Порховские хроники военных лет

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

"Дулаг-110": Порховский пересыльный концентрационный лагерь

Эти лагеря были страшнее постоянно действующих ШТАЛАГОВ своей непредсказуемостью, отсутствием организованного питания и огромной, не поддающейся счесмертностью.

Порховский ДУЛАГ размещался вблизи железной дороги в бывшем танковом городке с 1941 по 1944 годы. Колючая проволока, как вспоминают старожилы, опоясывала концлагерь в 2 ряда, по периметру стояли железобетонные башни-вышки для охраны зенитных установок. Горожан даже близко не подпускали к лагерю, да они и при желании не могли перебросить через заграждения свои бесхитростные узелки с хлебом. Это уже потом родственникам разрешали забирать домой дышащих на ладан пленных. Внутри уцелевших от бомбежек корпусов (частично возведенных из кирпича Никандровой пустыни) были спрессованы тысячи военнопленных. Те, кому не хватало места, оставались снаружи на холоде, дожде и стуже. Люди гибли. Их вывозили тут же в поле, за территорию лагеря, и сбрасывали в огромные ямы. Лишь немногим удавалось бежать с помощью горожан и калачевского подполья.

Сегодня можно только предполагать, сколько сотен тысяч людей прошло через застенки ДУЛАГА. По официальным данным, собранным сразу же после освобождения г.Порхова в 1944 г., на основании вскрытия ряда массовых захоронений, здесь погребено как минимум 85 тысяч человек .


Полякова Мыза

Изучая фонд №11-В Порховского краеведческого музея, мы узнали, что «Дулаг-110» был не единственным местом массового уничтожения людей немецко-фашистскими захватчиками на территории Порхова. Таким страшным местом являлась также Полякова Мыза - старое городище. Здесь фашисты расстреляли более 5 тысяч невинных граждан.

Ссылки

ДУЛАГ 110 - Возвращение памяти


Советские граждане, повешенные оккупантами на одной из улиц в г. Порхов Псковской области Из фотографий, найденных у пленных солдат вермахта. [1943].

Porhov43.jpg

Источник Историко-документальная выставка "Невольники Третьего Рейха". Архивы


Церкви Порховского района в годы Великой Отечественной войны

Особую страницу в истории Великой Отечественной войны представляет деятельность православной церкви. Почти все области России, оккупированные германскими войсками, считались прифронтовой полосой и управлялись военной администрацией, которая во многих случаях на практике смягчала принятую нацистскими ведомствами негативную линию в отношении Русской церкви. Особенно благоприятная, по сравнению с другими территориями, ситуация существовала на Северо-Западе России, где успешно и очень эффективно действовала так называемая Псковская православная духовная миссия.

Расчеты нацистов использовать в своих целях религиозный фактор на Северо-Западе России не оправдались. Примеры партиотической деятельности священнослужителей очень многочисленны. В своей работе я остановилась на трех из них: отцах Павле из Никольской церкви Порхова, Михаиле из деревни Жаборы и Николае Беляеве из Бельского Устья. Все они свидетельствуют о том, что священники всеми имевшимися у них способами боролись против засилья оккупантов и своими действиями внесли достойный вклад в общее дело Победы. Церковь у русского человека всегда воспринимается как защитница, спасительница. Так было и в годы Великой Отечественной войны. «На всю жизнь мне запомнилась горящая деревня при отступлении немцев, и мы – дети, старики, женщины, стоящие у церкви, прижавшиеся к ее стенам, теплым от пламени огня. Церковь немцы не тронули», - вспоминает житель д.Жаборы Федоров Геннадий Иванович.

Персональные инструменты
Инструменты