Принципы дизайна сетевых сообществ

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 09:57, 26 декабря 2016; Евгений Патаракин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Источники принципов

Откуда берутся принципы дизайна совместной деятельности:

  1. Энгестрем
  2. Derek Powazek
  3. Amy Bruckman
  4. Lerner & Levy
  5. Википаттерны Wikipatterns
  6. Designing for Remixing (Monroy-Hernández A. Designing for remixing : supporting an Online community of amateur creators. 2013.))
  7. Принципы Роснэ

Принципы MediaMoo (Bruckman)

Объекты - основа для общения

Сообщество учащихся, присутствующих в MediaMOO было одним ключевых мотивов для обучения программированию. Каждый участник хотел иметь возможность привнести что-то сообществу. Объекты MUD являются кирпичиками общения. Когда Нил летит в своем дирижабле, другие останавливаются, чтобы полюбоваться на его работу и спросить его, как он создал этот объект. Так объект становится основой для завязывания разговора, а как владельцы собак в парке сначала завязывают разговор о своих собаках, а затем уже переходят к другим темам. Сконструированные участниками объекты катализируют социальную активность, которая, в свою очередь поддерживает конструкторскую деятельность - люди используют чужие проекты и чужие модели, чтобы учиться. Весь виртуальный мир состоит из примеров, и каждый из этих примеров, тесно связан с ее создателем. Тот, кто создал интересный объект получает более высокий статус внутри сообщества конструкторов объектов.


Примеры - внутри сообщества

Примеры проектов не изолированы от в библиотеке - они вездесущи. Большинство языков программирования и создания сценариев инструменты с отдельной папки или каталога примеров. Чтобы увидеть примеры, вы должны сознательно искать их. На MOOSE Crossing, каждый объект в системе может функционировать в качестве примера. В связи с этим, MOOSE устроен скорее как World Wide Web. Обычно вы можете просмотреть исходный код HTML для любого документа. Если вы хотите знать, как сделать что-то самостоятельно, вы можете вспомнить что-то увидели, который использует эту технику, и посмотреть на исходный HTML-код.

Принципы Энгестрёма

Определите социальный объект

Точно определите социальный объект, вокруг которого выстраивается совместная деятельность участников.

  • Это может быть - компьютерная игра, цифровая история, компьютерная модель или другая «липкая виртуальная палочка», за которую вместе берутся участники и которая в дальнейшем их связывает

Сформулируйте действия как глаголы

Определите действия, которые участники выполняют над объектами, чтобы всем было понятно, для каких действий используется данный сайт.

  • Наиболее яркий пример - Scratch - Представь -> Создай -> Играй -> Поделись > Представь.

Сделайте объекты совместными (shareble)

Сделайте так, чтобы объекты были доступны для действий со стороны всех участников. Определите действия, которые участники могут совершать над объектами, созданными другими участниками. Например:

  • Каждая модель может быть скачена и видоизменена. Кроме того, каждый может обсуждать и классифицировать модели

Уделите основное внимание артефактам - социальным объектам

  • Все обсуждения, все теги связываются только с создаваемыми и публикуемыми объектами (историями, моделями)
  • Вторичные артефакты - поясняющие документы - так же привязываются к создаваемым объектам.


Откройте участникам несколько возможных входов в сообщество

  • Различные способы участия в совместной деятельности - можно добавлять модели, документы, участвовать в обсуждении, добавлять теги (классифицировать объекты)
  • Чтобы посмотреть на то как работает модель нет необходимости регистрироваться
  • Можно посмотреть на все используя обычный браузер (не скачивая ничего на свою машину)


Будьте снисходительны к ошибкам участников

  • В случае ошибки легко вернуться к предыдущей версии модели (страницы)
  • Можно сравнить разные версии модели или документа

Максимизируйте возможности поиска

  • Интернет-поиск по различным атрибутам модели
  • Модели могут быть связаны с различными проектами, людьми или тегами - любая связь может быть использована для поиска


Обеспечьте гибкую разрешительную политику

  • По умолчанию все объекты видны всем участникам и могут быть использованы для модификации
  • Участник может ограничить доступ к своим материалам
  • Тип разрешения на доступ в любой момент может быть изменено участником.


Информируйте участников

  • Обеспечьте обновления, которые бы сообщали участнику о происходящем в социальной сети и тех изменениях, которые связаны с ним
  • Обеспечьте создание информационных RSS потоков
  • Посылайте уведомления на почту, если созданные участником объекты изменяются, дополняются или обсуждаются
  • Посылайте уведомления, если происходят добавления к обсуждениям или тегам.


Принципы Поважека

Важно учитывать, что это сообщество создается вокруг какого-либо технического средство - это такое сообщество практики конкретного инструмента - например, учимся с Google


Никогда не врите сообществу

Построение сообщества основывается на доверии и репутации. Утрата доверия - худшее, что может произойти. Сообщество основывается на отношениях и нормальные отношения не могут основываться на лжи. Этот принцип на примере - можем ли мы создавать фейковых персонажей, которые будут создавать контент хорошего качества на этапе, когда "сообщества еще нет", а потом, когда на хороших примерах уже сложится сообщество, мы этих фейковых персонажей уберем и все будет хорошо. Ответ - нет. Это нечестно и неправильно. Вместо этого, поддерживайте ваших первых участников. Пригласите людей присоединиться к ней. Скажите им, почему именно они приглашают, что вы пытаетесь построить, и насколько вам важно их участие. Не приглашайте знаменитостей. Лучше пригласите свою маму, своих друзей, людей у которых есть чем поделиться. Идите туда, где они уже собираются. Если вы не являетесь членом этого сообщества, где есть нужные вам люди, наймите того, кто уже является членом этого сообщества.

Наполняйте сообщество хорошим контентом

Позовите реальных людей. Попросите их написать свои предложения. Затем отредактируйте их предложений - вклады. Переделывайте тексты первых участников. Нет абсолютно ничего плохого и никакого обмана в том, чтобы улучшать работы первых участников. Если вам не удобно делать это, наймите кого-то, кто с этим справится.


Принципы Скретч сообщества (Monroy-Hernández)

Творческая социализация

Творческие онлайн-сообщества должны использовать основные возможности социальной сети, такие как "дружба" для поддержки творческих усилий и творческой деятельности, а не для социализации самой по себе. Совместная деятельность обеспечивает более глубокое обучение и социальный опыт и важно, чтобы система поддерживала простые и более сложные формы сотрудничества.

Ремиксы

Платформа должна обеспечить простую возможность использовать работы других людей, ставя всем в известность о том, когда и как это произошло. Ремиксы имеют практическое и социальное значение.

Разнообразие участия

Система должна дать людям свободу перехода от наблюдения к созданию контента и обратно. Платформа должна рассматривать наблюдение и чтение в качестве допустимой формы участия. Например, подсчет просмотров позволяет создателям проектов иметь представление о своей аудитории. Поддержка и вовлечение участников в активное творчество и создание означает устранение всех возможных барьеров, мешающих этому творчеству. Например, участник может загрузить проект на сайт, заполним простую веб-форму, а может хранить проект у себя на диске компьютера.

Интуитивный поиск

Богатство литературы, требует таких простых способов просмотра, которые позволяли бы пользователям и наткнуться на интересный контент, и найти именно то, что они хотят найти. Система должна обеспечивать выделение и разметку содержания как экспертами, так и новичками. Кроме того, в системе должна поддерживаться сеть гиперссылок, соединяющие людей, их продукты и их комментарии.

Мягкое управление

Система должна позволять администраторам задавать направление развития интернет-сообщества через популяризацию как отдельных видов деятельности, так и взаимодействия. Например, некоторые проекты могут быть представлены на главной странице, участникам могут быть предложены темы для проектов и соревнования. Конечно, эти предложения могут быть проигнорированы участниками, поскольку это их свободный выбор.


Принципы Роснэ

  1. «Сохранять разнообразие». Для того чтобы поддерживать стабильность системы, поддерживать устойчивое развитие (sustainable development), нужно сохранять разнообразие и даже специально культивировать его. Всякое упрощение опасно, поскольку оно чревато грядущими нестабильностями.
  2. Не открывать петлей саморегуляции системы. Изолирование одного фактора ведет к точечным, локальным действиям, последствия которых очень часто дезорганизуют всю систему.
  3. Искать точки усиления, точки особой чувствительности, точки резонансного действия. Малые воздействия в этих точках могут приводить к значительным, видимым результатам.
  4. Восстанавливать равновесие посредством децентрализации.
  5. Уметь поддерживать ограничения. Свобода и автономия получаются только через выбор и дозирование ограничений. Хотеть любой ценой исключить ограничения, элементы принуждения и внешнего контроля — значит рисковать выйти из контролируемого, но приемлемого состояния и перейти в неконтролируемое состояние, которое ведет к быстрой раскачке и разрушению системы. Свобода любой ценой! — этот лозунг не проходит. Всегда нужно чем-то жертвовать.
  6. Дифференцировать, чтобы лучше интегрировать. Всякая реальная интеграция основывается на предварительной дифференциации.
  7. Чтобы эволюционировать, нужно позволять, чтобы на тебя нападали. Не бояться нападений, внешних воздействий, а даже приветствовать, навлекать их — значит сохранять гибкость и готовность изменяться, даже использовать их для своего роста, для самообновления.
  8. Предпочитать цели детальному программированию эволюционного пути. Нужно фиксировать свою деятельность на целях и на строгом контроле к их продвижению, но не на детальном программировании каждого этапа.
  9. Научиться использовать энергию управления - информация, которая запускает действия.
  10. Уважать время отклика системы на внешние воздействия. Всякая сложная система обладает характерными длительностями протекающих в ней процессов.


Принципы дизайна вики сообществ

Возможности MediaWiki

Designing Online Environments for Expert/Novice Collaboration Wikis to Support Legitimate Peripheral Participation José P. Zagal, Amy Bruckman

Отдельные места для контента и обсуждения

В медиавики существуют отдельные страницы для написания статей и связанные с ними talk-страницы обсуждений

Возможность наблюдения за изменениями

Можно наблюдать за изменениями избранных статей и просматривать историю действий отдельных участников.

Возможность отслеживать реакцию на свои действия

Автору могут приходить извещения о том, что его статьи изменены.



Персональные инструменты
Инструменты