Пермская государственная художественная галерея

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Прогуливаясь по Пермским улицам, мы часто обращаем внимание на старинные здания. Одно из таких старинных построек - Пермская государственная художественная галерея. ПГХГ4.jpg Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ) – один из крупных музеев в уральском регионе. Коллекции галереи насчитывают около 43.000 единиц хранения и включают произведения отечественного, западноевропейского искусства различных художественных школ, стилей и направлений XV-ХХ веков. Здесь живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство России и Европы. В галерее собраны коллекции античной керамики, искусства Древнего Египта, Тибетской бронзы, прикладного искусства Японии, Индии, Китая. Пермская художественная галерея была открыта в 1922 г. Ныне расположена в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, являющегося памятником архитектуры XIX века.Колокольня Спасо-Преображенского собора строилась восемь лет и только в 1831 г. на нее подняли старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. О многих событиях истории возвещали колокола Спасо-Преображенского собора. В советское время Пермский кафедральный собор постигла печальная участь российских церквей. Здание Спасо-Преодраженского собора поражает своей архитектурой, которая является поистине грандиозной и представляет собой огромную историческую ценность.Здание собора было заложено в 1798 году. Для строительства использовались кирпич и железо из разобранных построек Пыскорско - Ласьвинского монастыря, к тому времени пришедшего в упадок. Из этого же монастыря был привезен уникальный резной (из дерева) иконостас, выполненный крепостными мастерами в XVIII веке. В 1818 году закончилось строительство летней части собора, а годом позднее и зимней. Обе части собора были соединены между собой и составляли единое целое. На проект колокольни был объявлен конкурс. В нем принимали участие губернский архитектор П.Т. Васильев и известный зодчий Луиджи Руска. Из экономических соображений местные власти предпочли проект П.Т. Васильева. Но при возведении колокольни выявились дефекты проекта: в стенах первого яруса появились трещины. В результате проект колокольни пришлось переделывать. Окончательный вариант выполнил архитектор И.И. Свиязев. Отдельно стоящую 67 - метровую колокольню начали сооружать в 1818 году, строилась она 14 лет артелями каменщиков, состоящими из крепостных крестьян.В 1892 -1893 годах архитектор А. Б. Турчевич провел еще одну реконструкцию здания. С южной и северной сторон переходной галереи (между собором и локольней) делаются два придела и увенчиваются главками с луковичными завершениями. Расширение соборного храма было связано с быстро возросшим во второй половине XIX века городским населением. ПГХГ3.jpg В 1853 -1854 гг. губернским архитектором Г.П. Летучим был сделан проект реконструкции собора, который включал в себя следующие работы: отдельно стоящие колокольня и собор соединяются крытой наземной галереей; колокольня с южной стороны получает еще одну галерею, соединяющую ее с архиерейским домом. Эти изменения учитывали уже сложившуюся ранее планировочную структуру, при этом позволяли добиться большего единства архитектурных форм, приблизив ансамбль к стилю русского классицизма начала XIX века. В результате реконструкции собора Стефаньевский храм был увеличен. Претерпел изменения и ььь храмовый интерьер. Мраморный иконостас был \"поновлен и украшен золоченою резьбою, а своды и стены в приличных местах украшены живописными изображениями святых\". Колокольню соединили с собором и архиерейским домом (ныне краеведческий музей) крытыми галереями, у алтаря летней части собора были устроены два придела. Но реконструкция, намеченная по плану, не была доведена до конца: колокольня не получила дополнительного яруса, форма крыши летней части собора осталась без изменений.В 1895 году в северо-восточной части архитектурного комплекса были выстроены два двухэтажных дома для \"братствующих\". Они также входили в общий ансамбль кафедрального собора. Построенный в начале XIX века и лишь незначительно расширенный в 1853-1854 гг. к концу столетия он уже не отвечал своему назначению как главный городской собор. После того как были сделаны каменные пристройки к зимнему Стефаньевскому храму, полезная площадь его значительно увеличилась. Длина теплого придела составила 19 сажен, ширина в восточной части 6,5 сажен, в западной 11 сажен, высота 4,5 сажен. Во всю ширину западной стены храма были устроены хоры. Паперть, находящаяся ранее в переходной галерее, перенесена было под колокольню (длина 5 сажен, ширина 2,4 сажен). После произведенного в эти годы расширения собор стал пятипрестольным. \"В летнем храме во имя Преображения Господня, в зимнем - во имя св. Стефана Пермского. За правым клиросом - во имя Покрова пресвятая Богородицы. В пристрое к теплому храму находились два придела: с правой стороны - в честь собора св. Иоанна Предтечи ...; с левой - во имя святителя Димитрия Ростовского Чудотворца.\" ПГХГ2.jpg В новых приделах были установлены иконостасы, небольшие, двухъярусные, с одинаковым числом икон в каждом. Иконостасы были резаны из елового и липового деревьев и позолочены. \"В приделе во имя пророка и Предтечи Господня Иоанна иконостас из елового и липового дерева в два яруса, позолочен, украшен резьбою. В первом ярусе икон - шесть: ... Спасителя, Божьей матери и Господня Предтечи в сребропозлощенных ризах. Во втором ярусе икон шесть и меньшего размера - две. Все иконы писаны на дереве. На царских вратах икон деревянных - шесть. В приделе Святителя Димитрия иконостас такой же, как и предыдущий, и помещается в нем столько же икон и такого же размера...\" Иконостасы, очевидно, были выполнены в специальном иконостасном заведении г. Перми, открытом во второй половине XIX века Алексеем Николаевичем Мамаевым. Внутри северного и южного приделов стены и своды были выкрашены масляной краской. Больших сюжетных композиций, подобных росписи летнего Спасо-Преображенского собора, здесь не было. На сводах, колоннах и в простенках между окнами были даны изображения отдельных святых. Стены и свод Стефаниевского храма были \"украшены живописными изображениями разных событий из священной и церковной истории, святых угодников, а также орнаментами\". В июне 1899 года стены паперти расписываются сценами из жизни св. Стефана Пермского. В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича возвращается к начатой в 1892 году реконструкции собора. В эти годы были проведены следующие работы: увеличено левое крыло колокольни (помещение ризницы), по длине оно стало равно правой переходной галерее, ведущей в архиерейский дом. Оба крыла получили одинаковое одноэтажное оконное членение. Два крыльца, находящиеся с фасадной стороны архиерейского дома, были убраны, а вход перенесен в угловую часть. Последующие реконструкции здания касались только внутренней части самого помещения, которое приспосабливалось для музейного дела. В 1931 году, после передачи здания собора Пермской художественной галерее, архитектором Н.А. Шваревым был выполнен проект реконструкции интерьера. Базиликальный план собора позволил перейти к анфиладному решению пространства за счет установки продольных и поперечных (частично) перегородок. 9 мая 1946 года шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты во время праздничного салюта. В 1946 - 1947 гг. шпиль восстановили, но уменьшили в размерах. В 1957-1958 годах летняя часть собора получила трехэтажное деление (проект архитектора Д.Я. Рудника). В эти же годы в здании выполнены все виды внутреннего благоустройства. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску. С самого своего открытия галерея стала центром художественной жизни края. С 1925 г. здесь стали проходить выставки произведений современных художников Урала, прообраз будущих региональных уральских выставок. В 1929 г. был открыт первый в стране отдел современного искусства, положивший начало комплектованию произведений отечественного искусства XX века. ПГХГ1.jpg Художественная галерея в результате своей многогранной деятельности играет роль общественного института в системе культуры, который сохраняет, изучает, пропагандирует свои коллекции, активно содействует интеграции региональной художественной культуры в общенациональные и общеевропейские культурные процессы. Сегодня одно из основных направлений деятельности галереи — модернизация всех сфер музейной работы (учетно-хранительская, научно-просветительская, выставочная, образовательная, библиотечная деятельность, работа с посетителями) в связи с применением новых информационных технологий. С 1990-х гг. упрочились зарубежные связи галереи. В результате — выставки произведений современных европейских (английских, немецких) и американских художников, совместные научно-практические конференции. В 2000 г. Пермская художественная галерея принимала участие в выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере. Постоянно осуществляются обменные выставки с музеями Москвы, С.-Петербурга и др. городов России. В 1999 г. в ГМИИ им Пушкина (Москва) прошла выставка «Се человек», где вместе с немецкой культовой деревянной скульптурой была показана Пермская культовая деревянная скульптура. В октябре 2000 г. в Третьяковской галерее (Москва) прошла выставка представляющая собрания Пермской художественной галереи - «Сокровища Пермского края». Наряду с комплектованием и просветительской работой, в 1970-1990-е гг. в научно-просветительской деятельности галереи одно из основных мест занимают культурологические проекты, включающие выставки, арт-салоны, научно-практические конференции, просветительские программы, которые снискали широкую известность и привлекли ведущих специалистов и известных ученых не только Перми, но и других регионов России. Периодически издаются сборники докладов конференций, каталоги выставок и коллекций. Проект город-музей под открытым небом

Английская версия Perm state art gallery

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта