Красные Пруды, деревня (Ветлужский район, Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Введение «Здесь у стен с просевшими углами Давним запустением дыша, Вас былое озарит, ка…»)
 
Строка 78: Строка 78:
 
9. Воспоминания Щеглова С.Б., Венецкого Г.И., Бусыгина Н.И., Бусыгина Н.Н., Герасимовой Н.Н., Горевой С. В., Виноградовой Г.А.
 
9. Воспоминания Щеглова С.Б., Венецкого Г.И., Бусыгина Н.И., Бусыгина Н.Н., Герасимовой Н.Н., Горевой С. В., Виноградовой Г.А.
 
10. Семейный архив.
 
10. Семейный архив.
 +
 +
[[Категория: Деревня]] [[Категория: Нижегородская область]]

Версия 22:27, 21 декабря 2013

Введение «Здесь у стен с просевшими углами Давним запустением дыша, Вас былое озарит, как пламя, Повернется к памяти душа…» В. Смирнов В нашем Новопокровском школьном музее собран богатый материал по топонимике родного края, есть макет карты исчезнувших деревень. Я посчитала, на территории нашей Проновской сельской администрации было раньше 112 населенных пунктов, а сейчас осталось всего десять. Куда они делись? Почему исчезли? Какую роль они сыграли в истории нашей страны? Куда делись люди из этих деревень? Наша семья три года работала над составлением родословного древа. Мой старший брат Михаил защищал эту работу на областном конкурсе «Моя семья в истории страны», где занял первое место. Я с большим интересом изучила его работу. Из нее я узнала, что мой папа, дед, прадед и прапрадед жили в деревне Красные Пруды. Мой прапрадед был одним из основателей деревни и название деревни Красные Пруды связано с ним. Именно поэтому для своего исследования, для поиска ответов на свои вопросы, я выбрала деревню Красные Пруды Ветлужского района Нижегородской области. Мне предстоит непростое дело – проследить отражение событий истории России на судьбе деревни, выяснить причину ее исчезновения. Проследив параллель исторических событий происходящих в стране с судьбами жителей деревни, я лучше узнаю землю, на которой живу. Эта работа расширит мой кругозор, обогатит память новыми интересными фактами и событиями. Целью моей работы явилось изучение истории деревни Красные Пруды, попытка разобраться в причинах ее исчезновения.

Задачи : 1. Изучение семейного архива, воспоминаний жителей д. Красные Пруды.

2. Поиск материалов в Новопокровском школьном музее, краеведческом музее с. Новопокровского, в МКУК Ветлужский государственный краеведческий  музей.

3. Анализ собранного материала. Актуальность данной работы заключается для меня в необходимости изучить историю возникновения и исчезновения деревни, в которой жили мои предки по линии отца. Объект исследования – это документальные материалы семейного архива и музейные материалы. Предмет исследования – д. Красные Пруды Ветлужского района Нижегородской области. История возникновения деревни Красные Пруды Деревня Красные Пруды возникла в конце 19 века. Из рассказа ученого секретаря МКУК Ветлужский государственный краеведческий музей Щегловой А.Н. мы узнали, что Бердников Иван Лукьянович, крестьянин из Яранска, купил здешние земли, стал заниматься переработкой леса, т.к. в это время здесь были вековые непроходимые леса. Коренного населения практически не было, лишь беглые укрывались в лесах от закона. Для заготовки древесины нужны были рабочие руки, началось заселение края. Из списка населенных мест Костромской губернии, предоставленного нам Щегловой А.Н.(приложение 1), мы узнали, что Красные Пруды, починок, положение: река Вол, 113 верст до уездного города, по переписи населения 1907г 11 дворов, 75 душ обоего пола, наличное население по переписи населения 1897г - 8 мужчин, 13 женщин, преобладающий промысел, кроме земледелия по данным оценочно-статистического отделения губернского земства – лесной. Первые жители приехали по предложению владельца Бердникова И.Л., который занимался лесом, с Вятки. Сначала поселились в лесу, в баньках, позже построили рубленые дома. Для того, чтобы дать название вновь образовавшейся деревне, нужно было обратиться в губернскую управу. Тогда жители деревни выбрали человека, этим человеком оказался мой прапрадед Бусыгин Карпей, который отправился в Кострому. Вернулся он с представителем власти, который обошел всю деревню. Он узнал, что, начиная с весны, жители мочат мочало в речке. Из-за этого вода в ней становиться красной. Тогда было принято решение: назвать деревню Красные Пруды. Занятия жителей д. Красные Пруды Жители занимались сельским хозяйством: разрабатывали лес, распахивали поля, на речке мочили мочало и выращивали скот. Липы, дающей кору для мочала , росло здесь довольно много. В конце мая, начале июня крестьяне отправлялись в лес для добывания лыка и мочала. Весной, когда начинается движение сока у деревьев, кора легко снимается. Дерево срубали, на нем топором делали кольцевые надрезы, расстояние между которыми определяло длину мочала. Потом надрезали вдоль ствола и сдирали кору сочилом. Тонкие липки шли для заготовки лыка. Снятый луб старались поскорее довезти до мочища , для которых запружали лесные речки или копали ямы, мочили от 6 недель до 3 месяцев. За это время луб отделялся от коры. В октябре вынимали, раздирали на длинные ленты и развешивали сушиться. Из высушенного лыка плели лапти, из мочала ткали рогожи. Мы нашли фотографию жительницы д. Красные Пруды Исаковой А.Ф., где она в лаптях. Фото 1960 г. В это время лапти уже не носили как обувь, но на сенокос многие обувались в лапти. Считали лапти удобной и легкой обувью, в которой нога «дышит»(приложение 6). Для пары лаптей надо ободрать 3-4 липы. Заготавливали еще корье - ивовую кору, сушили ее и сдавали государству. Семья Гусевых в д. Красные Пруды занималась производством дегтя. В сарае у них было четыре печи. В них вмазаны железные ящики, куда помещалась сжатая прессом стопа бересты. Бересту приносили им жители окрестных деревень за деньги, а они потом возили деготь продавать на базар. Пресс состоял из бруса, вращающегося вокруг горизонтальной оси, укрепленной на двух деревянных стойках. Укладывали бересту в стопу в два раза выше ящика, прижимали брусом, обвязывали веревками с помощью тонких палок и вдвигали в ящик. (приложение 7) Затем палки и веревки убирали, ящик закрывали и начинали печь топить. Бересту для дегтя собирали с мая по июль, затем сушили на солнце. Деготь использовали для смазки телег. Березовый деготь Гусевых сохранился у людей до сих пор. Его используют для лечения ангины. Дед рассказывал, что когда-то в деревне еще гнали смолу. Но этот процесс он точно не знает. Осенью, когда крестьяне заканчивали уборку урожая, собиралась группа краснопрудских мужиков и подряжалась на лесозаготовки к владельцу местных лесов Бердникову. Они строили в лесу землянку, жили там всю зиму. Питание было плохое, одежда плохая. Но другого занятия зимой у мужиков не было. Заготовленный лес вывозили до ст. Урень на лошадях. Весной перевозив заготовленный лес в Урень, артель возвращалась в деревню. Все приходили домой больными, измотанными тяжелым трудом и нечеловеческими условиями жизни(приложение8). А дома снова ждала работа, нужно было пахать и сеять хлеб, ведь все хозяйство в то время было натуральным, необходимые для жизни еду, одежду, обувь в деревне делали сами. Так жили в деревне Красные Пруды до революции(приложение9). Советская власть в этих краях установилась в 20-е годы 20 века именно в деревне Красные Пруды, первый сельсовет был здесь и назывался Краснопрудским. Название сельсовета связано с названием д. Красные Пруды еще и потому, что красный цвет был символом советской власти. К власти пришли «красные». Для них название Красные Пруды было очень символичным. Краснопрудский сельсовет существовал до объединения с Проновским сельсоветом. Это было связано с сильным уменьшением численности населения в 70-е годы. Зажиточные крестьяне деревни Красные Пруды были раскулачены и отправлены в ссылку на Дальний Восток, среди них была семья Герасимовых. Дом, хозяйственные помещения, скот, вспоминает Герасимова Н, правнучка раскулаченных, были переданы в колхоз им. Калинина. Прадед был трудолюбивый человек, за счет этого выжил и вернулся в родные края. Из исторической справки Проновского сельсовета мы узнали, что в довоенные годы деревня Красные Пруды была центром колхоза им. Калинина. В 50-е годы этот колхоз вошел в состав колхоза «Ильич» с центром в д. Медведовское. В этом составе д. Красные Пруды вошла в колхоз им. ХХI партсъезда в 1974 году. Расцвет деревни приходился на 60-е годы 20 века. В это время в деревне проживало около 150 человек. В деревне была начальная школа, клуб, магазин, ферма, телятник, склады(приложение 10,11). Меня очень удивило, что на карте землеустройства 1976 г. деревня обозначена как Красные пруды (приложение 2), а на карте лесоустройства эта же деревня обозначена Капрановское (приложение3) . Для прояснения точности названия я обратилась к папе, В его паспорте место рождения обозначено как Красные Пруды. А в народе деревню все называли Капрановское. По словам Бусыгина Н.Н., который родился и вырос в д. Красные Пруды, в народе деревня всегда называлась Капрановское. Первые жители, прибывшие с Вятки в начале остановились в существовавшей тогда д. Капраниха, рядом с фабрикой лесопромышленника Бердникова. Но в деревне для всех не хватило земли, да и не очень понравилась земля вновь прибывшим людям. Они купили землю в лесу, стали строить дома, получили от власти официальное название деревне Красные Пруды, а в народе их называли капрановскими. Так и прицепилось название к деревне Капрановское. С переименованием деревни никто связываться не хотел, это стоило денег, да и в документах путаница возникла бы. Машинист паровоза узкоколейки Щеглов Сергей Борисович, проработавший 17 лет, останавливающийся в день много раз у деревни не знает, что эта деревня официально называлась Красные Пруды. Этот факт показывает, что народные решения ближе к жизни. Это яркий пример народной демократии. Из рассказа Щеглова С.Б. «Во время существования Калининского леспромхоза с 1950 по 1975 г здесь шла большая выработка леса, в год заготавливали и вывозили 376000 кубометров древесины. Через деревню Капрановское (Красные Пруды) проходила узкоколейная железная дорога. Паровозы ходили круглые сутки, возили лес, рабочих. На паровозике жители деревень ездили в р.п. им. Калинина, где была больница, множество магазинов, рестораны, КБО, все, что нужно для жизни. Это поселок городского типа. Дети на паровозе ездили в Калининскую среднюю школу. Это была дорога жизни для всех деревень той местности. В 1975 году план лесозаготовок был снижен. Содержание узкоколейной железной дороги стало не выгодным, ведь там был огромный штат работников (начальник дороги, диспетчера, машинисты, обслуживающий персонал). Вместо узкоколейки построили зимник - дорогу, которая использовалась только в зимнее время, лес стали возить на лесовозных машинах. Длина основной магистрали УЖД была 50км, еще 75 км веток, ответвлений и усов, уходящих в лес в делянки, где шла заготовка древесины. Дорога соединяла р.п. им Калинина и п. Борок на реке Ветлуге. Деловую древесину возили на сплав к реке, баланс возили на картонную фабрику в р.п. им. Калинина. Жители д. Красные Пруды работали в лесу на лесозаготовках, посылали их сплавлять лес по веснам. (приложение 12) Сплава все очень боялись. Сплав осуществляли с помощью плотов, на плотах было страшно плыть, холодно. На сплав посылали молодых парней и девушек. Каждый сплав были погибшие…». В 1974 году колхоз «Ильич», в который входила д. Красные Пруды был присоединен, как отсталый к колхозу им. 21 партсъезда. Отдаленность от центральной усадьбы приводила к еще большей разрухе. Люди стремились уехать из деревни, ведь школы не было, не было и работы. Ферму закрыли в 1979 году, телятник в 1981г. Коровы были холмогорской породы, их перегнали на другие фермы в д. Бердничата, Каркалово, Новопокровское, Прониха. Молоко с фермы после закрытия узкоколейки возили на тракторах во флягах. Дорога была такая, что тракторная телега иногда переворачивалась. На этой же телеге ехали жители по своим делам, а дети в школу.

В похозяйственной книге, которая храниться в Проновском сельсовете за 1981-1999 г деревни мы нашли следующие данные: в 1981 году в деревне было 6 жилых домов, в 1995 был один дом моего деда Бусыгина Михаила Ивановича. Мои предки пришли на эту землю первыми и последними ушли с нее. Деревня существовала до 1999 года. 

На схеме деревни(приложение 4) можно увидеть, что деревня была вся огорожена. Были въездные ворота, которые все закрывали. По деревне была узкая дорога, лужайки около домов никто не портил, они охранялись хозяевами дома. Лишних кустов в деревне не было. Каждое дерево, каждый предмет в деревне имели свое предназначение. Как жили люди в деревне Красные Пруды Из книги «Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии» известно, что в основном приход сельскохозяйственный, некоторые жители в зимнее время занимаются отхожими промыслами, т.е. уезжают на заработки в другие места. В сообщении с приходскими поселениями бывают затруднения весной и осенью вследствие неустройства дорог, проложенных по болотистым лесным просекам. Из воспоминаний Венецкого Геннадия Ивановича 1937 г.р., «Никола – престольный праздник в деревнях Краснопрудского сельсовета, праздновали зимнего Николу и летнего. В этот день гулял и стар и мал, все собирались на площади у сельсовета, плясали под гармонь (приложение 13). Издавна земляки занимались хлебопашеством, выращивали рожь, овес, лен. Особенно хорошо росли льны и клевера. Мужчины в большинстве были хорошими охотниками, держали хороших охотничьих собак. Дети (приложение14) любили ловить в речках усачей и щурят, которых было очень много. Ловили решетом, петлей из проволоки и кололи вилкой привязанной к палке. Это говорит о хорошей экологической обстановке, речки все были проточные, чистые, а сейчас заилели, захламлены. Жил в деревне пчеловод Гаря Селезнев, он специально поджигал леса, чтобы рос иван-чай для хорошего медосбора. В лесу было полно ягод: малины, черники, брусники, земляники. Все росло рядом с деревней(приложение 150. Помню, однажды в праздник наблюдал небесное явление: по небу пролетел горящий скелет рыбы. Видели его все, переговаривались, что это дьявол летает к своей подружке, которая жила в школе. Жили трудно, голодно, но люди старались поддержать друг друга. Помню, один старичок охотник убил лося. Это был праздник для всей деревни, он наделил мясом каждого жителя деревни и мне принес большой кусок мяса. Больше недели мы ели щи с мясом. Недалеко от деревни был кедровый сад. Сейчас это особо охраняемая природная территория. Кедровник был посажен Флоренским Григорием Александровичем в 1900г. Саженцы ему прислал известный селекционер Мичурин. Кроме кедров рядами были посажены яблони и орешник. В саду росла клубника. Это был для нас ребятишек по-настоящему диковинный сад, клубнику я там попробовал впервые. Рядом с деревней было место, которое называли Атаманово Полько. Говорят, что здесь в глухих лесах орудовал атаман со своей бандой. Здесь растет огромный дуб. В народе говорят, что здесь атаман спрятал награбленное добро. Клад находится на ружейном выстреле от дуба. Желающих отыскать этот клад было много, ищут и сейчас. Одним из промыслов жителей деревни в старые времена было производство дегтя. Жители драли бересту и приносили ее к предпринимателю, который возил деготь в г. Макарьев и оттуда привозил товар, продукты.» Великая Отечественная война в судьбе д. Красные Пруды Когда началась Великая Отечественная война, жители д. Красные Пруды, как и вся страна, встали на защиту Родины. Из каждого дома уходили взрослые мужчины и совсем юные сыновья. В списках погибших по Проновскому сельсовету, который хранится в Новопокровском школьном музея, я нашла фамилии жителей д. Красные Пруды:

1. Гусев Петр Васильевич 2. Герасимов Геннадий Александрович 3. Герасимов Иван Гаврилович 4. Дудин Николай Михайлович 5. Зеленцов Владимир Васильевич 6. Исаков Иван Ильич 7. Исаков Григорий Ильич 8. Крупин Егор Григорьевич 9. Колеватов Павел Иванович 10. Смертин Иван Александрович 11. Сенников Валентин Прохорович 12. Шабалин Семен Павлович 13. Юденцев Аркадий Фролович Мой прадед Иван тоже воевал , он вернулся с войны.

Заключение Я много узнала о деревне Красные Пруды: когда она появилась, когда исчезла. Я с большим восторгом слушала рассказы о железной дороге! Зачем ее убрали? Ведь одна из главных проблем русской глубинки это дороги. Закрытие узкоколейной железной дороги является главной причиной исчезновения деревни Красные Пруды и всех окрестных деревень тоже. В настоящее время на территории Краснопрудского сельсовета нет ни одной жилой деревни! Закрытие узкоколейки связано с изменением планов государства по лесозаготовкам, но ведь лес в этих местах заготавливали всегда и сейчас заготавливают. Было бы правильнее сохранить эту узкоколейную дорогу для людей. Железная дорога в наших глухих лесах – это настоящее чудо, это сказка! Прошло уже четырнадцать лет, как исчезла д. Красные Пруды, Что я могу сделать? Я могу сохранить память о деревне Красные Пруды, которая исчезла. Для этого я размещу собранные материалы в интернет-проект «Памяти исчезнувших деревень», который запущен в 2010 году по инициативе нашей Новопокровской школы на портале letopisi.ru. Жителям деревни Красные Пруды, которые разъехались в разные уголки России и даже за ее границу, будет приятно прочитать материалы о своей Родине, я думаю, что кто-нибудь обязательно захочет дополнить мою работу. Моя работа будет храниться в Новопокровском школьном музее. Копии работы я подарю всем, кто помогал мне собирать материал о деревне. Деревня Красные Пруды будет жить в памяти людей. «Куда бы не заброшен был судьбой, Будь даже там, где жизнь милее рая, Дым деревенский, дым родного края Всегда гоняться будет за тобой». Виктор Смирнов

Источники информации: 1. Смирнов В. Родина моя – Ветлуга. Г. Ветлуга. 2007г 2. Толстой Н. Заволжские очерки. Книги Нижний Новгород, 2013г. 3. Карта землеустройства колхоза им. XXI партсъезда 1976г. 4. Карта лесоустройства Калининского леспромхоза 1975г 5. Историческая справка Проновского сельсовета о д. Красные Пруды. 6. Материалы первой переписи населения Костромской губернии Варнавинского уезда Туранской волости. 7. Похозяйственные книги Проновского сельсовета. 8. Списки погибших в Великой Отечественной войне по Проновскому сельсовету. 9. Воспоминания Щеглова С.Б., Венецкого Г.И., Бусыгина Н.И., Бусыгина Н.Н., Герасимовой Н.Н., Горевой С. В., Виноградовой Г.А. 10. Семейный архив.

Персональные инструменты
Инструменты