Пермский академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 4 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
                              '''Пермский театр оперы и балета.'''
+
'''Пермский театр оперы и балета.'''
  
  Официальная дата основания театра: 24 ноября 1870 г.
+
Официальная дата основания театра: 24 ноября [[1870]] г.
  
  Первое представление: опера «Жизнь за царя» М. Глинки.
+
Первое представление: опера «Жизнь за царя» М. Глинки.
  
«В Перми театр как учреждение существует давно. Сначала было деревянное здание театра по Обвинской улице, но оно сгорело в 1863 году. После того был построен деревянный театр, впоследствии разобранный…
+
«В Перми театр как учреждение существует давно. Сначала было деревянное здание театра по Обвинской улице, но оно сгорело в [[1863]] году. После того был построен деревянный театр, впоследствии разобранный…
  
Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879/80 г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П. П. Медведев…
+
Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой [[1879]]-[[1880]] г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П. П. Медведев…
  
В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города; для непосредственного заведования театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счёт города содержать оперную труппу».
+
В [[1896]] г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города; для непосредственного заведования театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счёт города содержать оперную труппу».
  
В. С. Верхоланцев Краткий историко-статистический очерк «Город Пермь, его прошлое и настоящее» 1913г.
+
В. С. Верхоланцев Краткий историко-статистический очерк «Город [[Пермь]], его прошлое и настоящее» [[1913]] г.
  
 
«Первый «муниципальный» сезон открылся … постановкой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов, из них один был драматический, один — оперно-драматический, остальные оперные. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом. За сезон проходило до ста и более спектаклей, ежегодный репертуар включал свыше тридцати произведений. В основном ставилась русская классика — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна. Кроме них — такие редкие гости на современной оперной сцене, как «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.
 
«Первый «муниципальный» сезон открылся … постановкой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов, из них один был драматический, один — оперно-драматический, остальные оперные. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом. За сезон проходило до ста и более спектаклей, ежегодный репертуар включал свыше тридцати произведений. В основном ставилась русская классика — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна. Кроме них — такие редкие гости на современной оперной сцене, как «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.
  
С середины 90-х годов XIX века Пермь знакомится с хореографическим искусством. 5 ноября 1896 года состоялось представление небольшого балета Занненфельда «Табор венгерских цыган». В январе 1897 г. свет пермской рампы увидела «Волшебная флейта» Р. Дриго, затем «Фея кукол» И. Байера…
+
С середины 90-х годов XIX века Пермь знакомится с хореографическим искусством. 5 ноября [[1896]] года состоялось представление небольшого балета Занненфельда «Табор венгерских цыган». В январе [[1897]] г. свет пермской рампы увидела «Волшебная флейта» Р. Дриго, затем «Фея кукол» И. Байера…
  
 
Существование театра в первые два десятилетия ХХ века было неровным, однако опера продолжала жить. Зрительский интерес к опере и уровень постановок антрепренёры поддерживали, делая ставку на певцов-премьеров. В различные сезоны в Перми выступали А. Нежданова, П. Петрова-Званцева, Н. Фигнер, М. Максаков, Л. Собинов и другие выдающиеся вокалисты.
 
Существование театра в первые два десятилетия ХХ века было неровным, однако опера продолжала жить. Зрительский интерес к опере и уровень постановок антрепренёры поддерживали, делая ставку на певцов-премьеров. В различные сезоны в Перми выступали А. Нежданова, П. Петрова-Званцева, Н. Фигнер, М. Максаков, Л. Собинов и другие выдающиеся вокалисты.
  
20 августа 1921г. открылся первый после гражданской войны театральный сезон. В афишах — «Демон», «Фауст», «Аида», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Риголетто», «Севильский цирюльник»… К концу 20-х годов Пермь становится одним из тех центров оперного искусства, куда охотно приезжают выдающиеся вокалисты и талантливые дирижеры.
+
20 августа [[1921]] г. открылся первый после гражданской войны театральный сезон. В афишах — «Демон», «Фауст», «Аида», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Риголетто», «Севильский цирюльник»… К концу 20-х годов Пермь становится одним из тех центров оперного искусства, куда охотно приезжают выдающиеся вокалисты и талантливые дирижеры.
  
Гастролирующие — а среди них А. Нежданова, Г. Пирогов, Л. Собинов, М. Рейзен, С. Мигай — пели не только в отдельных спектаклях, но выступали и в течение сезона или его части. Так в сезон 1925/26 года пермяки восхищались неподражаемой Кармен Ф. Мухтаровой, а в следующий сезон — Ленским И. Козловского. Всю весну 1929 года в штате театра состоял С. Лемешев.
+
Гастролирующие — а среди них А. Нежданова, Г. Пирогов, Л. Собинов, М. Рейзен, С. Мигай — пели не только в отдельных спектаклях, но выступали и в течение сезона или его части. Так в сезон [[1925]]-[[1926]] года пермяки восхищались неподражаемой Кармен Ф. Мухтаровой, а в следующий сезон — Ленским И. Козловского. Всю весну [[1929]] года в штате театра состоял С. Лемешев.
  
 
В 1925 г. в Перми была основана первая театральная студия, начавшая подготовку артистов балета, а также драмы, хора и оркестра… 2 февраля 1926 г. силами студии был поставлен балет А. Адана «Жизель». 20 октября 1931 года состоялась премьера «Лебединого озера» (хореограф О. Чаплыгина).
 
В 1925 г. в Перми была основана первая театральная студия, начавшая подготовку артистов балета, а также драмы, хора и оркестра… 2 февраля 1926 г. силами студии был поставлен балет А. Адана «Жизель». 20 октября 1931 года состоялась премьера «Лебединого озера» (хореограф О. Чаплыгина).
Строка 27: Строка 27:
 
В предвоенные годы балетную труппу возглавляли балетмейстеры несхожих направлений и школ, но они преданно любили дело и всё своё мастерство отдавали актёрам. Пермские балетоманы надолго запомнили Н. Гончарову, Р. Минаеву, Б. Коршунову, А. Бронского, А. Езерского и других танцовщиков в спектаклях тех лет…
 
В предвоенные годы балетную труппу возглавляли балетмейстеры несхожих направлений и школ, но они преданно любили дело и всё своё мастерство отдавали актёрам. Пермские балетоманы надолго запомнили Н. Гончарову, Р. Минаеву, Б. Коршунову, А. Бронского, А. Езерского и других танцовщиков в спектаклях тех лет…
  
В годы войны на сцене театра выступал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Пермская труппа не прекращала работу в городах области.… Почему бывшая Мариинка оказалась в Перми, тогдашнем Молотове? … Идея остаться в Перми принадлежала главному дирижеру А. Пазовскому, который делал здесь первые шаги в большое искусство… Местные власти с пониманием встретили это предложение. Ленинградцы работали здесь три зимы и два лета — срок для истории музыкальной культуры города немалый… В Перми оказалась и школа всемирно известного Мариинского балета, что способствовало впоследствии созданию Пермского хореографического училища…
+
В годы [[Великая Отечественная война|войны]] на сцене театра выступал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Пермская труппа не прекращала работу в городах области.… Почему бывшая Мариинка оказалась в Перми, тогдашнем Молотове? … Идея остаться в Перми принадлежала главному дирижеру А. Пазовскому, который делал здесь первые шаги в большое искусство… Местные власти с пониманием встретили это предложение. Ленинградцы работали здесь три зимы и два лета — срок для истории музыкальной культуры города немалый… В Перми оказалась и школа всемирно известного Мариинского балета, что способствовало впоследствии созданию Пермского хореографического училища…
  
В 1957-59 гг. здание театра подверглось коренной реконструкции. Как память о прошлом в закулисной части был оставлен кусок незакрашенной внешней стены старого здания — теперь она оказалась внутри сценической коробки.
+
В [[1957]]-[[1959]] гг. здание театра подверглось коренной реконструкции. Как память о прошлом в закулисной части был оставлен кусок незакрашенной внешней стены старого здания — теперь она оказалась внутри сценической коробки.
  
В 1965 г. Пермскому театру оперы балета присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в 1969-м — звание «академический»…
+
В [[1965]] г. Пермскому театру оперы балета присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в [[1969]]-м — звание «академический»…
  
 
В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы Пермского театра, заложенные всей его предысторией.
 
В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы Пермского театра, заложенные всей его предысторией.
Строка 37: Строка 37:
 
Один из основополагающих принципов — обновление репертуара за счет редко идущих на сцене произведений. Возрождение малознакомого, забытого, по разным причинам не принятого российской сценой характерно для всех периодов жизни театра.
 
Один из основополагающих принципов — обновление репертуара за счет редко идущих на сцене произведений. Возрождение малознакомого, забытого, по разным причинам не принятого российской сценой характерно для всех периодов жизни театра.
  
Пермский театр открыл публике великие творения С. Прокофьева: осуществил авторский двухвечерний вариант оперы С. Прокофьева «Война и мир» и впервые в СССР дал сценическую жизнь опере «Огненный ангел». Открытие многих купюр оперы «Война и мир» укрупнило, сделало масштабнее народно-патриотическую линию оперы, драматургия целого стала более стройной и логичной, характеры некоторых главных персонажей стали более живыми многогранными. Эта постановка вошла в историю, и в 1984 году была отмечена Государственной премией РФ им. М. И. Глинки.
+
Пермский театр открыл публике великие творения С. Прокофьева: осуществил авторский двухвечерний вариант оперы С. Прокофьева «Война и мир» и впервые в [[СССР]] дал сценическую жизнь опере «Огненный ангел». Открытие многих купюр оперы «Война и мир» укрупнило, сделало масштабнее народно-патриотическую линию оперы, драматургия целого стала более стройной и логичной, характеры некоторых главных персонажей стали более живыми многогранными. Эта постановка вошла в историю, и в [[1984]] году была отмечена Государственной премией РФ им. М. И. Глинки.
  
Примеры последних десятилетий — не ставившаяся много десятилетий «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Летучий голландец» Р. Вагнера, практически не идущая в стране опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», а также оригинальный спектакль «Три лика любви», включившие одноактные оперы «Раек мастера Педро» М. де Фалья, «Груди Тирезия» Ф. Пуленка и «Маддалену», первую оперу двадцатилетнего С. Прокофьева. В 2001 году состоялась премьера оперы Ж. Массне «Клеопатра», которая никогда не звучала в России, да и в мире почти неизвестна.
+
Примеры последних десятилетий — не ставившаяся много десятилетий «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Летучий голландец» Р. Вагнера, практически не идущая в стране опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», а также оригинальный спектакль «Три лика любви», включившие одноактные оперы «Раек мастера Педро» М. де Фалья, «Груди Тирезия» Ф. Пуленка и «Маддалену», первую оперу двадцатилетнего С. Прокофьева. В [[2001]] году состоялась премьера оперы Ж. Массне «Клеопатра», которая никогда не звучала в [[Россия|России]], да и в мире почти неизвестна.
  
 
Другой убедительный принцип творческой жизни театра — работа над произведениями современных композиторов. В Перми получили путевку в жизнь оперы «Маскарад» Д. Толстого и «Сестры» Д. Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б. Машкова, «Берег счастья» А. Спадавеккиа.
 
Другой убедительный принцип творческой жизни театра — работа над произведениями современных композиторов. В Перми получили путевку в жизнь оперы «Маскарад» Д. Толстого и «Сестры» Д. Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б. Машкова, «Берег счастья» А. Спадавеккиа.
Строка 47: Строка 47:
 
В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского «Три сестры Прозоровы» по А.П.Чехову и его одноактный балет «Дама Пик» — парафраз на музыку П. Чайковского.
 
В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского «Три сестры Прозоровы» по А.П.Чехову и его одноактный балет «Дама Пик» — парафраз на музыку П. Чайковского.
  
Среди интереснейших творческих принципов театра и попытка освоить все оперное и балетное наследие П. И. Чайковского, уроженца Прикамья. В 1974 г. Пермский академический театр имени П. И. Чайковского пригласил лучших солистов из многих театров страны и всех своих зрителей на Первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Этот праздник с успехом повторился в 1983 и 1988 годах. Единственный в России, где в разное время шли все сценические произведения композитора (десять опер и три балета), Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского.
+
Среди интереснейших творческих принципов театра и попытка освоить все оперное и балетное наследие П. И. Чайковского, уроженца Прикамья. В [[1974]] г. Пермский академический театр имени П. И. Чайковского пригласил лучших солистов из многих театров страны и всех своих зрителей на Первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Этот праздник с успехом повторился в 1983 и 1988 годах. Единственный в России, где в разное время шли все сценические произведения композитора (десять опер и три балета), Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского.
  
 
Высокая танцевальная техника, подлинное чувство ансамбля, чистота стиля — все эти качества последовательно обретала балетная труппа. Ряд хореографов, работавших в Перми в разное время, поистине блистателен. К. Есаулова, Т. Рамонова, М. Газиев, Н. Маркарьянц — балетмейстеры, чей талантливый индивидуальный почерк, дерзновенный поиск определили творческое развитие пермского балета.
 
Высокая танцевальная техника, подлинное чувство ансамбля, чистота стиля — все эти качества последовательно обретала балетная труппа. Ряд хореографов, работавших в Перми в разное время, поистине блистателен. К. Есаулова, Т. Рамонова, М. Газиев, Н. Маркарьянц — балетмейстеры, чей талантливый индивидуальный почерк, дерзновенный поиск определили творческое развитие пермского балета.
Строка 53: Строка 53:
 
«Золотой век» Пермского балета, щедро подаренный Н. Боярчиковым (главным балетмейстером театра, учеником известных хореографов России Ф. Лопухова и Б.Фенстера) театралам 70-х годов, стал волнующей легендой для последующих поколений. Среди его постановок — такие различные по изобразительному языку, как «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Три карты», «Сонет», «Царь Борис» С. Прокофьева, «Орфей и Эвридика» А. Журбина. В этих спектаклях блистали Н. Павлова, О. Ченчикова, Г. Шляпина, М. Даукаев, Л. Фоминых, Р. Кузьмичёва, Ю. Петухов, Г. Судаков, Л. Шипулина, К. Шморгонер, О. Левенков, В. Дубровин…»
 
«Золотой век» Пермского балета, щедро подаренный Н. Боярчиковым (главным балетмейстером театра, учеником известных хореографов России Ф. Лопухова и Б.Фенстера) театралам 70-х годов, стал волнующей легендой для последующих поколений. Среди его постановок — такие различные по изобразительному языку, как «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Три карты», «Сонет», «Царь Борис» С. Прокофьева, «Орфей и Эвридика» А. Журбина. В этих спектаклях блистали Н. Павлова, О. Ченчикова, Г. Шляпина, М. Даукаев, Л. Фоминых, Р. Кузьмичёва, Ю. Петухов, Г. Судаков, Л. Шипулина, К. Шморгонер, О. Левенков, В. Дубровин…»
  
  По материалам книги М. Степанова, Ю. Силина
+
По материалам книги М. Степанова, Ю. Силина
«125 лет Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского» 1995 г.
+
«125 лет Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского» [[1995]] г.
  
 
Сегодня театр возглавляют: художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, лауреат премии им. Ф. Волкова Правительства РФ Георгий Исаакян, главный дирижер — заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов, главный приглашенный дирижер заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Анисимов, главный художник — Елена Соловьева. С театром сотрудничают известные сценографы России — Ю. Устинов, И. Акимова, В. Окунев, Ю. Хариков, А. Коженкова.
 
Сегодня театр возглавляют: художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, лауреат премии им. Ф. Волкова Правительства РФ Георгий Исаакян, главный дирижер — заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов, главный приглашенный дирижер заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Анисимов, главный художник — Елена Соловьева. С театром сотрудничают известные сценографы России — Ю. Устинов, И. Акимова, В. Окунев, Ю. Хариков, А. Коженкова.
Строка 60: Строка 60:
 
«Золотой фонд» репертуара театра составляет классика, постановки постоянно обновляются, сохраняя не музейную, а современную художественную форму. Русская классика представлена операми А. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Снегурочка». Не сходят со сцены популярные оперы Дж. Верди, Дж.Пуччини, В.-А. Моцарта, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло.
 
«Золотой фонд» репертуара театра составляет классика, постановки постоянно обновляются, сохраняя не музейную, а современную художественную форму. Русская классика представлена операми А. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Снегурочка». Не сходят со сцены популярные оперы Дж. Верди, Дж.Пуччини, В.-А. Моцарта, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло.
  
Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене. «Пер Гюнт» Э. Грига поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, «Кончерто барокко» И. С. Баха — дар Фонда Дж. Баланчина. Российско-испанская постановка оперы «Саломея» Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью 1995 года. Русская опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова поставлена швейцарским режиссером Д. Кэги и художником из Германии С. Пастеркамп. В рамках российско-американского культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене» осуществлена постановка одноактных балетов «Сомнамбула» В. Риети, «Доницетти-вариации» (2001), «Ballet Imperial» на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского (2002).
+
Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене. «Пер Гюнт» Э. Грига поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, «Кончерто барокко» И. С. Баха — дар Фонда Дж. Баланчина. Российско-испанская постановка оперы «Саломея» Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью [[1995]] года. Русская опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова поставлена швейцарским режиссером Д. Кэги и художником из Германии С. Пастеркамп. В рамках российско-американского культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене» осуществлена постановка одноактных балетов «Сомнамбула» В. Риети, «Доницетти-вариации» ([[2001]]), «Ballet Imperial» на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского (2002).
  
 
Третьей балетной Меккой, после Москвы и Санкт-Петербурга, называют Пермь, где рядом с академической балетной труппой работает прославленное хореографическое училище. Начиная с 70-х годов Пермский балет находится в орбите неослабевающего внимания многочисленной зрительской аудитории практически всех континентов. Своим развитием хореографическое искусство Прикамья во многом обязано ленинградской балетной школе. В годы Великой Отечественной войны на Урал был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский театр. Пребывание этого замечательного творческого коллектива оставило глубокий след в театральном искусстве Перми. Ленинградцы помогли созданию хореографического училища, что открыло новую страницу в жизни Пермского балета, получившего базу для дальнейшего творческого роста. Единство исполнительского стиля солистов и кордебалета — особенность коллектива. Пермский балет, пожалуй, единственная труппа в Российской Федерации, которая полностью состоит из выпускников одной школы.
 
Третьей балетной Меккой, после Москвы и Санкт-Петербурга, называют Пермь, где рядом с академической балетной труппой работает прославленное хореографическое училище. Начиная с 70-х годов Пермский балет находится в орбите неослабевающего внимания многочисленной зрительской аудитории практически всех континентов. Своим развитием хореографическое искусство Прикамья во многом обязано ленинградской балетной школе. В годы Великой Отечественной войны на Урал был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский театр. Пребывание этого замечательного творческого коллектива оставило глубокий след в театральном искусстве Перми. Ленинградцы помогли созданию хореографического училища, что открыло новую страницу в жизни Пермского балета, получившего базу для дальнейшего творческого роста. Единство исполнительского стиля солистов и кордебалета — особенность коллектива. Пермский балет, пожалуй, единственная труппа в Российской Федерации, которая полностью состоит из выпускников одной школы.
Строка 66: Строка 66:
 
Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной «стартовой площадкой» для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих «звезд первой величины» столичных и других крупнейших театров страны и мира. Имена всемирно известных танцовщиков — Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой — прославили Пермский край.
 
Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной «стартовой площадкой» для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих «звезд первой величины» столичных и других крупнейших театров страны и мира. Имена всемирно известных танцовщиков — Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой — прославили Пермский край.
  
Заслуженную славу Пермскому театру принесло участие наших оперных певцов и артистов балета в Международных фестивалях. В Перми традиционно проходит открытый Российский конкурс артистов балета «Арабеск», возглавляемый Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой. Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в 1993 г.
+
Заслуженную славу Пермскому театру принесло участие наших оперных певцов и артистов балета в Международных фестивалях. В Перми традиционно проходит открытый Российский конкурс артистов балета «Арабеск», возглавляемый Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой. Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в [[1993]] г.
  
  Национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую женскую и мужскую роль в 1996 году отмечены Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия — исполнители главных партий в пермской постановке оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале».
+
Национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую женскую и мужскую роль в [[1996]] году отмечены Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия — исполнители главных партий в пермской постановке оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале».
  
Группа постановщиков цикла «Оперная Пушкиниана» удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 г.
+
Группа постановщиков цикла «Оперная Пушкиниана» удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за [[1999]] г.
  
На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра со спектаклями и концертными программами, и участвуя в постановках спектаклей. Начиная с 1973 года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, Германию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, Японию и Южную Корею, Англию, Ирландию, Голландию, Испанию, Китай, США. Во Франции и на Кубе, в Камбодже и Канаде, в Таиланде и Египте, в Никарагуа, Индии и США — всюду, где выступали артисты, они получили признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших оперно-балетных центров России.
+
На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра со спектаклями и концертными программами, и участвуя в постановках спектаклей. Начиная с [[1973]] года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, [[Германия|Германию]], Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, [[Япония|Японию]] и Южную Корею, Англию, Ирландию, Голландию, Испанию, [[Китай]], США. Во Франции и на Кубе, в Камбодже и Канаде, в Таиланде и Египте, в Никарагуа, Индии и США — всюду, где выступали артисты, они получили признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших оперно-балетных центров России.
 +
----
 +
Дополнение из статьи-дубля
 +
----
 +
Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского - один из старейших
 +
музыкальных коллективов страны, с именем которого вот уже более века связаны многие интересные страницы русской, советской и мировой классики.
  
[[Категория:Пермский край]]
+
[[Изображение:Opera.JPG|thumb|right]]
 +
 
 +
{{coor|58|01|N|56|15|E|}}
 +
 
 +
Пермский оперный театр был основан в [[1878 год]]у, но подлинного расцвета достигает к [[1895]]-[[1900]]гг., когда театр берет на содержание не частные антрепренеры, а городское управление. Была создана городская театральная дирекция, в ведении которой находились все творческие и финансовые дела театра. [[Пермь|Город]] брал на себя заботы о финансовом состоянии труппы, что открывало широкий простор для развития творчества. И в Пермь со всех концов России потянулись актеры, составившие блестящую труппу.
 +
 
 +
После многолетнего музыкального голода в театр хлынули все, от мала до велика. Увлечение оперой приняло характер настоящей эпидемии. Причем зрители оказались хорошо подготовленными к восприятию музыкального искусства. На представлении в зале можно было увидеть немало людей, листавших толстые фолианты клавиров. Но оперная эйфория длилась недолго. После трех лет руководства городской театральной дирекцией подал в отставку ее директор А. Синакевич. Дума все больше склонялась к тому, чтобы передать театральное дело обратно в руки частных антрепренеров.
 +
После того как городская дирекция сложила свои полномочия, Пермский театр утратил свою индивидуальность и стал похож на все другие. В связи с этими изменениями опера появлялась в Перми не каждый сезон и часто ее стала сменять драма.
 +
 
 +
Октябрь [[1917 год]]а сделал театр общественным. По одному из первых Декретов Советской власти театры становятся государственными учреждениями культуры.
 +
 
 +
В годы гражданской войны на Урале театры опустели, а труппы распались. И только в [[1920 год]]у снова открыл свои двери для зрителей Пермский оперный театр. Реорганизуется и пополняется его труппа, театр становится стационарным, действующим круглый год (раньше театр работал посезонно, т.е. 5-6 месяцев в году).
 +
 
 +
Наконец, в [[1925 год]]у в городе была основана первая театральная студия, начавшая подготовку кадров артистов балета, а также драмы, хора, оркестра. В то время балетное отделение насчитывало 20 человек. Премьера первого самостоятельного балетного спектакля была осуществлена [[2 февраля]] [[1926 год]]а, балетом Адана "Жизель".
 +
 
 +
Великая Отечественная война принесла театру, как и всей стране, трудные испытания. Последнюю премьеру перед войной театр дал [[15 мая]] [[1941 год]]а, завершив работу над оперой Глинки "Иван Сусанин", которой когда-то открыл свой первый сезон. Следующая премьера состоялась только через три года.
 +
 
 +
В годы войны в город был эвакуирован из [[Санкт-Петербург|Ленинграда]] прославленный Академический театр оперы и балета им С.М.Кирова (Мариинский). Уступив свою сцену ленинградцам, театр приезжает работать в промышленные города области.
 +
 
 +
С ленинградским театром в [[Пермь]] прибыло хореографическое училище, возглавляемое А.Я.Вагановой, в которое [[7 февраля]] [[1943 год]]а производится набор учеников в первый класс.
 +
 
 +
[[29 мая]] [[1944 год]]а ленинградский театр покинул город. На следующий день полюбившая балетное искусство пермская публика с радостью восприняла решение руководства города об открытии в Перми филиала ленинградского хореографического училища, ставшего в последствии прославленным в России и за рубежом.
 +
 
 +
Шестидесятые - годы время перемен в жизни Пермского театра. Совершались они по двум направлениям: усложнялся современный репертуар, и привлекались к работе над отдельными постановками новые режиссеры.
 +
 
 +
Новое десятилетие началось с включения в репертуар кроме классических также и современных произведений. Репутация "лаборатории советской оперы" к тому времени прочно укрепилось за коллективом театра.
 +
 
 +
В шестидесятые годы Пермскому театру было присвоено имя [[Чайковский, Пётр Ильич|П.И.Чайковского]] и звание академического. И на его сцене были поставлены все спектакли Чайковского.
 +
 
 +
И в данное время театр является центром музыкальной жизни города. Ежегодно выходят 2-3 премьерных спектакля. Так, например, в [[2005 год]]у театр осуществил грандиозный проект - "Пушкиниана". Ряд постановок по мотивам произведений А.С. Пушкина ( "Борис Годунов", "Дама пик", "Скупой рыцарь", "Пир во время чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", вечер романсов на стихи А.С.Пушкина, концертный вариант "Алеко").
 +
 
 +
==Балет Евгения Панфилова==
 +
 
 +
[[Изображение:panf14.jpg]]
 +
 
 +
Окончил Пермский Институт культуры, позднее — ГИТИС. В [[1987 год]]у создает в Перми частный театр «Балет Евгения Панфилова». Поставил здесь 49 балетов и 70 балетных миниатюр («Бег», «Мистраль», «Мужчина в черном, женщина в зеленом», «Остров мертвых», «Фантазии в черном», «Дуэты цвета туманов», «Колыбельная для мужчины» и др.).
 +
 
 +
Лауреат премий Всемирного фестиваля (Рабат, Марокко), премии Владимира Васильева (Международный конкурс «Арабеск-92», Пермь), премии Мориса Бежара (Международный конкурс «Арабеск-94», Пермь), Международного конкурса "Prix Volinine" (Париж, Франция), премии жюри прессы (Международный конкурс «Арабеск-98», Пермь).
 +
 
 +
 
 +
В [[2000 год]]у частный театр удостоился нового статуса: Государственное областное учреждение культуры «Театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России. Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы костюмов, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями.
 +
 
 +
Театр «Балет Евгения Панфилова» был удостоен чести представлять Пермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Это балеты: «8 русских песен», «Ромео и Джульетта», «БлокАда» и многие другие. Первый раз «Золотую Маску» получил наш уже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки «Балет Толстых» за спектакль «Бабы. Год 1945» [[17 апреля]] [[2006 год]]а на XII церемонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев». Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен — сюита» была впервые представлена публике в [1992 год]]у. Римейк-премьера состоялась [[18 мая]] [[2005 год]]а на «Дягилевских сезонах». Автором л[ибретто, хореографом, режиссером, сценографом балета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев.
 +
 
 +
Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет Наталья Христофоровна Ленских, которая была приглашена на эту должность самим Евгением Панфиловым.
 +
 
 +
Театр давно перерос рамки провинциальной достопримечательности, много раз отстаивал славу Перми как культурной столицы [[Урал]]а как в России, так и за рубежом. Уникальное художественное наследие Евгения Панфилова было и остается основным мерилом творческой деятельности театра. Спектакли Евгения Панфилова по-прежнему вызывают неизменный интерес публики далеко за пределами Пермской земли и России, что подтверждается ежегодными приглашениями на престижные всероссийские и международные фестивалях и достойными наградами.
 +
 
 +
[[Изображение:61-7-5-1-.jpg]]            [[Изображение:Festival b-1-.jpg]]
 +
 
 +
 
 +
==История театра оперы и балета==
 +
 
 +
«Говорят, храмы нельзя строить на костях и на крови, - точно так же нельзя строить театр без любви».
 +
Пермский театр оперы и балета был основан в 1870 году. Его строительство связано с именем И. Любимова, семьей Дягилевых и другими многими представителями интеллигенции, служащих, рабочих, которые внесли долю денежных пожертвований в будущее здание театра.
 +
 
 +
[[Изображение:DSCN1358.JPG|thumbs|center|500px]]
 +
 
 +
Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879/80 г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П.П. Медведев…
 +
В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города.
 +
Зрительный зал немало повидал за свою жизнь и немало впитал в себя. На его сцене выступали Н. Шевелев, Д. Южин, Е. Девос-Соболева, А. Круглов, А. Томская, Э. Боброва-Прейфер, А. Пасхалова, Ю. Кружевский
 +
 
 +
В 30 - 40-е годы театр прославился такими именами как Н. Измайловой, М. Шуйского, Е. Глаголева…
 +
В конце 40-х годов в Перми были организованы симфонические концерты оперного оркестра.
 +
60-е годы называли «золотым периодом». На сцене звучали голоса В. Турчаниса, А. Сыроватко, Т. Дроздовой, К. Кудряшовой. В 1965 году Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя П.И. Чайковского, а в 1969 – звание академического.
 +
 
 +
В 70-е годы прошел I фестиваль оперно-балетного творчества им. Чайковского, певцы театра завоевали множество побед на международных конкурсах.
 +
 
 +
В 80-е годы театр впервые подарил городу фестиваль оперно-балетного наследия С. Прокофьева и I Всероссийский конкурс молодых оперных певцов.
 +
 
 +
На сцене театра были поставлены такие произведения как: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна, «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.
 +
 
 +
И по сей день Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского радует нас своими постановками. Удивляет нас современной интерпретацией. Завораживает игрой артистов.Вместимость зала:972 места
 +
 
 +
Параметры сцены:
 +
высота до колосников — 21м
 +
ширина — 16мглубина — 12м
 +
глубина трюма — 3м
 +
*Зеркало сцены:
 +
высота — 8,5м
 +
ширина — 12м
 +
*Оркестровая яма:
 +
4,5/13/2,3м
 +
50 посадочных мест
 +
 
 +
Художественный руководитель: заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, лауреат Премии им. Ф.Волкова Правительства Российской Федерации Исаакян Георгий Георгиевич
 +
 
 +
Главный дирижёр: заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан Платонов Валерий Игнатьевич
 +
 
 +
Директор балетной труппы: лауреат международных конкурсов Ахмарова Наталья Галимзановна
 +
 
 +
Адрес: 614000 г. [[Пермь]], ул. Коммунистическая, 25а
 +
 
 +
Касса: (342) 212 3087 [http://theatre.perm.ru Сайт]
 +
 
 +
[http://www.opera.permonline.ru Сайт театра]
 +
 
 +
E-mail:office@permopera.ru
 +
 
 +
[[Изображение:театр оперы и балета города Перми..jpeg]]
 +
 
 +
Letopisi есть статья [[Пермский театр оперы и балета]]
 +
----
 +
'''Безымянные файлы удалены'''
 +
[[Категория:Пермь]] [[Категория:Театр]] [[Категория:Пермский край]]

Текущая версия на 09:51, 8 января 2011

Пермский театр оперы и балета.

Официальная дата основания театра: 24 ноября 1870 г.

Первое представление: опера «Жизнь за царя» М. Глинки.

«В Перми театр как учреждение существует давно. Сначала было деревянное здание театра по Обвинской улице, но оно сгорело в 1863 году. После того был построен деревянный театр, впоследствии разобранный…

Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879-1880 г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П. П. Медведев…

В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города; для непосредственного заведования театром выбирается городская дирекция, которая и озабочивается приглашением артистов. Решено за счёт города содержать оперную труппу».

В. С. Верхоланцев Краткий историко-статистический очерк «Город Пермь, его прошлое и настоящее» 1913 г.

«Первый «муниципальный» сезон открылся … постановкой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов, из них один был драматический, один — оперно-драматический, остальные оперные. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом. За сезон проходило до ста и более спектаклей, ежегодный репертуар включал свыше тридцати произведений. В основном ставилась русская классика — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна. Кроме них — такие редкие гости на современной оперной сцене, как «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.

С середины 90-х годов XIX века Пермь знакомится с хореографическим искусством. 5 ноября 1896 года состоялось представление небольшого балета Занненфельда «Табор венгерских цыган». В январе 1897 г. свет пермской рампы увидела «Волшебная флейта» Р. Дриго, затем «Фея кукол» И. Байера…

Существование театра в первые два десятилетия ХХ века было неровным, однако опера продолжала жить. Зрительский интерес к опере и уровень постановок антрепренёры поддерживали, делая ставку на певцов-премьеров. В различные сезоны в Перми выступали А. Нежданова, П. Петрова-Званцева, Н. Фигнер, М. Максаков, Л. Собинов и другие выдающиеся вокалисты.

20 августа 1921 г. открылся первый после гражданской войны театральный сезон. В афишах — «Демон», «Фауст», «Аида», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Риголетто», «Севильский цирюльник»… К концу 20-х годов Пермь становится одним из тех центров оперного искусства, куда охотно приезжают выдающиеся вокалисты и талантливые дирижеры.

Гастролирующие — а среди них А. Нежданова, Г. Пирогов, Л. Собинов, М. Рейзен, С. Мигай — пели не только в отдельных спектаклях, но выступали и в течение сезона или его части. Так в сезон 1925-1926 года пермяки восхищались неподражаемой Кармен Ф. Мухтаровой, а в следующий сезон — Ленским И. Козловского. Всю весну 1929 года в штате театра состоял С. Лемешев.

В 1925 г. в Перми была основана первая театральная студия, начавшая подготовку артистов балета, а также драмы, хора и оркестра… 2 февраля 1926 г. силами студии был поставлен балет А. Адана «Жизель». 20 октября 1931 года состоялась премьера «Лебединого озера» (хореограф О. Чаплыгина).

В предвоенные годы балетную труппу возглавляли балетмейстеры несхожих направлений и школ, но они преданно любили дело и всё своё мастерство отдавали актёрам. Пермские балетоманы надолго запомнили Н. Гончарову, Р. Минаеву, Б. Коршунову, А. Бронского, А. Езерского и других танцовщиков в спектаклях тех лет…

В годы войны на сцене театра выступал эвакуированный в Пермь Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Пермская труппа не прекращала работу в городах области.… Почему бывшая Мариинка оказалась в Перми, тогдашнем Молотове? … Идея остаться в Перми принадлежала главному дирижеру А. Пазовскому, который делал здесь первые шаги в большое искусство… Местные власти с пониманием встретили это предложение. Ленинградцы работали здесь три зимы и два лета — срок для истории музыкальной культуры города немалый… В Перми оказалась и школа всемирно известного Мариинского балета, что способствовало впоследствии созданию Пермского хореографического училища…

В 1957-1959 гг. здание театра подверглось коренной реконструкции. Как память о прошлом в закулисной части был оставлен кусок незакрашенной внешней стены старого здания — теперь она оказалась внутри сценической коробки.

В 1965 г. Пермскому театру оперы балета присвоено имя Петра Ильича Чайковского, а в 1969-м — звание «академический»…

В послевоенные годы начинают утверждаться главные творческие принципы Пермского театра, заложенные всей его предысторией.

Один из основополагающих принципов — обновление репертуара за счет редко идущих на сцене произведений. Возрождение малознакомого, забытого, по разным причинам не принятого российской сценой характерно для всех периодов жизни театра.

Пермский театр открыл публике великие творения С. Прокофьева: осуществил авторский двухвечерний вариант оперы С. Прокофьева «Война и мир» и впервые в СССР дал сценическую жизнь опере «Огненный ангел». Открытие многих купюр оперы «Война и мир» укрупнило, сделало масштабнее народно-патриотическую линию оперы, драматургия целого стала более стройной и логичной, характеры некоторых главных персонажей стали более живыми многогранными. Эта постановка вошла в историю, и в 1984 году была отмечена Государственной премией РФ им. М. И. Глинки.

Примеры последних десятилетий — не ставившаяся много десятилетий «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Летучий голландец» Р. Вагнера, практически не идущая в стране опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», а также оригинальный спектакль «Три лика любви», включившие одноактные оперы «Раек мастера Педро» М. де Фалья, «Груди Тирезия» Ф. Пуленка и «Маддалену», первую оперу двадцатилетнего С. Прокофьева. В 2001 году состоялась премьера оперы Ж. Массне «Клеопатра», которая никогда не звучала в России, да и в мире почти неизвестна.

Другой убедительный принцип творческой жизни театра — работа над произведениями современных композиторов. В Перми получили путевку в жизнь оперы «Маскарад» Д. Толстого и «Сестры» Д. Кабалевского, балеты «Каменный цветок» А. Фридлиндера, «Бэла» и «Грушенька» Б. Машкова, «Берег счастья» А. Спадавеккиа.

Большой резонанс не только в стране, но и за ее пределами вызвала опера Э. Денисова «Пена дней», познакомившая россиян с оперным творчеством известного композитора. При этом, по мнению автора музыки, пермская версия во многих отношениях превосходила французскую, осуществившую постановку первой.

В Перми впервые свет рампы увидела опера Александра Чайковского «Три сестры Прозоровы» по А.П.Чехову и его одноактный балет «Дама Пик» — парафраз на музыку П. Чайковского.

Среди интереснейших творческих принципов театра и попытка освоить все оперное и балетное наследие П. И. Чайковского, уроженца Прикамья. В 1974 г. Пермский академический театр имени П. И. Чайковского пригласил лучших солистов из многих театров страны и всех своих зрителей на Первый фестиваль оперно-балетного творчества Чайковского. Этот праздник с успехом повторился в 1983 и 1988 годах. Единственный в России, где в разное время шли все сценические произведения композитора (десять опер и три балета), Пермский театр стал подлинным Домом Чайковского.

Высокая танцевальная техника, подлинное чувство ансамбля, чистота стиля — все эти качества последовательно обретала балетная труппа. Ряд хореографов, работавших в Перми в разное время, поистине блистателен. К. Есаулова, Т. Рамонова, М. Газиев, Н. Маркарьянц — балетмейстеры, чей талантливый индивидуальный почерк, дерзновенный поиск определили творческое развитие пермского балета.

«Золотой век» Пермского балета, щедро подаренный Н. Боярчиковым (главным балетмейстером театра, учеником известных хореографов России Ф. Лопухова и Б.Фенстера) театралам 70-х годов, стал волнующей легендой для последующих поколений. Среди его постановок — такие различные по изобразительному языку, как «Чудесный мандарин» Б. Бартока, «Три карты», «Сонет», «Царь Борис» С. Прокофьева, «Орфей и Эвридика» А. Журбина. В этих спектаклях блистали Н. Павлова, О. Ченчикова, Г. Шляпина, М. Даукаев, Л. Фоминых, Р. Кузьмичёва, Ю. Петухов, Г. Судаков, Л. Шипулина, К. Шморгонер, О. Левенков, В. Дубровин…»

По материалам книги М. Степанова, Ю. Силина «125 лет Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского» 1995 г.

Сегодня театр возглавляют: художественный руководитель — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России, лауреат премии им. Ф. Волкова Правительства РФ Георгий Исаакян, главный дирижер — заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Республики Башкортостан Валерий Платонов, главный приглашенный дирижер заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Анисимов, главный художник — Елена Соловьева. С театром сотрудничают известные сценографы России — Ю. Устинов, И. Акимова, В. Окунев, Ю. Хариков, А. Коженкова.

«Золотой фонд» репертуара театра составляет классика, постановки постоянно обновляются, сохраняя не музейную, а современную художественную форму. Русская классика представлена операми А. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Снегурочка». Не сходят со сцены популярные оперы Дж. Верди, Дж.Пуччини, В.-А. Моцарта, Ш. Гуно, Р. Леонкавалло.

Хорошей традицией в последние годы стали совместные постановки на Пермской сцене. «Пер Гюнт» Э. Грига поставлен американским хореографом Беном Стивенсоном, «Кончерто барокко» И. С. Баха — дар Фонда Дж. Баланчина. Российско-испанская постановка оперы «Саломея» Р. Штрауса стала заметным событием Международного фестиваля в Мадриде осенью 1995 года. Русская опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова поставлена швейцарским режиссером Д. Кэги и художником из Германии С. Пастеркамп. В рамках российско-американского культурного проекта «Хореография Джорджа Баланчина на пермской сцене» осуществлена постановка одноактных балетов «Сомнамбула» В. Риети, «Доницетти-вариации» (2001), «Ballet Imperial» на музыку Второго концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского (2002).

Третьей балетной Меккой, после Москвы и Санкт-Петербурга, называют Пермь, где рядом с академической балетной труппой работает прославленное хореографическое училище. Начиная с 70-х годов Пермский балет находится в орбите неослабевающего внимания многочисленной зрительской аудитории практически всех континентов. Своим развитием хореографическое искусство Прикамья во многом обязано ленинградской балетной школе. В годы Великой Отечественной войны на Урал был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова, ныне Мариинский театр. Пребывание этого замечательного творческого коллектива оставило глубокий след в театральном искусстве Перми. Ленинградцы помогли созданию хореографического училища, что открыло новую страницу в жизни Пермского балета, получившего базу для дальнейшего творческого роста. Единство исполнительского стиля солистов и кордебалета — особенность коллектива. Пермский балет, пожалуй, единственная труппа в Российской Федерации, которая полностью состоит из выпускников одной школы.

Не одно десятилетие уральская сцена являлась своеобразной «стартовой площадкой» для многих артистов, известных далеко за пределами России. В Пермском театре начиналась творческая биография многих «звезд первой величины» столичных и других крупнейших театров страны и мира. Имена всемирно известных танцовщиков — Галины Рагозиной-Пановой, Любови Кунаковой, Надежды Павловой, Ольги Ченчиковой, Марата Даукаева, Юрия Петухова, Галины Шляпиной, Светланы Смирновой — прославили Пермский край.

Заслуженную славу Пермскому театру принесло участие наших оперных певцов и артистов балета в Международных фестивалях. В Перми традиционно проходит открытый Российский конкурс артистов балета «Арабеск», возглавляемый Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой. Молодые певцы из разных стран мира участвовали в Международном конкурсе молодых оперных певцов, проходившем в Перми в 1993 г.

Национальной театральной премией «Золотая маска» за лучшую женскую и мужскую роль в 1996 году отмечены Татьяна Куинджи и Анзор Шомахия — исполнители главных партий в пермской постановке оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале».

Группа постановщиков цикла «Оперная Пушкиниана» удостоена Государственной премии России в области литературы и искусства за 1999 г.

На разных континентах мира побывали ведущие солисты Пермского театра со спектаклями и концертными программами, и участвуя в постановках спектаклей. Начиная с 1973 года Пермская труппа в полном составе выезжала на гастроли в Австрию, Италию, Югославию, Болгарию, Чехословакию, Германию, Польшу, Бельгию, Нидерланды, Австралию и Новую Зеландию, Японию и Южную Корею, Англию, Ирландию, Голландию, Испанию, Китай, США. Во Франции и на Кубе, в Камбодже и Канаде, в Таиланде и Египте, в Никарагуа, Индии и США — всюду, где выступали артисты, они получили признание взыскательной критики и обрели верных друзей и поклонников оперного и балетного искусства Перми, одного из крупнейших оперно-балетных центров России.


Дополнение из статьи-дубля


Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского - один из старейших музыкальных коллективов страны, с именем которого вот уже более века связаны многие интересные страницы русской, советской и мировой классики.

Opera.JPG

58°01′ с. ш. 56°15′ в. д. (G)


Пермский оперный театр был основан в 1878 году, но подлинного расцвета достигает к 1895-1900гг., когда театр берет на содержание не частные антрепренеры, а городское управление. Была создана городская театральная дирекция, в ведении которой находились все творческие и финансовые дела театра. Город брал на себя заботы о финансовом состоянии труппы, что открывало широкий простор для развития творчества. И в Пермь со всех концов России потянулись актеры, составившие блестящую труппу.

После многолетнего музыкального голода в театр хлынули все, от мала до велика. Увлечение оперой приняло характер настоящей эпидемии. Причем зрители оказались хорошо подготовленными к восприятию музыкального искусства. На представлении в зале можно было увидеть немало людей, листавших толстые фолианты клавиров. Но оперная эйфория длилась недолго. После трех лет руководства городской театральной дирекцией подал в отставку ее директор А. Синакевич. Дума все больше склонялась к тому, чтобы передать театральное дело обратно в руки частных антрепренеров. После того как городская дирекция сложила свои полномочия, Пермский театр утратил свою индивидуальность и стал похож на все другие. В связи с этими изменениями опера появлялась в Перми не каждый сезон и часто ее стала сменять драма.

Октябрь 1917 года сделал театр общественным. По одному из первых Декретов Советской власти театры становятся государственными учреждениями культуры.

В годы гражданской войны на Урале театры опустели, а труппы распались. И только в 1920 году снова открыл свои двери для зрителей Пермский оперный театр. Реорганизуется и пополняется его труппа, театр становится стационарным, действующим круглый год (раньше театр работал посезонно, т.е. 5-6 месяцев в году).

Наконец, в 1925 году в городе была основана первая театральная студия, начавшая подготовку кадров артистов балета, а также драмы, хора, оркестра. В то время балетное отделение насчитывало 20 человек. Премьера первого самостоятельного балетного спектакля была осуществлена 2 февраля 1926 года, балетом Адана "Жизель".

Великая Отечественная война принесла театру, как и всей стране, трудные испытания. Последнюю премьеру перед войной театр дал 15 мая 1941 года, завершив работу над оперой Глинки "Иван Сусанин", которой когда-то открыл свой первый сезон. Следующая премьера состоялась только через три года.

В годы войны в город был эвакуирован из Ленинграда прославленный Академический театр оперы и балета им С.М.Кирова (Мариинский). Уступив свою сцену ленинградцам, театр приезжает работать в промышленные города области.

С ленинградским театром в Пермь прибыло хореографическое училище, возглавляемое А.Я.Вагановой, в которое 7 февраля 1943 года производится набор учеников в первый класс.

29 мая 1944 года ленинградский театр покинул город. На следующий день полюбившая балетное искусство пермская публика с радостью восприняла решение руководства города об открытии в Перми филиала ленинградского хореографического училища, ставшего в последствии прославленным в России и за рубежом.

Шестидесятые - годы время перемен в жизни Пермского театра. Совершались они по двум направлениям: усложнялся современный репертуар, и привлекались к работе над отдельными постановками новые режиссеры.

Новое десятилетие началось с включения в репертуар кроме классических также и современных произведений. Репутация "лаборатории советской оперы" к тому времени прочно укрепилось за коллективом театра.

В шестидесятые годы Пермскому театру было присвоено имя П.И.Чайковского и звание академического. И на его сцене были поставлены все спектакли Чайковского.

И в данное время театр является центром музыкальной жизни города. Ежегодно выходят 2-3 премьерных спектакля. Так, например, в 2005 году театр осуществил грандиозный проект - "Пушкиниана". Ряд постановок по мотивам произведений А.С. Пушкина ( "Борис Годунов", "Дама пик", "Скупой рыцарь", "Пир во время чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Пиковая дама", "Евгений Онегин", вечер романсов на стихи А.С.Пушкина, концертный вариант "Алеко").

[править] Балет Евгения Панфилова

Panf14.jpg

Окончил Пермский Институт культуры, позднее — ГИТИС. В 1987 году создает в Перми частный театр «Балет Евгения Панфилова». Поставил здесь 49 балетов и 70 балетных миниатюр («Бег», «Мистраль», «Мужчина в черном, женщина в зеленом», «Остров мертвых», «Фантазии в черном», «Дуэты цвета туманов», «Колыбельная для мужчины» и др.).

Лауреат премий Всемирного фестиваля (Рабат, Марокко), премии Владимира Васильева (Международный конкурс «Арабеск-92», Пермь), премии Мориса Бежара (Международный конкурс «Арабеск-94», Пермь), Международного конкурса "Prix Volinine" (Париж, Франция), премии жюри прессы (Международный конкурс «Арабеск-98», Пермь).


В 2000 году частный театр удостоился нового статуса: Государственное областное учреждение культуры «Театр «Балет Евгения Панфилова». Имя хореографа закреплено в названии государственного театра в знак исключительных заслуг и достижений в области развития современной хореографии России. Панфилов являлся не только хореографом, но и режиссером всех своих спектаклей, создал эскизы костюмов, неизменно ошеломлял публику эксцентрическими сценографическими изобретениями.

Театр «Балет Евгения Панфилова» был удостоен чести представлять Пермь на Национальном театральном Фестивале и Премии «Золотая Маска» 9 раз. Это балеты: «8 русских песен», «Ромео и Джульетта», «БлокАда» и многие другие. Первый раз «Золотую Маску» получил наш уже прославленный, непрофессиональный в смысле хореографической подготовки «Балет Толстых» за спектакль «Бабы. Год 1945» 17 апреля 2006 года на XII церемонии вручения Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Современный Танец» премия присуждена спектаклю театра «Клетка для попугаев». Одноактная хореографическая фантазия «Клетка для попугаев» на музыку Ж. Бизе — Р. Щедрина «Кармен — сюита» была впервые представлена публике в [1992 год]]у. Римейк-премьера состоялась 18 мая 2005 года на «Дягилевских сезонах». Автором л[ибретто, хореографом, режиссером, сценографом балета был Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев.

Великий Мастер создал в Перми и оставил для России не только свой уникальный театр, но и школу по-настоящему современной хореографии. Сейчас театр возглавляет Наталья Христофоровна Ленских, которая была приглашена на эту должность самим Евгением Панфиловым.

Театр давно перерос рамки провинциальной достопримечательности, много раз отстаивал славу Перми как культурной столицы Урала как в России, так и за рубежом. Уникальное художественное наследие Евгения Панфилова было и остается основным мерилом творческой деятельности театра. Спектакли Евгения Панфилова по-прежнему вызывают неизменный интерес публики далеко за пределами Пермской земли и России, что подтверждается ежегодными приглашениями на престижные всероссийские и международные фестивалях и достойными наградами.

Файл:61-7-5-1-.jpg Festival b-1-.jpg


[править] История театра оперы и балета

«Говорят, храмы нельзя строить на костях и на крови, - точно так же нельзя строить театр без любви». Пермский театр оперы и балета был основан в 1870 году. Его строительство связано с именем И. Любимова, семьей Дягилевых и другими многими представителями интеллигенции, служащих, рабочих, которые внесли долю денежных пожертвований в будущее здание театра.

Впервые жители города Перми увидели хорошую труппу и при том оперную зимой 1879/80 г. в ещё недостроенном каменном театре. Труппу содержал известный впоследствии антрепренер П.П. Медведев… В 1896 г. начинается целая эпоха в истории Пермского театра. Его берут под своё непосредственное попечение гласные городской думы, которые решают вести театральное дело за счёт города. Зрительный зал немало повидал за свою жизнь и немало впитал в себя. На его сцене выступали Н. Шевелев, Д. Южин, Е. Девос-Соболева, А. Круглов, А. Томская, Э. Боброва-Прейфер, А. Пасхалова, Ю. Кружевский

В 30 - 40-е годы театр прославился такими именами как Н. Измайловой, М. Шуйского, Е. Глаголева… В конце 40-х годов в Перми были организованы симфонические концерты оперного оркестра. 60-е годы называли «золотым периодом». На сцене звучали голоса В. Турчаниса, А. Сыроватко, Т. Дроздовой, К. Кудряшовой. В 1965 году Пермскому театру оперы и балета было присвоено имя П.И. Чайковского, а в 1969 – звание академического.

В 70-е годы прошел I фестиваль оперно-балетного творчества им. Чайковского, певцы театра завоевали множество побед на международных конкурсах.

В 80-е годы театр впервые подарил городу фестиваль оперно-балетного наследия С. Прокофьева и I Всероссийский конкурс молодых оперных певцов.

На сцене театра были поставлены такие произведения как: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. Чайковского, «Князь Игорь» А.Бородина, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Демон» А. Рубинштейна, «Вражья сила» А. Серова, «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Каменный гость» А. Даргомыжского и другие.

И по сей день Пермский академический театр оперы и балета им. Чайковского радует нас своими постановками. Удивляет нас современной интерпретацией. Завораживает игрой артистов.Вместимость зала:972 места

Параметры сцены: высота до колосников — 21м ширина — 16мглубина — 12м глубина трюма — 3м

  • Зеркало сцены:

высота — 8,5м ширина — 12м

  • Оркестровая яма:

4,5/13/2,3м 50 посадочных мест

Художественный руководитель: заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, лауреат Премии им. Ф.Волкова Правительства Российской Федерации Исаакян Георгий Георгиевич

Главный дирижёр: заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан Платонов Валерий Игнатьевич

Директор балетной труппы: лауреат международных конкурсов Ахмарова Наталья Галимзановна

Адрес: 614000 г. Пермь, ул. Коммунистическая, 25а

Касса: (342) 212 3087 Сайт

Сайт театра

E-mail:office@permopera.ru

Театр оперы и балета города Перми..jpeg

Letopisi есть статья Пермский театр оперы и балета


Безымянные файлы удалены

Персональные инструменты
Инструменты