Нижегородский государственный художественный музей

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Музей
Нижегородский государственный художественный музей
Губернаторский дворец (1841, архитектор Шарлемань И.И.). С 1992 года здесь находится Нижегородский государственный художественный музей
Губернаторский дворец (1841, архитектор Шарлемань И.И.). С 1992 года здесь находится Нижегородский государственный художественный музей
Статус государственный
Страна Россия
Город Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
Дата основания 1894

Содержание

Официальное название

Нижегородский государственный художественный музей.

Расположение

Нижний Новгород, Кремль, корпус 3

История создания

Музей был основан в 1894 году по решению Городское Думы. Открытие музея состоялось 25 июня 1896 года. Первоначально он размещался в Дмитриевской башне кремля. Основу музейных фондов составили дары Петербургской академии художеств, нижегородских художников и коллекционеров. После Октябрьской революции 1917 года музейное собрание пополнилось национализированными коллекциями Шереметевых, Абамелек-Лазаревых, Орловых-Давыдовых.

В 1924 году художественный музей переехал в Дом Д. В. Сироткина на Верхне-Волжской набережной. В 1972 году к зданию пристроили павильон для размещения картины К.Е. Маковского "Воззвание Минина". Фонды музея постоянно пополнялись, в залах можно было выставить только десятую часть собрания. Поэтому в 1992 году музею передали бывший губернаторский дворец в Кремле.

В фондах музея более 12 тысяч экспонатов.

Экскурсия по залам музея

В 30 залах музея выставлено около 700 произведений искусства.

  • 1-6 залы. Древнерусское искусство 14 - начала 18 вв.

Посетители могут увидеть иконы, плащаницы, книги, церковную утварь. Наибольшей художественной ценностью отличаются экспонируемые иконы: "Никола Зарайский с житиём в 16 клеймах" (16 в.), "Никола Зарайский с князьями Борисом и Глебом" (1-я половина 16 в.), "Чудо Дмитрия Солунского с житием в 14 клеймах" (1-я половина 16 в.), "Богоматери Владимирская" (конец 15 - начало 16 в.), "Снятие с креста" (оборотная сторона двухсторонней выносной иконы. На лицевой стороне - "Богоматерь Одигитрия" конец 15 - начало 16 в.), "Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак" (конец 16 - начало 17 в.), "Преображение" (16 в.), "Чудо Георгия о змие" (рубеж 16-17 в.), "Дмитрий-царевич со сценами убиения и оплакивания в Угличе и перенесения тела в Москву" (конец 17 в.).

  • 7-8 залы. Русское искусство 18 века.
  • 9-10 залы. Русское искусство 1-й половины 19 века.
  • 11-14 залы. Русское искусство 2-й половины 19 века.
  • 15-22 залы. Русское искусство рубеже 19-20 века.

В 20 зале экспонируются произведения Рериха Н.К. В 22 зале размещены картины Кустодиева Б.М.

  • 23-24 залы. Западноевропейское искусство 15-19 вв.
  • 25-30 залы. Временные выставки.


Наиболее ценные экспонаты музея

  • Единственное в творчестве Брюлова К. П. произведение на русскую национальную тему "Гадающая Светлана" (1836).
  • Полотно "Русская Венера" (1925-1926), написанное Кустодиевым Б. М.
  • Шесть картин из серии "Майтрейя" (1925-1927) Рериха Н. К.

Галерея

Б. М. Кустодиев. Купец-сундучник
Б. М. Кустодиев. Купчиха за чаем
Экспозиция Зала Н. К. Рериха

Литература

  • Знакомьтесь, город Горький.- Горький:Волго-Вятское кн. изд-во. 1989.
  • Нижний Новгород: 785 вопросов и ответов.- Н. Новгород: Кварц, 2007.
  • Шарун Н. И. По залам художественного музея.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во. 1985.
Персональные инструменты
Инструменты