Тофалария. Ловец Рассвета

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тофалария — историко-культурный регион в центральной части Восточного Саяна на западе Иркутской области на территории Нижнеудинского района. Населён кочевыми таёжными оленеводами - охотниками и собирателями лекарственных трав.

Тофалария. Ленты-Тайга 76.jpg.jpg
      Таёжники редко добирались до верховий реки Уда, здесь звериные тропы расходились в разных направлениях, теряясь в распадках. Там всегда высота, а камням и льдам только снились цветы. Над долиной к небу поднимались неприступные снежные вершины почти трёхкилометровой высоты и взлетали птицы общаться с небесными ханами. Медведь здесь понимал человеческий язык, поэтому во время встречи молчал, слушая сказительницу преданий. Рождённая в один день с оленятами в апреле, девушка шаманка на скалах реки Хатага один и то же сюжет горлово и медленно пела по-разному. Когда я спросил, почему она меняет содержание, она ответила, что каждый раз видит продирающую до озноба мифологическую картину по-новому. Подвижность сознания была вызвана постоянным общением шаманки с падающим на скалы Небом и пониманием не только собственно неба, а и всех природных явлений, связанных с ним. Одушевлённое Её-небо представлялось, как живое существо высшего начала способное осмысленно и потихоньку сводить на нет её рассудок. Главный покровитель шаманки верхний мир имел мысль, ум, звёзды, Луну и Солнце. Восток и юг - стороны восхода и полуденного расположения солнца – выделялись в картине мира, как стороны положительного начала, а природные явления, связанные с ними, олицетворялись в полезных отражениях.
      Для кочевых таёжных оленеводов-охотников воспитанных в птичьих гнездах Чёрного Гуся, природа была единой, а звери и люди были равными перед ней. С незапамятных эпох стада оленей паслись у каждой горы и жизнь человека и оленя были неотделимы. В родовом мифе шаманки праматерью являлась мать - олениха, праотцом - медведь. В преданиях спустившейся с неба молодой олень с золотым сиянием держал на рогах восходящее, светлое, чистое и обновлённое дневное светило и руководил небесами. Волшебный олень, двигаясь по небу, был посредником между звёздным и земным миром, умел говорить и помогал заблудившимся в тайге людям, указывал путь к цели. Олень укрывал в дремучей чаще от хищников, помогал найти выход из трудной ситуации, одаривал магическими предметам, приводил к целительным источникам и травам, давал советы. В погоне за стремительно убегающим оленем, таёжники входили в высшие сферы, и в подземные к золотым жилам озаряя их солнечным светом. Бесконечная смена времен года в словах шаманки одухотворялась в облик чёрного и белого оленя - зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой - летнее небо с сияющим на нём солнцем. Чёрный олень – ненастье, долгие снегопады и лютые зимние морозы. Отмирающие и вновь вырастающие рога у солнечного оленя вдохновлялось вечным возрождением из глубин первозданного небытия. Оленьи рога позволяли таёжной шаманке сидеть на оленьем седле, в положении соединения с небом, чтобы читать будущие отрезки времени. Приобщаясь к жизненной силе оленя, среди льдов и скрытых магических туманов люди не охотились на оленей, а изловив, верхом ездили на них и овладевая таёжными просторами. Почитая животных за их превосходство в силе, храбрости, хитрости и приписывали им душу, способную, подобно человеческой душе, жить вечно, сохраняя свои прежние положительные черты. Вся окружающая таёжников природа: небо, земля, вода имели своих духов-хозяев. К ним таёжники обращались за помощью, кочуя по тропам, устанавливая жилища на стойбище и для удачной охоты. Приносили духам дары белые и синие ленточки, кормили и общались без участия шаманки. Просить у духов-хозяев защиты и помощи мог напрямую каждый человек. Духи-хозяева были отзывчивы на просьбы людей, но требовательны к исполнению их обещаний. Поэтому никакой обман и вседозволенность человека не оставался безнаказанным.
      Вечные и невидимые духи, обладали телесностью, неуловимой для человека. Духов замечали только северные олени и шаманка имеющая силу не сгорать в огненном пламени молний и устранять неприятности и наказания, посылаемые человеку за невыполнение им правил. С помощью целебных свойств вечной воды и пены муравьиного масла, излечивала шаманка от всех болезней. Дождь и бурю, ветер и снег вызвала с помощью чудесного камня. Врытый в землю оленный камень с семью поперечными зарубками и солярным знаком обладал способностью испытывать боль, плакать, говорить и понимать язык людей. С почтительностью обвешивала небесная шаманка камень лоскутками цветных тканей, шкурками пушных зверей, рогами оленей. Избранница Неба - шаманка Хатаги надевала оленью маску с огромными рогами, шкуру с золотой шерстью и оберегающие амулеты - медвежьи лапы. Брала в руки колотушку, бубен и с появлением первых звёзд на небе - прикусив губу - камлала.
      Угощала олицетворённый Восток - Рассвет, Юг - Полдень, Запад - Вечерние сумерки и Север - Тьму. Первые три стороны олицетворялись добрыми к человеку существами, а четвертая, Тьма, представляла собой суровый мир мрака и холода. Все эти существа повсюду и повседневно сопровождали таёжных людей. Умилостивление их совершалось обязательно, всех в равной степени, с тем, чтобы не вызвать с их стороны обиды и гнева. Всегда искренние таёжники однажды солгали и потеряли Солнце-оленя. От притворства людей произошло затмение, и увели Солнце-оленя в свою чистую страну братья - белые звёзды. Под лихорадящей пыльцой неистощимых звёзд корчилась в запахе тьмы шаманка, а под полной луной лежала, накрывшись бубном. В новолуние - натужно камлала, и земля тряслась и огнем горели горы. Скалы, рушились обвалами над темными зияющими безднами. Пошёл проливной дождь с градом, сыпал снег с бурями, пелена тумана спорила с пургой и мглою. Обнаглевшая стихия остановила стынущее разрушение, и в прохладном сумраке облако разогнуло спину. Милая шаманка - поджимая губы, издала крик, от тоски - летящей птицы.
      - Дарующее жизнь незакатное Небо, чтобы не пропало имя и сила оленного народа, - орала шаманка Небу. - Возвысим мать-олениху и отца-медведя. Просим, верни людям незабвенное Солнце-оленя.
      По насечкам камня, словно по лестнице, цепляясь маленькими ладонями, восходила на небо и начинала следовать по следам Солнце-оленя. Кочуя по звёздной стезе шаманов, на Небе она была как среди живых и превращалась в созвездие. Заблудившееся Солнце-оленя, высматривала в туманном пространстве, но братья - белые звёзды беззаботно гуляли по небу, а Солнце-оленя спрятали в центр в звездной картины - жилище Полярной звезды. Положение Полярной звезды на небе совпадало с положением Зенита, где находилось её воображаемое жилище. Оставаясь всегда в одном положении, она являла собой яркий знак постоянного местонахождения неба. Труднодоступное святилище Полярной звезды, обнесённое оградой из скальных обломков звёзд и оберегающих созвездий, открылось шаманке внезапно, словно возникая из горного склона на последних метрах подъема.
      Слегка загадочная Полярная звезда во мгле ночной приютила Солнце-оленя, но появилась шаманка, с тем, чтобы вернуть оленя. Между ней и Полярной звездой началось торжище. За оленя она предложила Полярной звезде возможность управлять и распоряжаться зверями. Полярная звезда сама была жизненное бытие зверей и своему желанию давала нижнему народу и отклонила эти предложения. Тогда шаманка предложил заговор для лучшего оберегания. Полярная звезда молчала. Полярная звезда сама нижних людей охраняла и спасала. Знающая тайны этого мира шаманка обратилась с просьбой к Луне, перелетного зверя зимующего с людьми вернуть Матери-земли. Шаманка желала, чтобы на земле таёжники ежедневно глазами встречали Солнце-оленя. При свете ночного светила и получая от него поддержку, Полярная звезда показала шаманке свое вместилище с разными существами, которые водятся в тайге. Хариус она давала добыть тем, кто её угощает. Черных соболей - для тех, кто её вспоминает. Кабаргу отдавала голодающим. Белок Полярная звезда раздавала всем замерзающим. Диких оленей - отдавала всем желающим, а Солнце-оленя хозяина золотых лучей доверяла Рассвету.
      На каждом участке звёздного неба, обитал дух, от которого зависели увеличение или уменьшение количества зверей и птиц, а также удача или неудача на охоте. Данная территория рассматривалась как собственность Полярной звезды, и это предполагало определенные правила поведения на ней оленных охотников. Полярная звезда очеловечивалась и могла перевоплощаться в различных зверей и птиц. Перед заблудившейся шаманкой она появлялась в виде птицы или светила. Паря в небе, указывала путь заблудившимся, таким образом в наказание, уводя шаманку в звёздную чащу и запутывала следы в дебрях созвездий. Полярная звезда могла и не выпустить за притворство шаманку из своих владений. Потерявшуюся среди звёзд шаманку таёжники считали уведенной Большой Медведицей. Очень удачливую шаманку, дружившую с обитателями звездного неба, считали небесной.
      В постоянном соперничестве силой и скоростью человека и животного, звери превосходили человека. Таёжники приписывали им сверхъестественные черты. Исход промысла - его успех или неудачу - шаманка ставила в непосредственную зависимость от воли хозяйки промысловых угодий. Шаманка обещала Полярной звезде наложить запрет губить оленей. Этот запрет был вызван к жизни полным уподоблением их человеку, а также представлениями о происхождении человека от этого вида животного. Этот запрет она обещала распространить и сохранить по отношению к не промысловым животным. По отношению к промысловым зверям она оправдала многочисленными предписаниями и действиями, целью скрыть прямую зависимость исчезновения животных от человека, обеспечивая их расположение к человеку в будущем. Шаманка жить по-другому не умела и обещала сопровождать охотников в их промысле, и помогать в зависимости человека от могучих, часто непонятных сил природы, случайности их проявления. Давать надежду, чтобы взглянув на небо дали веру. Обращаясь с призывом о помощи к Полярной звезде, она знала, что ни кто не исполнит просьбы просто так, что за оказанную помощь она принесёт вознаграждение. В течение недели после новолуния в период с рассвета до полудня в полной тишине миллионов ярких звезд, сосредоточившись на очищении мыслей, подвязывала ленты на оленном камне, и вокруг Полярной звезды из белоснежных камней, возложила созвездия. На скале рисовала оленя несущего на рогах Солнце. Не простой был олень, не земной, огненный. Олень носил на своих рогах Солнце весь день, утром - с гордо поднятой головой, а к вечеру уставал, и опускалась его голова все ниже и ниже. Солнце уходило внутрь земли, но горело так ярко, что казалось, будто на небе светят две полные Луны. Сошло небо с горных вершин, сгибая и ломая тропу, и заблудилось Солнце. Загрустил олень и пошёл по бездорожью его искать во тьме. Пришлось ему обойти всю тайгу до горизонта, спускаться ниже ущелий и подниматься на заоблачные вершины, чтобы найти следы Солнца. В пути звёзды и Луны неестественно большие, загадочные, какие‑то таинственно красивы, светили ему. Лёгкие Луны крадучись играли в прятки и не испускали свой собственный свет, а светили, отражая свет далёкого Солнца. Синхронно вращаясь, они казались, очень яркими относительно темного неба и выглядели одна зелёной, вторая синей. Олень смог в Лунах узнать серебристую олениху и маленького сияющего олененка, недавно рождённого спутника планеты. Оленёнок с чёрными глазами родился в ночи, и на ночном небосводе не видел свет и тепло Солнца. Две полные Луны - олениха и оленёнок притягивали из невообразимой дали звёзды вокруг себя, не давая им потухнуть. Звёзды как бы отталкивались от них, оборачиваясь то быстрыми метеоритами, то тяжелыми астероидами, а то и многочисленными звездопадами. Вся небесная пелена созвездий кружила вокруг них, но олень мечтал и загадывал желание, чтобы олениха и малыш увидели олицетворение Солнца. Сетью из цветных ленточек и золотых мыслей олень ловил Рассвет, и Солнце восходило из горизонта. Он очень обрадовался, когда на перекрёстке дня и ночи поймал его в свои силки. Коснулся олень светило, приподнял и на своих рогах понёс Солнце с гордо поднятой головой, чтобы оно озарило и согрело олениху и оленёнка. Северный олень, освобождая Солнце из заточения, помог таёжникам обрести свою родину.
      Полярная звезда, внимательно вникнув в мудрые мысли шаманки - согласилась направить её по тропинке истины. Шаманка задобрила духов хозяев солнечных лучей, от которых зависело появление утренней зари, дневного света и тепла, а также их исчезновение на ночь. По тропинке, ведущей от Полярной звезды, шаманка летела птицей, и в поисках Солнце-оленя попала в яркие и чистые краски Рассвета. Шаманка в порыве радости обратилась к Рассвету, обещая сталкиваться с медведем, но Тьма усилилась, Пообещала встречать соболя - Тьма стала еще плотнее. Зарекалась найти собаку - Тьма посветлела. И когда пообещала с почтением приветствовать лучезарное Солнце-оленя, Тьма растворилась.
      Возвращаясь с вышины Неба, вдалеке слышала она раскаты грома. В небесном танце радуг встревожилась гроза с проливным тёплым дождём. По нитям молний и по полумраку облаков кочевала шаманка, между землёй и небесной крышей, чувства обновляя изнутри, ныряя из сияния бледной луны в восходящую зарю. Мимолетно скользнув по ладоням рук утренний свет, беззаботно затронув сердце шаманки. Девушка Хатага с надеждой смотрела в белёсый Рассвет, будто в бесконечность. Время замерло в этот миг. В сиянии холодной красоты ветвистые рога оленя блеснули на вершине горы под первым лучом Солнца, волшебным светом озарившим округу.

Тофалария. Снежная гора. 1.jpg.jpg

Тофалария. Олень на снегу. 8.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Солнце. 55.jpg.jpg

Тофалария. Оленеводческое стойбище. 4.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Солнце. 4.jpg.jpg

Тофалария. Северный олень. Бык. 14.jpg.jpg

Нижнеудинск. Подснежник. Свет.jpg.jpg

Восточный Саян. Тофалария. Олень. 2.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Солнце. 6.jpg.jpg

Восточный Саян. Тофалария. Олень. 3.jpg.jpg

Восточные Саяны. Тофалария. Подснежники.jpg.jpg

Тофалария. Северный оленёнок. Телёнок. 1.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Солнце. 9.jpg.jpg


Содержание

Изморось

Восточный Саян. Тофалария. Уда. 15.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Дождь. 2.jpg.jpg

Тофалария. Северный олень. Важенка. 9.jpg.jpg

Тофалария. Весна. Подснежники.jpg.jpg

Тофалария. Олень на снегу. 2.jpg.jpg

Багульник. Тофалария. Дождь. 4.jpg.jpg

Тофалария. Хранитель оленьего счастья.jpg.jpg

Тофалария. Первоцветы. 1.jpg.jpg

Нежная радость багульника

     


Багульник. Нижнеудинск. Саяны.18.jpg.jpg

Сборник стихов

Тофалария. Догульма. Розовая заря.jpg.jpg

Тофалария. По заснеженным просторам. 17.jpg.jpg

Книга "Ленточки странствий"

"Лунный круг"

В зерцале душ вселенной бездонный полог тёмно-синий,
Аквамарина свет уже давно погасших в чароите звезд,
Топазами мелькают надежды янтарными мгновениями,
Припорошенный алмазною пыльцой, кочует лунный круг,
В густо-серой вязкой туманности борозд сапфировых комет,
Среди циркониевых хребтов к созвездиям далеким хризолита.

      Книга "Ленточки странствий"
Тофалария. Книга. Ленточки странствий. Русин Сергей Николаевич.1.jpeg.jpg

Багульник. Нижнеудинск. Саяны.11.jpg.jpg

Книга "Ловец Солнца"

Файл:Саяны. Тофалария. Русин Сергей Николаевич 26.jpg

Книга Ловец Солнца. Русин Сергей Николаевич .jpg.jpg

В добрый путь

Тофалария. Прирученный олененок. 3.jpg.jpg

Багульник. Нижнеудинск. Саяны.26.jpg.jpg
      Спасибо вам за прогулку. Русин Сергей Николаевич

Восточных Саян, горная система с непроходимой тайгой, бурными реками. Солнечное путешествие Русина Сергея Николаевича по горам, которым он готов признаваться в любви вечно. Восточные Саяны прекрасны и многолики и путешествия по ним напоминают поход в увлекательный музей, в котором нет числа радостным чувствам.
Персональные инструменты
Инструменты