Пейперт, Сеймур

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Сеймур Пейперт - один из наиболее влиятельных фигур в современной педагогике в сфере использования технических, компьютерных и медийных средств. См. Конструкционизм

Цитата из Переворота в Сознании:

Школа самбы, хотя ее нельзя "экспортировать" в чуждую культуру, включает множество атрибутов, которыми должна и могла бы обладать среда обучения. Учение неотделимо от реальности. Школа самбы имеет свою цель, и учение в этой школе интегрировано с данной целью. В ней новички не отделены от опытных взрослых, и последние тоже учатся. Среда обучения Лого похожа на школу самбы в одних отношениях и отличается в других. Наиболее значительное сходство определяется тем фактом, что в среде обучения ЛОГО математика превращается в деятельность, в которую включены как новички, так и опытные взрослые. Эта деятельность столь изменчива и столь богата открытиями, что уже в первый день занятий программированием ученик способен сделать нечто новое и поразить учителя. Джон Дьюи тосковал по первобытным обществам, в которых ребенок становился охотником, участвуя в настоящей охоте, а не имитируя эту деятельность в игре. Учась в современных школах, ребенок не становится значимым участником, а выполняемые им примеры на сложение или другие арифметические действия даже не являются имитацией увлекающей и узнаваемой деятельности из взрослой жизни. Но написание программы для компьютерной графики или музыки, а также полет на воображаемом космическом корабле очень напоминают реальную деятельность взрослых, и даже таких взрослых, которые могли стать героями или послужить примером для честолюбивого ребенка. Среда обучения Лого похожа на школу самбы и по качеству отношений между людьми. Хотя в этой среде присутствуют учителя, но их вмешательство в учение ребенка более напоминает поведение опытных танцоров из школы самбы, чем действия обычных школьных учителей, ведущих урок в соответствии с планом и учебной программой. В среде обучения ЛОГО учитель станет отвечать на вопрос при условии, что его ответ поможет, а иногда он просто садится рядом с учеником и говорит: "Давай я покажу тебе кое-что". Но то, что он показывает, не продиктовано пунктами плана. Иногда учитель показывает нечто такое, что ученик может использовать сразу в своей программе, а иногда он показывает нечто, чему сам недавно научился и что, по его мнению, может понравиться ученику. И совсем не исключено, что учитель действует стихийно, как человек, оказавшийся в неструктурированной социальной ситуации и увлекшийся тем, что он делает. Среду обучения Лого делает похожей на школу самбы также и тот факт, что поток идей и даже само обучение не представляют собой улицу с односторонним движением. Среда Обучения задумана таким образом, чтобы сделать обучение математике и воспитание более богатыми и глубокими, чем в обычной современной школе. Дети создают программы, чтобы нарисовать, что им хочется, смешные картинки, например, чтобы получить какие-то звуковые эффекты, написать музыку или придумать компьютерную забаву. Они начинают взаимодействовать с математикой, потому что результат их математической деятельности принадлежит им и реальной жизни. Часть из этих забав представляет собой экспериментирование и преобразование развеянных на стенах класса рисунков с последующим преподнесением получившегося результата автору или авторам исходного рисунка. Хотя работа на компьютере обычно индивидуальна, вызывает у детей стремление к взаимодействию. Такие дети хотят заниматься вместе с другими детьми, поскольку они часто обсуждают друг с другом свои действия. И то, что они говорят друг другу, не ограничивается обсуждением получившихся результатов: среда ЛОГО задумана, чтобы облегчить разговор о процессе созидания, а не его результатах. Но, разрабатывая среду обучения Лого таким образом, чтобы структурированное мышление превращалось в плодотворное мышление, мы воспользовались когнитивным стилем, одним из аспектов которого является возможность сделать более доступным разговор о процессе мышления. В среде обучения ЛОГО особое значение придается отладке, которая работает в том же направлении. Ошибки учащихся становятся темой для разговора, в результате у детей развивается способность выделять и концентрировать внимание на тех языковых средствах, которыми пользуются, чтобы точнее выразить, в какого типа помощи они нуждаются.

Но, несмотря на отмеченное сходство, среда обучения ЛОГО — это не то же, что школы самбы. И различия эти фундаментальны. На поверхности они проявляются и том факте, что учителя — это профессионалы, призванные руководить, даже когда они стараются избегать этого. Учащиеся — это временная группа, редко сохраняющаяся настолько долго, чтобы отдаленные цели создания среды ЛОГО превратились в собственные цели детей. Но в конечном счете эти различия определяет то, как эти две реалии связаны с окружающей культурой. Школы самбы корнями уходят в народную культуру. Знания, осваиваемые в этих школах, неразрывно связаны с ней. Среда обучения ЛОГО — это искусственный оазис, в котором люди сталкиваются со знаниями (математическими и матетическими), но они отделены от основного потока окружающей культуры, а на самом деле в каком-то отношении противоположны ценностям, утверждаемым в такой культуре. Когда я спросил себя, может ли это измениться, то мне сразу пришло на ум, что поднятый мною вопрос по своей природе социален, поскольку школы самбы не изобретались исследователями, не субсидировались из соответствующих фондов и не возникли в результате решения правительства. Ничего подобного не происходило, а школы возникли. Это, очевидно, относится и к любым новым удачным формам учебных ассоциаций, которые могли бы возникнуть из матетической компьютерной культуры. Новые плодотворные социальные образования должны своими корнями уходить в культуру, а не возникать по предписанию чиновников. Таким образом, мы пришли к необходимости посмотреть на преподавателей с позиций антропологизма. Новаторы в образовании должны осознавать, что для успешного осуществления их предложений необходимо, чтобы эти предложения нашли отзвук в окружающей культуре, и в них следует использовать динамичные тенденции культуры в качестве посредников педагогического вмешательства.

Персональные инструменты
Инструменты