Конкурсный учебный проект Проявленная ценность

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 12:08, 13 мая 2013; Громова Светлана (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Автор проекта

Кукоарэ Дмитрий

Руководители проекта:

Громова Светлана Федоровна - заместитель диретора по УВР СОШ№1, учитель информатики

Гусева Елена Васильевна - учитель истории

Тема проекта

«Люди нашего города»

Творческое название проекта: «Проявленная ценность» или повествование о том, как неожиданный интерес помогает приблизиться к секретам творчества


Категория проекта: Творческий


Сверхзадача (основополагающий вопрос): Почему чем больше отдаешь, тем больше получаешь?


Проблемно-тематические вопросы:

1. Есть ли место театру в школе?

2. Что вдохновляет людей на творческий поиск?

3. В чем секрет успеха школьного «Театра книги»?


«Не верю!» (по Станиславскому) (гипотеза): «Сумрак невежества и коварства не в силах затмить и помрачить свет доблести и благородства» (Сервантес)


Цель: Познакомить жителей Сургута с уникальным детским творческим коллективом «Театр книги» МОУ СОШ №1


Задачи:

1. Изучить историю возникновения школьного театра.

2. Познакомиться со всеми работами творческого коллектива.

2.1.Исследовать материалы школьного музея, периодической печати, личного архива театра.

2.2.Взять интервью у режиссера и артистов театра разных лет.

3. Оформить отобранные материалы.


Действующие лица и исполнители:

1. Герасимович Людмила Вячеславовна – режиссер школьного «Театра книги».

2. Громова Светлана Федоровна – Мери Поппинс("Мери Поппинс"), руководитель проекта, учитель информатики.

3. Гусева Елена Васильевна – миссис Бэнкс("Мери Поппинс"), руководитель проекта, учитель истории.

4. Ломакин Денис – директор театра, Блюм, директор цирка («Веселые приключения Пэппи), Иван («Песнь о свободе»), Карбонель («Ведьма на каникулах»).

5. Алексеева Татьяна - Люси («Мещанин во дворянстве»), графиня Аврора, Клепа, доктор («Веселые приключения Пэппи), госпожа Мармазет («Ведьма на каникулах»).

6. Уткина Юлия – Пэппи («Веселые приключения Пэппи), Золушка («А жизнь – это не бал»), Марта («Ведьма на каникулах»), тетя Полли («Поллианна») и др.

7. Старикова Алина – Фрекен («Веселые приключения Пэппи), Люси («А жизнь – это не бал») и др.

8. Касьян Павел – Мим («Если верить»), Ученик Феи («А жизнь – это не бал»), Глеб («Единственная»), доктор Чилтон («Поллианна»).

9. Жаворонко Диана – миссис Сноу («Поллианна»), Мим («Если верить»).

10. Ершова Ольга - Мим («Если верить»), Нэнси («Поллианна»), зеленый мышонок («Пластилин»).

11. Шайдуллина Эльмира – фиолетовый мышонок («Пластилин»), Оскар («Оскар и Розовая Дама»).

12. Артисты – настоящие и бывшие ученики средней школы №1.


Действия (этапы проекта):

"Случай всегда сам найдет тебя. Надо просто точно знать место и время".

(из разговора с Громовой С.Ф.)

Действие первое «Завязка», в котором у автора возникает неожиданный интерес к явлениям достаточно скучным и прозаичным, на первый взгляд.


"В пыли прошлого всегда найдешь черты настоящего. Надо просто точно знать, где и что искать".

(из разговора с Гусевой Е.В..)

Действие второе «Развитие», в котором автор много читает, смотрит старые фотографии и спектакли.


"Эдисон не прав! Поговорив с умными людьми, становишься не вдвое, а втрое умнее. Надо просто точно знать с кем и о чем разговаривать".

(после разговора с Герасимович Л.В.)

Действие третье «Кульминация», в котором автор встречается с большим количеством людей, странных и одержимых, на первый взгляд.


"Жизнь может быть удивительной и интересной. Надо просто точно знать куда и с кем идти"

(из разговора с самим собой)

Действие четвертое «Заключение», в котором автор близко подходит к открытию секрета творческого успеха и строит прогноз на будущее.



Реквизит (использованные методы):

Теоретические: поиск, анализ и синтез информации, моделирование.

Практические: опрос, интервью.


Мне, человеку очень далекому от искусства захотелось, чтобы читатели тоже почувствовали волшебную атмосферу театра, вдохнули волнующий запах кулис, услышали замечательную музыку. Тише! В зале гаснет свет. Действие начинается…..


                                                    Самое главное то, 
                                                 что не увидишь глазами.... 
                                                                    Экзюпери



Который раз убеждаюсь в простой истине: чем больше ты даёшь людям, тем больше получаешь в ответ. История изобилует такими примерами. Но это в истории, там всё понятно. А когда встречаешься с людьми, про которых говорят – «люди со щедрой душой» и далекая история становится близкой и понятной.

Однажды, когда я читал сказку Экзюпери «Маленький принц», то глаз зацепился за строки, которые тогда я не совсем понял: «Одни дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут»... Зачем автор акцентирует на этом внимание? Теперь то, мне стало ясно, и во многом, благодаря школьному «Театру книги». Как странно, этот коллектив существует уже почти 20 лет в нашей школе, а я о нём почти ничего не знал. Да так вряд ли бы узнал, если бы не афиша...

А все началось тоскливым дождливым вечером... Я стоял у афишной тумбы и ждал маму. От скуки стал разглядывать обрывки старых афиш. И в сохранившемся уголке прочитал знакомые буквы МОУ СОШ № 1. Да это же наша школа! Это была реклама спектакля «Поллианна». Неужели его смотрели не только учащиеся нашей школы? А я так и не посмотрел... Слышал только, что очень здорово играли ребята. Вот бы увидеть...

Желание оказалось таким сильным, что через день я уже входил в студию, где разместился театр. Режиссер театра – женщина, с
Герасимович Людмила Вячеславовна - режиссер школьного "Театра книги"
удивительно искрящимися глазами, Герасимович Людмила Вячеславовна показала мне этот спектакль на кассете. Это была история девочки, которая играет в радость. Всегда и во всех ситуациях. Постепенно, все жители маленького английского городка будут включены в эту игру. И тогда произойдут чудесные превращения. Поправится прикованная к инвалидному креслу миссис Сноу, поверит в любовь суровая и чопорная тётя Поллианны, все жители города научатся дарить радость. После просмотра осталось светлое и радостное чувство. И мне захотелось продолжить знакомство с этими людьми, которые делают совершенной необычной нашу (что уж скрывать, порой очень непростую) школьную жизнь.

Необычна и сама история школьного театра... 1989 год – время рождения театра. А место рождения – самая обычная школьная библиотека. Создатель, идейный вдохновитель, режиссер - Герасимович Людмила Вячеславовна. На первый взгляд может показаться странным название творческого коллектива «Театр книги», но если вдуматься, то ничего странного, потому что основой любой постановки всегда является литературное произведение. А для этого объединения характерно ещё и трепетное отношение к литературному источнику. Так что, всё оправдано.

Первые постановки – «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя, «Мещанин во дворянстве» по пьесе Ж.Б.Мольера. Первые победы (за спектакль «Мещанин во дворянстве» коллектив получил диплом на областном фестивале детских и юношеских театров в г.Тюмени и стал лауреатом городского фестиваля для детей и юношества «Весна театральная - 94»
"Мещанин во дворянстве". Действующие лица
заставили всерьёз задуматься о профессиональной режиссерской подготовке. В 1994 году Людмила Вячеславовна поступает в Российский институт культуры и искусства в Москве. Спектакль «Весёлые приключения Пеппи и её друзей», который стал дипломной работой Людмилы Вячеславовны, сразу стал очень известным. На городском фестивале «Весна театральная – 95» жюри единогласно присудило театру звание Лауреата и главный приз фестиваля. В этом спектакле всё было уникально и оригинально. Сценическое действие создавалось с помощью самых обычных предметов: стул, обруч, чемодан
Файл:1 2.jpg
В цирке «верхом на скакунах»
(да и где взяться в школе театральному реквизиту?). При помощи гимнастического обруча игровая площадка превращалась в хозяйственный магазин или аптеку. Несколько стульев – и мы (зрители) уже в цирке. Театральная сцена постепенно перемещается в зрительный зал. Непосредственное общение актёров с аудиторией, игровой выход в зрительный зал создавали возможность любому школьнику, в любую минуту стать участником спектакля. По словам режиссера, актёров тогда не хватало, и большинство участников пьесы исполняли в ней по несколько ролей, создавая новые, порой контрастные образы. Как я потом узнал, эта увлечённость стала такой сильной, что в следующей постановке играли не только учащиеся, но и учителя нашей школы. Когда я рассматривал фотографии, то был сильно удивлён. В постановке «Мэри Поппинс, до свидания» играла завуч нашей школы Громова Светлана Фёдоровна
Гусева Елена Васильевна и Князев Николай Борисович в спектакле "Мери Поппинс"
( она была там самой
Строгая учительница в роли доброй волшебницы
Мэри Поппинс), и ещё мой классный руководитель и учитель истории Гусева Елена Васильевна, а так же учитель информатики Князев Николай Борисович. В школе они такие строгие, иногда даже неприступные, а там поют, танцуют, смеются... Я очень хотел бы сегодня посмотреть этот спектакль, но, к сожалению, от него не осталось никаких записей, только фотографии. А на фестивале «Весна театральная – 96» коллектив вновь получил звание лауреата, жюри отметило особые отношения партнёрства, которые сложились на сцене между взрослыми и детьми, занятыми в этом спектакле. Я думаю это благодаря именно той увлечённости, которая возникла в коллективе. Это сразу замечаешь, когда на фотографиях рассматриваешь лица детей, которые вместе отмечают дни рождения, празднуют победы в конкурсах, устраивают капустники. Лица такие светлые, открытые, добрые, но, к сожалению, я их совсем не помню, они уже давно закончили школу. Интересно, как сложились их судьбы?

Я решил расспросить об этом саму Людмилу Вячеславовну.

«Школьников-актеров было тогда не много, 14-15 человек
Они были первыми
, но это был настоящий сильный коллектив, где совершенно отсутствовал мой довлеющий режиссерский диктат. Да это и не нужно. Потому что не нужно заставлять что-то делать, к чему-то принуждать. Все занятия проходили на одном дыхании, осознанно. Мы учились понимать специфику художественного отражения, характер творческого труда, роль искусства, его теснейшую связь с жизнью. Мы учились глубокому восприятию художественного произведения, проникновению в его сокровенный смысл, это было необходимо для воплощения идей и образов произведения.

Для развития чувства ритма словесного и физического действия у нас была разработана специальная программа занятий по хореографии. В первые годы существования коллектива её успешно воплощал один из студийцев – Денис Ломакин. Им же были поставлены и все танцы к самым первым спектаклям. «За смелость пластического воплощения замысла» - так в грамоте организационный комитет фестиваля «Весна театральная – 97» отметил его работу в спектакле «Ведьма на каникулах». Тогда он был учеником 10 класса. Если определить его профессиональное кредо, то это будет звучать, может быть, банально, но зато точно «Гореть самому – зажечь других». Заразил всех. На его репетиции ходили даже учителя. Старались, выписывали ножками "па", краснели, получая замечания от своего ученика, репетировали дома, только бы завтра всё прошло без помарок, только бы «учитель» остался доволен. Уже окончив школу и поступив в Российскую академию культуры и искусства, Денис остался работать в коллективе. На его плечи легла ответственная работа по подготовке подрастающего поколения, так сказать «пилотная подготовка». Попутно играл, ставил хореографические композиции в наших спектаклях. Сейчас он уже окончил институт и занимается педагогической деятельностью в Москве.

Замечательная девочка с большими грустными глазами - Татьяна Алексеева, закончив Сургутский филиал Российской академии театрального искусства, стала актрисой Сургутского музыкально-драматического театра. Нам приятно было встречаться с ней во многих театральных постановках, где она исполняет главные характерные роли. Сейчас она по семейным обстоятельствам уехала в Таганрог, где так же играет в театре.

Ещё одна наша маленькая актриса - Юлия Уткина
В роли Пэппи, крайняя справа
. Она и Пеппи в спектакле «Весёлые приключения Пеппи и её друзей», и Золушка в пьесе «А жизнь – это не бал...», и Джейн в «Мэри Попинс, до свидания», и Марта в «Ведьме на каникулах», и тётя Полли в «Поллианне». Везде она безукоризненно точна в трактовке образов, в подаче своих героинь. Это на её плечи (после ухода Дениса Ломакина) легла хореографическая подготовка ребят, работа по постановке танцевальных композиций. Высокий профессионализм которых до сих пор отмечают все, кто хоть раз видел их на сцене. Сейчас, закончив Сургутский филиал Российской академии театрального искусства, она сама ставит спектакли (её дипломная постановка «Анджело») и играет в Сургутском музыкально-дрматическом театре. Сегодня в этом театре играют и наши выпускники: Павел Касьян, Диана Жаворонко.


О
Павел Касьян и Юля Уткина в спектакле «Поллианна»
Пашке хочется сказать особо. В нём удивительным образом сочетается юмор и серьёзность. Это глубоко чувствующий, наделённый богатым внутренним миром человек. Сколько выдержки, настойчивости проявил он, когда впервые попал в наш коллектив. Было очень сложно, приходилось многим поступиться, над многим поработать. А в результате получился актёр с глубокой энергетикой, богатой мимикой, позволяющей передавать чувства без слов. Его талант многогранен, помимо хореографии серьёзно занимается музыкой, играет на различных музыкальных инструментах. Как бы не приходилось трудно, он не бросал ни своих увлечений, ни учебных занятий. Это позволило с успехом поступить в Сургутский филиал Российской Академии культуры и искусства.

Алина Старикова тоже наша яркая звезда. Когда-то мы шутили «Алина - наша яркая драматическая актриса». Она тогда училась в 9-м классе. Но в каждой шутке есть доля истины. Умение чувствовать и создавать образ ярких, контрастных героев был у неё, как у профессиональных актёров. Сейчас она живёт и работает в Москве, снимается во многих фильмах.

Те, кто видел нашу постановку «Поллианна», наверняка запомнил быструю, эмоциональную, порывистую служанку Нэнси. Это была первая роль в нашем театре Ольги Ершовой. Она пришла к нам уже в самом конце 10 класса. Пришла и осталась, и сразу стала нашей. Открытая, с широко распахнутыми глазами, готовая все тонкости и премудрости театральной науки ловить на лету, такой она показалась нам в самом начале, такой мы принимаем её и сейчас. Пожалуй, только добавили в её портрет несколько новых красок, которые проявились в процессе сотворчества. В ней столько детства, озорства, доброй иронии, что даже простое общение превращается в весёлую историю. То, что Оля в предельно сжатые сроки «вошла» в такую сложную роль, говорит о незаурядном творческом потенциале.

Многим наш театральный коллектив помог найти своё признание, раскрыть свои таланты, да и просто найти друзей, освободиться от каких-то внутренних преград, как сейчас говорят, комплексов. Так получилось с Эльмирой Шайдуллиной. Когда она появилась у нас, это был колючий неуверенный, замкнутый человечек. Но, как оказалось, всё это куда-то ушло и перед нами - незаменимый, ответственный, обязательный человек. Кроме этого, особенно ей удаются характерные роли, передать мысли и чувства в танце – пожалуйста, создать эскиз афиши, программки – без проблем. И всегда это с фантазией, точно в срок.

Есть ещё одна страница в истории школьного театра, которая стала для меня открытием - наш театр известен за пределами города Сургута. Вначале о гастролях.

Самые первые - «Артек»
«Театр книги» в Артеке
в 1998 году. Я расскажу об этой поездке со слов Юли Уткиной, непосредственной участницы этих событий:

«Артек – это особое место для нас, его гостей. Мы попали туда в уникальный период, там проходил Международный детский кинофестиваль. Для нас это был не только отдых, просмотр фильмов, участие в творческой жизни лагеря (вечерние огоньки, традиционные конкурсы песен, танцев), это был ещё и наш творческий экзамен. Мы привезли спектакль «А жизнь – это не бал». Было очень ответственно, ведь там собрались лучшие коллективы не только России, но и зарубежных стран. Волнение было неописуемое. Да ещё почти у всех ребят пропал голос (последствия активной творческой лагерной жизни). Для спектакля нам определили лучшую сцену «Артека». Ого, там когда-то пел Шаляпин! После этого на сцену выходили с особым трепетом. Но тут зазвучали первые знакомые аккорды и …. Говорят, в зале плакали, мы этого не видели, но те чувства, которые передавались из зрительного зала, были нам созвучны. Можно сказать, что в этом спектакле слились воедино актёры и зрители. Это было счастье

Трижды театр встречался с сочинской публикой - первый и второй международные театральные фестивали 1999г, 2000г и пятый Всероссийский театральный фестиваль 2003г.

Ребята гордятся тем, что первый фестиваль «Волшебство сказки» открывался спектаклем «Весёлые приключения Пеппи и её друзей». Вот что писала о нашем выступлении сочинская газета «Черноморская здравница»: «Зал Зимнего театра, переполненный разновозрастным народом, горячо реагировал на весёлые приключения Пеппи, и хотя многие хорошо знали сказочную повесть Астрид Линдгрен, а кто-то видел её героев на этой сцене в профессиональном столичном варианте, - переживаний, смеха, радости было, хоть отбавляй. Любительский «Театр Книги» из далёкого и экзотичного для сочинцев Сургута всех покорил увлечённостью, раскованностью, яркостью исполнительских красок».

Словом, фестиваль начался с убедительного примера того, как надо верить в свои мечты. Они ведь сбываются не только в сказках».

А ребята в первую очередь вспоминают в Сочи творческие мастер – классы, которые помогали расти профессионально, творчески. После этого, приезжая домой, они воплощали появившиеся идеи, замыслы, решения в своих новых постановках. Для любительского коллектива эти поездки были настоящей школой актёрского мастерства. Ведь там с актёрами - любителями работали мастера хореографии, сценической речи, сценического движения, вокала. Это был мощный стимул в их творческой работе.

Очень часто и с любовью вспоминают маленькие актеры свои поездки в Щелыково (там находится музей- усадьба Островского) на ежегодный фестиваль любительских театров.
Маленькие артисты на зеленой траве Щелыково
Это не только конкурсные выступления, театральные мастер-классы, это ещё и живое общение с выдающимися мастерами, театральными педагогами и, конечно, признание. Здесь на фестивале явление «Театра книги» стало событием. Вот что пишет об этом П.Г.Попов, театральный педагог и режиссер, профессор, кандидат искусствоведения. В своем письме, которое назвал «Уроки Поллианны»: «Моя бы воля – все «Маски» и «Турандот» я отправил бы в Сургут... Оказалось, что театр и в наше время может быть по настоящему живым, всё зависит от нас самих. И главное есть люди, есть дети, способные этот театр создавать и дарить зрителю. Значит не всё ещё потеряно».

После спектакля «Поллианна», показанного в Щелыково, в журнале «Театральная жизнь»( №6, 2003г) появилась статья «Щелыковские зонтики». В ней не только высоко оценили постановку, но и в целом работу нашего театра: «Поллианна» стала своего рода творческим подтверждением необходимости фестиваля и шире – востребованности любительского театра вообще». А потом будут еще гастроли и победы на Всероссийском фестивале «Калужские театральные каникулы»в 2003г.

Наверно вам, как и мне, стало интересно, в чём секрет успеха этого коллектива. Посмотрев старые фотографии, записи спектаклей, поговорив с ребятами, мне кажется, я нашёл ответ на этот вопрос. В самом начале я уже упоминал об атмосфере увлечённости, которая царит в этом творческом объединении. Здесь нет равнодушных, каждый старается быть полезным. На тренировочных занятиях, на репетициях, все что-то придумывают, экспериментируют, предлагают, пробуют, настаивают на воплощении своих замыслов. Кажется, эта атмосфера называется творческой. И создателем её, вдохновителем всех самых дерзновенных замыслов, конечно, является художественный руководитель театра, режиссер Герасимович Людмила Вячеславовна. Это ей, вот уже 20 лет, несмотря на все трудности, удаётся сохранить театральный коллектив, создать эту атмосферу любви к искусству, перед которой отступают все трудности, и всем начинаниям сопутствует успех. Это ей удалось собрать, взрастить, вдохновить целое поколение увлечённых и заражённых театром людей. Это ей удалось не только воспитать актёров, но, что, на мой взгляд, гораздо важнее воспитать в нашей школе целые поколения зрителей.

Ещё мне хочется сказать о тематике наших спектаклей – это постановки, над которыми хочется думать, которые не оставляют равнодушными. Ребятам есть что сказать – надо уметь радоваться и уметь любить, как в спектакле «Поллианна» по Э. Постер, уметь верить и жить, даже если тебе осталось прожить несколько дней, как в спектакле «Оскар и Розовая Дама» по Э.-Э.Шмитт , не бояться быть сильными и уметь отстоять своё право на поступок, как в спектакле «Пластилин» по сказке Л.Корсунского «Бывший мышонок». Только человек с неравнодушным отношением к жизни может так подобрать материал, расставить акценты, суметь показать зрителю возможные пути решения нравственных проблем.

Но, конечно, все не так безоблачно. Главнейшей проблемой нашего театра является отсутствие постоянной труппы. Актёры оканчивают школу, поступают в вузы, но не все расстаются с «Театром книги». Некоторые из них продолжают работать с новым поколением студийцев, ведь коллектив театра не стареет, в него постоянно вливаются новые силы. И хотя сегодня не смолкают разговоры о том, что театр, это скорее прошлое, чем будущее, я верю у этого театрального коллектива ещё всё впереди.

Трудно дать точный прогноз, но одно ясно, - будут новые постановки, новые творческие проекты. Жизнь подбрасывает новые проблемы, о которых нужно говорить. Будет написан сценарий, подобрана музыка, поставлены танцевальные композиции, распределены роли, и... О чём? Неизвестно, но это обязательно добро, свет, любовь... Ведь так надо жить.

Коллектив полон творческих планов




Последействие (вывод по проекту):

Мы с руководителями проекта отнесли его к категории творческих, потому что считаем, что истинное творчество невозможно без исследования, поиска, открытий (пусть даже незначительных и для себя лично). Поэтому я поставил перед собой вопросы различного уровня (от основополагающего до проблемных) и даже сформулировал гипотезу, постаравшись придать этому антураж настоящего театра, ведь именно о нем я и пытался рассказать.

Мне бы хотелось, чтобы представленная работа рассматривалась как литературное размышление, вызванное увиденными спектаклями нашего школьного театра и фотографиями разных лет. Название самого конкурса, гипотеза, навеянная великим Сервантесом, невольно заставляли меня сравнивать этих необычных и замечательных людей (героев рассказа) с неравнодушным и пылким Дон Кихотом Ламанческим, которые, как и он, искренне уверены в том, что красота и добро спасут мир.


Особую благодарность выражаем Герасимович Л.В. за предоставленные материалы и право использовать фотографии из личного архива.


Данный проект стал предметом обсуждения на форуме официального сайта МОУ СОШ №1. Любой желающий может познакомиться с отзывами учеников нашей школы. Автор будет благодарен всем, кто пожелает оставить свое мнение на нашем форуме. ФОРУМ


Использованная литература:

1. Горбунова И. Щелыковские зонтики. // «Театральная жизнь», №6, 2003.

2. Наш маленький большой театр. // «Женская гостиная», №3, 2002.

3. Поллиана. Сб. статей. // «Страстной бульвар,10», спец. выпуск, 2003. – 22 с.

4. Слово о школе. // Альманах «Деловой Сургут», 2005.

Персональные инструменты
Инструменты