Музей  изящных искусств имени Пушкина на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).  Мать Цветаевой, М. А. Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей  А. Г. Рубинштейна. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в Тарусе. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей.  С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии, Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом 1906 года мать Марины и Аси умерла в их доме в Тарусе.
+
Марина  Цветаева  родилась  в  [[Москва|Москве]]  [[26  сентября]]    ''1892''   г.,  в высококультурной  семье. Отец, '''Иван Владимирович Цветаев''', был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом.  В дальнейшем  стал директором Румянцевского музея.  Он  оставил после себя большую память тем, что основал  ''Музей  изящных искусств имени Пушкина на Волхонке'' (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).  Мать Цветаевой, '''М. А. Мейн''', была талантливой пианисткой, ученицей  '''А. Г. Рубинштейна'''. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в ''Тарусе''. У Марины и ее сестры ''Аси'' было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей.  С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии,Швейцарии, [[Германия|Германии]]. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом [[1906]] года мать Марины и Аси умерла в их доме в ''Тарусе''.
  
 
   
 
   
 
==Начало творческой деятельности ==
 
==Начало творческой деятельности ==
  
Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.  
+
<p align=justify>Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В [[1909]] слушала курс французской литературы в Сорбонне. В [[1911]] году Марина Цветаева ушла из гимназии и уехала в ''Коктебель'' к  '''Волошину''', дом которого был всегда открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в ''Коктебеле''. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов.  Она знакомится с '''В. Я. Брюсовым''', оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом '''Эллисом''' (Л. Л. Кобылинским).  Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «''Мусагет''». В [[1910]] г.  выпустила первый сборник «''Вечерний альбом''», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как '''Брюсов''', '''Гумилев и Волошин'''. В ([[1912]]) году Марина Ивановна выпустила второй сборник стихов «''Волшебный фонарь''», которые так же,  как      поэма «''Чародей''»  опубликованная в ([[1914]]) были наполнены тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы» , зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой.   В поэме «''На красном коне''» ([[1921]]) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.</p>
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов.  Она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским).  Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет". Её первое стихотворение напечатали в шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. В двух первых книгах стихов "Вечерний альбом" (1910), "Волшебный фонарь" (1912) и поэме "Чародей" (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, "залы", зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки (исповедальность, дневниковая направленность акцентируется посвящением "Вечернего альбома" памяти Марии Башкирцевой), которая в этой атмосфере "детской" сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому. В поэме "На красном коне" (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
+
  
  
 
== Творческая зрелость ==
 
== Творческая зрелость ==
  
В следующих книгах "Версты" (1921-22) и "Ремесло" (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок, посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуану и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.  
+
<p align=justify>С [[1917]] по [[1920]] годы Марина Цветаева написала более 300 стихотворений, большую поэму сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей - эссе. Впоследствии критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. В следующих книгах «''Версты''» ([[1921]]-[[1922]]) и «''Ремесло''» ([[1923]]), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам '''А. А. Блоку''', '''А. А. Ахматовой''', '''С. Парнок''', посвященных историческим лицам или литературным героям - '''Марине Мнишек''', '''Дон Жуан''' и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.</p>
  
[[Изображение:Сергей Эфрон, муж М. Цветаевой.JPG|thumb|Сергей Эфрон, муж М. Цветаевой.]]
 
 
== Вне России ==
 
== Вне России ==
  
Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другомВ 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл "Лебединый стан"). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов "После России" 1922-1925, 1928; "Поэма горы", "Поэма конца", обе 1926; лирическая сатира "Крысолов", 1925-26; трагедии на античные сюжеты "Ариадна", 1927, опубликована под названием "Тезей", и "Федра", 1928; последний поэтический цикл "Стихи к Чехии", 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.  
+
<p align=justify>Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В [[1912]] Цветаева вышла замуж за '''Сергея Эфрона''', который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. <br> <br>
  
 +
''Я с вызовом ношу его кольцо''!<br>
 +
''- Да, в Вечности - жена, не на бумаге.'' -<br>
 +
''Его чрезмерно узкое лицо'' <br>
 +
''Подобно шпаге.''<br><br>
  
== Оссобенности стихосложения ==
+
В [[1918]]-[[1922]] вместе с малолетними детьми она находится в революционной ''Москве'', в то время как ее муж '''Эфрон''' сражается в белой армии (стихи [[1917]]-[[1921]], полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в [[Берлин|Берлине]], три года в  ''Праге'', с [[1925]] - [[Париж]]), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «''После России''» [[1922]]-[[1925]], [[1928]]; «Поэма горы», «''Поэма конца''», обе [[1926]]; лирическая сатира «''Крысолов''», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», [[1927]], опубликована под названием «''Тезей''», и «''Федра''», [[1928]]; последний поэтический цикл «''Стихи к Чехии''», [[1938]]-[[1939]], при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.</p> 
  
Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках "Царь-девица", 1922, "Молодец", 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком "тире", часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий (см. Паронимы), превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.  
+
 
 +
== Особенности стихосложения ==
 +
 
 +
<p align=justify>Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», [[1992]], «Молодец», [[1924]]), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый).</p> 
  
  
 
== Конец пути ==
 
== Конец пути ==
  
В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством  
+
<p align=justify>В [[1937]] '''Сергей Эфрон''', ради возвращения в [[СССР]] ставший агентом ''НКВД''  за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в [[Москва| Москву]] . Летом [[1939]] вслед за мужем и дочерью '''Ариадной''' (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном '''Георгием''' (''Муром''). В том же году и дочь и муж были арестованы ('''С. Эфрон''' расстрелян в [[1941]], '''Ариадна''' после пятнадцати лет репрессий была в [[1955]] реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. ''Елабуга'' на ''Каме'', безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. В архиве ''Союза писателей  Татарии'' сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского на мыло и махорку. Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. [[31 августа]] [[1941]] года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством.<br><br>
Надо отметить, что еще  в  семнадцатилетнем  возрасте  Марина  Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное  письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.
+
 
 +
''Разбросанным в пыли по магазинам''<br>
 +
''(Где их никто не брал и берет!)''<br>
 +
''Моим стихам, как драгоценным винам,''<br>
 +
''Настанет свой черед''.<br><br>
 +
 
 +
Надо отметить, что еще  в  семнадцатилетнем  возрасте  Марина  Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное  письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.</p>
  
  
Строка 34: Строка 58:
  
 
1918 г.  
 
1918 г.  
*Азраил
+
 
*Акварель  
+
{| border=0
*Але(В шитой серебром рубашечке)  
+
  |Азраил
*Але (Ты будешь невинной, тонкой)  
+
  |Акварель  
*Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)  
+
  |Але(В шитой серебром рубашечке)  
*Але(Не знаю, где ты и где я)  
+
  |Але (Ты будешь невинной, тонкой)  
*Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)  
+
  |Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)  
*Але(Ни кровинки в тебе здоровой)  
+
|-
*Але (Есть у тебя еще отец и мать)  
+
  |Але(Не знаю, где ты и где я)  
*Ала
+
  |Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)  
*Андрей Шенье
+
  |Але(Ни кровинки в тебе здоровой)  
*Анжелика
+
  |Але (Есть у тебя еще отец и мать)  
*Анне Ахматовой
+
  |Ала
*Ариадна
+
|-
*Асе (Гул предвечерний в заре догорающей)  
+
  |Але(Не знаю, где ты и где я)
*Асе (Мы быстры и наготове)  
+
  |Але (Когда-нибудь, прелестное созданье)
*Асе (Ты мне нравишься: ты так молода)  
+
  |Але(Ни кровинки в тебе здоровой)
*Ахилл на валу
+
  |Але (Есть у тебя еще отец и мать)
*Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!)  
+
  |Андрей Шенье
*Ахматова (Кем полосынька твоя)  
+
|-
*Бабушка
+
  |Анжелика
*Бабушке  
+
  |Анне Ахматовой
*Бабушкин внучек
+
  |Ариадна
*Байрону
+
  |Асе (Гул предвечерний в заре догорающей)  
*Балкон
+
  |Асе (Мы быстры и наготове)  
*Баллада о проходимке
+
|-
*баловство
+
  |Асе (Ты мне нравишься: ты так молода)  
Бальмонту
+
  |Ахилл на валу
БАРАБАН
+
  |Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!)  
БАРАБАНЩИК
+
  |Ахматова (Кем полосынька твоя)  
БАЯРД
+
  |Бабушка
БЕЛОСНЕЖКА
+
|-
БЕРЛИНУ
+
  |Бабушке  
БЕССОННИЦА
+
  |Бабушкин внучек
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
+
  |Байрону
БОГ
+
  |Балкон
БОЛЕЗНЬ
+
  |Баллада о проходимке
БОНАПАРТИСТЫ
+
|-
БРАТ
+
  |Белоснежка
БРАТЬЯ
+
  |Берлину
БУЗИНА
+
  |Бессоница
БЫВШЕМУ ЧАРОДЕЮ
+
  |Благая весть
В OUCHY
+
  |Бог
В ЗАЛЕ
+
|-
В ЗЕРКАЛЕ КНИГИ М. Д.-В.  
+
  |Баловство
В КЛАССЕ
+
  |Бальмонту
В КРЕМЛЕ
+
  |Барабан
В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ
+
  |Барабанщик
В ОТВЕТ НА СТИХОТВОРЕНИЕ
+
  |Баярд
В ПАРИЖЕ
+
|-
В ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ
+
  |Бонапартисты
В РАЮ
+
  |Берлину
В СКВЕРЕ
+
  |Бессоница
В СОННОМ ЦАРСТВЕ
+
  |Благая весть
В СУББОТУ
+
  |Болезнь
В СУМЕРКАХ
+
|-
В ЧУЖОЙ ЛАГЕРЬ
+
  |Брат
В ШЕНБРУННЕ
+
  |Братья
В. Я. БРЮСОВУ (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)  
+
  |Бузина
В. Я. БРЮСОВУ (Улыбнись в мое "окно")  
+
  |Бывшему чародею
ВЕНЕРА
+
  |В зале
ВЕСНА В ВАГОНЕ
+
|-
ВЕСТНИКУ
+
  |В зеркале книги  М. Д.-В.  
ВЗЯТИЕ КРЫМА
+
  |В классе
ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР. "Песня Стефано"  
+
  |В Кремле
ВИФЛЕЕМ
+
  |В Люксембургском саду
ВОЖДЯМ
+
  |В ответ на стихотворение
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЖДЯ
+
|-
ВОКЗАЛЬНЫЙ СИЛУЭТ
+
  |В Париже 
ВОЛЕЙ ЛУНЫ
+
  |В пятнадцать лет
ВОЛК
+
  |В раю 
ВОЛШЕБНИК
+
  |В сквере
ВОЛШЕБСТВО
+
  |В сонном царстве
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
+
|-
ВСТРЕЧА (Вечерний дым над городом возник)  
+
  |В субботу
ВСТРЕЧА (Гаснул вечер, как мы умиленный)  
+
  |В сумерках 
ВСТРЕЧА С ПУШКИНЫМ
+
  |В чужой лагерь
ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
+
  |В Шенбрунне 
ВТРОЕМ
+
  |В.Я. Брюсову (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)  
ВЯЧЕСЛАВУ ИВАНОВУ
+
|-
ГАДАНЬЕ
+
  |В.Я. Брюсову (Улыбнись в мое "окно")  
ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА
+
  |Венера
ГЕНИЮ
+
  |Весна в Вагоне
ГЕОРГИЙ
+
  |Вестнику
ГЕРМАНИИ
+
  |Взятие Крыма
ГЕРЦОГ РЕЙХШТАДТСКИЙ
+
|-
ГИМНАЗИСТКА
+
  |Вильям Шекспир. "Песня Стефано"  
ГЛАЗА
+
  |Вифлеем
ДАМА В ГОЛУБОМ
+
  |Вождям
ДАМЕ С КАМЕЛИЯМИ
+
  |Возвращение вождя
ДАНИИЛ
+
  |Вокзальный силуэт
ДВА В КВАДРАТЕ
+
|-
ДВА ИСХОДА
+
  |Волей луны
ДВОЕ
+
  |Волк
ДЕВОЧКА-СМЕРТЬ
+
  |Волшебник
ДЕКАБРЬ И ЯНВАРЬ
+
  |Волшебство
ДЕКАБРЬСКАЯ СКАЗКА
+
  |Восклицательный знак
ДЕРЕВЬЯ (В смертных изверясь)
+
|-
ДЕРЕВЬЯ (Кварталом хорошего тона)  
+
  |Встреча (Вечерний дым над городом возник)  
ДЕТСКАЯ
+
  |Встреча (Гаснул вечер, как мы умиленный)  
ДЕТСКИЙ ДЕНЬ
+
  |Встреча с Пушкиным
ДЕТСКИЙ ЮГ
+
  |Второе путешествие
ДИАЛОГ ГАМЛЕТА С СОВЕСТЬЮ
+
  |Втроём
ДИКАЯ ВОЛЯ
+
|-
ДО ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ
+
  |Вячеславу Иванову
ДОБРЫЙ КОЛДУН
+
  |Гадание
ДОБРЫЙ ПУТЬ!  
+
  |Генералам двенадцатого года
ДОМ
+
  |Гению
ДОМИКИ СТАРОЙ МОСКВЫ
+
  |Георгий
ДОН
+
|-
ДОН-ЖУАН
+
  |Германии
ДОРТУАР ВЕСНОЙ
+
  |Герцог Рейхштадтский
ДОЧЬ ИАИРА
+
  |Гимназистка
ДУША
+
  |Глаза
ДУША И ИМЯ
+
  |Дама в голубом
ЕВРЕЯМ
+
|-
ЕВРЕЯМ
+
  |Даме с камелиями
ЕЕ СЛОВА
+
  |Даниил
ЕЩЕ МОЛИТВА
+
  |Два в квадрате
ЖАЖДА
+
  |Два исхода
ЖАР-ПТИЦА
+
  |Двое
ЖЕРТВАМ ШКОЛЬНЫХ СУМЕРОК
+
|-
ЖИВАЯ ЦЕПОЧКА
+
  |Девочка-смерть
ЖИЗНИ
+
  |Декабрь и январь
ЗА КНИГАМИ
+
  |Декабрьская сказка
ЗАВОДСКИЕ
+
  |Деревья 
ЗАНАВЕС
+
  |Деревья  (Кварталом хорошего тона)  
ЗАОЧНОСТЬ
+
|-
ЗЕЛЕНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ
+
  |Детская
ЗЕМНОЕ ИМЯ
+
  |Детский день
ЗЕМНЫЕ ПРИМЕТЫ
+
  |Детский юг
ЗИМА
+
  |Диалог Гамлета с совестью
ЗИМНЯЯ СКАЗКА
+
  |До первой звезды
ЗИМОЙ
+
|-
ИЗ СКАЗКИ - В СКАЗКУ
+
  |Добрый колдун
ИЗ СКАЗКИ В ЖИЗНЬ
+
  |Добрый путь!
ИНЦИДЕНТ ЗА СУПОМ
+
  |Дом
ИОАНН
+
  |Домики старой Москвы
ИОСИФ
+
  |Дон
ИСПОВЕДЬ
+
|-
ИТОГ ДНЯ
+
  |Дон-Жуан
ИЮЛЬ - АПРЕЛЮ
+
  |Дортуар весной
КАК МЫ ЧИТАЛИ "LICHTENSTEIN"  
+
  |Дочь-Иаира
KAMEPATA
+
  |Душа
КАРМЕН
+
  |Душа и имя
КАРТИНКА С КОНФЕТЫ
+
|-
КАТОК РАСТАЯЛ
+
  |Её слова
КЛИНОК
+
  |Еще молитва
КН. С. М. ВОЛКОНСКОМУ
+
  |Жажда
КНИГИ В КРАСНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ
+
  |Жар-птица
КНЯЗЬ ТЬМЫ
+
  |Жертвам школьных сумерок
КОЛДУНЬЯ
+
|-
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ АСЕ
+
  |Живая цепочка
КОМЕДЬЯНТ
+
  |Жизни
КОНЕЦ СКАЗКИ
+
  |За книгами
КОНТРАБАНДИСТЫ И БАНДИТЫ
+
  |Заводские
КОНЬКОБЕЖЦЫ
+
  |Занавес
КОРНИЛОВ
+
|-
КОШКИ
+
  |Заочность
КРЕСТИНЫ
+
  |Зеленое ожерелье
КРИК СТАНЦИЙ
+
  |Земное имя
КРОМЕ ЛЮБВИ
+
  |Земные приметы
КУРЛЫК
+
  |Зима
КУСТ
+
|-
ЛАДОНЬ
+
  |Зимняя сказка
ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО
+
  |Зимой
ЛЕТОМ
+
  |Из сказки - в сказку
ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОКУРОРАМ
+
  |Из сказки в жизнь
ЛУНА - ЛУНАТИКУ
+
  |Инцидент за супом
ЛУЧ СЕРЕБРИСТЫЙ
+
|-
ЛУЧИНА
+
  |Иоанн
ЛУЧШИЙ СОЮЗ
+
  |Иосиф
ЛЮБВИ СТАРИННЫЕ ТУМАНЫ
+
  |Исповедь
ЛЮДОВИК XVII  
+
  |Итог дня
ЛЮТНЯ
+
  |Июль- апрель
МАГДАЛИНА
+
|-
МАЛЕНЬКИЙ ПАЖ
+
  |Как мы читали "Lichtenstein"
МАЛЬЧИК С РОЗОЙ
+
  |Kамерата
МАЛЬЧИК-БРЕД
+
  |Кармен
МАМА В САДУ
+
  |Картинка с конфеты
МАМА ЗА КНИГОЙ
+
  |Каток растаял
МАМА НА ДАЧЕ
+
|-
МАМА НА ЛУГУ
+
  |Клинок
МАМЕ (Как много забвением темным)  
+
  |КН. С. М. Волконскому
МАМЕ (В старом вальсе штраусовском впервые)  
+
  |Книги в красонм переплёте
МАРИНА
+
  |Князь тьмы
МАЯКОВСКОМУ (Чтобы край земной не вымер)  
+
  |Колдунья
МАЯКОВСКОМУ (Превыше крестов и труб)  
+
|-
МИНУТА
+
  |Колыбельная песня Асе
МИРОК
+
  |Комедьянт
МОЛИТВА
+
  |Конец сказки
МОЛИТВА В СТОЛОВОЙ
+
  |Контрабандисты и бандиты
МОЛИТВА ЛОДКИ
+
  |Конькобежцы
МОЛИТВА МОРЮ
+
|-
МОЛОДОСТЬ
+
  |Корнилов
МОРЕПЛАВАТЕЛЬ
+
  |Кошки
МОСКВЕ (Когда рыжеволосый Самозванец)  
+
  |Крестины
МОСКВЕ (Первородство - на сиротство!)  
+
  |Крик станций 
МУЗА
+
  |Кроме любви
МУКА" И МУ"КА
+
|-
МЯТЕЖНИКИ
+
  |Курлык
Н. Н. В.  
+
  |Куст
НА БУЛЬВАРЕ
+
  |Ладонь
НА ВОЗУ
+
  |Лесное царство
НА ВОКЗАЛЕ
+
  |Летом
НА ЗАРЕ
+
|-
НА КОНЦЕРТЕ
+
  |Литературным прокурорам
НА ПРОЩАНЬЕ
+
  |Луна-лунатику
НА РАДОСТЬ
+
  |Луч серебристый
НА СКАЛАХ
+
  |Лучина
НАДГРОБИЕ
+
  |Лучший союз
НАДПИСЬ В АЛЬБОМ
+
|-
НАКЛОН
+
  |Любви старинные туманы
НАУКА ФОМЫ
+
  |Людвиг XVII  
НАША ЗАЛА
+
  |Лютня
НАШИ ЦАРСТВА
+
  |Магдалина
НАЯДА
+
  |Маленький паж
НЕ В НАШЕЙ ВЛАСТИ
+
|-
НЕВЕСТАМ МУДРЕЦОВ
+
  |Мальчик с розой
НЕДОУМЕНИЕ
+
  |Мальчик-бред
НЕРАВНЫЕ БРАТЬЯ
+
  |Мама в саду
НЕРАЗЛУЧНОЙ В ДОРОГУ
+
  |Мама за книгой
НИ ЗДЕСЬ, НИ ТАМ
+
  |Мама на даче
НИНЕ
+
|-
НОВОГОДНЯЯ
+
  |Мама на лугу
НОВОГОДНЯЯ (вторая)  
+
  |Маме (Как много забвением темным)  
НОВОЛУНЬЕ
+
  |Маме (В старом вальсе штраусовском впервые)  
НОЧНЫЕ МЕСТА
+
  |Марина
НОЧЬ (Час обнажающихся верховий)  
+
  |Маяковскому (Чтобы край земной не вымер)  
НОЧЬ (Когда друг другу лжем)  
+
|-
ОБА ЛУЧА
+
  |Маяковскому (Превыше крестов и труб)  
ОБЛАКА
+
  |Минута
ОБЛАЧКО
+
  |Мирок
ОБРЕЧЕННАЯ
+
  |Молитва
ОВРАГ
+
  |Молитва лодки
ОДА ПЕШЕМУ ХОДУ
+
|-
ОКА
+
  |Молитва морю
ОКНО
+
  |Молодость
ОКО
+
  |Мореплаватель
ОН БЫЛ СИНЕГЛАЗЫЙ И РЫЖИЙ...  
+
  |Москве (Когда рыжеволосый Самозванец)  
ОНИ И МЫ
+
  |Москве (Первородство - на сиротство!)  
ОСЕНЬ В ТАРУСЕ
+
|-
ОСТРОВ
+
  |Муза
ОСУЖДЕННЫЕ
+
  |Мука" И Му"ка
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО СЕМИ
+
  |Мятежники
ОТГОЛОСКИ СТОЛА
+
  |Н. Н. В.  
ОТРОК
+
  |На бульваре
ОТЦАМ
+
|-
ОТЪЕЗД
+
  |На возу
ОФЕЛИЯ - В ЗАЩИТУ КОРОЛЕВЫ
+
  |На вокзале
ОФЕЛИЯ - ГАМЛЕТУ
+
  |На заре
ОЧАГ МУДРЕЦА
+
  |На концерте
ОШИБКА
+
  |На прощанье
П. АНТОКОЛЬСКОМУ  
+
|-
П. Э.  
+
  |На радость
ПАМЯТИ А. А. СТАХОВИЧА
+
  |На скалах
ПАМЯТИ БЕРАНЖЕ
+
  |Надгробие
ПАМЯТИ Г. ГЕЙНЕ
+
  |Надпись в альбом
ПАМЯТИ НИНЫ ДЖАВАХА
+
  |Наклон
ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА
+
|-
ПАРОМ
+
  |Наука Фомы
ПАСХА В АПРЕЛЕ
+
  |Наша зала
ПЕДАЛЬ
+
  |Наши царства
ПЕРВАЯ РОЗА
+
  |Наяда
ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
+
  |Не в нашей власти
ПЕРВЫЙ БАЛ
+
|-
ПЕСЕНКИ ИЗ ПЬЕСЫ "УЧЕНИК"  
+
  |Невестам мудрецов
ПЕТРОВ КОНЬ РОНЯЕТ ПОДКОВУ
+
  |Недоумение
ПЕТРУ
+
  |Неравные братья
ПИСЬМО
+
  |Неразлучной в дорогу
ПИСЬМО НА РОЗОВОЙ БУМАГЕ
+
  |Ни здесь, ни там
ПЛАЧ МАТЕРИ ПО НОВОБРАНЦУ
+
|-
ПЛАЧ ЦЫГАНКИ ПО ГРАФУ ЗУБОВУ
+
  |Нине
ПЛАЩ
+
  |Новогодняя
ПЛЕННИЦА
+
  |Новогодняя(вторая)  
ПЛОХОЕ ОПРАВДАНЬЕ
+
  |Новолунье
ПЛОЩАДЬ
+
  |Ночные места
ПОБЕГ
+
|-
ПОБЕДА
+
  |Ночь (Час обнажающихся верховий)  
ПОД ДОЖДЕМ
+
  |Ночь (Когда друг другу лжем)  
ПОД НОВЫЙ ГОД
+
  |Оба луча
ПОД ШАЛЬЮ
+
  |Облака
ПОДРАСТАЮЩЕЙ
+
  |Облачко
ПОДРУГА (Спит, муки твоея - веселье)  
+
|-
ПОДРУГА (Не расстанусь! - Конца нет!)  
+
  |Обреченная
ПОДРУГА (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!)  
+
  |Овраг
ПОЕЗД ЖИЗНИ
+
  |Ода пешему ходу
ПОЖАЛЕЙ...  
+
  |Ока
ПОКЛОННИК БАЙРОНА
+
  |Окно
ПОЛНОЧЬ
+
  |
ПОЛОТЕРСКАЯ
+
|-
ПОПЫТКА РЕВНОСТИ
+
  |Око
ПОСЛЕ ГОСТЕЙ
+
  |Он был синеглазый и рыжий...  
ПОСЛЕ ПРАЗДНИКА
+
  |Они и мы
ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER  
+
  |Осень в Тарусе
ПОСЛЕДНИЙ МОРЯК
+
  |Остров
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
+
|-
ПОСМЕРТНЫЙ МАРШ
+
  |Осужденные
ПОСЫЛКА К МАЛЕНЬКОЙ СИГАРЕРЕ
+
  |От четырех до семи
ПОТОМОК ШВЕДСКИХ КОРОЛЕЙ
+
  |Отголоски стола
ПОЭМА ЗАСТАВЫ
+
  |Отрок
ПОЭТЫ
+
  |Отцам
ПРАВДА
+
|-
ПРАГА
+
  |Отъезд
ПРАЖСКИЙ РЫЦАРЬ
+
  |Офелия - в защиту королевы
ПРЕДСКАЗАНЬЕ
+
  |Офелия  - Гамлету
ПРИВЕТ ИЗ БАШНИ
+
  |Очаг Мудреца
ПРИВЕТ ИЗ ВАГОНА
+
  |Ошибка
ПРИЕЗД
+
|-
ПРИЗРАК ЦАРЕВНЫ
+
  |П. АНТОКОЛЬСКОМУ  
ПРИМЕТЫ
+
  |П. Э.  
ПРИНЦ И ЛЕБЕДИ
+
  |Памяти А. А. Стаховича
ПРОБУЖДЕНЬЕ
+
  |Памяти Беранже
ПРОВОДА
+
  |Памяти Г. Гейне
ПРОКРАСТЬСЯ...  
+
|-
"ПРОСТИ" ВОЛШЕБНОМУ ДОМУ
+
  |Памяти Нины Джаваха
"ПРОСТИ" НИНЕ
+
  |Памятью сердца
ПСИХЕЯ
+
  |Паром
ПУТЬ КРЕСТА
+
  |Пасха в апреле
РАЗГОВОР С ГЕНИЕМ
+
  |Педаль
РАЗЛУКА
+
|-
РАЗНЫЕ ДЕТИ
+
  |Первая роза
РАКОВИНА
+
  |Первое путешествие
РАСПЯТИЕ
+
  |Первый бал
РАССВЕТ НА РЕЛЬСАХ
+
  |Песенки из пьесы "Ученик"
РАССТАВАНИЕ
+
  |Петров конь теряет подкову
РАСЩЕЛИНА
+
|-
РЕЗЕДА И РОЗА
+
  |Петру
РЕЛЬСЫ
+
  |Письмо
РОБИН ГУД И МАЛЕНЬКИЙ ДЖОН
+
  |Письмо на розовой бумаге
РОБИН ГУД СПАСАЕТ ТРЕХ СТРЕЛКОВ
+
  |Плач матери по новобранцу
РОДИНА
+
  |Плач цыганки по графу Зубову
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ДАМА
+
|-
РОЗОВАЯ ЮНОСТЬ
+
  |Плащ
РОЗОВЫЙ ДОМИК
+
  |Пленница
РОЛАНДОВ РОГ
+
  |Плохое оправданье
РУАН
+
  |Площадь
РУЧЬИ
+
  |Побег
С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо)  
+
|-
С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!)  
+
  |Победа
С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят)  
+
  |Под дождем
С.Э. (Сижу без света, и без хлеба)  
+
  |Под Новый год
С.Э. (Писала я на аспидной доске)  
+
  |Под шалью
САВОЙСКИЕ ОТРЫВКИ
+
  |Подрастающей
САД
+
|-
САМОУБИЙСТВО
+
  |Подруга (Спит, муки твоея - веселье)  
САРА В ВЕРСАЛЬСКОМ МОНАСТЫРЕ
+
  |Подруга (Не расстанусь! - Конца нет!)  
САХАРА
+
  |Подруга (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!)  
СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ СНЫ
+
  |Поезд жизни
СЕРГЕЮ ЭФРОН-ДУРНОВО
+
  |Пожалей...  
СЕРДЦА И ДУШИ
+
|-
СЕРЕЖЕ
+
  |Поклонник Байрона
СЕСТРА
+
  |Полночь
СЕСТРЫ
+
  |Полотерская
СИВИЛЛА
+
  |Попытка ревности
СКАЗКИ СОЛОВЬЕВА
+
  |После гостей
СКАЗОЧНЫЙ ШВАРЦВАЛЬД
+
|-
СКИФСКИЕ
+
  |После праздника
СКУЧНЫЕ ИГРЫ
+
  |После чтения "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER  
СЛЕДУЮЩЕМУ
+
  |Последний моряк
СЛЕЗЫ
+
  |Последняя встреча
СЛОВА И СМЫСЛЫ
+
  |Посмертный марш
СОВЕТ
+
|-
СОК ЛОТОСА
+
  |Посылка к маленькой сигарете
СОН
+
  |Потомок шведских королей
СТАРИННОЕ БЛАГОГОВЕНЬЕ
+
  |Поэма заставы
СТАРУХА
+
  |Поэты
СТЕНЬКА РАЗИН
+
  |Правда
СТИХИ К АХМАТОВОЙ
+
|-
СТИХИ К БЛОКУ
+
  |Прага
СТИХИ К ПУШКИНУ
+
  |Пражский рыцарь
СТИХИ К СОНЕЧКЕ
+
  |Предсказние
СТИХИ К СЫНУ
+
  |Привет из башни
СТИХИ К ЧЕХИИ. МАРТ
+
  |Привет из вагона
СТИХИ К ЧЕХИИ. СЕНТЯБРЬ
+
|-
СТИХИ О МОСКВЕ
+
  |Приезд
СТИХИ СИРОТЕ
+
  |Призрак царевны
СТОЛ
+
  |Приметы
СТОЛОВАЯ
+
  |Принц и лебеди
СТРАНА
+
  |Пробужденье
СТУК В ДВЕРЬ
+
|-
СУГРОБЫ
+
  |Провода
СЧАСТЬЕ
+
  |Прокрасться...  
СЫН
+
  |"Прости" волшебному дому
ТАК
+
  |"Прости" Нине
ТАК БУДЕТ
+
  |Психея
ТАК ВСЛУШИВАЮТСЯ...  
+
|-
ТВЕРСКАЯ
+
  |Путь креста
ТЕБЕ - ЧЕРЕЗ СТО ЛЕТ
+
  |Разговор с гением
ТОЛЬКО ДЕВОЧКА
+
  |Разлука
ТРИ ПОЦЕЛУЯ
+
  |Разные дети
ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
+
  |Раковина
У ГРОБИКА
+
|-
У КРОВАТКИ
+
  |Распятие
УГОЛЬКИ
+
  |Рассве на рельсах
УТОМЛЕНЬЕ
+
  |Расставание
УЧЕНИК
+
  |Расщелина
ФЕДРА
+
  |Резеда и роза
ХАНСКИЙ ПОЛОН
+
|-
ХВАЛА АФРОДИТЕ
+
  |Рельсы
ХВАЛА БОГАТЫМ
+
  |Робин Гуд и маленький Джон
ХВАЛА ВРЕМЕНИ
+
  |Робин Гуд спасает трех стрелков
ЦАРЮ - НА ПАСХУ
+
  |Родина
ЦЫГАНСКАЯ СВАДЬБА
+
  |Рождественская дама
ЧАРОДЕЮ
+
|-
ЧАС ДУШИ
+
  |Розовая юность
ЧЕЛЮСКИНЦЫ
+
  |Розовый домик
ЧЕТВЕРОСТИШИЯ
+
  |Роландов рог
ЧИТАТЕЛИ ГАЗЕТ
+
  |Руан
ЧУЖОМУ
+
  |Ручьи
ШАРМАНКА ВЕСНОЙ
+
|-
ШУТОЧНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
+
  |С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо)  
ЭВРИДИКА - ОРФЕЮ
+
  |С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!)  
ЭЛЬФОЧКА В ЗАЛЕ
+
  |С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят)  
ЭМИГРАНТ
+
  |С.Э. (Сижу без света, и без хлеба)  
ЭПИЛОГ
+
  |С.Э. (Писала я на аспидной доске)  
ЭПИТАФИЯ
+
|-
ЭПИТАФИЯ
+
  |Савойские отрывки
ЭСТЕТЫ
+
  |Сад
ЮНГЕ
+
  |Сара в версальском монастыре
ЮНКЕРАМ, УБИТЫМ В НИЖНЕМ
+
  |Сахара
AETERNUM VALE
+
  |Связь через сны
BOHEME
+
|-
DIE STILLE STRASSE
+
  |Сергею Эфрон
DOUCE FRANCE
+
  |Сердца и души
EX-CI-DEVANT
+
  |Сереже
ICI-HAUT
+
  |Сестра
PERPETUUM MOBILE
+
  |Сестры
RICORDO DI TIVOLI
+
|-
ROUGE ЕТ BLEUE
+
  |Сивилла
 +
  |Сказки Соловьева
 +
  |Сказочный Шварцвальд
 +
  |Скифские
 +
  |Скучные игры
 +
|-
 +
  |Следующему
 +
  |Слезы
 +
  |Слова и смыслы
 +
  |Совет
 +
  |Сок лотоса
 +
|-
 +
  |Сон
 +
  |Старуха
 +
  |Стенька разин
 +
  |Стихи к Ахматовой
 +
  |Стихи к Блоку
 +
|-
 +
  |Стихи к Пушкину
 +
  |Стихи к Сонечке
 +
  |Стихи к сыну
 +
  |Стихи к Чехии.Март
 +
  |Стихи к Чехии.Сентябрь
 +
|-
 +
  |Стихи о Москве
 +
  |Стихи сироте
 +
  |Стол
 +
  |Столовая
 +
  |Страна
 +
|-
 +
  |Стук в дверь
 +
  |Сугробы
 +
  |Счастье
 +
  |Сын
 +
  |Так
 +
|-
 +
  |Так будет
 +
  |Так вслушиваются...
 +
  |Тверская
 +
  |Тебе-через сто лет
 +
  |Только девочка
 +
|-
 +
  |Три поцелуя
 +
  |Тройственный союз
 +
  |У гробика 
 +
  |У кровати 
 +
  |Угольки
 +
|-
 +
  |Утомленье
 +
  |Ученик
 +
  |Федра
 +
  |Ханский полон
 +
  |Хвала Афродите
 +
|-
 +
  |Хвала богатым
 +
  |Хвала времени
 +
  |Царю-на пасху
 +
  |Цыганская свадьба
 +
  |Чародею
 +
|-
 +
  |Час души
 +
  |Челюскинцы
 +
  |Четверостишия
 +
  |Читатели газет
 +
  |Чужому
 +
|-
 +
  |Шарманка весной
 +
  |Шуточное стихотворение
 +
  |Эвридика-Орфею
 +
  |Эльфочка в зале
 +
|-
 +
  |Эмигрант
 +
  |Эпилог
 +
  |Эпитафия
 +
  |Эстеты
 +
  |Юнге
 +
|-
 +
  |Юнкерам,убитым в нижнем
 +
  |Aeternum Vale
 +
  |Boheme
 +
  |Die stille strasse
 +
  |Douce France
 +
|-
 +
  |Ex-Ci-Devant
 +
  |Ici-Haut
 +
  |Perpetuum Mobile
 +
  |Ricordo Di Tivol
 +
|-
 +
  |Rouge Et Bleue
 +
|}
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
*[http://cvetaeva.ouc.ru/  Биография Цветаевой Марины Ивановны.Библиотека поэзии]
 
*[http://cvetaeva.ouc.ru/  Биография Цветаевой Марины Ивановны.Библиотека поэзии]
 
*[http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/  Стихи Марины Цветаевой]
 
*[http://www.stihi-rus.ru/1/Cvetaeva/  Стихи Марины Цветаевой]
 +
*[http://www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/all.html Марина Цветаева. Поэзия.]
 +
*[http://www.dommuseum.ru/  Дом-музей Марины Цветаевой]
 +
*[http://onfoot.ru/photos/mos/2232.html  Памятник М.И. Цветаевой в Москве]
 +
*[http://cvet-a-eva.narod.ru/review.html  Отзывы критиков и современников о Цветаевой]
 +
== Библиография==
 +
*Все обо всех.Т.5. - М.:АСТ, 1997. С.427-440
 +
*Поэты Серебряного века/Сост., вступ. ст., коммент. Н.П. Суховой.- М.:Дет. лит., 2004. С.255-280
 +
*Эренбург И.  Поэзия Марины Цветаевой. «Литературная Москва», сборник № 2. -М.: 1956.
 +
* Марина Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматические произведения. /Составитель Е. Евтушенко. М.: «Художественная литература», 1990.   
 +
* Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.:  Художественная литература, 1990г. 162 с.
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Литература]]
 
[[Категория:Поэт]]
 
[[Категория:Поэт]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Текущая версия на 13:20, 25 января 2011

Марина Ивановна Цветаева
Мария Цветаева.JPG
Имя при рождении: Марина
Дата рождения: 26 сентября (9 октября) 1892
Место рождения: Москва
Дата смерти: 31 августа 1941
Место смерти: Елабуга

Цветаева Марина Ивановна - русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Содержание

[править] Детство

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г., в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором Московского университета, известным филологом и искусствоведом. В дальнейшем стал директором Румянцевского музея. Он оставил после себя большую память тем, что основал Музей изящных искусств имени Пушкина на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать Цветаевой, М. А. Мейн, была талантливой пианисткой, ученицей А. Г. Рубинштейна. Она происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. Детские годы поэтессы прошли в Москве и на даче в Тарусе. У Марины и ее сестры Аси было счастливое детство, которое закончилось с болезнью матери. Та заболела чахоткой, и врачи приписали ей лечение в мягком климате за границей. С этого времени Цветаевы подолгу жили в Италии,Швейцарии, Германии. Перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Летом 1906 года мать Марины и Аси умерла в их доме в Тарусе.


[править] Начало творческой деятельности

Марина Ивановна свободно владела французским и немецким языками, писала на них стихотворения. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне. В 1911 году Марина Цветаева ушла из гимназии и уехала в Коктебель к Волошину, дом которого был всегда открыт для всех начинающих и маститых писателей, поэтов, художников. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. Она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским). Участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». В 1910 г. выпустила первый сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. В (1912) году Марина Ивановна выпустила второй сборник стихов «Волшебный фонарь», которые так же, как поэма «Чародей» опубликованная в (1914) были наполнены тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы» , зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой, отношений с матерью и сестрой. В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.


[править] Творческая зрелость

С 1917 по 1920 годы Марина Цветаева написала более 300 стихотворений, большую поэму сказку «Царь-Девица», шесть романтических пьес, сделала множество записей - эссе. Впоследствии критики утверждали в один голос, что в этот период ее талант буквально расцвел, вопреки обстоятельствам. В следующих книгах «Версты» (1921-1922) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок, посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуан и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

[править] Вне России

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

В 1918-1922 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-1921, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России» 1922-1925, 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-1939, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.


[править] Особенности стихосложения

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха, ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1992, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый).


[править] Конец пути

В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву . Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуга на Каме, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось отчаянное письмо Цветаевой, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского на мыло и махорку. Новые испытания оказались ей уже не по силам, ее воля к жизни с каждым днем становилась все слабее. 31 августа 1941 года Марина Ивановна покончила жизнь самоубийством.

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Надо отметить, что еще в семнадцатилетнем возрасте Марина Цветаева пыталась покончить жизнь самоубийством. Она даже написала прощальное письмо своей сестре, которое попало к ней только спустя тридцать два года.


[править] Список стихотворений

1918 г.

Азраил Акварель Але(В шитой серебром рубашечке) Але (Ты будешь невинной, тонкой) Але(А когда - когда-нибудь - как в воду)
Але(Не знаю, где ты и где я) Але (Когда-нибудь, прелестное созданье) Але(Ни кровинки в тебе здоровой) Але (Есть у тебя еще отец и мать) Ала
Але(Не знаю, где ты и где я) Але (Когда-нибудь, прелестное созданье) Але(Ни кровинки в тебе здоровой) Але (Есть у тебя еще отец и мать) Андрей Шенье
Анжелика Анне Ахматовой Ариадна Асе (Гул предвечерний в заре догорающей) Асе (Мы быстры и наготове)
Асе (Ты мне нравишься: ты так молода) Ахилл на валу Ахматовой (О, Муза плача, прекраснейшая из муз!) Ахматова (Кем полосынька твоя) Бабушка
Бабушке Бабушкин внучек Байрону Балкон Баллада о проходимке
Белоснежка Берлину Бессоница Благая весть Бог
Баловство Бальмонту Барабан Барабанщик Баярд
Бонапартисты Берлину Бессоница Благая весть Болезнь
Брат Братья Бузина Бывшему чародею В зале
В зеркале книги М. Д.-В. В классе В Кремле В Люксембургском саду В ответ на стихотворение
В Париже В пятнадцать лет В раю В сквере В сонном царстве
В субботу В сумерках В чужой лагерь В Шенбрунне В.Я. Брюсову (Я забыла, что сердце в вас - только ночник)
В.Я. Брюсову (Улыбнись в мое "окно") Венера Весна в Вагоне Вестнику Взятие Крыма
Вильям Шекспир. "Песня Стефано" Вифлеем Вождям Возвращение вождя Вокзальный силуэт
Волей луны Волк Волшебник Волшебство Восклицательный знак
Встреча (Вечерний дым над городом возник) Встреча (Гаснул вечер, как мы умиленный) Встреча с Пушкиным Второе путешествие Втроём
Вячеславу Иванову Гадание Генералам двенадцатого года Гению Георгий
Германии Герцог Рейхштадтский Гимназистка Глаза Дама в голубом
Даме с камелиями Даниил Два в квадрате Два исхода Двое
Девочка-смерть Декабрь и январь Декабрьская сказка Деревья Деревья (Кварталом хорошего тона)
Детская Детский день Детский юг Диалог Гамлета с совестью До первой звезды
Добрый колдун Добрый путь! Дом Домики старой Москвы Дон
Дон-Жуан Дортуар весной Дочь-Иаира Душа Душа и имя
Её слова Еще молитва Жажда Жар-птица Жертвам школьных сумерок
Живая цепочка Жизни За книгами Заводские Занавес
Заочность Зеленое ожерелье Земное имя Земные приметы Зима
Зимняя сказка Зимой Из сказки - в сказку Из сказки в жизнь Инцидент за супом
Иоанн Иосиф Исповедь Итог дня Июль- апрель
Как мы читали "Lichtenstein" Kамерата Кармен Картинка с конфеты Каток растаял
Клинок КН. С. М. Волконскому Книги в красонм переплёте Князь тьмы Колдунья
Колыбельная песня Асе Комедьянт Конец сказки Контрабандисты и бандиты Конькобежцы
Корнилов Кошки Крестины Крик станций Кроме любви
Курлык Куст Ладонь Лесное царство Летом
Литературным прокурорам Луна-лунатику Луч серебристый Лучина Лучший союз
Любви старинные туманы Людвиг XVII Лютня Магдалина Маленький паж
Мальчик с розой Мальчик-бред Мама в саду Мама за книгой Мама на даче
Мама на лугу Маме (Как много забвением темным) Маме (В старом вальсе штраусовском впервые) Марина Маяковскому (Чтобы край земной не вымер)
Маяковскому (Превыше крестов и труб) Минута Мирок Молитва Молитва лодки
Молитва морю Молодость Мореплаватель Москве (Когда рыжеволосый Самозванец) Москве (Первородство - на сиротство!)
Муза Мука" И Му"ка Мятежники Н. Н. В. На бульваре
На возу На вокзале На заре На концерте На прощанье
На радость На скалах Надгробие Надпись в альбом Наклон
Наука Фомы Наша зала Наши царства Наяда Не в нашей власти
Невестам мудрецов Недоумение Неравные братья Неразлучной в дорогу Ни здесь, ни там
Нине Новогодняя Новогодняя(вторая) Новолунье Ночные места
Ночь (Час обнажающихся верховий) Ночь (Когда друг другу лжем) Оба луча Облака Облачко
Обреченная Овраг Ода пешему ходу Ока Окно
Око Он был синеглазый и рыжий... Они и мы Осень в Тарусе Остров
Осужденные От четырех до семи Отголоски стола Отрок Отцам
Отъезд Офелия - в защиту королевы Офелия - Гамлету Очаг Мудреца Ошибка
П. АНТОКОЛЬСКОМУ П. Э. Памяти А. А. Стаховича Памяти Беранже Памяти Г. Гейне
Памяти Нины Джаваха Памятью сердца Паром Пасха в апреле Педаль
Первая роза Первое путешествие Первый бал Песенки из пьесы "Ученик" Петров конь теряет подкову
Петру Письмо Письмо на розовой бумаге Плач матери по новобранцу Плач цыганки по графу Зубову
Плащ Пленница Плохое оправданье Площадь Побег
Победа Под дождем Под Новый год Под шалью Подрастающей
Подруга (Спит, муки твоея - веселье) Подруга (Не расстанусь! - Конца нет!) Подруга (Вы счастливы? - Не скажете! Едва ли!) Поезд жизни Пожалей...
Поклонник Байрона Полночь Полотерская Попытка ревности После гостей
После праздника После чтения "LES RENCONTRES DE М. DE BREOT" REGNER Последний моряк Последняя встреча Посмертный марш
Посылка к маленькой сигарете Потомок шведских королей Поэма заставы Поэты Правда
Прага Пражский рыцарь Предсказние Привет из башни Привет из вагона
Приезд Призрак царевны Приметы Принц и лебеди Пробужденье
Провода Прокрасться... "Прости" волшебному дому "Прости" Нине Психея
Путь креста Разговор с гением Разлука Разные дети Раковина
Распятие Рассве на рельсах Расставание Расщелина Резеда и роза
Рельсы Робин Гуд и маленький Джон Робин Гуд спасает трех стрелков Родина Рождественская дама
Розовая юность Розовый домик Роландов рог Руан Ручьи
С.Э. (Я с вызовом ношу его кольцо) С.Э. (Не похорошела за годы разлуки!) С.Э. (Хочешь знать, как дни проходят) С.Э. (Сижу без света, и без хлеба) С.Э. (Писала я на аспидной доске)
Савойские отрывки Сад Сара в версальском монастыре Сахара Связь через сны
Сергею Эфрон Сердца и души Сереже Сестра Сестры
Сивилла Сказки Соловьева Сказочный Шварцвальд Скифские Скучные игры
Следующему Слезы Слова и смыслы Совет Сок лотоса
Сон Старуха Стенька разин Стихи к Ахматовой Стихи к Блоку
Стихи к Пушкину Стихи к Сонечке Стихи к сыну Стихи к Чехии.Март Стихи к Чехии.Сентябрь
Стихи о Москве Стихи сироте Стол Столовая Страна
Стук в дверь Сугробы Счастье Сын Так
Так будет Так вслушиваются... Тверская Тебе-через сто лет Только девочка
Три поцелуя Тройственный союз У гробика У кровати Угольки
Утомленье Ученик Федра Ханский полон Хвала Афродите
Хвала богатым Хвала времени Царю-на пасху Цыганская свадьба Чародею
Час души Челюскинцы Четверостишия Читатели газет Чужому
Шарманка весной Шуточное стихотворение Эвридика-Орфею Эльфочка в зале
Эмигрант Эпилог Эпитафия Эстеты Юнге
Юнкерам,убитым в нижнем Aeternum Vale Boheme Die stille strasse Douce France
Ex-Ci-Devant Ici-Haut Perpetuum Mobile Ricordo Di Tivol
Rouge Et Bleue

[править] Ссылки

[править] Библиография

  • Все обо всех.Т.5. - М.:АСТ, 1997. С.427-440
  • Поэты Серебряного века/Сост., вступ. ст., коммент. Н.П. Суховой.- М.:Дет. лит., 2004. С.255-280
  • Эренбург И. Поэзия Марины Цветаевой. «Литературная Москва», сборник № 2. -М.: 1956.
  • Марина Цветаева. Стихотворения, поэмы, драматические произведения. /Составитель Е. Евтушенко. М.: «Художественная литература», 1990.
  • Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1990г. 162 с.
Персональные инструменты
Инструменты