П.Д.Дорошенко

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(легенда о гетмане)
(Пётр Дорошенко)
 
Строка 17: Строка 17:
 
Говорится, что П.Д. Дорошенко- герой многих казацких песней и маршей. Б. Козаренко приводит одну из таких песен, которую, правда, автор статьи связывает не с именем гетмана Петра Дорошенко.Дорошенко упоминается практически во всех трудах по истории Украины, но нет специальностей исследований и монографий, ему посвященных. Личность его настолько самобытна и привлекательна, что он стал героем нескольких  художественных произведений: «Маруся» Марко Вовчок, «Черниговка» Н.И. Костомарова, «Гетман Дорошенко» Старицкой-Черняевской.
 
Говорится, что П.Д. Дорошенко- герой многих казацких песней и маршей. Б. Козаренко приводит одну из таких песен, которую, правда, автор статьи связывает не с именем гетмана Петра Дорошенко.Дорошенко упоминается практически во всех трудах по истории Украины, но нет специальностей исследований и монографий, ему посвященных. Личность его настолько самобытна и привлекательна, что он стал героем нескольких  художественных произведений: «Маруся» Марко Вовчок, «Черниговка» Н.И. Костомарова, «Гетман Дорошенко» Старицкой-Черняевской.
 
История гетманской могилы сама по себе интересна. Первую часовню над захоронением повелел воздвигнуть Св. Дмитрий  Ростовский. Святитель приходился гетману земляком, а его отец, Савва Туптало, был одним из верных сослуживцев Дорошенко. От Дмитрия берёт начало традиция регулярных панихид у могилы гетмана.  В 1824 г. можно было увидеть обветшавшую к тому времени надмогильную палатку с четырёхскатной крышей на каменных столбах. Со слов ярополецкого старожила Смолина Гиляровский записал обстоятельства перестройки мавзолея. Будто бы А. С. Пушкин, осматривая в 1833 г. достопримечательности Яропольца, посоветовал И. Н. Гончарову “почистить кругом да часовенку сделать”. Однако новый мавзолей построили позже, в 1844 г., в виде квадратной купольной часовни стиля ампир. Он простоял до 1953 г., когда, полуразрушенный в войну, был безжалостно разобран. Полвека надгробная плита гетмана лежала посреди скромной железной ограды. Дожди и ветры почти полностью уничтожили старую надпись в узорчатой картуше. В 1999 г. мавзолей выстроили заново в прежних формах.
 
История гетманской могилы сама по себе интересна. Первую часовню над захоронением повелел воздвигнуть Св. Дмитрий  Ростовский. Святитель приходился гетману земляком, а его отец, Савва Туптало, был одним из верных сослуживцев Дорошенко. От Дмитрия берёт начало традиция регулярных панихид у могилы гетмана.  В 1824 г. можно было увидеть обветшавшую к тому времени надмогильную палатку с четырёхскатной крышей на каменных столбах. Со слов ярополецкого старожила Смолина Гиляровский записал обстоятельства перестройки мавзолея. Будто бы А. С. Пушкин, осматривая в 1833 г. достопримечательности Яропольца, посоветовал И. Н. Гончарову “почистить кругом да часовенку сделать”. Однако новый мавзолей построили позже, в 1844 г., в виде квадратной купольной часовни стиля ампир. Он простоял до 1953 г., когда, полуразрушенный в войну, был безжалостно разобран. Полвека надгробная плита гетмана лежала посреди скромной железной ограды. Дожди и ветры почти полностью уничтожили старую надпись в узорчатой картуше. В 1999 г. мавзолей выстроили заново в прежних формах.
 +
[[Категория:история]]

Текущая версия на 09:14, 23 марта 2007

см. Ошибки летописи, Имя статьи, Правила летописи - статья должна быть исправлена!

Посмотрите подобные статьи, не забывайте пользоваться шаблонами и помечать статьи соответствующими категориями!


Правило именования статей о персоналиях: Фамилия запятая пробел имя пробел отчество (полностью!) Статью необходимо переименовать!





[править] Пётр Дорошенко

С именем Дорошенко связана много легенд. Одна из них, о золотой булаве, уже была упомянута. Другая легенда - про таинственного монаха: «Жители села Ярополец мало интересуются этим памятником, и немногие знают, кто похоронен под этой плитой. На наши вопросы следователи самые разноречивые ответы: ”донской атаман”, “из казаков какой-то барин “, а один начитанный крестьянин ответил: “Говорят, что гетман, а на самом деле он был таинственный монах, и книжки об этом есть“»,- записал Гиляровский. А крестьянин из Яропольца Василий Краснов, дополняя эту легенду, рассказывает также о тайном участии Дорошенко в Полтавской битве на стороне Петра I: «Среди крестьян ходила легенда, что будто бы Дорошенко отсюда из ссылки скрылся и что им именно ранен в ногу Карл XII перед сражением». О том, что Дорошенко пытался уйти в монахи, говорится и у поэта Шевченко. Но Шевченко пишет о времени, предшествующем ссылке гетмана в Сосницу. Говорится, что П.Д. Дорошенко- герой многих казацких песней и маршей. Б. Козаренко приводит одну из таких песен, которую, правда, автор статьи связывает не с именем гетмана Петра Дорошенко.Дорошенко упоминается практически во всех трудах по истории Украины, но нет специальностей исследований и монографий, ему посвященных. Личность его настолько самобытна и привлекательна, что он стал героем нескольких художественных произведений: «Маруся» Марко Вовчок, «Черниговка» Н.И. Костомарова, «Гетман Дорошенко» Старицкой-Черняевской. История гетманской могилы сама по себе интересна. Первую часовню над захоронением повелел воздвигнуть Св. Дмитрий Ростовский. Святитель приходился гетману земляком, а его отец, Савва Туптало, был одним из верных сослуживцев Дорошенко. От Дмитрия берёт начало традиция регулярных панихид у могилы гетмана. В 1824 г. можно было увидеть обветшавшую к тому времени надмогильную палатку с четырёхскатной крышей на каменных столбах. Со слов ярополецкого старожила Смолина Гиляровский записал обстоятельства перестройки мавзолея. Будто бы А. С. Пушкин, осматривая в 1833 г. достопримечательности Яропольца, посоветовал И. Н. Гончарову “почистить кругом да часовенку сделать”. Однако новый мавзолей построили позже, в 1844 г., в виде квадратной купольной часовни стиля ампир. Он простоял до 1953 г., когда, полуразрушенный в войну, был безжалостно разобран. Полвека надгробная плита гетмана лежала посреди скромной железной ограды. Дожди и ветры почти полностью уничтожили старую надпись в узорчатой картуше. В 1999 г. мавзолей выстроили заново в прежних формах.

Персональные инструменты
Инструменты