Учебный проект Мы из кусочков целый мир создали/Возрождение мозаичного искусства в России

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Тема исследования)
(Результаты исследования)
Строка 13: Строка 13:
 
*нужны ли в современном языке  слова, входящие в пассивный состав.
 
*нужны ли в современном языке  слова, входящие в пассивный состав.
 
==Результаты исследования==  
 
==Результаты исследования==  
История развития языка тесно связана с историей развития общества. Язык русской художественной литературы, создаваясь в течение многих веков, впитал в себя в разное время элементы русских народных говоров, фольклора, он испытал на себе словесно-образное влияние различных древних (латинского, древнегреческого) и современных иностранных языков (английского, немецкого, итальянского, но более всего французского). В жизни нашей Родины бывали периоды, когда особенно активно происходило заимствование языком новых слов, что раскрывает одну из важнейших черт русского национального характера:  его исстари рожденное нежелание замыкаться в узкие национальные рамки, небоязнь перенять у других народов то, что он считал и считает нужным и полезным для себя.
+
Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция, V в. до н. э.), а затем из кусочков специально сваренного непрозрачного стекла – смальты. Особенно распространилась мозаика в римском искусстве с | века до н. э.. Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты (модуль). Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причём кубики, из которых они набирались, были  размером с булавочную головку. Можно представить, что это была за работа!
 
+
В Италии, в городе Флоренции, в ХV| веке распространился другой вид мозаичной техники: картины набирались из более крупных кусков цветных мраморов. Такая мозаика получила название мраморной.
А.С. [[Пушкин, Александр Сергеевич|Пушкин]] говорил, что заимствование не связано с насилием. Заимствуется у другого народа то, в чем он преуспел, что у него есть выдающегося. Что особенно выдающегося было у французов? Конечно французская кухня: желе, филе, компот, котлета, майонез, бульон и т.д. Французы имели успех в искусстве театра, балета,отсюда и слова:жанр, фойе, вальс,романс, суфлёр и т.д. Итальянцы славились искусством, особенно музыкой, живописью, скульптурой. Из итальянского к нам пришли слова: ария, баритон, опера, тенор,мандолина и др. От немцев слова военные, а также связанные с техникой, ремеслом: штурм, слесарь, кран, верстак, клейстер и др. Из английского спортивная лексика: бокс, нокаут,старт, рекорд, матч, ринг и др.
+
В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М.В.Ломоносова. Он построил Усть-Рудицкую стеклодельную фабрику, разработал ряд новых рецептов варки цветных стёкол для смальты, подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик. Широко известен его мозаичный портрет Петра |, а также картина «Полтавская баталия». В 1864 году при петербургской Академии  художеств было создано мозаичное отделение.
 
+
С середины 1930-х годов  в мозаичной мастерской Академии художеств развернулась планомерная работа по созданию смальтовой мозаики в новых сооружениях (в Московском метрополитене имени Л.М.Кагановича)
Диалектные слова и выражения- это языковые единицы, которые не входят в состав литературного языка, а употребляются в устной речи жителями определенных территорий. Часто они затрудняют понимание текстов, однако они заметно обогатили литературный язык. Из диалектов вошли в литературный язык такие слова: загон, страда, изба,поземка, пойма, заводь, старица, бархан,лог, падь и пр. Во второй половине 19 века в литературный язык вошли такие диалектные слова, как привередливый, блажь, заскорузлый, бубнить, смекалка и др. Потерять диалектные слова- это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.
+
Большого подъёма этот вид мозаики достиг после Великой Отечественной войны 1941-1945 г.. Мозаикой был украшен памятник воинам Советской Армии в Берлине (1949 г.) Мозаики создаются на станциях Московского метрополитена «Бауманская»(1948г.) и «Павелецкая» (1950г.) Наши выдающиеся художники А.А.Дайнека и П.Д.Корин  украсили мозаичными панно станции «Маяковская», «Комсомольская-кольцевая» и другие.
 
+
Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты мерцают, переливаются, вспыхивают, отражая свет. Мастера умели извлекать великолепные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики несколько шероховатой.  
На появлении новых слов (неологизмов) прежде всего настаивает сама жизнь: она развивается, и все новое в ней требует своего наименования. Возникших по этой причине новых слов очень много: компьютер, файл, ксерокс, сканер и т.д. Пополняется язык большей частью за счет заимствования, и тут важно соблюдать разумный баланс между русскими и иностранными словами. Зачем, например, давать предмету новое иностранное название, если его уже давно назвали по- русски.
+
Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда её очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.
Почему же устаревают слова? Основных причин две: во-первых, слова получают окраску устарелости,а потом и вовсе выпадают из словаря, потому что из жизни уходят называемые ими явления действительности. Не носят теперь кафтанов- не пользуются и словом кафтан. Такие слова называются историзмами. Но есть и другая причина: явление действительности не исчезает, но его название заменяется синонимом. Такие слова называются архаизмами. [[Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ/Раздел Русский язык/Лексика и фразеология|Архаизмы]] активно используются в художественной литературе для создания средств изобразительности.
+
  
 
==Выводы==
 
==Выводы==

Версия 10:19, 16 июня 2009

Содержание

Исследование группы №1

Тема исследования

Вопрос для исследования

Являются ли процессы изменения в языке положительными процессами?

Гипотеза

Изменения в языке являются положительными процессами. Они связаны с нашей историей. Слова из пассивного запаса требуют к себе бережного отношения.

Цели исследования

  • выяснить, какая лексика входит в пассивный состав языка;
  • с чем связана история развития русского литературного языка;
  • за счет чего пополняется словарный состав языка;
  • нужны ли в современном языке слова, входящие в пассивный состав.

Результаты исследования

Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция, V в. до н. э.), а затем из кусочков специально сваренного непрозрачного стекла – смальты. Особенно распространилась мозаика в римском искусстве с | века до н. э.. Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты (модуль). Чем меньше модуль, тем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. В технике мозаики исполнялись небольшие иконки, причём кубики, из которых они набирались, были размером с булавочную головку. Можно представить, что это была за работа! В Италии, в городе Флоренции, в ХV| веке распространился другой вид мозаичной техники: картины набирались из более крупных кусков цветных мраморов. Такая мозаика получила название мраморной. В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М.В.Ломоносова. Он построил Усть-Рудицкую стеклодельную фабрику, разработал ряд новых рецептов варки цветных стёкол для смальты, подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик. Широко известен его мозаичный портрет Петра |, а также картина «Полтавская баталия». В 1864 году при петербургской Академии художеств было создано мозаичное отделение. С середины 1930-х годов в мозаичной мастерской Академии художеств развернулась планомерная работа по созданию смальтовой мозаики в новых сооружениях (в Московском метрополитене имени Л.М.Кагановича) Большого подъёма этот вид мозаики достиг после Великой Отечественной войны 1941-1945 г.. Мозаикой был украшен памятник воинам Советской Армии в Берлине (1949 г.) Мозаики создаются на станциях Московского метрополитена «Бауманская»(1948г.) и «Павелецкая» (1950г.) Наши выдающиеся художники А.А.Дайнека и П.Д.Корин украсили мозаичными панно станции «Маяковская», «Комсомольская-кольцевая» и другие. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты мерцают, переливаются, вспыхивают, отражая свет. Мастера умели извлекать великолепные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда её очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад.

Выводы

  • В пассивный состав языка входят устаревшие, новые слова, диалектная, профессиональная лексика.
  • История русского литературного языка тесно связана с развитием общества.
  • Словарный состав языка пополняется за счет заимствования, проникновения в литературный язык диалектов, архаизмов и словообразования.
  • Слова, являющиеся необщеупотребительными, играют в языке немаловажную роль: создают средства художественной изобразительности в литературе, пополняют активный словарный состав, являются свидетелями нашей истории.
  • Процессы изменения словарного состава языка являются в основном положительными: уходят старые слова вместе с предметами и явлениями, им на смену приходят новые из других языков, часто в измененном виде, адаптируясь под русскую грамматику.

Использованные ресурсы

Вернуться на страницу проекта Если бы молодость знала, если бы старость могла

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта