Храм Святого Николая Чудотворца, с. Тумбасы, Ветлужского района, Нижегородской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 18:59, 26 сентября 2014; Елена Шильникова (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В Новопокровском школьном музее 28 ноября 2012 года открыта экспозиция по истории православия в селе Новопокровском. Центральное место экспозиции занимает история храма Покрова Пресвятой Богородицы, который существовал здесь с 1890 по 1938 год. Печальна судьба храма, ужасна смерть священника, расстрелянного в горьковской тюрьме вместе со многими ветлужскими священниками. На территории нашей Проновской сельской администрации кроме храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровском был храм Святого Николая Чудотворца в селе Никольском в Тумбасах. Тумбаса- это земля моих предков, там жили мои предки по линии матери и по линии отца, так называлась вся территория в пойме речки Тумбас, притока Волги третьего порядка. Данную территорию всегда называли «медвежий угол». В народе существовала поговорка: «Бог создал небеса, а черт Тумбаса», эта поговорка характеризовала местоположение края. Болотистая местность всегда была проблемой перемещения между деревнями. Правда в советское время здесь была узкоколейная железная дорога, но она была закрыта в 1975 году. В настоящее время на территории Тумбасов нет ни одного жителя, а раньше здесь было множество деревень. Из рассказа ученого секретаря МКУК Ветлужский государственный краеведческий музей Щегловой А.Н. мы узнали, что Бердников Иван Лукьянович, вятский купец, купил здешние земли в 1861 г., в 1867 году основал лесопромышленную фирму. После его смерти сын Иван Иванович Бердников (приложение 1) начал строительство фабрики. Для заготовки древесины нужны были рабочие руки, Иван Иванович пригласил своих земляков из Вятской губернии. Началось заселение края. Для православных христиан был необходим храм, храм был построен. Истории храма Святого Николая Чудотворца в Тумбасах я хочу посвятить свою работу. Цель работы: Изучение истории храма Святого Николая Чудотворца в Тумбасах. Задачи: 1. Изучение печатных материалов по истории храма Святого Николая Чудотворца, имеющиеся в Новопокровском школьном музее; 2. Изучение материалов Ветлужского государственного краеведческого музея; 3. Поиск материалов о храме в архивах; 4. Сбор воспоминаний старожилов Тумбасов о храме. Обоснование выбора темы Мой папа Зайцев Михаил Александрович и мой дед Флоренский Владимир Сергеевич установили поклонный крест на месте Никольского храма в селе Никольском в Тумбасахв июле 2011года (приложение 8). Почему они стали этим заниматься? Дедушка мне ответил так на мой вопрос: «Сам я из Тумбасов, в память о своей Родине, о моих предках, похороненных на кладбище в Тумбасах я решил поставить этот крест. Не только для себя, а для всех людей, чтобы потомки тумбасян знали, что здесь был храм. Я построил мостик прохода на кладбище специально через поклонный крест. Одному делать несподручно, я попросил помочь мне Михаила. Для изготовления креста нужен был материал, я обратился к местному предпринимателю Венецкому Владимиру Геннадьевичу, хотел купить у него брусков, рассказал о своих планах. Родители Владимира тоже родом из Тумбасов, его прадед был одним из первопоселенцев края, он дал мне материал бесплатно, спасибо ему. Привез я его в деревню Бердничата к своему дому на тракторе. Три дня мы с Михаилом делали крест, покрыли его специальной краской, чтобы он дольше не темнел. Перевозили крест в разобранном виде на тракторе, устанавливали с помощью тракторной лебедки. Дома также сделали небольшой сруб, заполнили его камнями для устойчивости. Чтобы проехать к месту, где была Никольская церковь, нужно было переехать речку Тумбас, мост провалился, нужно было построить новый мост. Десять дней я жил возле кладбища, строил мост. Спиливал старые столбы, бурил ручным буром землю, устанавливал новые столбы. Меня дома потеряли, приезжали проверять. Мост получился длиной 15-17 м. Место, где стояла церковь, заросло лесом, расчищали лес, пилили деревья, все убирали. Фундамент Никольской церкви был в виде креста…»

  Я видел, как они сначала делали крест в д. Бердничата около дома дедушки, я по своим силам помогал им. Приносил инструменты, гвозди, уносил щепки и мусор. На месте храма стоял высокий лес, только старожилы знали о том, что здесь когда-то был храм. С трудом дедушка и папа определили середину алтаря, построили небольшой сруб,  установили в него крест. Это было непросто, ведь крест имеет высоту 6 метров.  Все мы никогда не видели этого храма, храм был разрушен еще до рождения деда. Во время работы я слышал, как папа и дедушка разговаривали о храме, о его закрытии, строили предположения. Мне захотелось для них собрать материал о храме Святого Николая Чудотворца, а заодно и для всех жителей села Новопокровского. До Тумбасов 25 км, редко кто бывает там сейчас, я хочу, чтобы все узнали о том, что там был храм и на его месте установлен поклонный крест моим папой и моим дедом. Я этим горжусь. 

Краткие статистические сведения о храме Святого Николая Чудотворца

В книге «Краткие статистические средства о приходских церквях Костромской епархии», копию страниц из которой нашему музею подарила Щеглова А.Н., ученый секретарь Ветлужского государственного краеведческого музея есть запись о Никольском храме: 

«Церковь Никольская села Никольского, что в Тумбасах, здание деревянное, с такою же колокольней, построена на средства прихожан и благотворителей в 1902 году. Ограда деревянная. Кладбище в расстоянии 1/2версты от церкви, обнесено изгородью. Храм однопрестольный – в честь Святого Николай Чудотворца. Постоянные средства церкви – проценты с капитала общего назначения в 200 рублей. При церкви церковно – приходское попечительство. Расстояние от Костромы 340 верст, от Варнавино 90 верст, от почтовой телефонной станции и больницы в селе Стрелица 42 версты, от почтовой станции Кузнечиха 30 верст, от фельдшерского пункта в починке Бердничатском 11 верст, от торгового пункта в городе Ветлуга 60 верст, от пароходной пристани на реке Унжа Крепышева 60 верст, от железнодорожной станции Мантурово 85 верст. Ближайшая церковь – село Новопокровское в 17 верстах и село Турань в 30 верстах. Причт – священник и псаломщик. Постоянные средства его:

 а) жалование от казны: священника  294руб, псаломщика 98руб. 
б) проценты с общего причтового капитала в 55руб.

Приточного дохода при богослужении и требоиспровлений бывает до 620руб в год. Помещения для причта церковные. Земли церкви в пользовании причта 33 десятины, в том числе лесной 23 десятины, луговой 3 десятины, пахотины 7 десятин. План на землю ( составленный частным землемером ) есть при церкви, межевой книги нет. Прихожан 717 мужского пола и 711 женского пола. По роду занятий приход сельскохозяйственный (оседлый); некоторые в зимнее время занимаются отхожими промыслами. Раскольников и сектантов нет. Приходских селений 25, из которых 6 дальнейших на расстоянии от 8 до 11 верст от храма. В сообщении с приходом, селениями бывают затруднения весной и осенью вследствие неудобства дорог, проложенных по болотистым лесным просекам. В приходе одна школа – земская» (приложение 2).

	Благотворителями при строительстве храма Святого  Николая Чудотворца были Бердниковы, Ярыгины, Флоренские, других богатых людей, проживающих здесь или посещающих приход храма, не было. 

Флоренский Григорий Александрович создатель кедровой рощи в Тумбасах, мой прапрапрадед по линии мамы (приложение 3). На карте – схеме лесных участков Бердниковых обозначен храм Святого Николая Чудотворца, здесь же можно увидеть хутор Ярыгиных. В доме Ярыгиных во время Великой Отечественной войны был детский дом, позднее начальная школа (приложение 4). Для того, чтобы понять смысл описания храма, нам пришлось составить словарь непонятных нам слов: Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода. Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях). Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Псаломщик - звание, предоставленное с 1885 г. (Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 г. определение Св. Синода) всем состоящим при церквах причетникам . Круг обязанностей псаломщика определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 г., журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На обязанность псаломщика, под наблюдением священника и по его распоряжению, возлагается исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и др.

См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892); H. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890).

Священник — (иерей, поп) – православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение – «Ваше преподобие», бытовое разговорное – «отец», «батюшка». Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003Приходские попечительства

Церковное Попечительство. Положением 1864 г. определено постепенно открывать в приходах Попечительства. Цель Попечительства - забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и причета в хозяйственном отношении, а также об организации начального обучения детей, и о благотворительных действиях в приходе. Источниками должны служить добровольные пожертвования от прихожан и других жертвователей через кружки, подписки, сборные книги, или сборы с прихожан, устанавливаемые для изъявивших на это согласие общим собранием. Эти сборы не должны смешиваться между собой по своему назначению и производятся на каждый предмет деятельности Попечительства отдельно. Эти средства не могут также смешиваться с собственно церковными материальными средствами. Попечительства состоят из местных священнослужителей, церковного старосты, и из избранных общим собранием приходской общины его членов, отличающихся благочестием и преданностью православной вере; число членов и срок их служения определяется тем же собранием. Собрание составляется из всех православных домохозяев прихода, из прихожан не владеющих в приходе домами, но имеющих, по закону, право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или же (из дворян) в собраниях дворянства, а также - из прочих прихожан, которых Попечительство признает полезным пригласить. Волостные старшины сельских обществ - непременные члены Попечительств во всех приходах своей волости. Председатель - всегда избранное собранием лицо (Ему присваивается звание Попечителя прихода); заместитель же его - настоятель церкви (если он не председатель). Попечительство открывается при утверждении епархиального архиерея, представляет на его рассмотрение все сомнительные и превышающие права Попечительств случаи; в своих действиях оно контролируется общим собранием через уполномоченных. Как общественные учреждения и органы местных обществ, Попечительства пользуются покровительством духовного и светского начальства и имеют право на их содействие и на казенное пособие. (Протоиерей В.Г. Певцов Лекции по церковному праву) Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет. На сайте «Православные храмы Костромской губернии» мы нашли материалы о Никольском храме села Никольского, что в Тумбасах.

Периметр фундамента алтарной части Николаевской церкви. Фото 2009 г.

Куски кирпича в корнях дерева. Фото 2009 г.

Надмогильный крест на кладбище села. Фото 2009 г. Храм утрачен в 1940-е годы. Прихожанами Никольского храма в селе Никольском были крестьяне окрестных деревень, население бедное. Здешняя земля урожаями не баловала. Мужское население всю зиму, весну и часть лета работало в лесу, на сплаве. Естественно, что бедно, в тяготах житейских жили и священнослужители. Кроме своих прямых обязанностей, они пахали землю, пасли скот, обрабатывали огороды, должны были содержать большие семьи, обучать детей в школе. Управляться со всеми делами на скудное казенное жалование, унизительные сборы натурой с прихожан и урожаи с приписанной к церкви земли было порой невозможно. Отсюда многочисленные жалобы на бедность и скудность доходов, жалобы о справедливом разделе земельных наделов. Начальство же поучало своих подопечных, «чтобы они сана своего духовного не бесчестили корыстолюбием… не обижали прихожан своих, а пеклись бы более о спасении душ вверенного им Христова стада…». Напротив здание Никольской церкви в селе Никольском была земская школа. По рассказу Качкова И.Н. 1925 г.р., школа была плохая, маленькая мест не хватало для всех ребятишек, не было письменных принадлежностей и тетрадей. Писали кто на чем. Священник преподавал основы грамоты и веры. Детей часто отвлекали от занятий поручениями по домашнему хозяйству. Приходские селения храма Святого Николая Чудотворца в Тумбасах Названия населенных пунктов мы нашли в списке населенных мест Костромской губернии по материалам переписи населения 1897г и 1907 г (из фондов МУК «Ветлужский краеведческий музей» (приложение 5). В данном списке есть село Никольское, в 1897 году в нем проживало 9 человек мужского пола и 4 женского пола, в 1907 году состав не изменился. Дворов было 4, что подтверждают воспоминания старожилов. Кроме данного списка мы использовали макет карты исчезнувших деревень в Новопокровском школьном музее (приложение 6). Село предполагает наличие церкви, значит Никольский храм существовал в 1897 году.

Получился такой список: 

1. Д. Алалыкино, 2. Д. Алшиновы Пруды, 3. Д. Архангельское, 4. Д. Атаманово Полько, 5. Д. Воронцовское, 6. Д. Вознесенское, 7. Д. Высоковское, 8. Д. Голиковское, 9. П. Журавлевский (д. Журавли), 10. Д. Зеленки, 11. Д. Красные Пруды, 12. П. Казанский (д.Казанское), 13. Д. Кокуши, 14. Д. Ленинское, 15. Д. Малиновка, 16. П. Марьин Большой, 17. П. Марьин Малый, 18. П. Медведовский (д. Медведовское), 19. С. Никольское, 20. Х. Петрухи. 21. Д.Павловское, 22. Х. Разина, 23. Д. Рудники, 24. Д. Селивановское, 25. Тумбасовский кордон, 26. Д. Уренское, 27. П. Широковский (д. Широковское), 28. П. Шумихинский, 29. Д. Щепинское. Наш список получился больше, чем в книге «Краткие статистические средства о приходских церквях Костромской епархии», там написано 25 приходских поселений, наверное, 4 населенных пункта появились позднее 1911 года (год издания книги). Список точный, т.к. для школьного музея его составлял в 1998 году коренной житель д. Павловское Венецкий Геннадий Иванович, который работал в Тумбасах председателем колхоза «Ильич», был краеведом, беззаветно любил Тумбаса – свою малую Родину, жалел о судьбе края.


Священник храма Святого Николая Чудотворца в Тумбасах Сахаров Иван Иванович 1884 года рождения, уроженец д. Осотово, житель села Никольское, Ветлужского района, священник. Арестован 20.10.1937года, приговорен Тройкой к высшей мере наказания, расстрелян 28.11.1937 года. Обвинялся в том, что травил колхозных лошадей.

Храм Святого Николая Чудотворца в Тумбасах

по воспоминаниям людей Из воспоминаний Померанцевой Таисии Константиновны 1928г.р. «Никольская церковь была выстроена в 1906 году на пожертвования местных жителей. Церковь была выстроена в форме креста, был один купол. Около церкви стояли три дома, в них жили служители церкви, в одном из домов был акушерский медицинский пункт. Здесь работала Волкова Александра Константиновна. У батюшки было трое детей. Дочь батюшки Зоя умерла в молодом возрасте, похоронена рядом с церковью. Церковь стояла на бугре. Помню, как мы всей школой ходили в церковь, хоронили девочку четвероклассницу, ее убили из охотничьего ружья. У нее было два брата, один старший сходил на охоту и оставил неразряженное ружье в сенях. Младший брат взял ружье, направил на сестру и нажал курок, выстрелил прямо в лицо, думал, что ружье не заряжено. Учителя на рукавах с черными повязками, мы всей школой были в церкви, отпевал ее священник. Фамилия священника была вроде Сахаров ». Именно эти воспоминания дали нам возможность узнать о судьбе священника Сахарова Ивана Ивановича, данные о нем есть в экспозиции по истории православия Ветлужского района Ветлужского государственного краеведческого музея. Из воспоминаний Рыбакова Петра Николаевича (моего прадеда по линии папы): «Мой отец Рыбаков Николай Николаевич (мой прапрадед) был церковным старостой, в 1937 году был объявлен врагом народа за хранение церковных книг, арестован и расстрелян в горьковской тюрьме. Вместе с ним был арестован и расстрелян его отец, мой прапрапрадед. В 1937 году церковь была разрушена, из нее был выстроен коровник. Из икон делали парты для школы». В подтверждение его воспоминаний в школьном музее мы нашли в Книге Памяти жертв политических репрессий Нижегородской области, том шестой, фамилии моих предков: Рыбаков Николай Николаевич- младший, 1901 г.р., уроженец и житель поч. Мартьяновский Ветлужского района, колхозник колхоза «Заря свободы». Арестован 31.10.37г. Приговорен «тройкой» 20.11.37г. к ВМН. Расстрелян 28.11.37г. Отец- Н.Н. Рыбаков – старший. Рыбаков Николай Николаевич- старший, 1866 г.р., уроженец с. Архангельское, житель поч. Мартьяновский Ветлужского района, колхозник колхоза «Заря свободы». Арестован 31.10.37г. Приговорен «тройкой» 20.11.37г. к ВМН. Расстрелян 28.11.37г. (приложение №7) Тетя Флоренского Николая Николаевича Бондарь Антонина Аркадьевна 1917 г.р, проживающая в настоящее время в Москве сообщила, что в храме Святого Николая Чудотворца служили два священника. Судьбу второго священника нам еще предстоит узнать. Из воспоминаний Венецкого Геннадия Ивановича 1937 г.р., которые хранятся в Новопокровском школьном музее: «Никола – престольный праздник в деревнях Краснопрудского сельсовета, праздновали зимнего Николу и летнего. В этот день гулял и стар и мал, все собирались на площади у сельсовета, плясали под гармонь». Крупина Тамара Кузьминишна 1938 г.р.вспоминает, что храм был очень красивым, на фоне леса и голубого неба, стоящий на возвышенности, он отдавал голубизной.

Заключение Работа над историей храма Святого Николая Чудотворца не закончена, я хочу представить сегодня результаты наших исследований. Мы обращались в загс г. Ветлуги, там раньше хранились церковные книги, но их уже отправили в областной архив. В районном архиве материалов о Никольском храме мы не нашли. С большим трудом мы раскопали фамилию священника, здесь нам сопутствовала удача, оказалось, что в картотеке Ветлужского музея среди репрессированных священников есть Сахаров И.И., священник Никольского храма. В Ветлужском музее мы получали необходимые консультации, нашли схематическую карту лесных дач наследников Бердникова И.И 1910 г с обозначением на ней Никольского храма. Эта работа обогатила мой внутренний мир. Во-первых, для многих жителей села Новопокровского было открытием, что в Тумбасах был храм. Во-вторых многие узнали, что поклонный крест установлен на месте храма обыкновенными людьми, моими близкими. Я этим горжусь. В - третьих, я познакомился со многими людьми, ранее проживавшими в Тумбасах. В – четвертых, мы работали вместе мамой, это так здорово! Я узнал о судьбе моего прапрадеда и моего прапрапрадеда, пострадавших за веру. Я буду продолжать сбор материалов по истории храма Святого Николая Чудотворца в Тумбасах и в следующем году снова представлю свои исследования. Мы послали запрос в областной архив, получили ответ, храм Святого Николая Чудотворца в Тумбасах закрыт в марте 1939 года. ῸЭта работа является часть районного проекта по истории православия Ветлужского района

Источники информации 1. Книга памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области, том шестой, Нижний Новгород, 2004г. 2. Ксерокопия страниц из книги «Краткие статистические средства о приходских церквях Костромской епархии». 3. Ксерокопия списка населенных мест Костромской губернии, стр 37-39. 4. Ксерокопия схематической карты лесных дач наследников Бердникова И.И 1910 г. 5. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892); H. Суворов, "Курс церковного права" (т. II, Ярославль, 1890). 6. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И.. 2003 Приходские попечительства. 7. В.Г. Певцов Лекции по церковному праву. 8. Сайт «Православные храмы Костромской губернии». 9. Воспоминания жителей: 9.1. Рыбаков Петр Николаевич, 9.2. Флоренский Николай Николаевич, 9.3. Померанцева Таисия, 9.4. Качков Иван Николаевич 1921 г.р. 10. Семейный фотоархив.

Персональные инструменты
Инструменты