Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Мини-энциклопедия "Создатели культуры XVIII века", созданная участниками проекта Дистанционная обучающая олимпиада по мировой художественной культуре-2009


Обратите внимание!

Работа по добавлению новых статей завершена: 1.02.2010 - идет оценивание.

--Андрей Калеников 14:22, 1 февраля 2010 (UTC)


Содержание

Просветительский реализм

Прачка. Шарден Жан Батист Симеон
Искусство демократизируется и обращается к жизненному материалу из самых разных слоев, включая низы общества. Пристально прослеживается общественная жизнь людей. Ведущим жанром литературы становится социально-бытовой роман. Сфера внимания художников расширяется. Д. Дидро так прокламирует это расширение: «...пойдите в кабак, и вы увидите, как выглядит рассвирепевший человек. Ищите уличные происшествия, будьте наблюдателями на улицах, в садах, на рынках, дома, и вы составите себе правильные представления о настоящем движении во всех жизненных действиях».





Сентиментализм

Паралитик, или плоды хорошего воспитания. Грёз Жан-Батист
Направление, апеллирующее к чувствам людей и в своей художественной концепции идеализирующее добродетели положительных героев, проводя четкие грани между добром и злом, положительным и отрицательным в жизни. Сентиментализм обращен к действительности, но наивен и идилличен в трактовке мира. Вся сложность жизненных процессов объясняется духовными причинами. Сентименталистское искусство эмоционально насыщено, подчас слишком чувствительно. В известном смысле целостную и могучую личность Возрождения Просвещение и сентиментализм раскололи на рациональное и эмоциональное начала. Сентиментализм утверждает чувствующую и чувствительную личность, противостоящую рассудочной личности Просвещения.



Классицизм

Смерть Сократа. Давид Жак Луи
Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок. В то же время классицизм дидактичен, назидателен. Его образы эстетически одноцветны, им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, пластичность, многогранность. Художественная концепция мира в классицизме была рационалистична и внеисторична: проблемы своего времени решались на материале античном, римском или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не имели существенного значения.



Рококо

Обольститель. Жан Антуан Ватто
Стиль игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль». Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. В отличие от героического пафоса барокко, рококо обращается к интимным, камерным темам. Личные желания, прихоти, удобства стали играть первостепенную роль в сложении типов, форм, в декорации не только мелких бытовых предметов и мебели, но и крупных архитектурных ансамблей.



Барокко

Непорочное зачатие. Тьеполо, Джованни Баттиста
Стиль, воплотивший представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Эстетика барокко строится на парадоксах, противопоставлениях, контрастах. Язык барокко – грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Городские ансамбли, дворцы и церкви приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.


Персональные инструменты
Инструменты