Команда КЛИО/Знакомьтесь Лезги

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Национальный костюм)
(Лезгинская кухня)
Строка 49: Строка 49:
 
|Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре. Повседневное блюдо – хинкал, гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан, суп с мясом (шурпа),  голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач— слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили  гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).  
 
|Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре. Повседневное блюдо – хинкал, гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан, суп с мясом (шурпа),  голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач— слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили  гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).  
 
|}
 
|}
 +
 +
==<font color=#000080>Фольклор</font>'''==
 +
 +
<big><font color="000080">
 +
 +
{|
 +
|Достойное место в лезгинском фольклоре занимает образ Шарвили – героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного духа.
 +
Шарвили – сын горца-чабана Даглара. Храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Он любит и уважает простых тружеников, покровительствует им. Благодаря своей силе, отваге, смекалке он всегда угадывает и предупреждает уловки неприятелей и побеждает их.
 +
По преданию богатырь появился на свет после того, как его родители съели по половинке большого краснощекого яблока, подаренного им сказителем, волшебником, лекарем и воином Кас-Бубой. Это – добрый, умный, любящий честных людей наставник Шарвили, не раз помогавший ему в трудные минуты. Шарвили всегда прислушивался к его советам.
 +
Шарвили – мужественный защитник народа, военный предводитель и непобедимый витязь. Он сражается с реальными врагами: Шарвили со своим войском откликается на призыв о помощи со стороны гонцов из Хаястана (Армении), вступает в битву с войском далекого Рима. Он также вступает в схватки и с мифическими существами, обитающими в подземном и подводном мирах, и побеждает их. 
 +
Герой неуязвим, пока твердо стоит на ногах, поскольку силу ему дает родная земля.  Но он погибает от коварства врагов, которые  хитростью оторвали его ноги от родной земли: предложили станцевать на ковре, под который насыпали горох. Шарвили поскользнулся и упал. Герой просит своих друзей никому не сообщать о своей гибели, но трижды позвать его, если понадобится. Таким образом, он становится бессмертным и готов всегда помочь своему народу. И потому эпос завершается восторженным обращением Кас-Бубы: 
 +
«Шарвили – живой всегда,
 +
Не умрет он никогда.
 +
Будьте вы едины вечно,
 +
Шарвили придет, конечно!                          Шарвили вернется к нам,
 +
К нашим праведным делам!»
 +
                                                                        Памятник Шарвили в Махачкале
 +
Значительное место в устном народном творчестве занимают пословицы и поговорки. В них отражаются представления и взгляды на жизнь, отношения между людьми, нормы поведения и мышления.
 +
Приведу некоторые из них:
 +
«Кьил цававаз фидайдан, кIвач къванцикъ галукьда» (Кто ходит со слишком поднятой головой, спотыкнется о камень).
 +
«Лараз пур ягъуналди, адакай шив жедач» (От того, что на осла наденешь седло, он не становится конем).
 +
«Къуьншидал хъверайла, жуван кьилел къведа» (Не смейся над бедой соседа, на твою голову свалится беда).
 +
«КIвалах инсандин нур я» (Труд украшает человека). «Ватандин къадир гъурбат акурдаз жеда» (Настоящую цену родины знает лишь тот, кто живет на чужбине).
 +
«Акьулсуз дустунилай акьуллу душман хъсан я» (Умный враг лучше глупого друга).  «Масадан балкIандай жуван лам хъсан я» (Свой осел лучше, чем чужой конь).
 +
Лезгинские детишки любили загадывать друг другу загадки (мискIалар).
 +
Ну, например:
 +
Имуча-муча. Муч халича Дагъдин кукIал къизил Хунча
 +
Что это – над горой золотой поднос? (солнце)
 +
«Са чубанди агъзур хеб хуьзва»
 +
Один пастух стережет тысячи овец. (луна со звездами)

Версия 11:43, 25 ноября 2017

Содержание

"Лезги" значит лезгин

Лезги", "лекь", во множественном числе — "лезгияр","лекьер" — так навзывают себя представители одного из коренных народов Кавказа - Лезги́ны[1]В Российской Федерации они живут в основном на Юго-Востоке Дагестана. Общая численность – 466 тыс. человек.

Лезгины один из самых мобильных народов Кавказа. Довольно многочисленные группы лезгин и других лезгинских народов есть во многих регионах России. В Ростовской области проживает лезгин – 3,7 тыс., табасаранцев – 2,2 тыс., удин – 1,6 тыс., всего лезгинских народов – 8,9 тыс. Сегодня их представителей можно встретить в различных районах нашей области, Егорлыкском, Константиновском, Сальском и т.д. Только в Ростове община лезгин составляет около 2 тысяч человек. Несмотря на то, что территория расселения лезгин вошла в состав России еще в 1813 г., массово переезжать в Донской край они стали не так уж давно. Об этом свидетельствуют данные переписи населения: в 1979 г. в Ростовской области проживал около 1000 лезгин (988 человек), 1989 г. – 3 260 человек, в 2002 г. – 3 659 человек, в 2010 г. – 3902человека. Как видим, с конца 70–х гг. отмечается количественный рост числа представителей лезгин. Во многом это было обусловлено системой отходничества, существовавшей у кавказских народов - выездом работоспособного мужского населения из северокавказского в экономически более развитые регионы Советского Союза, в число которых входила и Ростовская область. Отходничество, в конечном итоге, привело к постепенному оседанию кавказского населения на территории области. После распада СССР разгоревшиеся на постсоветском пространстве конфликты и экономический кризис заставили многих людей покидать родные места в поисках "лучшей жизни". И относительно благополучная донская земля вновь стала для многих привлекательной.

История поселения лезгинского народа на территории Ростовской области

Файл:Https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Stamps of the Soviet Union, 1933-412.jpg?uselang=ru

О характере лезгин можно судить по описанию русского историка Н. Глиноецкого : «Лезгин серьезен, положителен, постоянно занят, возможно, лучшим устройством своего быта; во всех своих делах лезгин как будто бы сознает, что он должен трудиться не только на себя, но и для потомства. Взгляните на дома лезгин, на их сады; везде видно, что они заботятся о том, чтобы все это было прочно и долговечно. Эта поразительная черта их характера как-то не ладится и с известной их воинственностью… Лезгины воинственны, это правда, что вполне понятно вследствие сурового характера их родины (не только из-за постоянной борьбы с внешним врагом), но о них нельзя сказать, чтобы они были войнолюбивыми. Войнолюбивый и хищнический народ не станет заботиться об устройстве своего благосостояния, как это делает лезгин. В Закавказье лезгин считают самыми лучшими, самыми смышлеными и усердными работниками».

Традиции

Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести.

До наших дней сохранилась традиция обручать детей в раннем возрасте. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями. Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту ( калыма) у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага.Необычные традиции и обряды существуют в быту лезгин и сегодня. Все они уходят корнями в глубокую древность. Например, при строительстве дома лезгины вешают на стену предметы посуды. По традиции, это принесет новоселам счастье и благополучие. Часто лезгины в качестве оберегов используют колючие растения. Возможно, это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы, злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие. Первый день весны – 22 марта – совпадал с началом Нового года и отмечался как Яран сувар или Навруз байрам (Новый день). В Яран сувар разжигали факелы и костры. Факелы устанавливались на крышах и в воротах домов, с ними выходили на улицу и на склоны холмов, костры разжигали на площадях, улицах. В ночь на 22 марта все, даже старики, выходили на улицу и прыгали через костры со словами: «Заллай къада-бала цIу тухурай» (Пусть мои беды уносит огонь). Маленьких детей переносили через костер взрослые. И по сей день в эту ночь разжигают костры и прыгают через них. Конечно, сейчас прыгать через костер – просто детская забава, но раньше это был магический обряд. С утра во всех домах выставляли угощение: халву, сладкие слоеные пироги, мясные блюда. Особое значение придавалось калар – жареной пшенице с измельченными орехами и коноплей. Ими набивали карманы и угощали при встрече друг друга. Праздник цветов – один из самых ярких и эмоциональных весенних праздников лезгин, самый любимый у молодежи. Это всегда был радостный, веселый день! Определенной даты проведения праздника не было. Когда альпийские луга покрывались цветами, в один из теплых, солнечных дней весны юноши и девушки поднимались в горы. Молодежь наряжалась в лучшие одежды и рано утром выходила из аула. По пути в горы пели, танцевали, девушки били в бубен. В начале праздника выбирали Королеву цветов – самую красивую девушку. Королева цветов прошлого года торжественно надевала на ее голову огромный венок из собранных там же альпийский цветов. Но главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьбе. На них выяснялось, кто же из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Эти качества были просто необходимы в прежние суровые времена. Победителю присваивался почетный титул, в его честь исполнялась хвалебная песнь, присуждался приз – откормленный живой баран, которого он обязательно должен был поднять над головой. Но самое приятное для победителя было то, что букет альпийских цветов преподносила сама Королева праздника! Собравшиеся веселились, затевали разные игры, танцевали, пели, принимали участие в совместной трапезе. Затем собирали цветы и съедобные травы. Вечером возвращались в свои селения. Собранные цветы и травы раздавали всем встречным.

Национальный костюм

Мужской костюм состоял из рубахи, шаровар, бешмета, черкески, в холодную погоду – башлыка, овчинной шубы, папахи из овчины, в т.ч. праздничной – из серого или черного каракуля. Вместо бурок носили войлочную накидку. Особенностью мужской обуви лезгин были связанные из плотной шерсти сапоги с загнутыми носками. Женщины носили рубаху, бешмет, красные, черные, желтые или синие шаровары. На ногах – шерстяные чулки с цветным орнаментом, сыромятная обувь. Наиболее ус-тойчивой деталью костюма оказался платок.

Лезгинская кухня

Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре. Повседневное блюдо – хинкал, гатай-кабаб (жареное рубленое мясо с фасолью и картофелем), пловы, слоеные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан, суп с мясом (шурпа), голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач— слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

Фольклор

Достойное место в лезгинском фольклоре занимает образ Шарвили – героя, воина-богатыря, защитника Отечества, выразителя народного духа.

Шарвили – сын горца-чабана Даглара. Храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Он любит и уважает простых тружеников, покровительствует им. Благодаря своей силе, отваге, смекалке он всегда угадывает и предупреждает уловки неприятелей и побеждает их. По преданию богатырь появился на свет после того, как его родители съели по половинке большого краснощекого яблока, подаренного им сказителем, волшебником, лекарем и воином Кас-Бубой. Это – добрый, умный, любящий честных людей наставник Шарвили, не раз помогавший ему в трудные минуты. Шарвили всегда прислушивался к его советам. Шарвили – мужественный защитник народа, военный предводитель и непобедимый витязь. Он сражается с реальными врагами: Шарвили со своим войском откликается на призыв о помощи со стороны гонцов из Хаястана (Армении), вступает в битву с войском далекого Рима. Он также вступает в схватки и с мифическими существами, обитающими в подземном и подводном мирах, и побеждает их. Герой неуязвим, пока твердо стоит на ногах, поскольку силу ему дает родная земля. Но он погибает от коварства врагов, которые хитростью оторвали его ноги от родной земли: предложили станцевать на ковре, под который насыпали горох. Шарвили поскользнулся и упал. Герой просит своих друзей никому не сообщать о своей гибели, но трижды позвать его, если понадобится. Таким образом, он становится бессмертным и готов всегда помочь своему народу. И потому эпос завершается восторженным обращением Кас-Бубы: «Шарвили – живой всегда, Не умрет он никогда. Будьте вы едины вечно, Шарвили придет, конечно! Шарвили вернется к нам, К нашим праведным делам!»

                                                                       Памятник Шарвили в Махачкале

Значительное место в устном народном творчестве занимают пословицы и поговорки. В них отражаются представления и взгляды на жизнь, отношения между людьми, нормы поведения и мышления. Приведу некоторые из них: «Кьил цававаз фидайдан, кIвач къванцикъ галукьда» (Кто ходит со слишком поднятой головой, спотыкнется о камень). «Лараз пур ягъуналди, адакай шив жедач» (От того, что на осла наденешь седло, он не становится конем).

«Къуьншидал хъверайла, жуван кьилел къведа» (Не смейся над бедой соседа, на твою голову свалится беда).
«КIвалах инсандин нур я» (Труд украшает человека). «Ватандин къадир гъурбат акурдаз жеда» (Настоящую цену родины знает лишь тот, кто живет на чужбине).

«Акьулсуз дустунилай акьуллу душман хъсан я» (Умный враг лучше глупого друга). «Масадан балкIандай жуван лам хъсан я» (Свой осел лучше, чем чужой конь). Лезгинские детишки любили загадывать друг другу загадки (мискIалар). Ну, например: Имуча-муча. Муч халича Дагъдин кукIал къизил Хунча Что это – над горой золотой поднос? (солнце) «Са чубанди агъзур хеб хуьзва» Один пастух стережет тысячи овец. (луна со звездами)

Персональные инструменты
Инструменты