Учебный проект Мы из кусочков целый мир создали/Возрождение мозаичного искусства в России

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Исследование группы №1

Тема исследования

Возрождение мозаичного искусства в России

Вопрос для исследования

Мозаика - древний или современный вид искусства? Актуальна ли мозаика сейчас?

Гипотеза

Мы думаем, что мозаичное искусство возникло очень давно, ещё в древности. Но примеры мозаики мы видим и сейчас.

Цели исследования

  • выяснить, какая лексика входит в пассивный состав языка;
  • с чем связана история развития русского литературного языка;
  • за счет чего пополняется словарный состав языка;
  • нужны ли в современном языке слова, входящие в пассивный состав.

Результаты исследования

Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция, V в. до н. э.), а затем из кусочков специально сваренного непрозрачного стекла – смальты.

Особенно распространилась мозаика в римском искусстве с | века до н. э.. Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты (модуль). Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причём кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. Можно представить, что это была за работа!

В Италии, в городе Флоренции, в ХV| веке распространился другой вид мозаичной техники: картины набирались из более крупных кусков цветных мраморов. Такая мозаика получила название мраморной.

В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М.В.Ломоносова. Он построил Усть-Рудицкую стеклодельную фабрику, разработал ряд новых рецептов варки цветных стёкол для смальты, подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик. Широко известен его мозаичный портрет Петра |, а также картина «Полтавская баталия». В 1864 году при петербургской Академии художеств было создано мозаичное отделение.

С середины 1930-х годов в мозаичной мастерской Академии художеств развернулась планомерная работа по созданию смальтовой мозаики в новых сооружениях (в Московском метрополитене имени Л.М.Кагановича)

Большого подъёма этот вид мозаики достиг после Великой Отечественной войны 1941-1945 г.. Мозаикой был украшен памятник воинам Советской Армии в Берлине (1949 г.) Мозаики создаются на станциях Московского метрополитена «Бауманская»(1948г.) и «Павелецкая» (1950г.) Наши выдающиеся художники А.А.Дайнека и П.Д.Корин украсили мозаичными панно станции «Маяковская», «Комсомольская-кольцевая» и другие.

Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты мерцают, переливаются, вспыхивают, отражая свет. Мастера умели извлекать великолепные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики несколько шероховатой.

Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда её очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.

Выводы

  • В пассивный состав языка входят устаревшие, новые слова, диалектная, профессиональная лексика.
  • История русского литературного языка тесно связана с развитием общества.
  • Словарный состав языка пополняется за счет заимствования, проникновения в литературный язык диалектов, архаизмов и словообразования.
  • Слова, являющиеся необщеупотребительными, играют в языке немаловажную роль: создают средства художественной изобразительности в литературе, пополняют активный словарный состав, являются свидетелями нашей истории.
  • Процессы изменения словарного состава языка являются в основном положительными: уходят старые слова вместе с предметами и явлениями, им на смену приходят новые из других языков, часто в измененном виде, адаптируясь под русскую грамматику.

Использованные ресурсы

Вернуться на страницу проекта Если бы молодость знала, если бы старость могла

Персональные инструменты
Инструменты